Логическое ударение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Бутюто Елена Александровна

Урок в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_udarenie.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

1.Орг. момент.

Дети, вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел звонок?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

Хотите учиться?

Значит можно всем садиться!

Сегодня день открытых дверей. В гостях у нас учителя. Давайте их поприветствуем (ребята аплодируют)

2. Постановка проблемы:

- Открыли тетради.

- Что мы обычно делаем в начале урока русского языка? (число, классная работа)

- Следим за посадкой и красиво пишем, чтобы ладошка вмещалась между столом и животиком.

Предлагаю вашему вниманию загадку:

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует как художник

Он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

На доске:

м…ро…

- Что это за слово? (словарное слово)

- Какие опасные места есть в этом слове? (Безударная гласная «о» в первом слоге, парная согласная «з» на конце слова)

- Как проверить парную согласную? (изменить форму числа морозы)

- Карточка: подобрать однокоренные слова к слову «мороз», поставить ударение. 

- Вспомните, ребята, в названиях каких сказок есть слово «мороз»? («Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко») Появляются слова на доске. Ставим ударение.

- Вернёмся к карточке: читаем однокоренные слова. Скажите ребята, Ульяна, падает ли в однокоренных словах ударение на первый слог, на букву о?

- Какой вывод можно сделать? (Что букву о в первом слоге проверить нельзя, нужно запомнить – оно словарное)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним видом ударения, а как оно называется вы узнаете позже.

- А теперь я вас попрошу составить предложение со словом «мороз». Давайте вспомним, что такое предложение? (это слова связанные по смыслу). Здесь даю карточки трём ребятам для самостоятельной работы. (нарисовал, на стёклах,  узоры, мороз)

- Какими бывают предложения по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное)

- Какими бывают предложения по интонации? (восклицательные, невосклицательные, вопросительные)

- Подумайте хорошо. (дети предлагают свои варианты)

- А теперь послушаем, какие предложения составили ребята (на карточках)

- Какое из предложений вам понравилось больше?

Записываем:

Мороз нарисовал узоры на стёклах. (пишут самостоятельно)

- А  теперь сверьте с доской! Парами друг у друга и исправьте ошибки, если есть!

- Ребята, а какой знак можно поставить в конце предложения? (!, ?, .).

- Прочитайте это предложение.

Мороз нарисовал узоры на стёклах.

-Попробуйте  задать вопрос к этому предложению.

- Кто нарисовал узоры на стёклах? (Мороз нарисовал узоры на стёклах) читаем  вслух ответ

- Что нарисовал мороз на стёклах? (Мороз нарисовал узоры на стёклах)читаем вслух

- Где мороз  нарисовал узоры? (Мороз нарисовал узоры на стёклах) читаем вслух

- Что сделал мороз? (Мороз нарисовал узоры на стёклах)читаем вслух

Проблема:

- Ребята, посмотрите, как одно предложение мы по разному читали!

- Почему так получилось? Может быть кто нибудь сможет предположить? Сделать открытие, как это называется в русском языке?( предположения детей)

- Что нам поможет сделать открытие? ( учебник)  с. 73

- Читаем самостоятельно правило.

- Чьё то предположение оказалось верным?

- Задайте вопросы друг другу по правилу? (задаём и отвечаем)

Если не смогут – я задаю

- Какое слово выделяют в предложении? ( на которое хотят обратить внимание)

- Что говорят в таких случаях? ( что на это слово делается  логическое ударение)

- А что нам нужно запомнить?

- Читаем правило вслух.

- Кто попробует рассказать нам это правило прямо сейчас?

- Какая тема урока? (Логическое ударение)

- Чему мы должны научиться на уроке?

1.Ставить логическое ударение в предложении.

2.Выяснить для чего нужно логическое ударение.

- Ребята, а для чего нужно уметь ставить в предложениях логическое ударение?( при выразительном чтении, когда задаём вопрос или хотим что то выяснить)

- Давайте договоримся, что на уроках чтения или когда готовим домашнее задание по чтению, те слова на которые мы ставим логическое ударение – будем подчёркивать одной чертой!

ФИЗМИНУТКА

- как живёшь?

- как идёшь?

- Как молчишь?

- ночью спишь?

- как даёшь?

- как берёшь?

- Как кричишь?

 - А грозишь?

Решение проблемы:

-  Кто сможет уже сейчас сказать, что понял и сможет ставить логическое ударение в предложении?

- Вот сейчас и проверим! ( три человека к доске)

Береги уши от мороза! (Поставьте логическое ударение в этом предложении). Сверьте запись с доской. У олеси нет ошибок.

- А на какое слово можно ещё поставить ударение? У кого другие варианты?

- Мы достигли цели урока? (Да, мы научились выделять логическое ударение)

- А теперь я вам предлагаю задание наоборот.

- На один вопрос дали такие ответы:

- да, видел.

- да, медведя.

- да, белого.

- да, в зоопарке.

- Какое предложение было?

Видел в зоопарке белого медведя?

- Скажите, ребята, а почему на один вопрос дали 4 ответа? (выделяли слово, на которое хотели обратить внимание)

- Прочитайте предложение с логическим ударением так, чтобы можно было ответить.

- «Да, видел!»

- Да, медведя!

- Да, белого!

- Да, в зоопарке!

- Запишите это предложение и поставьте логическое ударение. (По времени)

Работа со отрывком из стихотворения А. С Пушкина:

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

 - Кто автор и сказка какая?

 - Выделим в этом стихотворении логическое ударение (как договорились выделять в стихотворениях?)

- Какая проблема возникла перед нами?

- А вот почему так получается, что выделяется несколько слов, мы узнаем на следующем уроке!

Итог:

- С каким понятием познакомились на уроке? (логическое ударение)

- Что же такое логическое ударение? (выделением голосом слова, на которое хотят обратить внимание)

- Где нам может пригодиться умение ставить логическое ударение?

- Будете ли вы применять новое умение в устной речи?

- Какое задание вам понравилось?

- Какое задание оказалось трудным? ( со стихотворением)

- Каких умений не хватило? ( мало работали с логическим ударением)

- Не хотите потренироваться дома? Над чем можно потренироваться по чтению? (сказка о царе салтане)

- Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение)

- Благодарю за активную работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка в предложении логического ударения.

Постановка в предложении логического ударения.    Урок русского языка в 3 классе...

Урок по теме "Постановка логического ударения в предложениях"

Конспект урока ("Школа России") русского языка в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления...

Урок по теме "Постановка логического ударения в предложениях"

Конспект урока ("Школа России") русского языка в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления...

Презентация к занятию по РСВ и ФП в 3 классе. Тема: Логическое ударение. Звуки и-ы. Тема "Осень".

Данная презентация предназначена для учащихся 3 класса по теме: "Логическое ударение. звуки И-Ы. Тема "Осень"....

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме  ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...

Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию речевого слуха. Звуки [В-Ф]. Логическое ударение.

А) ПроизношениеТема:        Звуки [В-Ф]. Логическое  ударение. Цель:      Дифференциация звуков [В-Ф] в слогах, словах, фразах....