Урок русского языка "Склонений три. А спряжений?"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Зайцева Оксана Валентиновна

Урок русского языка, 4 класс по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка" с использованием материала краеведческой направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_skloneniy_tri._a_spryazheniy_._4_klass.rar531.97 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: формировать следующие УУД:

Познавательные УУД:

Определить наличие у глаголов двух спряжений на основе различий , проявляющихся в наборах личных окончаний глаголов.

Наблюдать за личными окончаниями глаголов.

Моделировать алгоритм определения спряжения глаголов с ударными личными окончаниями.

Устанавливать связи на основе аналогии свойств.

Определять спряжение глагола по его ударному окончанию.

Определять грамматические признаки глаголов.

Строить рассуждения, делать и формулировать выводы.

 Поиск и выделение необходимой учебной информации, использование имеющихся знаний.

   Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, общей беседе.

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Развитие культуры коллективного общения.

 Планирование учебного сотрудничества.

  Ориентирование в своей системе знаний, обоснование своего ответа.

  Личностные УУД:

Формирование интереса к изучению родного языка.

Формирование креативного мышления обучающихся.

 Нравственно-этическая ориентация, самооценка своих возможностей

Воспитание любви к своей маленькой родине –Л ьговской селекстанции.

  Регулятивные УУД:

Обучение умению контролировать свою деятельность, оценивать свои результаты.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия.

Выделение и осознание того, что усвоено.

 Определение целей учебных заданий, планирование своей деятельности. 

Задачи урока:

-познакомить с наличием двух спряжений глаголов;

-упражнять в определении спряжения;

-вести работу по запоминанию личных окончаний глаголов;

- развитие способностей обучающихся к рефлексии;

-  воспитывать чуткость к поэтическому слову на поэтическом материале местной писательницы Бесфамильной Н.Н.

Планируемые результаты:

1. Личностные: активное и сознательное усвоение нового материала, способность к самооценке.

2. Предметные: научиться определять  спряжение глагола по его ударному окончанию.

3. Метапредметные: учитывать мнение партнёра в сотрудничестве с целью успешности диалога.

Методы: словесные, наглядно-иллюстративные,  наблюдения,  работа с книгой,  метод упражнений,  метод активизации познавательной деятельности,  самостоятельная работа, работа в группе, проблемная ситуация.

Используемые технологии:

Информационно-компьютерная;

Здоровьесберегающая;

Личностно-ориентированная;

Обучение  в сотрудничестве.

Вид урока- открытие нового знания

Средства: мультимедийная презентация, листки  заданий, учебники, задачник, тетради.

Оборудование:

  1. компьютер, мультимедийный проектор,
  2. презентация
  3.  учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко   «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть 2;
  4. тетрадь – задачник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть 2;
  5. таблица спряжений
  6. таблица подсказок ЕдУТ И спЯТ.

Ход урока:

  1. Организационный этап. 

Приветствие. Подготовка обучающихся к работе на уроке: психологическая подготовка обучающихся к общению на уроке, раскрытие общей цели урока и плана его проведения. Мотивационный компонент учебной деятельности.

Нет краше нашенских мест-

        Простор, раздолье! И взгляд,         

Куда не кинешь окрест,

В полях пшеницы стоят.

Край пшенично-палевый

В зарослях смородины

С ласковым названием

Маленькая родина.

Эти строки написала наша землячка, поэтесса  Н. Н. Бесфамильная – член Союза писателей РФ. Наша маленькая родина называется селекстанция.

Это слово образованно путём сложения части основы и целого слова. Станция – потому, что 83 года назад  Всесоюзный научно-исследовательский институт сахарной свёклы выбрал нашу местность с ровными и плодородными полями, чтобы возделывать здесь сельскохозяйственные культуры. А селекционная она потому, что здесь работали и продолжают работать учёные-селекционеры, которые путём собственных наблюдений, опытов и исследований создают новые сорта свёклы, пшеницы, овса.

За достигнутые успехи в научно-производственной работе по созданию и внедрению в производство высокоурожайных сортов сахарной свёклы и других сельскохозяйственных культур  Льговская опытно-селекционная станция Всесоюзного научно-исследовательского института сахарной свёклы награждена  орденом «Знак Почёта». Слайд №1.

Мы сегодня тоже будем исследователями, только наблюдение будем вести над  словами нашего родного языка.

Любой труд вознаграждается. Если мы с вами сегодня хорошо потрудимся, то также совершим какие-то открытия, которые сделают нас грамотней.

2. Этап проверки домашнего задания пройдёт в виде маленького исследования. Работать будете  по рядам.

Каждое задание содержит два высказывания: одно из них истинное, одно ложное. Выберите истинное. Докажите свой выбор.

                                                Первый ряд.

  1. Склонение имён существительных- это их изменение по падежам.
  2. Склонение существительных -это их изменение по родам.

 Нам надо доказать верность утверждения. Воспользуемся подсказкой.

        И.        пчела

        Р.         пчелы

Д.         пчеле

        В.         пчелу

        Т.         пчелой

        П.         о пчеле

Второй ряд.

  1. Изменение глаголов по лицам и числам называют спряжением.
  2. Имена склоняются, и глаголы тоже склоняются.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что…

Воспользуемся подсказкой:

        1-е лицо  я бегу                                мы бежим

        2-е лицо   ты бежишь                        вы бежите

        3-е лицо    он бежит                        они бегут

Третий ряд.

  1. Орфограмма – это место в слове, где нужно выбирать правильную букву.
  2. Орфограмма -  это часть слова.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что…

Воспользуемся подсказкой:

  1. Подготовка обучающихся  к работе на основном этапе.

а) чистописание.

Я предлагаю вам поупражняться в написании соединений букв и, ш, ь и е, ш, ь. Способ соединения букв - верхний. Соединение содержит  одинаковые элементы. Обратите внимание на их параллельность и одинаковый интервал между элементами. Эти соединения понадобятся нам на уроке.

           б) словарная работа

 Запишите слова, вставьте пропущенные буквы: св…кла, …вёс, рож?.

Что объединяет эти слова? Слайд №2.

Действительно, эти сельскохозяйственные культуры возделываются на нашей селекстанции.

           в) актуализация субъектного опыта обучающихся (опорных знаний, способов действий, ценностных отношений).

а) Какими признаками похожи эти слова как части речи?

Какими отличаются?

Устно поставьте каждое слово в форму указанных падежей, запишите  в столбик только окончания.

    1-е                                2-е                          3-е

И.   …                        …                        …

Д.   …                        …                        …

В.    …                        …                        …

П.   …                        …                        …    

Объясните различие в окончаниях.

Из-за трёх наборов окончаний, которые могут быть у существительных, учёные выделили 3 склонения.

б) Запишите предложение: В поле работал комбайн.

Дайте ему полную характеристику. Обратите внимание на глагол?

Могут ли глаголы изменяться так, как имена?

Какая будет тема урока? Сообщение темы урока. Постановка учебной проблемы. Формулирование целей урока – узнать, сколько спряжений. Показ практической значимости изучаемого материала.

  1. Этап «открытия»  нового знания. 

Давайте проведем исследование

Работа в задачнике №391.

Что общего у всех этих слов?

Чем отличаются?

Устно проспрягай 4 глагола, запиши только окончания.

                                Идти*говорить*нести*замолчать

1-е             у  ю                                ем,ём,  им

2-е         ешь, ёшь,  ишь           ете,ёте,  ите

3-е         ет,    ёт,    ит                ут   ят                        Слайд №3.

- Сколько вариантов окончаний в каждом лице получилось, кроме 1-го лица (выслушать ответы). Назовите их.

- Предположите, сколько спряжений? (два спряжения).

  1. Работа с выводами (правилами).
  2. - Проверим наш  вывод. Для этого прочитайте сообщение ученых. стр. 160 (ученики знакомятся с сообщением ученых):

№392.

Личные окончания каждого спряжения надо хорошо знать. Запомнить их вам поможет подсказка. Как ты её понимаешь?

       - Какими цифрами принято обозначать спряжение?

- Какая гласная чаще пишется в окончаниях глаголов I спряжения, II спряжения.

Какая буква пишется на месте Ё в безударных окончаниях I спряжения?

А какая буква чаще всего повторяется в окончаниях II спряжения?

- Давайте переделаем римские цифры в буквы. Я пишу на доске римскую цифру 1. Какой буквой станет цифра I? (Буквой Е.) А почему? (Потому что эта буква чаще всего встречается в окончаниях I спряжения.)

- В какую букву превратится цифра II? Почему? (В букву И. Потому что она повторяется в окончаниях II спряжения.)

- А чтобы вы лучше запомнили, какие окончания пишутся в глаголах I спряжения, а какие – II, придумали «встроить» подсказки в хорошо знакомые нам глаголы:

    I                 II

ЕдУТ     И  спЯТ.

Физминутка. (упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения  с плечевого пояса).

  1. Этап первичной проверки понимания изученного.

Прочти строки стихотворения Н. Н. Бесфамильной. Поучись определять спряжение глагола по его окончанию. На что будешь обращать внимание?

Запиши глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения.

Над глаголом указывай их лицо и число;

 ставь ударение и отмечай все орфограммы;

Понаблюдай, какие орфограммы встречаются в окончаниях?

Струны гитары вздрогнут тревожно,                      Слайд №4.

Вечер чуть слышно им подпоёт,

Неосторожно памятью прошлой

Ты постучишься в сердце моё.

Белых черёмух цвет облетает,

        В воздухе кружит вальс лепестков,

        Снова последний звонок собирает

        В дворике школьном выпускников.

Работа с правилом. №394.

В окончаниях глаголов встречается выбор букв:

1)е или и, ат или ут?

2) во 2 лице всегда пиши Ь.

Есть ещё три орфограммы, которые относятся к разряду лёгких орфографических задач:

1)-т на конце;

2) –ите, ете на конце Е;

3)- ишь, ешь на всегда ь.

Грамматическая сказка В Кривина о правописании ш и ь в окончаниях –ишь, -ешь.

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий для определения спряжений по ударным окончаниям.

Основные отрасли народного хозяйства с нашей местности – растениеводство и животноводство. Продукцию животноводства и урожай, снятый с полей селекстанции, развозят по предприятиям и заводам, которые находятся рядом, и перерабатывают продукцию сельского хозяйства в продукты питания.

Игра «Распредели по ячейкам, соотнеси названия предприятий с названиями  действий, выполняемыми на них». Запиши глаголы в два столбика, определи спряжение. Слайд №5.

Селекстанция                                                молотят

Сахарный завод                                                перерабатывают (свёклу)

Льговский МКК                                                пекут

Хлебокомбинат                                                 производят

Плодосовхоз «Льговский»                                собирают

Этап информации о домашнем задании.

Этап подведения итогов занятия.

Слайд –шоу, сопровождаемое романсом, написанным на стихи Н. Бесфамильной.(на слайдах фотографии селекстанции, школьного двора)

Этап рефлексии. Мобилизация обучающихся на рефлексию  своей деятельности на уроке. Слайд №6.

Сегодня на уроке я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...