Статья . Развитие речи младших школьников.
статья по русскому языку по теме

 

Важнейшей задачей школы является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями, умению пользоваться ими. Одним из условий, решающих эту задачу, является хорошо развитая речь. Развитие познавательной активности и самостоятельности в  большой  степени зависит от того, насколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями, навыками. Поговорим же о развитии речи младших школьников . Остановимся более подробно на работе со словарем, работе по развитию связной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_mladshih_shkolnikov.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

         Развитие речи младших школьников. Работа со словарем.

Важнейшей задачей школы является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями, умению пользоваться ими. Одним из условий, решающих эту задачу, является хорошо развитая речь. Развитие познавательной активности и самостоятельности в  большой  степени зависит от того, насколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями, навыками.

Так как средством обучения и источником  информации в процессе обучения является речь, то без определенной речевой подготовки,  развитых речевых умений и навыков, школьник не сможет  успешно обучаться в школе . Наиболее важной является практическая сторона : ученик должен воспринимать и понимать речь взрослых, обладать навыками полноценного и достаточно быстрого чтения , притом, как вслух, так и про себя, уметь грамотно говорить и писать, т.е . выражать свои знания, мысли, чувства устно и письменно.

Работа над словарем.

Одним из этапов работы по развитию речи учащихся является работа со словарем. Богатство словаря - признак высокого уровня развития человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение. Словарная работа в школе особенна тем, что она проводится на всех уроках, в процессе всей деятельности учителя. Учащиеся пополняют свой словарный запас, связанный и с математикой, и с изобразительным искусством,  с общественной жизнью, с играми, спортом, изучением природы. Таким образом, к окончанию начальной школы словарь  школьника пополняется и увеличивается в 1,5-2раза. Так как большинство новых слов ученик начальной школы узнает на уроках чтения и русского языка, то для расширения словарного запаса школьника на каждый урок надо планировать  ознакомление учащихся с 3-4 новыми словами.

 При подготовке к урокам русского языка, когда вводятся новые словарные слова целесообразно познакомить  детей со значением слова, его происхождением. Такая работа помогает  не только введению нового слова, но и его правильному  написанию детьми впоследствии.

Например: Слово «лопата».  Раньше было слово «лопа»- то же , что рука, ладонь. От  него и образовалось  лопата – « похожая на ладонь».

  Слово «платок». В основе этого слова лежит древнерусское слово плать, что означает «кусок материи».

При подготовке к урокам чтения следует выделить  слова, которые пополнят словарь школьника в результате прочтения произведения, работы над ним. Обдумать разнообразные приемы работы над значением новых слов. Самый простой способ – это показ предмета, действия, обозначаемого словом. Так во 2 классе при изучении русской народной сказка «Лиса и тетерев» я показываю изображения этих животных. Спрашиваю: Кто это? (лиса, тетерев)  А какая в сказках лиса? ( хитрая, умная, обманщица)  Кто такой тетерев? (большая лесная птица).  Объясняю значение слов аршин, четверть.

Некоторые слова становятся понятными детям, если ввести их в предложение. Например, слово ежели будет понятно из предложения : Если ты не будешь внимательно слушать, то не сможешь выполнить задание.

Есть слова, с которыми легче ознакомить  детей через анализ их морфологической структуры и словообразования. Например, местный житель- тот, кто живет в этом месте.

Работа над связной речью.

В начальной школе используются различные виды работ, направленные на развитие связной речи:

- полные ответы на заданные вопросы

- устные ответы учащихся на заданные темы, рассказы по картине

- анализ прочитанных произведений

-заучивание наизусть

-ведение читательских дневников и рабочих тетрадей

- разыгрывание сказок, басен и т.п.

-диалоги

-словесные рисования

-письменные сочинения, творческие работы

- написание записок, писем, телеграмм

Развивая связную речь ученика ,учитель должен привить учащимся ряд  конкретных умений:

- осмыслить тему

- составить план

- собрать необходимый материал

-составить текст

Конечно же, научить всем этим умениям одновременно невозможно. На каждом уроке шаг за шагом  учащиеся осваивают тот или иной вид текста, обучаются тому или иному умению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Литературный портрет как элемент развития речи младшего школьника

Цель- увидеть умение учеников передавать портретные характеристики реального человека, используя изобразительно-выразитеьные средства языка....

Статья "Развитие речи младших школьников"

Развитие речи младших школьников...

Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения".

Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения"....

Статья "Развитие речи младших школьников"

В данной статье предлагаются методические приёмы по работе над развитием речи....

Статья "Развитие речи младших школьников"

В статье предлагаются методические материалы для работы по развитию речи в начальной школе....

Подомарева Е.А. Статья Развитие речи младших школьников при изучении фольклора на уроках литературного чтения.

Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка. При этом многими учеными и исследователями подчеркивается тот факт, что полноценное...

Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"

Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"...