РПУ по русскому языку 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме

Новикова Ольга Сергеевна

Рабочая программа учителя по русскому языку составлена к УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpu_po_russkomu_yazyku_3kl.docx204.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

 п. Луговое  Гурьевского района

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/ Новикова О.С../

            Протокол № ____ от

           «_____»_________2011 год

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________/ Иваненко О.Н./

             Протокол № ____ от

             «_____»________2011 год

«Утверждаю»

Директор школы

    __________/ Григорьева О.Б../

                   Протокол № ____ от

 «____»_________2011год

Рабочая программа педагога

Новиковой О.С.

 

Русский язык,  3 «А» класс


2011-2012учебный год

Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс -3 «Б»

Учитель – Новикова О.С.

Количество часов:  всего-170 часов, в неделю -5 часов

        Плановых контрольных диктантов –  11

Работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Входной диктант

Тематический диктант

итоговый

списывание

изложений

сочинений

Планирование  составлено на основе  требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования.

В учебно-методический  комплект   « Школа России» входит:

Учебник  Русский язык. 3 класс. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е – Ч. 1, 2. – М.: Просвещение, 2011.

     Контрольные работы  по русскому языку 3кл 2011г. Авторы Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е

Дополнительная литература:

Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. Л.А. Псарёва, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова  Москва «Вако»; 2011г.

Пояснительная  записка

        Тематическое планирование составлено на основе областного базисного плана для общеобразовательных учреждений. Курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.

3 класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам, прежде всего потому, что происходит формирование основных понятий курса:

 - части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол),

 - значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание),

 - предложение, словосочетание, текст.

Дети изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для освоения языка и овладения речью. На основе знаний состава слова в 3 классе проводится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.

Одной из важных задач обучения русскому языку является также формирование навыков каллиграфически правильного написания слов.  В 3 классе обучение каллиграфии строится с учетом трудностей и недостатков ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Эта работа проводится на уроке в течение 7-8 минут.

Чистописание.

      Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (освоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и их соединений типа з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; Г, П, Т, Р, З, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; Пп, Чч, Рр, Вв, Ее, Зз, Уу и др. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, об, уе, до, cв и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.

      Слова с непроверяемыми написаниями: берёза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса.

Обучающиеся должны знать:

  1. главные и второстепенные члены предложения;
  2. части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные лексико -грамматические признаки;
  3. корень, приставку, суффикс, окончание;
  4. сложные слова.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  1. главные и второстепенные члены предложения;
  2. предложения распространенные и  нераспространенные;
  3. однокоренные слова и разные формы одного слова;
  4. разделительные мягкий и твердый знаки;
  5. приставки и предлоги;
  6. имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам.

Обучающиеся должны уметь:

  1. разбирать предложение по членам предложения;
  2. обозначать на письме интонацию перечисления;
  3. разбирать слова по составу;
  4. проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова;
  5. проверять  написание суффиксов -ик, -ек;
  6. писать раздельно предлоги со словами;
  7. писать приставки;
  8. определять род, число, падеж  имен существительных и  имен прилагательных; число, время, лицо глаголов;
  9. писать не с глаголами; писать слова с непроверяемыми написаниями.

Примерное количество слов для словарных диктантов: 3 класс — 10 – 12слов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

3 класс, первое полугодие — 50-55, конец года — 55-65.

В текстах, предназначенных для изложения, количество слов увеличивается до 30—40.  

Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.

п\п

Наименование

раздела

программы

Тема урока

Количество часов

Тип

урока

Элементы содержания

урока

Требования к уровню

подготовленности

учащихся

Вид

контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Различие понятий « текст», «предложение» и  «словосочетание»

1

Комбинированный

Уточнить представление о предложении, как целостной единице речи при формировании выражении и сообщении мысли. О словосочетании, как распространенном слове, которое является материалом для образования предложения.

Учащиеся должны уметь правильно оформлять запись предложение и устанавливать связь слов в предложении при помощи вопросов.

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах

С.5  упр.5

2

Выделение словосочетаний в предложении.

1

Изучение нового материала

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие).

Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов

Фронтальный

С.7    упр.11

3

Различие предложений по цели высказывания и интонации.

1

Комбинированный

Определение основной мысли, текста, передача его содержания по вопросам. Различение предложений по цели высказывания и по интонации.

Учащиеся должны уметь различать предложения по цели высказывания и по интонации. Устанавливать связь слов в предложении.

Фронтальный

Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Постепенный переход на скорописное письмо. Признаки текста

С. 10  упр. 16

4

Различие предложений по цели высказывания и интонации

1

Комбинированный

С.14  упр.20

5

Части речи, их употребление в предложении.

Звуки и буквы.

Различие понятий «предмет» и «слово». Слова, обозначающие предмет, действие предмета и признак предмета.

1

Комбинированный

Слово и его значение. Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни  

Уточнение лексического значения и грамматических признаков имени существительного                                                                                

Учащиеся должны знать\понимать: части речи. Различать  их по смыслу и вопросам.

Знать понятие об имени существительном. Грамматические признаки . Роль существительного в предложении.

Фронтальный

Фронтальный

Словарное богатство русского языка. Прямое и переносное значение слова.

С.17  упр. 29

6

Начальная форма имени существительного

1

Комбинированный

С.21  упр.37

7

Различие в тексте имён существительных, глаголов и мён прилагательных.

1

Комбинированный

Уточнение лексического значения и грамматических признаков различных частей речи                                                                              

Знать понятие о частях речи. Различать их в тексте  по значению слова и  вопроса.

Синонимы и антонимы:

С.22  упр.40

8

Часть речи- предлог. Его роль в предложении.

1

Комбинированный

Предлог как часть речи. Его роль в предложении.

Учащиеся должны уметь устанавливать связь в предложении. Правильно писать предлоги  с другими частями речи.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Строить небольшие по объему, близкие по тематике тексты в устной и письменной форме.

Фронтальный, индивидуальный

наблюдение в эталонных текстах, использование в речи

С. 23  упр.42

9

Сочинение по теме «наша Родина - Россия»

1

проверочный

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике.

10

Входной контрольный диктант

1

Контрольный

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Текущий

11  

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Различие понятий «звук» и «буква». Алфавит.

1

Комбинированный

Повторение правил правописания за 2 класс.

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные

и безударные.

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи

Фронтальный

Индивидуальные задания

С.26  упр.49

12

Написание большой буквы в словах и предложении.

1

Комбинированный

Гласные ударные

и безударные. Словесное ударение

Учащиеся должны уметь использовать правило правописания имен собственных

Фронтальный, индивидуальный

С.26 упр.50

13

Перенос слов. Ударение.

1

Комбинированный

Гласные ударные

и безударные. Отрабатывать навыки правильного переноса слов.

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов

Фронтальный, индивидуальный

С.31 упр.57

14

Безударные гласные  в корне слова.

1

Комбинированный

Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Представление о возможном расхождении  произношения и написания слова. Орфограмма.

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов. Использовать изученные орфограммы.

Фронтальный

С. 34  упр.61

15

Проверка безударных гласных в корне.

1

Комбинированный

Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Представление о возможном расхождении  произношения и написания слова. Орфограмма.

Учащиеся должны уметь проверять безударные гласные в корне двумя способами: изменение формы слова и образованием родственных слов

Фронтальный

С.35 упр.65

16

Контрольное списывание по теме « Знаки препинания в предложении»

1

Контрольный

Списывание в соответствии с изученными правилами.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Проверочный

Индив. задания

С.36  упр.67

17

Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные.

1

Комбинированный

Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи

Использовать изученные орфограммы.

Фронтальный

С.41  упр. 77

18

Проверка парных согласных в конце слова.

1

Комбинированный

Произношение и обозначение на письме парных согласных в  конце слове

Д.М.

19

Проверка парных согласных в середине слова.

1

Комбинированный

Произношение и обозначение на письме парных согласных в  середине  слове

Д.М.

20

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных

1

Урок закрепления ЗУН

Звуки и буквы: гласные и согласные. Обозначение мягкости согласных

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов

Фронтальный, индивидуальный

С.45  упр.86

21

Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

Комбинированный

Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов с  гласными после шипящих

Фронтальный, индивидуальный

С. 47 упр.93

22

Обучающее изложение « Первый снег» упр.95.

1

Проверочный

Изложение содержания прослушанного

и прочитанного текста. Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Текущий

С.49  упр. 96

23

Разделительный мягкий знак. Работа над ошибками

1

Комбинированный

Обозначения мягкости на письме, разделительный мягкий знак. Различие мягкого знака и разделительного.

Использовать изученные орфограммы.

Фронтальный, индивидуальный

Д.М.

24

Контрольный диктант по теме

 « Проверка парных согласных, безударных гласных в корне слова»

1

Контрольный

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Звуки и буквы: гласные и согласные

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий

25

Синтаксис

и пункту-

ация

Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое. Работа над ошибками.

1

Комбинированный

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие).  Главные члены предложения.

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать предложение. Находить орфограммы, работать по памятке

Фронтальный

Различение и упо-требление в речи

С. 53  упр.  4

26

Определение подлежащего и сказуемого в предложении.

1

Изучение нового материала

Главные члены предложения , которых сказуемое  выражено разными частями речи.

Учащиеся должны уметь определять количество предложений в тексте, правильно оформлять предложения на письме. Подчеркивать главные члены предложения. Знать: что сказуемое может быть выражено не только глаголом.

Подлежащее может быть выражено не только существительным.

Личные местоимения могут быть в предложении подлежащими.

Фронтальный

простых и сложных предложений

С.55  упр. 8

27

Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи.

1

Урок закрепления ЗУН

Установление связи слов в предложении

Фронтальный, индивидуальный

С.57  упр. 14

28

Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения.

1

Изучение нового материала

Подлежащее и сказуемое. Подлежащее выражено личными местоимениями.

Фронтальный

С.60   упр.18

29

Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены.

1

Закрепление

Главные члены предложения.

Учащиеся должны уметь: определять какой частью речи  являются в предложении подлежащее и сказуемое

Фронтальный, индивидуальный

 С. 61  упр.21

30

Обучающее изложение зрительно воспринятого текста. Упр. 22

1

Проверочный

Изложение содержания прослушанного

и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм

Текущий

Д.М.

31

Второстепенные члены предложения.

(определение дополнение, обстоятельство)

1

Изучение нового материала

Порядок слов в предложении.  Распространенные и нераспространенные предложения

Составление распространенных и нераспространенных предложений по схемам.

Учащиеся должны уметь определять второстепенные члены предложения и составлять предложения по схемам.

фронтальный

С. 66 упр. 29

32

Составление предложений по схемам

1

Закрепление

Устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными. составлять предложения по схемам.

С. 68  упр. 35

33

Установление связи между главными и второстепенными членами предложения

1

Комбинированный

Установление связи между главными и второстепенными членами предложения. Построение предложений по рисунку.

Учащиеся должны уметь:

-устанавливать связи между главными и второстепенными членами предложения

-делать разбор предложений по частям речи

-выделять из предложения, словосочетание

-распространять предлож-я

Фронтальный, индивидуальный

С.70  упр. 41

34

Составление распространённых предложений.

1

Изучение нового материала

Разбор предложений по членам предложения и частям речи.

-делать разбор предложений по частям речи

-выделять из предложения, словосочетание

-распространять предлож-я

Фронтальный

Д.М.

35

Итоговый диктант за первую четверть.

1

Контрольный

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

использовать изученные орфограммы на письме

Проверочный

36

Работа над ошибками Различие предложения и словосочетания. Однокоренные слова.

1

Комбинированный

Различение и сравнение предложений, словосочетаний и группы слов. Составление из данных слов словосочетаний и предложений.

Учащиеся должны уметь:

-делать разбор предложений по частям речи

-выделять из предложения, словосочетание

-распространять предложения

Фронтальный,

Индивидуальный

С.72  упр. 44

37

Сочинение на тему « Кто как готовится к зиме»

1

Текущий

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике.

Учащиеся должны уметь записать созданный ими  текст используя изученные орфограммы

38

Логическое ударение, интонация перечисления

Логическое

ударение в предложении.

1

Изучение нового материала

Логическое ударение (практическое усвоение)

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи .

Фронтальный

С.77  упр.  54

39

Постановка логического ударения в предложении.

1

Урок закрепления ЗУН

Логическое ударение (практическое усвоение)

Фронтальный, индивидуальный

Д.М.

40

Предложения

С интонацией перечисления.

1

Изучение нового материала

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Фронтальный

41  2чет

Обозначение на письме запятой интонации

перечисления

1

Изучение нового материала

Интонация перечисления.

Умение передавать интонацию

Перечисления в устной речи и обозначать ее на письме.

Фронтальный

С.80  упр.60

42

Постановка в предложении логического ударения

1

Комбинированный

Знаки препинания

в предложениях с однородными членами

Учащиеся должны уметь:
– использовать приобретенные знания и умения.

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальный

С.84  упр.66

43

Контрольное списывание «Ручная ворона»

1

проверочный

Выделение в тексте предложений. Расстановка знаков препинания. Применение навыков списывания.

Текущий

Д.М.

44

Окончание –изменяемая часть слова. Разные формы одного и того же слова.

1

Изучение нового материала

Окончание и основа. Разные формы слова, однокоренные слова.

Учащиеся должны знать\понимать значимые части слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова

Фронтальный

С.90  упр.7

45

Нулевое окончание.

1

Изучение нового материала

Нулевое окончание

Фронтальный

С. 92  упр.13

46

Состав слова

Основа слова

1

Комбинированные

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу

Учащиеся должны знать\понимать значимые части слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова

Фронтальный

Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова

С.96  упр. 22

47

Выделение основы. Согласование прилагательного с существительным

1

Изучение нового материала

Знакомство учащихся с согласованием в словосочетании прил.+ сущ.

Главная часть основы слова – корень.

Учащиеся должны уметь:

различать произношение и написание слов;

– анализировать и кратко характеризовать состав слова;

– выполнять разбор слова по составу

Фронтальный

С.97  упр. 26

48

Корень слова. Однокоренные слова.

1

Урок закрепления ЗУН

Фронтальный, индивидуальный

С 100  упр. 32

49

Приставка

1

Изучение нового материала

Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса

Учащиеся должны знать\понимать значимые части слова

Фронтальный

С.102  упр.35

50

Суффикс.

1

Изучение нового материала

Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова

Фронтальный

С. 104  упр. 41

51

Разбор слова по составу

1

Изучение нового материала

Разбор слова по составу

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова

Фронтальный

 С.106  упр.43

52

Различение разных форм одного слова и однокоренных слов.

1

Комбинированный

Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса

Учащиеся должны знать/понимать формулировку правила об однокоренных (родственных) словах.

Уметь подбирать и образовывать однокоренные слова с помощью аффиксов

Фронтальный

Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова

 С. 108  упр.47

53

Состав слова

Правописание безударных гласных в корне

1

Изучение нового материала

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова

Учащиеся должны знать\понимать разные способы подбора проверочных слов.

Фронтальный

 С. 111  упр.56

54

Состав слова. Перенос слов

1

Закрепление

Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса.

Учащиеся должны уметь  применять правила для переноса слов

Фронтальный

С. 110  упр.54

55

Единообразное написание корней однокоренных слов.

1

Изучение нового материала

Однокоренные слова

Учащиеся должны уметь  применять правила правописание безударной гласной и парной согласной в корне слова

Фронтальный

С.114  упр.63

59

56

Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.

Изучение нового материала

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу

Учащиеся должны знать/понимать  правила об однокоренных (родственных) словах, подбирать и образовывать однокоренные слова с помощью аффиксов

Фронтальный

С. 117  упр.70

57.  58

Чередование согласных звуков в корне слова

2

Комбинированный

Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Представление о чередовании согласных в корне слова.

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова

Фронтальный

С.119  упр.74

С.122 упр.82

Сочинение по наблюдениям или по картине А.А. Пластова « Первый снег»

Работа над ошибками

2

Проверочный

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Текущий

59

Беглые гласные  в корне слова

1

Изучение нового матер-ла

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова;

Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова

Фронтальный

С.124 упр.86

60

Чередование согласных и беглые согласные в корне.

1

закрепление

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова;

Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова

Фронтальный

 С.126  упр.91

61

Два способа проверки безударных  гласных и парных согласных в корне слова.

1

Изучение нового материала

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова;

Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова и использовать изученные орфограммы при письме

Фронтальный

С.128 упр. 98

62

Образование однокоренных слов с помощью суффикса

1

Комбинированный

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова;

Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова

Фронтальный

С.131  упр.103

63

 

   Диктант.

.

1

Проверочный

Применение на практике правил написания слов с изученными орфограммами. Разбор слов по составу.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Текущий

64

Работа над ошибками.

Правописание суффиксов -ик-,

-ек-

1

Изучение нового материала

Формирование представления правописаний суффиксов

 –ик, -ек.

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание суффиксов в  словах

Фронтальный

С.133 упр.110

65

 Обучающее изложение зрительно воспринятого текста упр. 111 стр.134

1

Проверочный

Изложение содержания прослушанного

и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм

Текущий

Д.М.

66

Правописание суффиксов -ик-,

-ек-

1

Изучение нового материала

Правописание слов с  суффиксами –ик, -ек.

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов

Фронтальный

С.136 упр. 116

67

Развитие речи. Поздравительное послание президенту страны

1

Обучающий

Развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса,составление и оформление поздравлений

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Текущий

68

Приставка – значимая часть слова

1

Изучение нового материала

Роль приставок в речи. Основные правила их правописания.

Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова

Фронтальный

С.139  упр.121

69

Правописание приставок по-, под-, от-, про-, до-, об-

1

Изучение нового материала

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках

Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю)

Фронтальный

Отличие предлогов от приставок

С.139  упр.122

70

Правописание приставок на-, за-, над-

1

Изучение нового материала

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках

Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю)

Фронтальный

Отличие предлогов от приставок

С.142 упр.128

71

Правописание приставок с-, из-, под-, от-

1

Изучение нового материала

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках

Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю)

Фронтальный

Отличие предлогов от приставок

С.143 упр.131

72

Правописание приставок и предлогов

1

Изучение нового материала

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках

Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю)

Фронтальный

Отличие предлогов от приставок

С.147  упр.139

73

Контрольный диктант за 2 чет.

1

Контрольный

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации,

находить способ проверки написания слова

Текущий контроль (диктант

74

Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов

1

Повторение

Формирование навыков правильного написания предлогов и приставок.

Учащиеся должны уметь:

- отличать предлог от приставки и применять полученные знания на письме.

Фронтальный

С.148  упр.143

75

Изложение

«Птичья дружба»

1

Проверочный

Содержание прослушанного текста. Изложение текста повествование

Учащиеся должны уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Текущий

Раздельное написание предлогов

76

Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов

1

Повторение

Формирование навыков правильного написания предлогов и приставок.

Учащиеся должны уметь:

- отличать предлог от приставки и применять полученные знания на письме.

Фронтальный

С.7  упр.11

77

Правописание не с глаголом

1

Изучение нового материала

Правописание не 

с глаголами. Роль частицы –не в речи.

Учащиеся должны уметь:

- отличать предлог от приставки и применять полученные знания на письме.

Фронтальный

С. 10  упр.15

78

Правописание не с глаголом (закрепление)

1

Комбинированный

Упражнение в правописании не с глаголами.

Учащиеся должны уметь:

- отличать предлог от приставки и применять полученные знания на письме.

С.11  упр.17

79

Упражнение

в правописании не с глаголом

1

Комбинированный

Фронтальный, индивидуальный

С.12 упр.21

80

Контрольное

списывание   с грамматическим заданием «Старые знакомые»

1

Проверочный

Списывание текста с проговариванием и самопроверкой

Учащиеся должны уметь:

-разбивать текст на смысловые части

-применять орфографические навыки

текущий

81

3 четверть

Состав слова

Понятие о разделительном твёрдом знаке

1

Изучение нового материала

Разделительное произношение звуков

в слове и способы

их обозначения

Учащиеся должны знать/понимать значимые части слова

Фронтальный

С.16   упр.27

82, 83

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

2

Комбинированный

Разделительные мягкий и твердый знаки

Учащиеся должны уметь анализировать

и кратко характеризовать состав слова

Фронтальный

С.19  упр.36

С.21  упр.41

84

Обобщение  знаний о написании разделительного твёрдого знака

1

Комбинированный

Разделительные мягкий и твердый знаки

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов

Фронтальный

С.24  упр.47

85

Обучающее изложение воспринятого на слух текста

1

Проверочный

Изложение содержания прочитанного текста (сжатое)

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности создание в устной и письменной форме несложных текстов

Тематическое изложение

86

Работа над ошибками. Непроизносимые согласные

1

Изучение нового материала

Правописание слов

с непроизносимыми согласными

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными

Фронтальный

С.26  упр.52

87

Правописание слов с непроизносимыми согласными

1

Комбинированный

Соотношение звуков

и букв в словах с непроизносимыми согласными

Учащиеся должны уметь:
– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности .

Фронтальный, индивидуальный

 С.28  упр.56

88

Слова с непроизносимыми согласными

1

Комбинированный

Правописание слов

с непроизносимыми согласными

Фронтальный, индивидуальный

С.29  упр.58

89

Правописание слов с непроизносимыми согласными

1

Комбинированный

Разные способы проверки правописания слов: использование орфографического словаря

Фронтальный, индивидуальный

 С.31  упр.66

90

Обучающее изложение воспринятого на слух текста

1

Проверочный

Изложение содержания прочитанного текста (сжатое)

Учащиеся должны уметь:

-определять основную мысль текста

-делить текст на части, озаглавливать их.

Тематическое изложение

91

Работа над ошибками. Непроизносимые согласные

1

Обобщение

Правописание слов

с непроизносимыми согласными

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов

Фронтальный

С.33  упр.71

92

Удвоенные

согласные

1

Изучение нового материала

Правописание удвоенных согласных

Соотношение звуков и букв в словах с двойными согласными

Правописание удвоенных согласных

Развивать орфографическую зоркость. Правила переноса.

Учащиеся должны уметь:
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
– различать произношение и написание слов

- переносить слова с двойными согласными

Фронтальный

 С.35  упр.78

93

Правописание слов с двойными согласными

1

Комбинированный

фронтальный

С.37 упр.82

94

Перенос слов

с двойными согласными

1

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

С.38  упр.85

95

Сложные слова

1

Изучение нового материала

Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса

Знакомство со способами образования сложных слов

Учащиеся должны знать/понимать значимые части слова

-правильно писать в сложных словах соединительные гласные –о или -е

Фронтальный

С.41 упр.93

96

Образование сложных слов

1

Комбинированный

Фронтальный

С.43  упр. 99

97

Сочинение по картине И. Грабаря « Февральская лазурь»

1

проверочный

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике.

Дать представление о холодных и теплых тонах картины

Учащиеся должны уметь 

-«читать» картину, понимать идейный замысел художника, развивать пространственное мышление

текущий

98

Сложные слова.

Словарный диктант.

1

Комбинированный

Разбор слова по составу. Отрабатывать навыки грамотного письма.

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова

Фронтальный

С.45  упр.103

99

Образование сложных слов

1

Комбинированный

Образование новых слов. Распознавание основ сложных слов.

Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова (в том числе и по словарю)

соблюдать изученные нормы орфографии

Фронтальный

С.46  упр.106

100

Правописание сложных слов

1

Комбинированный

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря

Фронтальный

С.48 упр.109

101

Контрольный диктант по теме

« Сложные слова.

Раздел-ный ъ»

1

Проверочный

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные правила орфографии и пунктуации

Тематический диктант

102

Работа над ошибками. Правописание сложных слов

1

Комбинированный

Анализ контрольной работы. Повторять правила написания орфограмм.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные правила орфографии и пунктуации

Фронтальный

С.50  упр.114

103

Морфология

Части речи. Имя существительное

1

Изучение нового материала

Имя существительное. Значение и употребление

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи

Фронтальный

С.54  упр.7

104

Понятие об имени существительном

1

Изучение нового материала

Одушевленные и неодушевленные .им.сущ..Собственные и нарицательные

Учащиеся должны уметь анализировать

и кратко характеризовать части речи

Фронтальный

С.57  упр.15

105

Употребление имён существительных в речи

1

Комбинированный

Образование новых слов с помощью суффиксов (ок, еньк, ужк, ник, ик,ек и т.д.)

Учащиеся должны уметь образовывать новые слова при помощи суффиксов.

Фронтальный, индивидуальный

С.61  упр.24

106

Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Масленица»

1

проверочный

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике.

Учащиеся должны уметь использовать изученные орфограммы на письме

текущий

107, 108

Работа над ошибками Род и число имён существительных

2

Изучение нового материала

Род имени существительного: мужской, женский, средний. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода

Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи

Фронтальный

С.64  упр.32

С.66  упр.38

109

Имена существительные мужского рода с твёрдой и мягкой основами.

1

Изучение нового материала

Формировать представления о том, что им.сущ. бывают с твердой и мягкой основами муж.рода.  Разбор им.сущ. по составу

Учащиеся должны уметь разбирать им.сущ. по составу

-определять род им.сущ.

Фронтальный, индивидуальный

С.69  упр.45

110

Свободный диктант

1

Обучающий

Формирование орфографической зоркости. Навыков грамотного письма.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии

22.02

111

Имена существительные среднего рода с твёрдой и мягкой основами.

1

Изучение нового материала

Формировать представления о том, что им.сущ. бывают с твердой и мягкой основами среднего рода.  Разбор им.сущ. по составу

Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст

Фронтальный, индивидуальный

С.71  упр.51

112

Имена существительные женского рода с твёрдой и мягкой основами.

1

Изучение нового материала

Формировать представления о том, что им.сущ. бывают с твердой и мягкой основами женского рода.  Разбор им.сущ. по составу

Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст

Фронтальный, индивидуальный

С.75  упр.60

113

Обучающее изложение

1

Контрольный

Изложение содержания прочитанного текста (выборочное)

Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты

Текущий

Д.М.

114

115

Работа над ошибками. Имена сущ. с шипящим звуком на конце

2

Комбинированный

Правописание имен существительных  с шипящим звуком на конце слова.

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи

Фронтальный

С.77  упр65

С.78  упр.67

116

Зрительно-слуховой диктант

1

Контрольный

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии

Итоговый

117

Изменение имен существительных по вопросам

1

Изучение нового материала

Изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы) и числам

Учащиеся должны знать формы слова.

С.82 упр.76

118

Изменение по вопросам одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

1

Комбинированные

Тренировать учащихся изменять по вопросам им.сущ.обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы.

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи

Фронтальный

С.87 упр.88

119

Упражнение в установлении связи слов  в предложении.

1

Комбинированные

Установление связи слов в предложении с помощью вопросов, предлогов и окончаний

Учащиеся должны уметь устанавливать связь слов в предложении при помощи вопросов.

Фронтальный, индивидуальный

С.89  упр.92

120

Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам.

1

Комбинированный

Знакомство с названием падежей, падежными вопросами  предлогами

Учащиеся должны уметь изменять существительные по падежам.

Фронтальный, индивидуальный

С.91  упр.97

121

Упражнение в изменении имен существительных по падежам и числам

1

Комбинированный

Изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Слова – помощники.

Учащиеся должны уметь склонять  имена существительные.

Уметь различать И.п. и В.п.

Фронтальный, индивидуальный (тест)

С. 93  упр.102

122

123

Склонение имён существительных

1

Урок закрепления ЗУН

Определение падежа имени существительного с предлогами и без.

Фронтальный, групповой

С.95  упр.106

С.97  упр.111

124

Сочинение в форме повествования

« Мартовское солнце»

К.Ф.Юон

1

проверочный

Создание небольших текстов Определение основной мысли произведения. Знакомство с творчеством К.Ф.Юона

Учащиеся должны уметь использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений

текущий

125

Обобщение знаний об имени существительном.

1

Урок закрепления ЗУН

Изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы) и числам

Учащиеся должны уметь определять падеж им.существительных.

С.100 упр.117

126, 127

Диктант за 3 четверть

Работа над ошибками.

2

Контрольный

Проверить навыки правописания изученных орфограмм.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Проверочный

Д.М.

128

Морфология

Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном

1

Изучение нового материала

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи

Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи

Фронтальный

С.103 упр.5

129

Употребление прилагательных в речи

1

Комбинированный

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными

Учащиеся должны уметь анализировать

и кратко характеризовать части речи

Фронтальный, индивидуальный

С.104 упр.8

130

Закрепление об имени прилагательном. Синонимы и антонимы

1

Комбинированный

Значение и употребление в речи имен прилагательных

Фронтальный

С.106 упр.12

131

     4 четверть

Число и род имен прилагательных

1

Изучение нового материала

Изменение имен прилагательных по родам и числам

Учащиеся должны уметь изменять имена прилагательные по родам и числам.

Знать: что род им.прилаг. совпадает с родом, числом и падежом им.сущ..

Фронтальный, индивидуальный

С.108 упр.16

132

Изменение им. прилаг.по числам и родам.

.

1

Комбинированный

С.110 упр.20

133,134,135

Родовые окончания им.прлагательных

3

Комбинированный

Правильное употребление им.прилагательных в речи. Установление связи им.прилаг.с им.сущ..

Учащиеся должны уметь определять род и число им.прилаг-х. Правильно писать родовые окончания.

Фронтальный, индивидуальный

С.113  упр.25

С.116  упр.33

С.118  упр.39

136

Обучающее изложение воспринятого на слух текста

1

Контрольный

Формирование умения анализировать текст, точно употреблять слова в речи. Подбирать синонимы

Учащиеся должны уметь передать смысл текста используя составленный план.

Текущий контроль

137

Работа над ошибками. Правописание родовых окончаний

1

Комбинированный

Изменение имен прилагательных по родам,

числам, согласование с именами существительными

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Учащиеся должны уметь правильно писать окончания им. прилагательных.

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Фронтальный,

 индивидуальный

С.120  упр.42

138

Контрольный диктант по теме « Родовые окончания имён прилагательных»

1

проверочный

139

Работа над ошибками.

Изменение прилаг-х по вопросам.

1

Комбинированный

Анализ диктанта. Изменение имён прилагательных мужского рода по вопросам

Учащиеся должны уметь изменять имена прилагательные по падежам.

Фронтальный, индивидуальный

С.124 упр.47

140

Склонение  имён прилагательных

1

Комбинированный

Изменение имен прилагательных среднего рода

Учащиеся должны уметь склонять имена прилагательные среднего рода

Фронтальный

С.125 упр.49

141

Склонение имен прилагательных

1

Изучение нового материала

Изменение имен прилагательных женского рода .

Определять тему текста. Составлять план. Передавать содержание текста в соответствии с планом.

Учащиеся должны уметь 

Склонять имена прилагательные женского рода.

Фронтальный

С.129 упр.58

  142

Обучающее изложение «Купание медвежат»

1

Развития речи

Учащиеся должны правильно писать прилагательные в различных падежах.

Фронтальный, индивидуальный

Д.М.

143

Работа над ошибками.

Склонение имен прилагательных

1

Комбинированный

Склонение имен прилагательных множественного числа.

Учащиеся должны уметь склонять имена прилагательные в форме множественного числа.

Фронтальный

С.127 упр.54

144

Проверочная работа

1

Контрольный

Проверка знаний и умений учащихся по теме имя прилагательное

Учащиеся должны правильно писать прилагательные в различных падежах. Уметь определять род, число, падеж.

Д.М.

145

Морфология

Работа над ошибками. Глагол. Понятие о глаголе

1

Изучение нового материала

Глагол. Значение

и употребление в речи

Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи

Фронтальный

С.131 упр. 4

146

Образование глаголов из слов других частей речи.

1

Комбинированные

Изучение нового материала

Значение глаголов

и употребление их

в речи

Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи.

Фронтальный

С.134 упр.12

С.136 упр.15

147

Употребление глаголов в неопределённой форме.

1

Неопределённая форма глагола, вопросы что делать? Что сделать?

Учащиеся должны уметь ставить вопросы к глаголам в начальной форме

148

Обучающее изложение воспринятого на слух текста «Новый муравейник»

1

контрольный

Изложение содержания прочитанного текста (сжатое)

Учащиеся должны уметь определять тему текста.. Правильно передавать содержание текста по плану.

Текущий контроль

Д.М.

149

 Работа над ошибками.  

Число глаголов

1

Изучение нового материала

Изменение глаголов по числам

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи.

Учащиеся должны уметь:

– изменять глаголы по числам, временам, лицам;

– определять время глаголов, лицо, род (в прошедшем времени);

– образовывать неопределенную форму глагола

Фронтальный

С.138 упр.20

150

Изменение глаголов по числам.

1

Комбинированный

Изменение глаголов по числам

Фронтальный, индивидуальный

С.140 упр.23

151

Изменение глаголов по числам (закрепление)

1

Урок закрепления ЗУН

Изменение глаголов по числам

С.141 упр.27

152,

153

Изменение глаголов по временам

2

Изучение нового материала

Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола, вопросы что делать? и что сделать?

Фронтальный

С.145 упр.36

С.148  упр.41

154

155

Упражнение

в определении времени глагола

2

Комбинированный

Изменение глаголов по временам

С150 упр.44

Д.М.

156

157

Контрольный диктант по теме « Глагол»

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

2

Контрольный

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изменять глаголы по временам

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии

Фронтальный

Д.М.

158

 Лицо глагола (Общее понятие о личных местоимениях.)

1

Изучение нового материала

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)

Учащиеся должны уметь составлять и записывать предложения с личными местоимениями

Фронтальный

С.152 упр.48

159

 Личные местоимения

1

Комбинированный

Местоимения 1-го,2-го,3-го лица ед. и мн. числа

Учащиеся должны уметь определять лицо глагола

Фронтальный, индивидуальный

С.154 упр.52

160

Личные местоимения

1

Изучение нового материала

Изменение личных местоимений по вопросам.

Учащиеся должны уметь изменять глаголы по лицам и числам.

Фронтальный

С.157 упр.60

161

Окончания глаголов в форме единственного числа.

1

Изучение нового материала

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам. Изменение окончаний.

Учащиеся должны уметь правильно писать окончания глаголов и определять лицо

Фронтальный

С.159 упр.64

162

Окончание глаголов в форме множественного  и единственного числа.

1

Комбинированный

Изменение глаголов по временам.  Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

Учащиеся должны знать, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Правильно определять род глагола.

Фронтальный, индивидуальный

С.161 упр. 68

163

164

Годовой контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

2

Контрольный

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Фронтальный

С.163   упр.4

165

Система языка (практическое усвоение). Синтаксис

и пунктуация

Повторение. Предложение

1

Урок повторения

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходства и различия)

Учащиеся должны знать\понимать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; уметь анализировать

и кратко характеризовать предложение

Фронтальный, групповой

С.165  упр.10

166

Фонетика и графика

Повторение.

Звуки и буквы

1

Урок повторения

Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего

в слово написанное

Учащиеся должны знать\понимать значимые части слова

С.166  упр.13

167

Состав слова

Состав слова (повторение).

Обобщение правил написания корня.

1

Урок повторения

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу

 Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Учащиеся должны уметь:
– различать произношение и написание слов;
– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю)

С.167  упр.15

168

Правописание приставок.

Твердый и мягкий знаки

1

Урок повторения

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках

Разделительные Ь и Ъ знаки.

Учащиеся должны знать/понимать
значимые части слова

Фронтальный, индивидуальный

С.168  упр.17

169

170

Морфология

Повторение сведений о частях речи

2

Урок повторения

Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол

Фронтальный, групповой

С.170 упр.21

        

Входной контрольный диктант

Уровень 1

                                                                                    Осенью

Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом .(41 слово)

Слова для справок: ходим, воздухом.

Задание:

1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

2. Слова русский, листья разделить для переноса.

Уровень 2

                                                                                Береза плачет

Илья и Алла гуляли по лесу. Сели они на пенек отдыхать. Вдруг на лоб Илье упала капелька. Мальчик поднял глаза. Откуда дождь? Это плакала береза. Из ранки на стволе капал сок. Злые люди ранили дерево. Дети присыпали ранку землей. (41 слово)

Слова для справок: откуда, поднял.

Задание:

1. Подчеркнуть вопросительное предложение.

2. Слова Алла, капелька разделить для переноса.

                                                                Контрольный диктант за 1 четверть

Уровень 1

                                                                              Прощание с осенью

                В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

          Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.  (49 слов)  

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

1. В первом предложение подчеркнуть подлежащие и сказуемое.

2. Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

3.Как названы в тексте ивы? Написать ответ 1 – 2 предложениями. Почему их так называют.  

Уровень 2

                                                                                           Пруд

                Около деревни Назарьино хороший пруд. Вокруг стоят березы да плакучие ивы. В сентябре они надели осенний наряд из желтых листьев. Вода в пруду прозрачная. У берега мелькают рыбешки. Летом в солнечную погоду там плавают ребята. Зимой пруд покрыт льдом. Детишки бегут на лед с коньками и санями. (48 слов)

Слова для справок: прозрачная, мелькают.

Грамматическое задание:

1. Последнее предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

2. Как названы в тексте ивы? Написать ответ одним – двумя предложениями, почему их так называют.

Уровень 3 (повышенной сложности)

                                                                                            Память

        В деревне Клишино стоит памятник воинам. Они погибли в бою за родную землю.

            Люди помнят их подвиг. Жители Клишина поставили ограду вокруг памятника. На плите из мрамора написали имена героев. Летом здесь всегда живые цветы. Осенью ребята кладут венки из желтых и красных листьев. Зимой они чистят дорогу к памятнику. На плите зелень елок.  (56 слов)

 Слова для справок: ограду, имена, венки.

Грамматическое задание:

1. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

2. Выписать все формы существительного памятник, выделить в словах окончание.

3. Записать 2 -3 однокоренных слова с корнем памят-.  

                                                               

 Контрольный диктант за 1 полугодие

Уровень 1

                                                                                На улицах города

         Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щеткой. Она очищают скребком снег с дороги, а щетка  все подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит друга машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – и снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было. (58 слов)                                                                                                        

                                                                                                                                                       ( По Н.Калинину.)

Грамматические задания:

1. Разобрать слова  по составу:

   1 вариант: подметает, (с) железным

   2 вариант: подходит, (около) снежной

2. Предложения разобрать по членам предложения.

       Она остановилась около снежной кучи.

3. Придумать слова к схемам:

  ∩ ∧             ⌐ ∩ ∧   

Уровень 2

                                                          Находчивые птицы

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище!

Наконец выпал  на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки.

Вечером с высоких  берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит. А внутри будет тепло и уютно. (58 слов)                                                                                        

                                                                                                                                                                          (По Э. Шиму.)

Уровень 3 (повышенной сложности)

                                                                              Богатство земли

     Не рубите без надобности деревья! Не губите зеленую красоту!

      Самое большое богатство на земле – это лес. Ничем нельзя заменить лес как главный источник кислорода. Лесные массивы – это легкие планеты. Многие деревья и растения выделяют особые вещества – фитонциды. Они убивают вредных бактерий.

     Если  вырубить весь лес, то пропадет и воздух. А без кислорода не могут жить не только люди, но и самые – самые маленькие козявочки. Наша планета превратится в безжизненную пустыню.

                                                                                                  (По И.Балинской.)

Слова для справок: богатство, кислород, фитонциды, козявочки.

                                                               Контрольный диктант за 3 четверть

 Уровень 1

                                                                                Русские мастера

      В нашем русском краю все в старину было деревянное. Из дерева делали ложки и дома, ступки и кадки.

      Русские мастера по дереву славились повсюду. Особенно были знамениты новгородские плотники. Здесь топором владел каждый.

       Они строили деревянные здания с удивительной быстротой. Плотники возвели  в Коломне деревянный дворец. Это настоящее чудо из дерева. На него приезжали любоваться гости из многих стран.

                                                                                                                                                                       (По Е.Мар.)

Грамматические задания:

1. Одно из предложений разобрать по членам предложения, указать род и падеж имен существительных.

2. Разобрать слова по составу. (Взять 3 слова из текста диктанта).

3. Выписать из текста 3 слова с безударными гласными в корне, приписать проверочные слова.

Уровень 2

                                                                                  Русские умельцы

         На Севере  славятся замечательные русские умельцы. Один мастер по дереву сумел вырезать из одного куска липы ковшик на деревянной  цепи. А вот карманные часы. В них лишь одна пружина изготовлена из металла. Деревянные часы и поныне хранятся в Оружейной палате кремля рядом с другими изделиями народных умельцев.  

        Древняя профессия плотника и столяра не устарела и в наши дни.

                                                                                                                                                                              (По Е.Мар).

Уровень 3

                                                                                     Солнечный луч

       Утром я проснулся под щелканье птиц. Парк тонул в тумане. Сквозь него пробивалось солнце. Очевидно над туманом простиралось  чистое небо, потому что туман был голубой.

       Я лежал и смотрел за окно. В кроне старой липы происходили чудеса. Солнечный луч пробил листву и зажег много зеленых и золотых огоньков. Это зрелище не мог передать ни один художник.

                                                                                                                                                    (По К.Паустовскому).

                                                                   

  Итоговый контрольный диктант

Уровень 1

                                                                             Лакомства для зверей

    Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мед. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких плеч. Забредает порой на пасеки. Пчелы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.

    Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.

    Заяц любит морковь, капусту, репу и петрушку.

 

Уровень 2

    По  зеленым тростникам ползли золотые солнечные колечки. Вдруг  в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Растения дрогнули. Показался плоский утиный нос.

    Это продиралась вперед утка – чирушка. За ней гуськом по дорожке торопились утята. Один утенок застрял между стеблями. Он стал пищать: утка ринулась назад. Схватила птенца носом за шейку, подняла и понесла на чистую воду. Глупыш и в материнском ключе пищит и дрыгает ногами

        (По Н.Сладкову.)

Уровень 3

   За древними башнями Кремля раскинулся Дворец съездов. Это самое красивое здание нашей столицы. Рядом с ним бережно хранятся старинные здания и храмы. Царь-пушка напоминает о древних временах. Отлил пушку славный русский мастер Андрей Чохов.

   Царь-колокол весит двести тонн. Его изготовили триста лет назад отец и сын Моторины.

   Никто не собирается сегодня палить из Царь-пушки или звонить в Царь-колокол. Но все с уважением помнят  о дивных мастерах, которые рождались в нашем народе.    

                                                                                   (По Л.Кассилю.)

Грамматические задания:

1. Выписать 3 словосочетания глаголов с именами существительными, указать число и время глаголов.

2. Разобрать по составу 3 слова. (По усмотрению учителя, слова взять из текста диктанта.)

3. Разобрать предложение по членам и частям речи:

         Уровень 1, 2:  1 вариант – первое предложение;

                                  2 вариант – последнее предложение;

         Уровень 3:  1 вариант – первое предложение;

                              2 вариант – пятое предлолжение.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....