конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

конспект урока по русскому языку для 3 класса "Приставки и предлоги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx710.17 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Кузнецова Оксана Александровна, учитель начальных классов МБОУ Нагорненская СОШ, Увельский район, Челябинская область.

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

УМК: «Школа Роcсии»

Тема: Правописание приставок и предлогов.

Цель: формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека.

 Задачи: 1. Формировать умение правильно употреблять в речи  

слова с предлогами и  приставками,  навыки правильного написания приставок; показать нецелесообразность применения предлогов перед глаголами.

2. Развивать орфографическую зоркость, отрабатывать каллиграфическое написание.

 3.  Воспитывать культуру учебного труда; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: презентации; компьютер, мультимедийный   проектор,

           экран, мяч.

Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ.

Ход урока:

Этапы урока

Cодержание

Оснащение

этапа учебного занятия

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Ну-ка проверь,  дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Начинаем урок русского языка.

Слайд 1

  1. Минутка чистописания.

Гимнастика для пальцев рук

(Здоровьесберегающая технология)

 

-Открываем тетради, записываем число.

-Вначале урока необходимо  подготовить руку к письму. Выполним гимнастику для пальцев.

«Вот помощники мои,

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

(Дети отдельно массируют каждый пальчик той руки, которой пишут, проговаривая при этом слова.)

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж уснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

Наши пальчики шумят,

Ведь они хотят писать.

- Подготовили руку к письму, проведем минутку чистописания.  

Сегодня мы повторим каллиграфическое написание заглавной буквы П и строчной буквы п.

- Из скольких элементов состоит заглавная буква П?

-Верно из трех?

-Назовите их.

-Из скольких элементов состоит строчная буква п?

-Назовите их.

- А теперь потренируемся в написании этих букв. Вместе со мной напишем в воздухе эти буквы. Вначале заглавную букву: и- раз –и –два- и. А теперь строчную: и- ра- и –два.

-Молодцы! Поиграем с мячом. Я буду кидать вам мяч, вы мне возвращать мяч и называть любое слово на букву п. Начали.

 -Хорошо поиграли. Вспомните все названные слова. Одно слово на букву п запишите в тетрадь,  пропишите всю строку каллиграфическим почерком.

-Отлично поработали.

Слайд 2

  1. Работа со

словарными словами (ребусы)

-А теперь вспомним словарные слова.

-На экране зашифрованное слово. Рас

шифруйте его.

-Правильно, это словарное слово- Россия. Запишите с этим словом предложение с предлогом- «Мы живем в России».

-Проверьте предложение и подчеркните орфограммы.

-Следующее словарное слово.

- Верно одежда.  Составьте устно предложение с этим словарным словом.

-Следующее слово (медведь).

-Подумайте, какое предложение вы можете составить. (Учащиеся вслух предлагают варианты ответов). Запишите  предложение, которое вы составили.

-Какое словарное слово зашифровано?

-Верно, коньки. Придумайте устно предложение со словом коньки .

-Назовите следующее слово.                

-Запишите предложение «В огороде растет морковь. Подчеркните орфограммы.

-Самостоятельно разгадайте следующее словарное слово и запишите с этим словарным словом предложение. Подчеркните орфограммы.

-Мы повторили словарные слова.  Какие предложения со словарными словами у вас получились? Прочитайте их.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

ар

5. Актуализация знаний.

         -Мы подготовили руки к письму, вспомнили словарные слова,  а сейчас мы вспомним, какую тему  изучали на прошлом уроке?

         - Вспомните, на какие группы можно разделить все приставки, с которыми мы писали слова на предыдущем уроке? (приставки с буквой о)

       

- Верно.  А так же приставки, с какой буквой? (и слова с приставкой а).

       - Как вы думаете, бывают ли другие приставки?

       - Образуйте глаголы с приставками от слова шёл.

       -Это форма одного слова или родственные слова? (родственные, т.к. при образовании новых форм слова изменяются только окончания).

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

6.Постановка учебной задачи.

    -На экране мы видим, что многие предлоги и приставки пишутся одинаково.  

 - Наша задача на уроке научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.

 

Слайд 12

7. Работа по теме урока.

      - Прочитайте предложение на экране.

       

- Почему в одном случае под пишется слитно, а в другом раздельно?

       - Какой звук слышим на конце первого слога в слове подсолнух?

       - А почему пишется буква д?

       - Прочитайте правило на стр. 45.

      - В чем состоит отличие приставки от предлога? ( предлог служит для связи слов в предложении, а приставка служит для образования родственных слов).

-Запишите под диктовку предложения (один ученик у доски).

        По реке поплыли плоты.

        В саду влез на дерево.

        От дома отбежала собака.

  -Подчеркните предлоги в словах, приставки выделить как часть слова.

-Чем отличаются предлоги от приставок?

-Каким правилом вы будете пользоваться?

-Верно, правило на стр.45.

Слайд 13

8. Физ. минутка.

Упражнения на релаксацию

(Здоровьесберегающие технологии)

-Вы неплохо потрудились. Выполним физ. минутку.

(Учащиеся читают стих, выполняют упражнения.)

Слайд 14

9. Закрепление изученного.

- Немного отдохнули и вновь за дело.

Зрительно-слуховой диктант.

-Прочитайте предложения на экране.

- На какое правило даны в предложениях слова?

-Объясните орфограммы.

- Ведет за собой класс (1 ученик), объясняя правописание слов.

-Проверим еще раз предложения по экрану.

- А сейчас вы проверите свои знания. Выполните упражнение 20.

-Что нужно выполнить в этом упражнении?

-Какие знания вам пригодятся, чтобы правильно выполнить упражнение?

Слайд 15

Слайд 16

10. Итог урока.

-Итак, подведем итог урока. Ответьте на вопросы.

- Что называем предлогом? Что называем приставкой?

-Что знаете о предлоге? (Предлог- это слово, которое служит для связи слов, он пишется раздельно со словом. Предлог никогда не пишется с глаголом. Между предлогом и словом можно поставить слово или вопрос).

-Что знаете о приставке? (приставка- это часть слова, она служит для образования новых слов; приставка пишется слитно, употребляется в словах различных частей речи; между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос).

Слайд 17

11. Рефлексия.

-Какое настроение у вас было на уроке? Почему?

-Что вы расскажите родителям о сегодняшнем уроке?

12. Инструктаж домашнего задания.

Правило с.45. Словарные слова

Литература:  Л.А.Псарева, О.Е. Жиренко. Поурочные разработки по русскому языку

                          3  класс. «ВАКО». Москва, 2006.

                          В.И. Ковалько. Школа физкультминуток (1-4 классы). – М.:ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....