Урок русского языка для 2 класса. Тема: "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Пожарская Светлана Владимировна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

                            ТЕМА: Род имен существительных.

Цель: дать представление о роде имен существительных;

     познакомить с приемами распознания рода имен существительных;

     определять род у существительных с нулевым окончанием;

     правильное употребление имен существительных определенного рода в речи;

                                   ХОД  УРОКА.

ОРГМОМЕНТ: Ребята сейчас урок русского языка. Откройте тетради, запишите число классная работа.

   - Начнем урок с орфографической минутки. Я читаю слова, вы записываете в тетради, выделяете орфограммы.

  Борода, полоса, голосок, сторона, колосок, небеса, молоток, сапожок, берега.

- Один выполняет у доски, остальные в тетрадях.

- Борода. Какие орфограммы в этом слове? Безударная гласная о в корне, проверочное слово – бороды,  вторая гласная о проверяемая, проверочная слово – бородка.

- Что общего в написании этих слов? (есть орфограммы, три слога)

-Какой части речи все эти слова? (имена существительные)

- Что такое имя существительное?

(Часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает признак предмета.)

- Какие морфологические признаки имен существительных вы знаете? (одуш, нариц,)

- Какие общие признаки у этих существительных?

- Сегодня на уроки вы узнаете еще об одном грамматическом признаки имени существительного.

- Прочитайте тему урока. РОД ИМЕН  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

- Какой новый признак?

- Род!

- Ребята, в русском языке существует три рода имен существительных: женский, мужской, средний род.  

   На доске слова:

        Заяц, зайчиха, море.

        Мальчик, девочка, солнце.

- Как вы думаете, какие слова можно отнести к женскому, мужскому, среднему роду?

 - Вы верно думаете. Давайте посмотрим на таблицу.

- Так вот ребята, существительным мужского рода, относятся имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН.(помещаю слова в таблицу)

- Ребята, а сейчас я буду называть вам имена существительные, и мы вместе определим, к какому роду они относятся.

  Волна, гнездо, берег, солнце, земля, облако, дядя, тетрадь, дедушка.

- Давайте прочитаем определение на стр. 22

- Какой бывает род у имен существительных? Как определить , что сущ. муж., сред., женского рода? (выборочное чтение).

- Ребята, имена существительные могут относится к одному из трех родов, а не изменяются по родам.!

- Может кто-то попробует воспроизвести определение с помощью таблицы.

- Обратимся снова к нашим словам. Давайте выделим окончание.

- Вспомните как выделять окончания. (первые выделить самой, остальные самостоятельно).

-Какие окончание имеют имена существительные  мужского, женского, среднего рода?

- Ребята обратите внимание, окончания могут быть одинаковые у имен существительных мужского и женского рода, а средний род имеет свои окончания. Какие?

- Теперь выполним упражнение 35. Прочитайте первую часть задания. В чем их сходство? В чем различие?

 По цепочке проговорить.

- 1 вариант выпишет слова мужского рода, 2 вариант – женского.

- Проверим.

- Найдите среди слов отгадку?

   Загадка.

- Кто может подобрать синонимы к этому слову? (койка, колыбель, постель).

- Когда мы так говорим?

- Сколько орфограмм в этом слове? Какой звук мы слышим в корне, а пишем?

- Как проверить? (подобрать семейку однокоренных слов: кроватка, кроватное.) Можно проверить?

- Какая еще орфограмма? Что она обозначает?

- Приготовьтесь произнести каждый звук и дать ему характеристику.

- Ребята, а давайте к каждому из этих слов подберем подходящее прилагательное.

 Жаркий июль.

Запасное задание:

 1) Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное.

Ловкая …, мягкая…, теплое…, крепкая…, поздний…, глубокое, робкая…, легкий…

 Напиши словосочетания определи род имен существительных.

2) Замени каждое предложение одним словом. Запиши.

1. Работник почты, который разносит письма, газеты, журналы.

2. Приспособление, с помощью которого проводят линии или измеряют что-либо.

3. Белое сладкое вещество, которое приготавливается в нашей стране из свеклы.

4. Сосуд, в котором кипятят воду для чая или заваривают чай.

 Определи род имен существительных.

Итог урока: По каким признакам определяется род имен существительных. Имена существительные относятся к одному роду, а не изменяются по родам.

Запишите домашнее задание: выучить определение, упр. 36.

 

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"

Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...

Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".

Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Русский язык 2 класс. Тема: Определение имени существительного

Урок русского языка на тему: Определение имени существительного. Разработан для УМК "Школа 2100", с использованием презентации....

Конспект урока русского языка, 3 кл. Тема: "Род имен существительных"

Конспект урока русского языка   Тема: Род имен существительных.Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить имена существительные в упражнениях, познакомить с приёмами определ...