Материал для изучения букв
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Светлана Сергеевна Шапкина

В данном материале содержится подборка упражнений и заданий для изучения букв в первом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Гласный звук [a], буквы А, а».

         Цель: Учить выделять звук [a] из речи. Познакомить с буквами А, а. Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить общению в коллективе.

         Оборудование: Картинки – альбом, автомат, апельсин, автобус, астра, шаблон апельсина.

I. Знакомство со звуком [a], буквами А, а.

1. Выделение звука [a].

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а-а)

         Учитель выставляет картинки: альбом, автомат, апельсин, автобус. Дети называют предмет нарисованный на картинке и выделяют первый звук.

- Какой звук слышится в начале каждого слова?

2. Артикуляция звука [a].                                                                                                    Рот широко открыт.

Дети произносят звук по одному и хором.  

3. Характеристика звука.

Воздух проходит свободно, можно петь, звук гласный, живет в красном домике.

4. Игра «Узнайте звук»

Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [a].

Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож.

5. Игра «На что похожа буква А?»:

Ответы детей, заучивание стихотворения:

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

6. Знакомство с буквами А, а.

Гласный звук можно записывать буквой А.

Показ буквы, место ее в алфавите, на ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – раскрашивание фона буквы, рисование буквы по точкам в узоре, написание самой буквы.

7. Игра «Доскажи словечко».

Он большой как мяч футбольный,                              

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен знаменит,

Это доктор …. (Айболит).

II. Штриховка.

Шаблон «Апельсин». Правило штриховки: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами), штриховать простым карандашом.

III. Пальчиковая гимнастика.

IV. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву А.

V. Работа в тетради.

  1. Графический узор.
  2. Элементы буквы А.
  3. Написание буквы А.

Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у».

         Цель: Закрепить четкий навык произношения звука У. Учить выделять звук в словах. Познакомить с буквами У, у. Развивать слуховое внимание.

         Оборудование: Картинки – уши, ужи, утюг, утка, улитка, шаблон утки.

I. Повторение о звуке и букве А.

II. Знакомство со звуком [у], буквами У, у.

1. Выделение звука У.

 - Как воет волк? (У-у-у).

Учитель размещает предметные картинки: уши, ужи, утюг, улитка, утка.

- Какой звук мы слышим в начале каждого слова?

2. Артикуляция звука.

Губы трубочкой; зубы не смыкаются, закрыты губами.

Дети произносят звук У хором и по одному.

3. Характеристика звука.

Произносится голосом, воздух проходит свободно. Звук гласный. Живет в красном домике.

4. Игра «Угадай звук».

Паук, цветок, лужа, диван, стул, стол, голуби, курица, зубы, утка, наука, стена, окно, кенгуру.

5. Придумывание слов с новым звуком.                                                                            6. Игра «На что похожа буква У?».

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

Физминутка:

Дети маршируют на месте. Учитель произносит разные звуки. На звук У дети останавливаются.

7. Знакомство с буквами У, у.

Написание, место в алфавите, на ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – раскрашивание фона буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы У.

8. Игра «Доскажи словечко».

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг,

Электрический…. (утюг).

Долгожданный дан звонок –

Это кончился…. (урок).

II. Работа в тетради по печатанию.

Чтение и написание слогов АУ, УА.

III. Штриховка.

Шаблон «Утка». Штрихуем элементами буквы У.

IV. Пальчиковая гимнастика.

V. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву У.

VI. Работа в тетради.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы У.
  3. Написание буквы У.
  4. Написание слогов АУ, УА.

Тема: «Согласный звук [м], буквы М, м».

         Цель: Дать понятие «согласный звук». Познакомить с согласным звуком [м], буквами М, м. Развивать фонематический слух. Развивать память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – мак, муха, мел, машина, мяч, муравей, шаблон медведя.

I. Повторение.

Садится тот, кто придумает слово, которое начинается со звука У.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звука.

Учитель выставляет картинки – мак, муха, медведь, машина, мел, муравей.

- Какой звук мы слышим в начале каждого слова?

2. Артикуляция звука.

Губы сжаты и напряжены.

Дети произносят звук М хором и по одному.

3. Характеристика звука.

- Можно ли спеть этот звук?

- Легко ли воздух проходит? (Его задерживают губы).

- Звуки, при произнесении которых воздух задерживается, называются согласными.

Значит, звук М согласный и живет в синем домике.

4. Игра «Кто больше?».

Дети перечисляют продукты питания, которые начинаются на звук М.

5. Игра «На что похожа буква М?».

Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали.

(Изобразить)

6. Знакомство с буквами М, м.

Написание, место в алфавите, на ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – раскрашивание фона буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

7. Игра «Доскажи словечко».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? … (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной… (медведь).

II. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов УМ, АМ. Придумывание слов, которые начинаются на эти слоги.

2. Печатание слогов УМ, АМ.

III. Штриховка.

Шаблон «Медведь». Штрихуем элементами буквы М.

IV. Пальчиковая гимнастика.

V. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву М.

VI. Работа в тетради.

  1. Графический узор
  2. Написание элементов буквы.
  3. Написание буквы М, м.
  4. Написание слогов УМ, АМ.

Тема: «Гласный звук [o], буквы О, о».

         Цель: Научить четко произносить и различать звук О в слогах и словах. Учить выделять звук в начале и конце слова. Развивать память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – окна, осы, облако, овощи, шаблон огурца.

I. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звука.

- Как охают больные? (Ох – ох!).

Учитель выставляет картинки: окна, осы, облако, овощи.

- Какой первый звук слышите во всех этих словах? Произнесите его.

2. Артикуляция звука.

Губы вытянуты вперед, округлены.

Дети произносят звук О хором и по одному.

3. Характеристика звука.

Воздух проходит свободно, произносится с голосом, звук гласный, живет в красном домике.

4. Позиция звука в слове.

Огурец           Колесо

Оса                 Ведро

Овощ              Стекло

5. Игра «Угадай звук?».

Осы, жук, сом, карась, Оля, осень, нож, стул, перо, книга.

6. Подбор слов.

Подбор слов с новым звуком. Назвать его место в слове.

7. Игра «На что похожа буква?».

Обруч катится легко,

Он похож на буку О.

8. Знакомство с буквой О.

Написание буквы, место в алфавите, на ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – раскрашивание фона буквы, рисование буквы по точкам в узоре, написание самой буквы.

9. Игра «Доскажи словечко».

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто это?… (олень)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший… (одуванчик).

II. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов АМ, УМ, МА, МУ; придумывание слов, которые начинаются на эти слоги.

2. Запись слогов АМ, УМ, МА, МУ в тетради по печатанию.

III. Штриховка.

Шаблон «Огурец». Штрихуем буквой О.

IV. Работа с пуговками.

Выложить печатную букву О.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради.

  1. Графический узор.
  2. Написание буквы О.
  3. Написание слогов АМ, УМ, МА, МУ.

Тема: «Согласный звук [c], буквы С, с».

         Цель: Закрепить навык четкого произношения звука С в слогах и словах. Учить выделять звук в начале и в конце слова. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – сыр, сахар, санки, нос, стакан, сова, насос, пылесос, шаблон самолета.

I. Повторение.

Садится тот, кто назовет лишний предмет:

Помидор – огурец – платье.

Береза – медведь – тополь.

Стакан – юбка – кофта.

Волк – капуста – лиса.

II. Новый материал.

1. Фонетическая зарядка.

- Как воздух выходит из шарика? (С – с – с)

- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

2. Артикуляционная гимнастика.

Губы в улыбке, язык «горочкой».

Дети повторяю звук хором и по одному.

3. Характеристика звука.

Воздух на своем пути встречает препятствие, звук согласный, живет в синем домике.

4. Выделение звука.

Учитель ставит картинки: сыр, стакан, сахар, санки, нос, сова, насос, пылесос. Дети определяют положение звука в слове.

5. Игра «Кто внимательный?».

Лиса, лось, тишина, лист, синица, шарик, шум шоссе, аист, корова, самолет, усы, пень.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Игра «На что похожа буква?».

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

8. Знакомство с буквой С.

Написание буквы, место в алфавите, на ленте буквы.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

9. Игра «Доскажи словечко».

Хобот длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромен он,

Ты узнал, кто это?… (слон)

Верещунья, белобока,

И зовут ее …. (сорока)

III. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов АС, ОС, УС, СА, СО, СУ; придумывание слов, которые начинаются на эти слоги.

2. Запись слогов АС, ОС, УС, СА, СО, СУ в тетради по печатанию.

IV. Штриховка.

Шаблон «Самолет». Штрихуем буквой С.

V. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву С.

VI. Пальчиковая гимнастика.

VII. Работа в тетради.

  1. Графический узор.
  2. Написание буквы С.
  3. Написание слогов АС, ОС, УС, СА, СО, СУ.

 

        

Тема: «Гласный звук [ы], буква ы».

         Цель: Выработать навык четкого произношения звука Ы в слогах, словах, фразах. Развивать фонематический слух. Познакомить с буквой Ы. Развивать память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – лев, шарф, зонт, стол, сыр, шаблон «часы».

I. Повторение.

Записать буквы: Ии, Аа, Оо, Уу.

II.Новый материал.

1. Выделение звука.

Произносим слоги: МЫ, ЛЫ, СЫ.

- Какой звук слышим на конце каждого слога?

2.Артикуляция звука.

Язык находится глубоко во рту.

Дети произносят звук Ы хором и индивидуально.

3.Характеристика звука.

Воздух проходит свободно, звук гласный, живет в красном домике.

4.Игра «Угадай звук» (хлопнуть в ладоши):

дом, дым, корова, рысь, лужа, лыжи, сыр, рак, рыба, мыло.

5.Придумывание слов с новым звуком.

6.Игра «На что похожа буква?»

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.

7.Знакомство с новой буквой.

Написание буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

8.Игра «Доскажи словечко»

Образовать формы множественного числа (один – много):

Лев – львы                        Стол – столы

Шарф – шарфы                Пол – полы

Зонт – зонты                     Сыр – сыры

III. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов МЫ, СЫ, ЛЫ; придумывание слов с этими слогами.

2. Чтение слов МАЛЫ, ОСЫ, СОМЫ, УСЫ, МЫЛО.

3. Запись в тетради по печатанию слогов и слов с буквой Ы (по выбору учителя).

IV. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Ы.

         

V. Штриховка.

Шаблон «Часы», штриховка элементами буквы Ы.

VI. Пальчиковая гимнастика.

VII. Работа в тетради.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Ы.
  3. Написание буквы Ы.
  4. Написание слогов МЫ, СЫ, ЛЫ.
  5. Написание слов ОСЫ, УСЫ, МЫЛО.

Тема: «Согласный звук [н], буквы Н, н».

         Цель: Познакомить со звуком и буквой Н. развивать фонетический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить умению слушать друг друга и учителя.

         Оборудование: Картинки – носки, барабан, нос, нота, стакан, лимон, нитки, тень, конь, шаблон «носок».

I. Новый материал.

1. Фонетическая зарядка.

- Как погоняют лошадь? (Но – но – но)

- Какой звук нам не знаком?

Учитель выставляет картинки с предметами, дети произносят и определяют позицию звука Н в словах: нос, носки, барабан, нота, стакан, лимон, нитки, конь, тень.

2. Артикуляция звука.

Язык задерживает воздух и направляет его в нос.

Дети произносят звук Н хором и индивидуально.

3. Характеристика звук.

Воздух задерживается во рту языком, звук согласный, живет в синем домике.

4. Игра «Угадай звук».

Ком, сон, торт, сосна, пила, Нина, Римма, сено, весло, тень, день.

5. Придумывание детьми слов с новым звуком.

6. Игра «Наоборот».

Снять – (надеть)                       Земля – (небо)

Высоко – (низко)                      Рука – (нога)

Верх – (низ)

7. Игра «На что похожа буква?»

На букве Н

Я как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

8. Знакомство с новой буквой.

Написание буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам в узоре, написание самой буквы.

9. Игра «Доскажи словечко».

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для … (нас).

А петух с колючим ежиком  

Режут сало острым … (ножиком).

II. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов НА, АН, НУ, УН, НО, ОН, НЫ.

2. Чтение слов ЛУНА, НОША, ОН, ОНА, НАША, НОС.

3. Запись в тетради по печатанию слогов и слов с буквой Н (по выбору учителя).

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Н.

IV. Штриховка.

Шаблон «Носки», штриховка элементами письменной буквы Н.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Н.
  3. Написание буквы Н.
  4. Написание слогов НА, АН, НО, ОН, НУ, УН, НЫ.

Тема: «Согласный звук [л], буквы Л, л».

         Цель: Выработать навык четкого произношения звука Л в слогах, словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

         Оборудование: Картинки – лук, луна, лиса, стул, стол, шаблон «лиса».

I. Новый материал.

1. Фонетическая зарядка.

- Как поют песенку без слов? (Ля – ля – ля).

- Какой звук мы произносим первым?

Учитель выставляет картинки с предметами, дети произносят и определяют позицию звука Л в словах: лук, луна, лиса, стул, стол.

2. Артикуляция звука.

Губы в улыбке; зубы видны и сближены; широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами).

Дети произносят звук Л хором и индивидуально.

3. Характеристика звука.

Воздух на пути встречает препятствие, звук согласный, живет в синем домике.

4. Воспроизведение слоговых рядов.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ла-ла-ла – молока пила.

5. Придумывание детьми слов с новым звуком.

6. Игра «На что похожа буква?».

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

7. Знакомство с новой буквой.

Написание буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам в узоре, написание самой буквы.

8. Игра «Доскажи словечко».

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из … (лейки).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (лису).

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (лук).

II. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов ЛА, АЛ, ЛО, ОЛ, ЛУ, УЛ.

2. Чтение слов МАЛА, УШЛА.

3. Запись в тетради по печатанию слогов и слов с буквой Л (по выбору учителя).

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Л.

IV. Штриховка.

Шаблон «Лисы», штриховать элементами буквы Л.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Л.
  3. Написание буквы Л.

4.  Написание слогов ЛА, АЛ, ЛО, ОЛ, ЛУ, УЛ.

  1. Написание слов МАЛА, УШЛА.  

Тема: «Согласный звук [x], буква Х, х».

         Цель: Сформировать навык правильного произношения звука [x]. Развивать фонематический слух. Учить выделять звук [x] в начале и конце слова. Познакомить с буквой Х.

         Оборудование: Картинки – халат, хлеб, хомяк, художник, хобот, шаблон «хлеб».

I. Новый материал.

1. Фонетическая зарядка.

- Как мы смеемся? (Ха – ха – ха! Хи – хи – хи!).

2. Выделение звука.

Учитель выставляет картинки с предметами: халат, хлеб, художник, хобот. Спрашивается, какой звук слышится в начале каждого слова.

3. Артикуляция звука.

Теплая струя воздуха выдыхается. Дети произносят звук Х хором и индивидуально.

4. Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

5. Игра «Угадай звук».

Хитрый, хороший, шорох, шипеть, хор, хруст, хлеб, шелк, запах.

Определить позицию звука.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Игра «На что похожа буква?».

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

8. Знакомство с буквой.

Написание буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

9. Игра «Доскажи словечко».

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К:

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я … (хоккей).

Хлоп – и конфета стреляет,

Как пушка!

Каждому ясно: это … (хлопушка).

II. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов АХ, ХА, ОХ, ХО, УХ; придумывание слов на эти слоги.

2. Запись в тетради слогов АХ, ХА, ОХ, ХО, УХ.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Х.

IV. Штриховка.

Шаблон «Хлеба», штриховать элементами буквы Х.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Х.
  3. Написание самой буквы Х.
  4. Написание слогов АХ, ХА, ОХ, ХО, УХ.

Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш, ш».

         Цель: Сформировать навыки различения и четкого произношения звука Ш в словах. Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.

         Оборудование: Картинки – шуба, карандаш, шкаф, шарф, шар, шапка, шуба, шалаш, мышь, шаблон «шары».

I. Новый материал.

1. Фонетическая зарядка.

- Как шипит змея? (Ш – ш – ш) гусь (Ш – ш – ш)?

2. Выделение звука.

Определить место звука Ш в словах (картинки): шуба, карандаш, шкаф, шарф, шуба, шалаш, мышь.

3. Артикуляция звука.

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы сближены. Широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат. Посередине языка идет сильная теплая воздушная струя.

Дети произносят звук Ш хором и индивидуально.

4. Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

5. Речевая зарядка.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Аш-аш-аш – у Марины карандаш.

Шо-шо-шо – мы читаем хорошо.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Игра «Любопытный».

Что надевают зимой? (Шуба, шарф, шапка).

Во что любишь играть? (Шашки, шахматы).

Где учишься? (В школе).

Где висит шуба? (В шкафу).

8. Игра «На что похожа буква?»

Ах, табуретка хороша!

Перевернул и буква Ш!

9. Знакомство с буквой.

Написание буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

10. Игра «Доскажи словечко».

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные … (шары).

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему … (штанишки).

II. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов АШ, ША, ОШ, ШО, УШ, ШУ.

2. Запись в тетради по печатанию слогов: АШ, ША, ОШ, ШО, УШ, ШУ.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Ш.

IV. Штриховка.

Шаблон «Шаров», штриховать элементами буквы Ш.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Ш.
  3. Написание самой буквы Ш.
  4. Написание слогов АШ, ША, ОШ, ШО, УШ, ШУ.   

Тема: «Согласный звук [p], буквы Р, р».

 

         Цель: Сформировать навык произношения звука Р. Учить узнавать букву Р. Развивать фонематический слух, внимание, память мышление.

         Оборудование: Картинки – диван, табурет, кровать, кресло, шкаф, стул, трюмо, шаблон «рыба».

I. Повторение.

На доске буквы А, О, У, Н, Ы.

- Какая буква лишняя? Почему?

II. Новый материал.

1. Фонетическая зарядка.

- Как рычит собака? (Р – р – р).

Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, в котором есть звук Р.

2. Выделение звука.

Игра «Новая квартира».

Выбрать с доски картинки с мебелью, в которых есть звук Р: диван, кровать, шкаф, стул, трюмо, табурет.

3. Артикуляция звука.

Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.

Дети произносят звук Р хором и по одному.

4. Речевая зарядка.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ро-ро-ро – у нас новое ведро.

Ры-ры-ры – у мальчика шары.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.

5. Придумывание детьми слов с новым звуком.

6. Физкультминутка.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар (Громко).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар (Громко).

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар – кар – кар (Тихо).

7. Игра «На что похожа буква?».

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь.

8. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

9. Игра «Доскажи словечко».

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь).

За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная … (радуга).

III. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов АР, ОР, УР, ЫР.

2. Чтение слов ШАР, СЫР, СОР, ХОР.

3. Запись в тетради по печатанию слогов РА, АР, РО, ОР, РУ, УР, РЫ, ЫР.

IV. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Р.

V. Штриховка.

Шаблон «Рыбы» штриховать элементами буквы Р.

VI. Пальчиковая гимнастика.

VII. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Р.
  3. Написание самой буквы.
  4. Написание слогов РА, АР, РО, ОР, РУ, УР, РЫ, ЫР.    

Тема: «Согласный звук [к], буквы К, к».

         Цель: Сформировать навык произношения и различения звука [к] в словах. Развивать фонематический слух. Познакомить с буквой К. Развивать мышление, память, внимание.

         Оборудование: Картинки – кот, кит, кирпич, кролик, кони, кепка, колбаса сыр, молоко, хлеб, конфеты, яйцо, бублик, шаблон «кот».

I. Повторение.

Садится тот, кто  определит первый звук в следующих словах: аист, улитка, автомат, хор, шарик, рак, лиса.

II. Новый материал.

1. Фонетическая зарядка.

- Как квакает лягушка? (Ква – ква).

2. Выделение звука.

Педагог выставляет картинки: кот, кирпич, кит, кролик, кони, кепка.

- Какой первый звук во всех этих словах?

3. Артикуляция звука.

4. Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

5. Игра «Кто внимательный?»

Услышав звук К, дети хлопают в ладоши:

Лодка, леска, удочка, карась, окунь, гриб, булка, бублик, рыба, кошка, стол.

6. Придумывание слов с новой буквой.

7. Игра «Закончи предложение».

Детям нужно закончить предложение подходящим по смыслу словом со звуком К:

На голове у клоуна клетчатая … (кепка).

На солнышке греется пушистая … (кошка).

У Вики и Киры билеты в … (кино).

8. Игра «Продуктовый магазин».

Выбрать с доски картинки с продуктами, в которых есть звук К: колбаса, сыр, молоко, хлеб, конфеты, яйцо, бублик.

9. Игра «На что похожа буква?».

Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он – как буква К.

10. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

11. Игра «Доскажи словечко».

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … (капуста).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно … (карандаш).

III. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слов МАК, РАК, ЛУК, СУК, СОК.

2. Написание слогов и слов в тетради по печатанию КА, КАР, КО, КОМ.

IV. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву К.

V. Штриховка.

Шаблон «Кота» штриховать элементами буквы К.

VI. Пальчиковая гимнастика.

VII. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы К.
  3. Написание самой буквы.
  4. Написание слогов и слов по выбору учителя.

        

Тема: «Согласный звук [п], буквы П, п».

         Цель: Закрепить навык различения и четкого произношения звука П. Развивать фонематический слух. Развивать память и мышление.

         Оборудование: Картинки – помидор, письмо, пальто, пирог, шаблон «платье».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как пыхтит каша? (Пых – пых).

2. Выделение звука.

Педагог читает загадку:

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней … (помидора).

- Какой первый звук в слове «помидор»?

3. Артикуляция звука.

Губы сжаты и «стреляют».

Дети произносят звук хором и по одному.

4. Характеристика звука.

Согласный звук, живет в синем домике.

5. Придумывание слов с новым звуком.

6. Игра «На что похожа буква?».

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

7. Игра «Дополни предложение».

         Педагог выставляет картинки: помидор, письмо, пальто, пирог. Дети проговаривают названия. Далее дополняют предложения:

На огороде выросли красные …

Мама испекла вкусный …

Мальчик отправил …

Полина сняла …

8. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

9. Игра «Доскажи словечко».

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? … (петушок).

Если все ты будешь знать,

То получишь в школе … (пять).

II. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов и слов с буквой П.

2. Запись в тетради по печатанию ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПАПА, СУП.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву П.

IV. Штриховка.

Шаблон «Платья» штриховать элементами буквы П.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы П.
  3. Написание самой буквы.
  4. Написание слогов и слов по выбору учителя.

Тема: «Согласный звук [T], буквы Т, т».

         Цель: Закрепить навык четкого произношения звука Т. развивать фонематический слух. Познакомить с буквой Т.

         Оборудование: Картинки – парта, стол, стул, доска, шкаф, картина, книги, цветы, шаблон «телефон».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как стучит молоток? (Тук – тук).

2. Выделение звука.

- С каким звуком мы сегодня будем с вами знакомиться?

3. Игра «Узнай звук».

Книга, танк, дом, таблетка, дверь, туфли, дым, топор, клюква, дорога, тумбочка, дыня, ток. (Дети хлопают в ладоши).

4. Артикуляция звука.

Язык ударяется о бугорки.

Дети произносят звук хором и по одному.

5. Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

6. Речевая зарядка.

Та-та-та – у нас дома чистота.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

То-то-то – стали мы играть в лото.

Ат-ат-ат – берем с собою самокат.

7. Придумывание слов с новым звуком.

8. Игра «На что похожа буква?».

Молоток стучит: «Тук – тук!»

Букве Т я лучший друг.

9. Игра «Обустрой класс».

- Выберите предметы, которые мы поставим в класс. Но одно условие – в них должен быть звук Т: парта, стол, стул, доска, шкаф, картина, книги, цветы.

10. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

11. Игра «Доскажи словечко».

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные … (тетрадки).

Поэт закончил строчку

В конце поставил … (точку).

II. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов и слов с буквой Т.

2. Написание в тетради по печатанию слогов и слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Т.

IV. Штриховка.

Шаблон «Телефона» штриховать элементами буквы Т.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Т.
  3. Написание самой буквы Т.
  4. Написание слогов и слов по выбору учителя.

Тема: «Гласный звук [и], буквы И, и».

         Цель: Формировать навык различения и правильного произношения звука И. Развивать фонематический слух. Развивать память, внимание, логическое мышление.

         Оборудование: Картинки – ива, индюк, иголка, ирис, шаблон «игрушка».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как кричит осел? (Иа – иа!)

2. Выделение звука.

Педагог выставляет следующие картинки: ива, индюк, иголка, ирис.

Дети проговаривают названия и определяют первый звук.

3. Артикуляция звука.

Губы в улыбке.

Дети произносят звук хором и по одному.

4. Характеристика звука.

Звук гласный, живет в красном домике.

5. Игра «Узнайте звук».

Ива, индюк, шар, астра, Ира, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Игра «На что похожа буква?».

На калитку посмотри –

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

8. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

9. Игра «Доскажи словечко».

Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

Сам я сделаю … (игрушки).

Никак не согласится

Она лежать без толку.

Кто знает мастерицу

Усердную … (иголку).

II. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов и слов с буквой И.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов и предложений по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву И.

IV. Штриховка.

Шаблон «Игрушки» штриховать элементами буквы И.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы И.
  3. Написание самой буквы И.
  4. Написание слогов, слов и предложений по выбору учителя.

Тема: «Согласный звук [в], буквы В, в».

         Цель: Формировать навык произношения и различения звука В в слогах, словах и фразах. Упражнять в подборе слов с противоположным значением.

         Оборудование: Картинки – вилка, варежки, веник, волк, ведро, витрина, варенье, весло, вагоны, вата, шаблон «ваза».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звука.

Педагог выставляет следующие картинки: вилка, варежки, веник, волк, ведро, витрина, варенье, весло, вагоны, вата.

Дети проговаривают названия предметов и определяют первый звук.

2. Артикуляция звука.

Дети произносят звук хором и по одному.

3. Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

4. Придумывание слов с новым звуком.

5. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Нижний – верхний

Внизу – вверху

Грустный – веселый

Низкий – высокий

6. Речевая зарядка.

Ва-ва-ва – на суку сидит сова.

Во-во-во – по реке плывет бревно.

7. Игра «На что похожа буква?».

К единице три приставим,

Что за букву мы составим.

8. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

9. Игра «Доскажи словечко».

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто это? … (ворона).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой В.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов и предложений по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву В.

IV. Штриховка.

Шаблон «Вазы» штриховать элементами буквы В.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы В.
  3. Написание самой буквы.
  4. Написание слогов, слов и предложений.

Тема: «Согласный звук [з], буквы З, з».

         Цель: Закрепить навык четкого произношения звука З в словах и фразах. Познакомить с буквой З. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – зима, зубы, земляника, забор, заяц, замок, зонт, зеркало, шаблон «заяц».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как поют комарики? (З – з – з).

2. Выделение звука.

Педагог выставляет картинки: зима, зубы, земляника, забор.

- Какой звук мы слышим в начале каждого слова?

3. Артикуляция звука.

Губы в улыбке, зубы видны. Зубы не сжимать. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Посередине языка идет холодная струя воздуха.

Дети произносят звук З хором и по одному.

4. Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

5. Игра «Кто внимательный?».

Коза, ваза, глаза, роса, гвозди, свет, заяц, зонт, сон, забор, сапог, азбука, лиса.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Речевая зарядка.

За-за-за – уходи домой коза.

Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

Зы-зы-зы – у Зои нет козы.

8. Игра «Один – много».

Мороз – морозы

Арбуз – арбузы

Рассказ – рассказы

Газ – газы

9. Игра «Закончи предложение».

Предложения пишутся на доске, а слова, которыми нужно закончить предложение, вывешиваются в виде картинок:

В зоопарке покрасили … (забор).

По полю бегал трусливый … (заяц).

На ворота повесили новый … (замок).

Зоя раскрасила красивый разноцветный … (зонт).

Захар увидел свое отражение в … (зеркале).

Кот сидел на … (заборе).

10. Игра «На что похожа буква?».

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

11. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

12. Игра «Доскажи словечко».

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? … (зайка).

Просыпаюсь утором рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку).

II. Работа по учебнику и в тетради.

  1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой З.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву З.

IV. Штриховка.

Шаблон «Зайца» штриховать элементами письменной буквы З.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы З.
  3. Написание самой буквы З.
  4. Написание слогов, слов и предложений с буквой З.  

Тема: «Согласный звук [б], буквы Б, б».

         Цель: Сформировать навык различения и четкого произношения звука Б в словах; познакомить с буквой Б. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – белка, бант, бумага, береза, бочка, банан, бинокль, шаблон «белка».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как блеет баран? (Бее).

2. Выделение звука.

Педагог выставляет картинки: белка, бант, бумага, береза, бочка, банан, бинокль.

- Какой звук слышится в начале каждого слова?

- Как вы думаете, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

3. Артикуляция звука.

Дети произносят звук хором и по одному.

4. Характеристика звука.

Воздух задерживается, петь нельзя.

Звук согласный, живет в синем домике.

5. Игра «Где звук?»

Береза, бабочка, барабан, утюг, баран, кепка, берета, топор, белка, иголка, Буратино, ножницы, очки.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Игра «Скажи наоборот».

Маленький – … (большой);

Черный – … (белый);

Медленный – … (быстрый);

Порядок – … (беспорядок).

8. Речевая зарядка.

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

9. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

10. Игра «На что похожа буква?».

Буква Б с большим брюшком;

В кепке с длинным козырьком.

11. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

12. Игра «Доскажи словечко».

На ветке не птичка –

Зверек – невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это? … (белка).

У отца был мальчик странный.

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный,

Кто же это? … (Буратино).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Б.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Б.

IV. Штриховка.

Шаблон «Белки» штриховать элементами письменной буквы Б.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Б.
  3. Написание самой буквы Б.
  4. Написание слогов, слов и предложений по выбору учителя.

Тема: «Согласный звук [д], буквы Д, д».

         Цель: Закрепить навыки произношения звука Д в слогах, словах. Учить подбирать уменьшительно – ласкательные слова. Развивать память, внимание, логическое мышление.

         Оборудование: Картинки – дом, дыня, дорога, дети, дым, дятел, шаблон «дом».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду).

2. Выделение звука.

Педагог выставляет картинки: дом, дыня, дорога, дети, дым, дятел.

- Какой звук мы слышим в начале каждого слова?

3. Артикуляция звука.

Положение, губ, зубов, языка.

Дети произносят звук Д хором и по одному.

4. Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

5. Игра «Кто внимательный?»

Дом, душ, тигр, дверь, подарок, картина, дети, дыня, идет, турист.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Игра «Скажи наоборот».

Злой – … (добрый);

Дикий – … (домашний);

Короткий – … (длинный);

Мальчик –… (девочка);

Бабушка – … (дедушка).

8. Игра «Скажи ласково».

Дом – … (домик);

Дым – … (дымок);

Друг – … (дружок);

Дождь – … (дождик);

Сад – … (садик).

9. Игра «На что похожа буква?».

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

10. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

11. Игра «Доскажи словечко».

Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить –

Землю с небом хочет сшить?

Не ответишь, подождем,

Отгадаешь под … (дождем).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!» -

И ставит подпись: … (дятел).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Д.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Д.

IV. Штриховка.

Шаблон «Домика» штриховать элементами письменной буквы Д.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Д.
  3. Написание самой буквы Д.
  4. Написание слогов, слов и предложений с буквой Д.

Тема: «Согласный звук [г], буквы Г, г».

         Цель: Сформировать навык различения и четкого произношения звука Г, познакомить с буквой Г. Закрепить навык печатания слов и чтения предложений. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.

         Оборудование: Картинки – гараж, гусь, гири, гитара, груши, гриб, гвозди, шаблон «гриб».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как гогочет гусь? (Га-га-га).

2. Выделение звука.

Выделение звука Г в словах гусь, гири.

3. Артикуляция звука.

Положение губ, зубов, языка, положение воздуха.

Дети произносят звук хором и по одному.

4. Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

5. Игра «Угадай звук».

Положение звука в слове.

Грач, гусь, книга, игрушки, гамак, грабли, гантели, гол, голова, громко.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Дидактическая игра «Наоборот».

Веселый –… (грустный);

Сытый –… (голодный);

Редкий –… (густой);

Мелкий –… (глубокий);

Тихо –… (громко).

8. Дидактическая игра «Один – много».

Книга –… (книги);

Нога –… (ноги);

Дорога –… (дороги);

Бумага –… (бумаги);

Телега –… (телеги).

9. Игра «Подбери нужное слово».

Голубая, голубое, голубой, голубые.

10. Игра «Доскажи предложение».

Предложения пишутся на доске или проговариваются учителем, а картинки вывешиваются на доске.

Машина стоит в … (гараже).

Брат играет на … (гитаре).

Мама купила сочные … (груши).

Под березой нашли … (гриб).

Гриша любит забивать … (гвозди, голы).

11. Игра «На что похожа буква?».

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

12. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы (показ), место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

13. Игра «Доскажи словечко».

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол).

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый … (гусь).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Г.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Г.

IV. Штриховка.

Шаблон «Гриба» штриховать элементами письменной буквы Г.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Г.
  3. Написание самой буквы Г.
  4. Написание слогов, слов и предложений с буквой Г.

Тема: «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж».

         Цель: Сформировать навык произношения звука Ж в словах. Познакомить с названиями животных и их детенышами. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: шаблон «жук».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж).

2. Выделение звука.

Дети вместе с педагогом произносят четверостишие:

Я жук, я жук.

Я тут живу.

И день и ночь

Жужжу, жужжу.

- Какой звук чаще других встречается во всех этих словах?

3. Артикуляция звука.

Язык в форме чашечки за верхними зубами, струя воздуха направлена на кончик языка, губы округлены.

Дети произносят звук Ж хором и по одному.

4. Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

5. Игра Кто внимательный?».

Ужи, стрижи, кошка, ножницы, цапля, ежи, снежинка, лыжи, чемодан, жук, щетка, замок, вешалка, лиса, мыши, волк, карандаш, щит.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Речевая зарядка.

Жу-жу-жу-жу – молока дадим ежу.

Жа-жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же-же-же-же – дождь прошел уже.

Жо-жо-жо-жо – лужок, снежок, творожок.

8. Дидактическая игра «У кого кто?».

У лошади –… (жеребенок).

У ежа –… (ежонок).

У моржа –… (моржонок).

У ужа –… (ужонок).

9. Игра «На что похожа буква?».

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

10. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

11. Игра «Доскажи словечко».

Вяжет мам длинный шарф,

Потому что сын … (жираф).

Лейся дождь веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по … (лужам).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ж.

2. Написание в тетради по печатанию слогов и слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Ж.

IV. Штриховка.

Шаблон «Жука» штриховать элементами письменной буквы Ж.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Ж.
  3. Написание самой буквы Ж.
  4. Написание слогов, слов и предложений с буквой Ж.    

Тема: «Звук [й], буквы Й, й».

         Цель: Закрепить навык произношения звука Й в словах. Учить печатанию слов под диктовку. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – майка, зайка, сарай, змей, лейка, линейка, шайба, шаблон «лейка».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как вскрикивают от испуга? (Ой!).

2. Выделение звука.

Педагог выставляет картинки, после того как ученик повторит название предмета изображенного на картинке: майка, зайка, сарай, змей, лейка, линейка, шайба.

3. Артикуляция звука.

Дети произносят звук Й хором и по одному.

4. Характеристика звука.

Этот звук согласный, краткий, звук Й бывает только после гласного звука, живет в синем домике.

5. Игра «Узнай звук».

Лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, змей, имя, чай.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Речевая зарядка.

Ой-ой-ой – песню дружно пой.

Ай-ай-ай – во дворе стоит сарай.

Уй-уй-уй – на чай скорей подуй.

8. Игра «Занимательные вопросы».

Какой вы знаете полезный напиток? (чай)

Как называется птица, летающая над кораблем в море? (чайка)

Как называется помещение для хранения садово-огородного инструмента? (сарай)

Необходимая принадлежность для игры в хоккей? (шайба)

Как вскрикивают от испуга? (ай)

9. Игра «На что похожа буква?»

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

10. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

11. Игра «Доскажи словечко».

Что мы пели, угадай?

Кара … (вай).

Что нам пели, угадай?

Баю … (бай).

Что за месяц, угадай?

Месяц … (май).

Что в стакане, угадай?

Сладкий … (чай).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Й.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Й.

IV. Штриховка.

Шаблон «Лейки» штриховать элементами письменной буквы Й.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Й.
  3. Написание самой буквы Й.
  4. Написание слогов, слов и предложений с изученной буквой.  

Тема: «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц».

         Цель: Сформировать навык произношения звука Ц в словах. Сформировать навык различения и произношения звуков Ц – С в словах. Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.

         Оборудование: Картинки – огурец, яйцо, ножницы, цветы, цифры, блюдце, циркуль, кисточка, краски, портниха, повар, учитель, продавец, художник, шаблон «цветок».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как подзывают цыплят? (цып-цып – цып).

- Какой звук мы слышим первым?

2. Артикуляция звука.

При произношении звука Ц язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов.

Дети произносят звук Ц хором и по одному.

3. Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

4. Игра «Светофор».

Услышав знакомый звук Ц, дети поднимают карточку зеленого цвета: цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь.

5. Автоматизация звука.

Сначала проговаривает педагог, а затем дети пытаются повторить вместе с учителем:

Цыплята и курица

Целый день на улице –

Цыплята у курицы,

Цыплята на курице,

Цыплята под курицей.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Игра «Что кому».

Педагог выставляет картинки, в названиях которых есть звуки с – ц: огурец, яйцо, ножницы, цветы, цифры, блюдце, циркуль, кисточка, краски. Далее педагог выставляет картинки с людьми следующих профессий: портниха, повар, учитель, продавец, художник. Затем он просит детей подобрать к профессиям нужные предметы.

8. Игра «На что похожа буква?».

Буква Ц –

Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

9. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

10. Игра «Доскажи словечко».

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? … (цапля).

Не спеша огонь тут ходит,

Землю матушку обходит.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это … (солнце).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ц.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Ц.

IV. Штриховка.

Шаблон «Цветка» штриховать элементами письменной буквы Ц.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Ц.
  3. Написание самой буквы Ц.
  4. Написание слогов, слов и предложений.

Тема: «Согласный звук [ч], буквы Ч, ч».

         Цель: Закрепить навык произношения звука Ч в словах. Учить образовывать уменьшительно – ласкательные существительные, работать над предложением. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – тучи, чашки, часы, кирпич, чемодан, шаблон «чайник».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как мчится поезд по рельсам? (чух – чух – чух).

2.Выделение звука.

Когда лежу на месте,

Не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести,

Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето!

И люди будут класть

Дорожные предметы

В мою большую пасть.

Мне, видно, от рожденья

Такой характер дан,

Что я люблю движенье,

На то я …. (чемодан).

Картинка с отгадкой выставляется на доску.

- Какой звук мы слышим в начале слова?

3. Артикуляция звука.

При произнесении звука Ч язык находится за верхними зубами, губы «трубочкой».

Дети произносят звук Ч хором и по одному.

4.Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

5. Речевая зарядка.

Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо-чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Игра «Скажи ласково».

Ложка - … (ложечка).

Носок - … (носочек).

Мяч - … (мячик).

Белка - … (белочка).

Пуговица - … (пуговка).

Собака - … (собачка).

8. Игра «Закончи предложение».

На доску выставляются картинки, дети должны выбрать нужную картинку и закончить названное учителем предложение.

По небу плывут … (тучи).

На столе стоят … (чашки).

На стене висят … (часы).

Для постройки дома нужны … (кирпичи).

9. Игра «На что похожа буква».

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

10. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

11. Игра «Доскажи словечко».

У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются … (часы).

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ч.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Ч.

IV. Штриховка.

Шаблон «Чайника» штриховать элементами письменной буквы Ч.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Ч.
  3. Написание самой буквы Ч.

4. Написание слогов, слов и предложений с буквой Ч.   

Тема: «Согласный звук [щ], буквы Щ, щ».

         Цель: Закрепить навык произношения звука Щ в словах. Работать над предложением. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – щенок, ящик почтовый, плащ, щетка, щука, щавель, шаблон «щука».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как паровоз выпускает пар? (щ – щ – щ).

2. Выделение звука.

Педагог выставляет следующие картинки: щетка, щука, щенок, щавель.

- С какого звука начинаются все эти слова?

3. Артикуляция звука.

Губы в легкой улыбке, зубы видны, сближены. Широкий кончик языка поднят к альвеолам. Посередине языка идет сильная воздушная струя.

Дети произносят звук хором и по одному.

4. Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

5. Речевая зарядка.

Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Щи-щи-щи – мы сварили щи.

Ащ-ащ-ащ – у Ирины синий плащ.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Закончи предложение.

Учитель выставляет картинки на доску.

У собаки маленький … (щенок).

Письмо опускают в почтовый … (ящик).

Для плохой погоды мама купила … (плащ).

8. Игра «На что похожа буква?».

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

9. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

10. Игра «Доскажи словечко».

У меня пропал носок,

Утащил его … (щенок).

Медведица рыщет,

Медвежат под елкой … (ищет).

II. Работа по учебнику и в тетради.

  1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Щ.
  2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работу с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Щ.

IV. Штриховка.

Шаблон «Щуки» штриховать элементами письменной буквы Щ.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Щ.
  3. Написание самой буквы Щ.
  4. Написание слогов, слов и предложений с буквой Щ.

Тема: «Гласный звук [е], буквы Е, е».

         Цель: Закрепить навык произношения звука Е в словах. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – ель, ежи, енот, Емеля, ежевика, шаблон «ели».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Что говорит мама, когда тебя кормит? (Ешь!).

2.Выделение звука.

Педагог выставляет следующие картинки: ель, ежи, енот, Емеля.

- С какого звука начинаются все эти слова?

3. Артикуляция звука.

При произнесении каждого йотированного гласного сначала спинка языка активно поднимается к твердому нёбу, а затем язык занимает положение основного гласного.

4.Характеристика звука.

Звук гласный, живет в красном домике.

5. Узнайте слово.

- Как называется по другому пища или ее прием? (еда)

- Небольшой зверек с ценным мехом. (енот)

- Самая низкая школьная отметка. (единица)

- Зимой и летом одним цветом. (ель)

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Игра «Закончи предложение».

На доску выставляются картинки, дети должны выбрать нужную картинку и закончить названное учителем предложение.

И зимой и летом зеленеет … (ель).

Под елью прятался колючий маленький … (ежонок).

Не тарелке лежала вкусная … (еда).

8. Игра «На что похожа буква».

На дворе – какая жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

9. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

10. Игра «Доскажи словечко».

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто еж,

Вот и назван … (ежевика).

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля … (енот).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Е.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Е.

IV. Штриховка.

Шаблон «Ель» штриховать элементами письменной буквы Е.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Е.
  3. Написание самой буквы Е.

4. Написание слогов, слов и предложений с буквой Е.   

Тема: «Гласный звук [ё], буквы Ё, ё».

         Цель: Закрепить навык произношения звука Ё в словах. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – ёлка, ёршик, ёж, шаблон «ёж».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Что больше всего на свете любит медведь? (мёд).

2.Узнайте звук.

Дети хлопают в том случае, если слово начинается с Ё, картинки выставляются на доске  – ёлка, ежевика, юркий, енот, ёршик, еловый, песенка, ёж, яркий, юла, яблоко.

3. Артикуляция звука.

При произнесении каждого йотированного гласного сначала спинка языка активно поднимается к твердому нёбу, а затем язык занимает положение основного гласного.

4.Характеристика звука.

Звук гласный, живет в красном домике.

5. Придумывание слов с новым звуком.

6. Игра «На что похожа буква».

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

7. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

8. Игра «Доскажи словечко».

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель … (ёжик).

Колюч, да не еж.

Кто же это? … (ёрш).

Ну и платье:

Сплошь иголки.

Его носят вечно … (ёлки).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ё.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Ё.

IV. Штриховка.

Шаблон «Ёж» штриховать элементами письменной буквы Ё.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Ё.
  3. Написание самой буквы Ё.

4. Написание слогов, слов и предложений с буквой Ё.   

Тема: «Согласный звук [ф], буквы Ф, ф».

         Цель: Закрепить навык произношения звука Ф в словах. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – кофта, шарф, ферма, фазан, шаблон «флаг».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

- Как фыркает кот? (ф-ф-ф).

2.Узнайте звук.

Дети хлопают в том случае, если услышите в словах звук Ф, картинки выставляются на доске  – кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка.

3. Артикуляция звука.

При артикуляции твердых ф и в нижняя губа подтянута вверх, верхние зубы обнажены и почти касаются нижней губы—между губами и зубами образуется щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха.  

4.Характеристика звука.

Звук согласный, живет в синем домике.

5. Игра «Кто больше?»

Придумать как можно больше слов, начинающихся с ФА (фартук, факел, фабрика, фантазия, фанты); с ФИ (физик, фирма, филин)

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Игра «На что похожа буква».

Федя ходит руки в боки.

Значит, выучил уроки.

8. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

9. Игра «Доскажи словечко».

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я … (фарфор).

Весь день стоят на улице,

Прохожими любуются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается,

И не погаснут до зари

Глаза ночные … (фонари).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ф.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Ф.

IV. Штриховка.

Шаблон «флаг» штриховать элементами письменной буквы Ф.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Ф.
  3. Написание самой буквы Ф.

4. Написание слогов, слов и предложений с буквой Ф.   

Тема: «Гласный звук [э], буквы Э, э».

         Цель: Закрепить навык произношения звука Э в словах. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – экран, этажерка, эскимо, эскалатор, шаблон «эскимо».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (эх!).

2. Игра «Кто внимательный?»

С какого звука начинаются все эти слова – экран, этажерка, эскимо, эскалатор.

3. Узнайте звук.

Дети хлопают в том случае, если услышите в словах звук Э  – елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, если, этот, элеватор, экскурсия, электричество, дети, эра, эхо.

4. Артикуляция звука.

Рот раскрыт больше, чем на звуке и, зубы обнажены. Кончик языка у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нас; воздух проходит через рот.  

5.Характеристика звука.

Звук гласный, живет в красном домике.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Игра «На что похожа буква».

Это – Э

С открытым ртом

И большущим языком.

8. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

9. Игра «Доскажи словечко».

На большие расстояния

Мчится он без опоздания;

Пишется в конце два С,

Называется  … (экспресс).

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество,

Это … (электричество).

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это?  … (эскимо).

Угукало, агаколо,

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом,

И называлось … (эхом).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Э.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Э.

IV. Штриховка.

Шаблон «эскимо» штриховать элементами письменной буквы Э.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Э.
  3. Написание самой буквы Э.

4. Написание слогов, слов и предложений с буквой Э.   

Тема: «Гласный звук [ю], буквы Ю, ю».

         Цель: Закрепить навык произношения звука Ю в словах. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – шаблон «юбка».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

Куда улетают птицы осенью? (на юг).

2. Узнайте звук.

Дети хлопают в том случае, если услышите в словах звук Ю  – яблоко, елка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.

3. Артикуляция звука.

При произнесении каждого йотированного гласного сначала спинка языка активно поднимается к твердому нёбу, а затем язык занимает положение основного гласного.

4.Характеристика звука.

Звук гласный, живет в красном домике.

5. Придумывание слов с новым звуком.

6. Игра «На что похожа буква».

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась …. буква Ю.

7. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

8. Игра «Доскажи словечко».

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная  … (юла).

Любят хрюшки букву Ю:

Без нее не скажешь … (хрю).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ю.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Ю.

IV. Штриховка.

Шаблон «юбка» штриховать элементами письменной буквы Ю.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Ю.
  3. Написание самой буквы Ю.

4. Написание слогов, слов и предложений с буквой Ю.   

Тема: «Гласный звук [я], буквы Я, я».

         Цель: Закрепить навык произношения звука Я в словах. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

         Оборудование: Картинки – ярмарка, яблоки, ягоды, яма, шаблон «яблоко».

I. Знакомство с новым материалом.

1. Фонетическая зарядка.

Что говорит бабушка, когда видит у внучки грязные ручки? (ай-я-яй).

2. Игра «Кто внимательный?».

Какой звук слышим в начале каждого слова – ярмарка, яблоки, ягоды, яма.

3. Артикуляция звука.

При произнесении каждого йотированного гласного сначала спинка языка активно поднимается к твердому нёбу, а затем язык занимает положение основного гласного.

4.Характеристика звука.

Звук гласный, живет в красном домике.

5. Придумывание слов с новым звуком.

6. Угадайте сказку.

Отгадать, героям каких сказок принадлежат слова:

- Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. (колобок)

- Яблоня, яблоня, спрячь нас. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

7. Игра «Закончи предложение» (слова должны начинаться на букву Я)

Мальчик бежал и упал в …. (яму)

На завтрак у нас сегодня были…. (яйца)

Солнце светит очень…. (ярко)

День сегодня был теплым и …. (ясным)

Вдруг неожиданно налетел….. (ястреб)

8. Игра «На что похожа буква».

Каждый знает:

Буква Я

Самая хвастливая.

9. Знакомство с буквой.

Написание самой буквы, место в алфавите, ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

10. Игра «Доскажи словечко».

Бык, могучий великан,

В детстве был теленком,

Толстый увалень баран –

Тоненьким … (ягненком).

II. Работа по учебнику и в тетради.

1. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Я.

2. Написание в тетради по печатанию слогов, слов по выбору учителя.

III. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву Я.

IV. Штриховка.

Шаблон «яблоко» штриховать элементами письменной буквы Я.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради по письму.

  1. Графический узор.
  2. Написание элементов буквы Я.
  3. Написание самой буквы Я.

4. Написание слогов, слов и предложений с буквой Я.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо изученных букв, слогов с изученными буквами

Урок закрепления и применения новых знаний...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте «Закрепление пройденного материала. Чтение и письмо предложений с изученными буквами»

Конспект интегрированного урока чтение+письмо в период обучения грамоте в 1 классе по теме "Закрепление пройденного материала.  Чтение и письмо предложений с изученными буквами". УМК "Школа Росси...

Материал для работы на уроках при изучении букв.

Презентация для учащихся 1 класса....

Дидактический материал для изучения букв.

  Интересные  задания  для  изучения  букв на  подготовительных  курсах....

Конспект урока письма «Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами» (УМК "Школа России", 1 класс) + презентация

Конспект урока по русскому языкуТема: «Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами»Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация...

Урок обучения грамоте и самоанализ урока в 1 классе. «Чтение слов с изученными буквами. Закрепление изученного материала»

Тема урока: «Чтение слов с изученными буквами».Тип урока: урок рефлексии. Цель урока: закреплять знания о буквах Ее, Ёё и звуках, которые эти буквы обозначают, о роли этих букв в обоз...

Чтение в 1 классе. Тема: "Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление изученного материала."

quot;Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление изученного материала."...