Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Орехова Татьяна Анатольевна

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_orfograf.zorkosti.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

       Развитие орфографической зоркости на уроках                

                                 русского языка

Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

 Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах.

 Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам.

 Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

 Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

 В начальных классах три линии овладения правописанием:

 1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;

 2) обучение правописанию на основе запоминания;

 3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.

 Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она не легко. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую грамотность, другие стороны, как знание грамматики, богатство словаря, речь – во внимание не принимаются. Из-за ошибок школьник теряет веру в себя. Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:

  1. углубление познавательных интересов;

  1. чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;

  1. использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

 

  1. повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

  1. положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;

 

  1. введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;

 

  1. организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

 Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

 По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах 70 -90%, где индивидуальные различия очень велики.

 

 Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. Многие учёные утверждают, что оценка не должна снижаться, если ребёнок после написания сочинения или изложения и диктанта сам нашёл свои ошибки и исправил их.

 Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки, например:

 Проверь!

 1.Не пропустил ли ты буквы?

 2.Правильно ли ты написал безударные гласные? А парные согласные?

 3.Не уверен, спроси у учителя.

 Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко – буквенного анализа слов.

 В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем. В результате у детей появляется определённый автоматизм – основа орфографической зоркости, они обращают внимание на «ошибкоопасные» места, быстро находят орфограммы в тексте.

 Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный путь.

 В 3 классе продолжает углубляться грамматическое обоснование всех орфографических действий учащихся: возрастает сложность языкового анализа и синтеза, всё больше внедряется в практику орфографическое комментирование, решение орфографических задач, построение алгоритмов орфографических действий.

 Диагностика проверочных работ необходима для того,                                  чтобы скорректировать  материал для повторения, подобрать дидактические задания, выполнять дифференцированные практические задания с постепенным наращиванием трудностей, формирующие словообразовательные и грамматические понятия, развивающие орфографические навыки, сочетающиеся с заданиями развлекательного характера, имеющими цель развивать внимание, логическое мышление, любознательность, воображение и снятие усталости. Эти виды занятий помогают обогащению словарного запаса, систематизации знаний учащихся.

 В начальной школе постепенно увеличивается словарный запас, увеличивается применение орфографического словарика, вводится приём взаимной проверки учащимися письменных работ, углубляется система самопроверки написанного, для чего используются разного рода памятки, помогающие детям найти ошибки.  

 Система «ошибкоопасных» мест и букв «мин».

 Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему «ошибкоопасных» мест.

 Необходимо объяснить учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен находиться впереди, чтобы не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти невозможно. Так и ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, какие буквы являются «минами». Проверить слово нужно до того, как оно будет написано! После будет поздно. Ошибка уже допущена. Многие учителя настоятельно рекомендуют не выполнять самопроверку диктантов, ведь то, что могли – дети уже сделали, при написании диктантов никаких поблажек. Хотя этот вопрос считается спорным. Но самое главное, научить видеть детей эти самые «ошибкоопасные» места, то есть слабые позиции:

 1) безударные гласные (сосна);

 2) парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова (глаз, рыбка);

 3) гласные после шипящих (жизнь, чудо, шило, ищу, куча, роща);

 4) непроизносимые согласные (известный);

 5) правописание ь и ъ (бельё, подъезд);

 6) имена собственные (Коля, Москва, Волга, Петрова и другие);

 7) сочетания чк, чн, нщ (точка, ночной, барабанщик);

 8) приставки и предлоги (отбежал от дома);

 9) ь после шипящих (ночь, врач);

 10) падежные окончания существительных (к деревне, из деревни);

 11) родовые и падежные окончания прилагательных ( в летнее утро, зимним утром, на дальнем поле);

 12) личные окончания глаголов ( знаешь, видит, моем);

 13) правописание – не с глаголами (не читал);

 14) правописание глагольных суффиксов Пр. вр.(поинила, видели) и другие.

 

 До того, как написать слово:

 1.Ставим слово под ударение.

 2.Мысленно разбираем его по составу.

 3.Определяем «ошибкоопасные» места.

 4.Вспоминаем правило.

 5.Подбираем, если есть проверочное слово.

 Только после этого можно записать слово.

 Например:

 Узкая тропинка вела нас в лес.

 Узкая – ударная гласная – у, парная согласная в корне – з, проверяю – узенькая, узок. Значит пишу – з. Это прилагательное женского рода – какая? – узкая – значит окончание – ая.

 Сначала это может показаться громоздким и долгим. Но сначала «ошибкоопасных.2 мест мало , а к 4 классу дети смогут научиться уже самостоятельно анализировать.

 Поэтому уже с 1 класса очень важно, чтобы дети комментировали то, что они пишут, а затем ещё раз проверяли, нет ли пропущенных букв.

 Например:

 У Коли жила ручная белка.

 1.Пишу маленькое слово – предлог. Подчёркиваю заглавную букву в начале предложения.

 2.Пишу слово Коли с заглавной буквы – имя собственное, подчёркиваю. Ко – гласная о, ли – гласная –и.

 3.Пишу слово жила – жи пиши с буквой –и., подчёркиваю жи, ла – гласная –а.

 4.Пишу слово ручная – ру – гласная – у, чн пишется без мягкого знака – подчёркиваю, на – гласная – а, я.

 5.Пишу слово белка – бе – гласная –е, л соединяю нижним соединением, кА – гласная –а.

 6.В конце предложения ставлю точку.

 7. Проверяю. Не пропустил ли чего.

 И ещё одна очень важная вещь – если вы что-то детям не объяснили, то просто должны прокомментировать это сами. Например слово: задумывались. Правописание суффикса – ыва дети не проходили, поэтому на нём нужно сделать акцент, иначе многие напишут с ошибкой.

 Привыкнув анализировать то, что они пишут, ребята смогут самостоятельно работать, просто с каждым годом количество «ошибкоопасных» мест будет расти.

 Система контроля.

 В каждом учебнике русского языка материал подобран тщательно с точки зрения авторов и правильно расположены темы для изучения.

 Но даже самое логичное расположение тем не даст результата, если учитель не будет знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке обязательно проводится самостоятельная работа. Чаще всего на русский язык отводится 5 часов в неделю. Один раз в две недели мы пишем творческие работы – изложения или сочинения, один раз в две недели пишем обязательно словарный диктант. Целесообразно добавить и другие виды самостоятельных работ, например распределив их так:

 Понедельник – «Вставь букву!»

 Вторник – «Найди ошибку!»

 Среда – небольшой диктант (или контрольный, если подошло время).

 Четверг – словарный диктант или изложение.

 Пятница – «Подбери слово».

 Проверяя такого рода работы, я выставляю оценки в отдельную тетрадь, иногда и выставляю в журнал. Анализируя результаты сразу становится ясно, как усваивается та или другая тема как отдельными учащимися, так и всем классом. Со следующей четверти виды работ можно поменять.

 Система работ над ошибками.

 Одним из наиболее важных требований при отработке грамотного письма является требование ежедневного, добросовестного выполнения работы над ошибками.

 Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важным звеном в системе обучения русскому языку. Однако вопрос об организации работы учащихся над ошибками практически ещё далеко не решён. Как правило, такая работа проводится фронтально. В результате чего на уроке успевают разобрать не долее 5 – 6 орфограмм. Наиболее активными на таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными – учащиеся, которые допустили ошибки.

 Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками. Но при организации такой работы учитель встречается с рядом трудностей.

 Первая из них – разнородность ошибок. Разнородные ошибки говорят о том, что для выработки навыков грамотного письма отдельным ученикам требуется различное время, так как способности детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления.

 Вторая трудность, с которой сталкивается учитель – это различный темп учащихся. Часть учащихся выполняет задание быстрее и вынуждена ждать, когда закончат остальные. А спешка ведёт за собой небрежность, плохие оценки, нежелание выполнять подобного рода работу.

 Большую роль здесь играет подбор дидактического материала.

 Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками.

  1. Самостоятельное исправление учащимися ошибок.
  2. Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки.
  3. Подбор проверочных слов к данным словам.
  4. Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.
  5. Взаимопроверка работ учащихся.
  6. Подбор аналогичных примеров данной орфограммы.
  7. Подбор примеров, противоположных по написанию.
  8. Выписывание слов и словосочетаний из текста с определёнными орфограммами.

 Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила.

 Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.

 Памятка работы над ошибками.

 1.Запиши и подбери проверочное слово.

 (Зима –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).

 2.Подбери 3 слова на это правило.

 ( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск. Объезд, съёмка, въехал, съли.

 Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)

 3. Напиши целую строку.

 (Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака.

 Рисовали, рисовали, рисовали, рисовали, рисовали.)

 Каждую домашнюю работу все дети должны начинать так:

 1.Запись числа(даты и месяца).

 2.Название работы (домашняя работа).

 3. Работа над ошибками строго по пунктам памятки.

 4.Выполнение домашнего задания.

 Работа над ошибками выполняется и после самостоятельных работ, и после проверочных, и после всех классных и домашних работ. Выполняя работу над ошибками ребёнок сам себе объясняет, что за ошибку он допустил. Ведь с каждой из них ведётся «индивидуальная работа». И эту мысль нужно обязательно донести как до самих учащихся, так и до их родителей. При всём при этом конечно же расширяется словарный запас детей, обогащается словарь.

 Первые две недели как только вводятся работы над ошибками ежедневно спрашиваю ребят: « У кого сегодня нет ни одной ошибки?» Делаю особый акцент на то, что этим ребятам делать работу над ошибками не нужно, так как они старались больше других, а остальных подбадриваю, что они несомненно будут внимательнее проверять и слушать на последующих уроках и сделают ошибок как можно меньше или напишут без ошибок. Многие учителя ставят плохие отметки за невыполненную работу над ошибками, но ведь некоторые дети довольно спокойно к ним относятся, а вот выполнять дополнительный труд – прорабатывать целую кучу ошибок – это не каждому по душе. А стоит оставить несколько раз после уроков и результат на лицо. Ребёнок понимает, что ему приходится отвечать за свои поступки. Рекомендуется и такой вид поощрения: тем детям, которые все самостоятельные работы выполняют на «5», не допускают ошибок, последние две недели учебной четверти могут освобождаться от домашних заданий.

 Сейчас много говорят о безотметочном обучении. Но здесь есть о чём поспорить. Любой человек, выполнив работу, ждёт оценки окружающих. Вы сварили суп. Вам интересно, вкусный он или нет. Вы провели открытый урок, вам интересно, понравился ли он коллегам. Ребёнок выполнил работу, он хочет узнать, справился ли он с заданием или нет. Но в то же время не каждому можно сказать, что плохая отметка – это сигнал беды. Для кого –то «3» - праздник, а для кого – то «4» - горе. А бывает и так, что за «2» нужно обязательно похвалить. Если ребёнок раньше делал, по 12 – 15 ошибок стабильно, а теперь стал допускать лишь пять.

 Но важно знать, что отметка за письменные работы – это важнейший показатель количества ошибок. Поэтому очень важно заметить, что любая «непятёрка» говорит о том, что какая – то ошибка всё таки допущена. Поэтому очень важно её проработать и «задушить» проблему в корне.

                  Виды упражнений.

1. Расшифруй сказку (по тексту «Репки»)

Псдл дд рпк. Врсл рпк бльш-прбльш. Стл дд рпк з змл тщть. Тнт птнт, втнть н мжт. Пзвл дд ббк. ББк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл ббк внчк. Внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл внчк Жчк. Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл Жчк  кшк. Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл кшк мшк. Мшк з  кшк, Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Втнл рпк!

2. Назови и запиши только гласные буквы из продиктованных слов:

Дом, дым, дам

 Кошка, кашка, кишка

 Мало, мыло, мяло

 Стек, стук, сток

 Волос, голос, колос

 Молод, голод, холод

3. Шифровщик

Найди на странице букваря (азбуки) слова и зашифруй их, записав только гласные или согласные из них.  

4. Найди опасное место

Хлопай, как только услышишь звук, которому нельзя доверять.

5. Светофор

Покажи красный сигнал светофора, как только найдёшь в слове «опасное место».

6. Нахождение «опасных мест» в написанном слове

Выполнение этого упражнения является началом обучения самопроверке.

Во 2 – 4 классах можно использовать следующие виды упражнений, направленные на формирование орфографической зоркости.

Письмо с пропуском орфограмм

Списывание

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставь ударение, выдели корень.

Мир, прим…рение, мирный, пом…рить, всем…рный.

 К…тать, к…ток, прок…тит, к…тание, нак…тался.

 Гол…д, г…лодный, г…лодать, гол…довка, г…л…дание.

 Мол…т, м…л…тит, м…л…тьба, м…л…тить, м…л…тилка.

2. Спиши, вставь пропущенные буквы

Меж р…деющих в…рхушек

 П…к…залась с…нева.

 Зашумела у …пушек

 Ярко-жёлтая листва.

 Стала ель в л…су заметней,

 Б…р…жёт густую тень.

 П…досиновик п…следний

 Сдвинул шапку набекрень     (А. Твардовский)

3. Спишите. Перед словами с безударными гласными в корне пишите проверочные слова.

посидела в саду – давно поседела

 запивать лекарство – запевать песню

 проживать в городе – прожевать пищу

 свила гнёздышко – свела по  ступенькам

 слезать с крыши – слизать сметану

 спиши с доски – спеши домой

 отворить дверь – отварить картофель

 примирять врагов – примерять костюм

 поласкать кошку – полоскать бельё

Орфографическая зарядка

Для развития орфографической зоркости важно приучить детей внимательно относиться к слову, сознательно воспринимать его. В этом помогает орфографическая зарядка, которую я включаю в каждый урок русского языка.

1. Какие буквы спорят?

Какие буквы побеждают?

заво_              шка_               прика_

 рука_              сугро_             сне_

2. Какие написания нужно выбрать, чтобы сохранился смысл?

В нашем краю растут густые л..са. Под елью с..дела л..са.

3. Подумай, что обозначает каждое слово. Правильно вставь букву.

ум(о, а)лять о пощаде

 ум(о, а)лять  значение

4. Выбери проверочное слово.

приг..род (горе, город)

 спл..тить (плата, плотный)

5. Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго?

загорела – горка

 нагляделся – глядя

 волна – вол

 травить – трава

           Дидактические игры

ИГРА “ТИПОГРАФИЯ”

Составьте из букв слова “грамотей”, др. слова. герой, море, гром, рот, маг, торг, тема

ЭСТАФЕТА “ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ”

На доске записаны 3 столбика слов с безударными гласными:

моря – …                           старик –…                                дома – …

 столы – …                         коса – …                                   роса – …

Каждый член команды должен подчеркнуть безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение.

“СМОТРИ В КОРЕНЬ!”

На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной корня, а рядом с каждым проверочным пишется по 2 родственных слова с пропущенными безударными гласными в корне:

бег – б…жать – б…гуны,

 пар – п…ровой – п…ровоз…

Дети списывают с доски, обозначают ударение, вставляют пропущенные безударные гласные. Победители 3 ученика которые правильно выполнят задания и объяснят написание безударных гласных.

“ЧЕЙ РЯД ЛУЧШЕ?”

У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все результаты (ошибки) каждой команды отмечаются на доске.

 Ведущий называет слова: трава, роса, длина, трясти… . дети поднимают карточку с нужной буквой, которую нужно написать в этих словах.

 “СЛОВА ПО ТЕМЕ”

Учитель предлагает подобрать слова, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением по теме, например: “Дом, где я живу”, “Наша школа”, “Прогулка в лес”. Победителем является тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

 “ИНТЕРЕСНЫЕ ПАРЫ”

На доске записаны в столбик пары слов сады – сад, бока – бок, носы – нос, стога – стог…

Дети, безударную гласную в слове САДЫ мы проверяем словом САД. А конечную согласную в слове САД, проверяем словом САДЫ. Оказывается, слова САД и САДЫ

 друг друга проверяют. Вот какая интересная пара!

 «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Буратино писал диктант и допустил ошибки. Спиши текст с доски без допущенных ошибок.

 [ Стаят сильные марозы. На диревьях лижат сниговые шапки. Дятел на сасне стучит сваим крепким клювом. Мароз затенул пруд лидком. Мягкий белый кавер покрыл халодную землю. ]

В тексте 12 ошибок. По тексту составить алгоритм  работы с орфограммой.

Работа над орфографической зоркостью приносит плоды только при соблюдении двух условий – при систематичности её проведения и при постоянном совершенствовании её проведения, оттачивании у детей умения слушать и слышать звучащее слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны,  учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани           О...

Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка....

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном "правилосообразном" действии, предиологающим знание орфографических правил и умение применять и...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка». К проекту прилагается презентация....