Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола: особенности, строение. написание"
    материал по русскому языку по теме

    Колесникова Вероника Владимировна

    Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времен; развитие мыслительных процессов и познавательной активности; привитие интереса к русскому языку, воспитание культуры интеллектуального труда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ г. Астрахани «Начальная общеобразовательная школа № 60»

    Открытый урок

    по русскому языку

    «Неопределенная форма глагола: особенности, строение, написание».

                                                                                       Составила и провела:

                                                                                  Колесникова В.В.

    Тема урока: «Неопределенная форма глагола: особенности, строение, написание».

    Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времен; развитие мыслительных процессов и познавательной активности; привитие интереса к русскому языку, воспитание культуры интеллектуального труда.

    Наглядные пособия: таблицы рисунки, карточки, тексты с заданиями.

    Ход урока.

    1. Организационная часть (психологический настрой).
    1. Ребята посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравиться? (Ответы детей).
    2. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех!
    3. Открыли тетради, записали число. Какие орфограммы можно выделить!
    1. Чистописание.

    ть  ти  чь

    вр  чи  ро  ли                      

    1. по данным буквосочетания догадайтесь, какие признаки глагола    

         имеются в виду (повторение признаков неопределенной формы          

         глагола; времена и изменение глаголов

            

            

    - Обратите внимание! Все элементы должны быть одинаковой высоты и    

       наклона!

    Словарная работа.

    1. работа по вариантам

    I в. – ить, - еть

    II в. – ать, ять

    1. обратитесь к стр. 80 задачника и выпишите по 8 слов, I в. – на –ить, -еть; II в. – на ать, -ять.

    Взаимопроверка: поменялись тетрадями и проверили запись.

    1. Изучение новой темы.

    -Ребята, вы догадались над чем мы будем работать сегодня на уроке?

    1.А сейчас продолжим работу по учебнику, упражнение № 359

    -Найдешь ошибки исправь их: (пети – петь, зевать – позевывает, висти – вес,

                                                         разинутую пасть – пасть разинутую);

    1. Какие части речи есть в отрывке?
    2. Сколько в этих строках глаголов? А сколько среди них разных?
    3. Выписать глаголы неопределенной формы: как их узнаешь? Какие признаки сможешь у них определить: время, число, лицо, род?

    вести     чавкать         зевать     прикрывать 

    А сейчас обобщим все, что вспомнили о неопределенной форме глагола.

    Используем вопросы записанные на доске.

    1. Почему эта форма так называется?
    2. По каким вопросам ее узнают?
    3. На что она может оканчиваться?
    4. Какие орфограммы в ней встречаются?

    Физкультминутка.

    Встали из-за парт, руки на пояс. Я прочитаю вам стихотворение

    Т. Рик «Сладкая мечта».

    Если встретится глагол неопределенной формы, нужно присесть и руки вытянуть вперед.

    Не мешайте мне мечтать!

    Мне б мешок конфет достать,

    Развернуть, жевать, сосать,

    Чавкать, чмокать, уплетать,

    Долго – долго не глотать,

    Наслаждаться, смаковать.

    Но не надо в рот смотреть!

    Совесть надобно иметь!

    Так могу я подавиться

    И на месте умереть!.

    -Молодцы! А сейчас сделаем глубокий вдох – руки вверх, опускаем руки – выдох. Повторяем несколько раз.

    2. Инсценировка отрывка из стихотворения Г. Гюйко

    авт. За столом сказала мать:

    мать. Хватит языком болтать!

    авт. А сынишка осторожно:

    сын. А болтать ногами можно?

    1. назовите глаголы неопределенной формы;
    2. объясните значение словосочетаний:

    болтать языком (говорить много, быстро, а так же о чем-то незначительном),

    болтать ногами (делать движения);

    1. подберите словосочетание с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения, а затем подберите к нему синонимы (держать ручку, тетрадь, держать себя (как вести себя).

    3.А сейчас новое задание упр.№ 360.

    Задание: впиши нужное слово и реши орфографические задачи.

    Пусть крыша т…чет и сломалась калитка, свой дом ни за что не покинет……

    Глагол

    ? к глаголу

    ? неопределенной формы

    неопределенная форма

    течет

    что делает?

    что делать?

    течь

    сломалась

    что сделала?

    что сделать?

    сломаться

    не покинет

    что сделает?

    что сделать?

    покинуть

    А теперь пусть отдохнут наши глаза….

    Поднимите глаза кверху; опустите их книзу; отведите глаза вправо, а затем влево. Повторите 6 – 8 раз.

    Тест по уровням

    Уровень 1.

    1. Выберите глагол в неопределенной форме.

    ходить

    смеется

    думать

    читал

    2. Выберите из списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола.

    а) что делал?

    б) что делать?

    в) что делает?

    г) что сделать?

    Уровень 2.

    1. Выберите из перечисленных слов глаголы, стоящие в неопределенной форме и подчеркни их.

    Ходит, смеется, светит, капает, спит, прогуливается, смеяться, думать, читает.

    2. Выбери из списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола.

    а) что делал?

    б) что делать?

    в) что делает?

    г) что сделать?

    д) что сделал?

    Уровень 3.

    1. Найди в тексте и подчеркни глаголы, стоящие в неопределенной форме.

    Была в их стае одна маленькая ласточка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было – от всех увертывается. Погонится за ней Пятнышко, а она – туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь – только крылышки мелькают.

    1. Поставь глагол в неопределенную форму:

    скучали –

    прячут –

    бегает –

    гуляла –

    поглядел –

    любит –

    4. Работа в задачнике № 362 (если успеваем).

    1. Прочитайте строки из стихотворения Б. Заходера и догадайтесь, о какой машине идет речь.
    2. Допиши заголовок. В каком падеже будет употреблено слово? Укажите его в скобках.

    На велосипеде (2 скл., П.п. на столе)

    Качу (катить)                                  Нажимаю (нажимать)

    Лечу (лететь)                                  На педаль (на педали, на печи)

    Во весь опор                                   И машина (на машине, на стене)

                                                              Мчится вдаль! (мчаться)

    1. Найди глаголы и назови время, лицо, в котором они употреблены. Отметить орфограммы. Рядом запиши каждый в неопределенной форме.
    1. Работа с текстом (по уровням)

    У вас у каждого на столе листок с заданиями. Внимательно читаем задания и выполняем: подчеркиваем простым карандашом или обводим букву, а кому – то придется рядом записать.

    III. Задание на дом.

    С. 17 №361, повторить правила словарь.

    С.18 №363.

    IV. Подведение итогов. Оценивание по каждому этапу работы. Рефлексия – какие правила русского языка повторили?

    Игра: «Честно – пречестно».

    1. Что для вас было уже легко?
    2. Что было еще трудно?
    3. А что показалось самым интересным?
    4. Что важного узнали на уроке?
    5. Над чем следует продолжить работу на следующем уроке?

    Спасибо вам за работу!

    настоящее

    время

    числам

    лицам

    прошедшее

    время

    по числам

    в ед. ч. по родам


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку. Тема: Глагол.

    На уроке использованы инновационные средства обучения по ФГОС....

    Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов" 4 класс

    Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов" 4 класс...

    Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов"

    Урок и карточка к уроку "Спряжение глаголов"...

    Открытый урок по русскому языку в 3 классе, тема "Написание непроизносимых согласных в корне слова"

    Урок построен с учетом системно-деятельностного подхода. Перед учащимися ставится проблема, они ищут пути ее решения....

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...

    Конспект открытого урока по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс

    Урок русского языка в 4 классе по программе XXI век .Автор С. Иванов, А. Евдокимова...