Урок русского языка в 4 классе по теме "Распознавание падежей имен существительных. Обобщающий урок"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бондаренко Татьяна Григорьевна

Обобщающий урок по теме "Распознавание падежей имен существительных".

Цель урока: Обобщить знания учащихся об особенностях каждого падежа; развивать умения распознавать падежи по вопросу , предлогу, роли в предложении; развивать речь, внимание, память детей; учить делать выводы, рассуждать; воспитывать интерес к родному языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа №20

Раменского района Московской области

Конспект урока русского языка в 4 классе

по теме : «Распознавание падежей имен существительных. Обобщающий урок»

Подготовила учитель начальных классов:

Бондаренко Татьяна Григорьевна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 В КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«РАСПОЗНАВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК».

УЧИТЕЛЬ: Бондаренко Т.Г.        

ЦЕЛИ:

1. Обобщить знания учащихся об особенностях каждого падежа.

2.        Развивать умения распознавать падежи по вопросу, предлогу, роли в предложении.

3.        Развивать речь, внимание, память детей.

4.        Учить делать выводы, рассуждать.

5.        Воспитывать интерес к родному языку.

ЭТАПЫ УРОКА                                                     СОДЕРЖАНИЕ

I.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.                      СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

исключение из цепочки лишних слов.

 Письмо по памяти.

II. ПОСТАНОВКА                    ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
УЧЕБНОЙ
ЗАДАЧИ.

III.  РЕШЕНИЕ                           1 .Склонение существительных (одуш. и неодуш.)

      УЧЕБНОЙ                                  2.Определение падежей имен существительных

        ЗАДАЧИ.                                                                                    по вопросу и предлогу.

3.Разбор предложений по членам,

 распознавание падежей существительных

по вопросу, предлогу и роли в предложении,

составление схемы предложения.

 4 Физкультминутка.

IV.        РЕФЛЕКСИЯ.                САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

восстановление деформированного предложения,

распознавание падежей существительных,  составление схемы.

V.        ИТОГ        УРОКА.        Формулирование вывода.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 В КЛАССЕ

по теме « РАСПОЗНАВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК»

ХОД УРОКА:

 I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Словарная работа. - Послушайте, внимательно, слова и скажите какие лишние, почему?

 АГРОНОМ УЧЕНИК БЕРЕЗА УЧИТЕЛЬ ПЕНАЛ ТЕТРАДЬ КЛАСС

Агроном и береза - словарные слова не по теме «Школа».

-Напишите слова по памяти. Какие слова написали? Назовите орфограммы в них.

II.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

-Послушайте:

Часть речи восхитительная,

Она дает прямой ответ:

Что перед нами за предмет?

А если тот предмет живой,

 Вопрос задай совсем иной

Кто? Кого? Кому? О ком?

Будешь дружен с языком.

  1. О какой части речи говорится?
  2. Что вы знаете об имени существительном? (это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?  И что? ( примеры);

имена существительные бывают мужского, женского и среднего родов (примеры);

имена существительные изменяются по числам (примеры);

 имена существительные изменяются по падежам.

 -Что значит изменятся по падежам? (склонятся)

- Что такое склонение? (изменение окончаний имен существительных по

вопросам)

  1. На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности.

Сегодня мы обобщим все, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже.

 III. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

 1. Склонение существительных (одушевленного и неодушевленного).

 -Какой частью речи являются записанные нами слова? (имена существительные). Просклоняем два существительных: одно- одушевленное, другое- неодушевленное. Будем выделять окончания имен существительных, наблюдая как они изменяются,

(письменно) С комментированием :

 И.п. кто? учитель  что? класс

Р.п. кого? учителя  чего? класса

Д.п. кому? учителю чему? классу

 В.п. кого? учителя что? класс

      Т.п. кем? учителем чем? классом

      П.п. о ком? об учителе  о чем? о классе.

2.0пределение падежей имен существительных.

-Как определить падеж существительного? ( по вопросу и по предлогу)

     Какие предлоги употребляются с существительными в разных падежах? Назовите вопросы и предлоги.

И.п. - кто? что?          -

Р.п. — кого? чего? от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме,

Д.п. - кому? чему? к, по

В.п. - кого? Что? через, про, в, на, за,

Т.п. - кем ? чем? над, между, с, за, под

П.п. - о ком? о чем? при, о, об, в, на

-Можно ли по вопросам ГДЕ? и КУДА? отличить один падеж от другого?

 ( Нет. Нужно ставить падежный вопрос.)

Существительное в каком падеже отвечает на смысловой вопрос ОТКУДА ?

(только в Р.п.)

Определите падеж имен существительных по вопросу и предлогу:

Играл на дудочке, подошел к осине, материал для юбки, увидел мышь, шел рощей, прелестное дитя.(запись на доске)

Как определить падеж последнего существительного? (по роли в предложении).

3. Разбор предложений по членам, распознавание падежей имен существительных, составление схемы предложения.

-Посмотрите на доску, поработаем с этими предложениями.

Ябл...ни клонятся (к)з...мле (под)тяжест...ю соч...ных пл...дов. (От)дуба (до) б...резы т...нулись длин...ые тени. С...бака смотрит (на)дятла и з...ливается лаем.

Чем осложнено последнее предложение? (однородными сказуемыми)

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки (с проверкой) составим схему предложения (на доске и в тетради).

4. Физкультминутка.

 IV. РЕФЛЕКСИЯ.

 Самостоятельная работа.

-Составьте из слов предложение. Употребите существительные в нужном падеже. Разберите предложение по членам. Составьте схему, (с проверкой)

 СТОЯЛИ ВЕТКИ НА ДУШИСТОЙ СИРЕНЬ ОКНО

V. ИТОГ УРОКА.

-Что надо сделать, чтобы узнать падеж существительного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Дательный падеж имен существительных"

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Дательный падеж имен существительных".Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"

На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования....