"Однокоренные слова". Русский язык. 2 класс
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Чернова Любовь Борисовна

Материал к уроку русского языка во 2 классе по УМК "Планета знаний".

Цель урока : познакомить с признаками однокоренных слов и научить подбирать родственные слова, находить и выделять корень в однокренных словах.

План-конспект урока может быть использован как самостоятельный, так и в качестве основы для создания своего, индивидуального плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, настрой на урок.

У: Громко прозвенел звонок –

    Начинается урок.

    Мы пришли сюда учиться, не лениться , а трудиться.

    Работаем старательно, слушаем внимательно.

- Ребята, мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

 II. Чистописание.

  1. Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:

*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;

*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;

*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;

*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.

2.  - Посмотрите на буквы: О, Ь, С, Н, Е (на доске отдельные буквы из магнитной азбуки)

 - Назовите их. Какая лишняя?

 - Разделите оставшиеся буквы на две группы. Назовите их (гласные, согласные).

 - Составьте и запишите пары из согласных и гласных букв. Следите за высотой и наклоном букв.

III.  Словарная работа.

 1.- Составьте из этих букв, слово. Запишите слово на следующей строке.

- назовите осенние месяцы. Запишите их. Проверьте свои слова. (осень, сентябрь, октябрь – карточки на доску).

 2. - назовите последний месяц осени (ноябрь – карточка на доску). Это пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью». В народе ноябрь еще называют «чернотропом». Почему? (пышный, пестрый ковер из листьев в ноябре почернеет и поблекнет, тропинки в лесу станут черными, вот и чернотроп).Запишите слово в тетрадь.

3.  - подберите слова-ассоциации, которые помогут запомнить букву О (дОждь, хОлОд, мОрОз – карточки со словами на доску).

4. Народ придумал много пословиц про осенние месяцы. Вот одна из них: «В ноябре мороз приосанивается». Как вы понимаете выражение приосаниваться? (выравнивать плечи, становиться более уверенным).

Покажите, как это надо сделать (дети, сидя, выпрямляют спину, расправляют плечи). Надо всегда следить за осанкой и держать спину прямо!

IV.  Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах и корне.

1.(слайд №1)

- Грибная пора наступила. Смотри:

 Из леса грибочку несут грибники.

А где-то еще притаился грибок…

Заглядывать нужно под каждый листок!

- Прочитайте запись. О чем четверостишие? Когда наступает грибная пора? О чем нужно помнить, собирая грибы? (съедобные, несъедобные). Какую пользу мы получаем, собирая грибы? (свежий воздух, ходьба, наклоны). Физкультминутка «По грибы» ( Глубокий вдох-выдох, ходьба на месте, наклоны, глубокий вдох-выдох).

 2. - Найдите в тексте и выпишите родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.

(Дети предлагают свои варианты)

- Почему мы испытываем затруднение? (Не знаем какие слова называются родственными)

- Значит, что сегодня на уроке мы должны узнать? (что такое родственные слова)

- Что нам в этом поможет? (личный опыт, учитель, учебник)

3. Формулируем цель и задачи урока:

 - знать, какие слова называются родственными

- знать признаки родственных слов

- уметь подбирать родственные слова

4. Послушайте сказку:

     Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.  Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов  так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик,  уютный и округлый.

Делаем вывод: Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными).

Стр.80 учебника, читаем правило.

4. Итак, какие же признаки есть у родственных слов?

Родственные слова – это:

1) слова близкие по смыслу.

Назовите из стихотворения близкие по смыслу слова (грибная, грибочки, грибники, грибок). Докажите.

2) в словах должна быть общая часть

Как называется общая часть? (корень)

Выделите в словах общую часть.(гриб-)

Как еще можно назвать родственные слова? (однокоренные)

Слайд №2 «признаки родственных слов»

V. Физкультминутка.

VI. Упражнения на закрепление.

  1. Слайд №3. «Как растут слова».

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень -

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

Ну а вот и садовод.

И садовник с ним идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

- Найдите однокоренные слова. Выпишите. Выделите общую часть – корень.

2. Игра «Засели домик».

Одновременно в три домика приехали  «родственники». Правильно ли родственники заселились в домики?

Дети по очереди выходят к доске и рядом со словом ставят «+» - если верно, «-»  - если неверно, «?» - если затрудняется.

На доске:      лис-                мор-              вод-

                   Лиса              морской            вода

                    Лист              моряк               водичка

                 Лисонька          мороз              водный

                     Лисий            морячок           водитель

3.Слайд №4 «Какое слово лишнее?»

Списать однокоренные слова, выделить корень.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, теплый, жаркий.

4.Слайд №5

Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.

 - Родня ли Гусиница Гусю? Почему?

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Найти и выписать семью родственных слов. Выделить корень.

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж и его ежиха.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них –

Очень тихий ёжик.

Ребята обмениваются тетрадями в парах. Проводят проверку работы. Ставят оценку друг другу.

 VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.подведем итог урока. Я задаю вам вопросы, вы – отвечаете. Если ответ правильный – хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

Что мы называем корнем?

Какие слова называются однокоренными?

Какую мы цель ставили в начале урока?

2.Оцените свою работу. Обведите ту цифру, на какую, вы считаете, работали сегодня. (у детей оценочный лист с цифрами от 1 до 10). Кто поставил себе 10? 9? И т.д.

3.Д/з: упр. 4 стр.81 (найти и выписать слова с корнями –лист-, -ягод-, -букет-) или упр.5 стр. 81(выписать однокоренные слова).Задание на выбор (дифференцированный подход).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова.  На уроке используется презентация, за...

Интерактивное сопровождение к уроку русского языка по теме "Однокоренные слова" во 2 классе

Презентация для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа России"....

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Русский язык 2 класс

Цели: формировать умение подбирать однокоренные слова; знать два признака однокоренных слов; уметь применять полученные знания и умения...

Конспект урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" в 3 классе

Конспект урока по русскому  языку в  3 классе на  тему "Онокоренные слова"...

Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс

Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...