Открытый урок русского языка
материал по русскому языку по теме

Кукурузян Родика Алексеевна

Имя прилагательное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_otkr.ur_._pril_3.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

             МАОУ АПРЕЛЕВСКАЯ СОШ № 3 СУИОП

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 4 «В» КЛАССЕ .

ТЕМА: Имя прилагательное. Обобщение и повторение знаний по теме «Имя прилагательное».

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КУКУРУЗЯН Р.А.

                                   2012 г.

Тема: Имя прилагательное.

Тип урока: Обобщение и повторение знаний по теме “Прилагательное”.

Триединая цель:

– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;

– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;

– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.

Оборудование: презентация; карточки с прилагательными для творческой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Великая, могучая, многонациональная, любимая … О чем это я? (О стране)
– С помощью каких слов я смогла описать страну? ( многонациональная). Как называются эти слова? (имена прилагательные).
– Кто уже догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке?(о им. прил-ом)

– Правильно. Сегодня у нас урок – путешествие.

(Слайд 2) Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.

– Как её можно назвать? (Страна Прилагательных)

Имя ее – Страна Прилагательных. Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и падеж прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.

В пути мы будем делать остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Итак, отправляемся в путь!

II. Чистописание.

Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).

(Слайд 3) Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:

– Что такое имя прилагательное?

(Слайд 4) – И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.

– Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 5)

– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) (Слайд 6)

– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)

Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 7)

- Выпишите окончания прил-ых в тетрадь

1 ряд – выписывают окончания женского рода.
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода

– С какой частью речи очень дружит имя прилагательное? ( с сущ-ым)

III. Словарная работа

– Вперёд! (Слайд 8)

Вот мы уже в дубраве Словарных слов.

- Я вас предупреждала, что в этой стране мы встретим жителей , которые будут чинить вам препятствия. Вот и первый житель.

(Слайд 9-14) 

– Назовите орфограммы.

– Подберите признаки данных предметов и самостоятельно запишите три словосочетания, определите род имен прилагательных. (взаимопроверка)

– Как вы  определили  род имени прилагательного? (Слайд 15).

(Слайд 16-17) Запись предложения: З…мн..  со_нце  _св_тило стройную б_рёзу.

– Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?( повеств., невосклиц.)

Задание: – объясните пропущенные орфограммы; (слайд)

– подчеркните грамматическую основу; (слайд)

– составьте схему, установите взаимосвязь; (1 ученик у доски) (слайд)

Разберите имя прилагательное зимнее как часть речи. (зимне (солнце)-н.ф. зимний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски) (слайд)

– определите падеж имен прилагательных; (слайд)

– Как определить падеж имен прилагательных?

– Как различить Им.п. от В.п.?        (окончание, по падежу, )

IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.

– Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 18)

– Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?

– Как объяснить написание безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному)

(Доска с обратной стороны)

На перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью.

– Как изменяются имена прилагательные?

– Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?

– Как определить падеж имени прилагательного?

Физ. минутка

V. Закрепление. Творческая работа.

И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 20)

– Прочитайте текст.

(Слайд 21)

Взошло над лесом солнышко. Заискрилась поляна. Пролетела над ней стайка синиц. Деревья  покрыты шапками и кажутся великанами.

Все рады зиме!

– Докажите, что данная запись является текстом.

– Мы с вами находимся на площади прилагательных, а чего же не хватает?

– Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично? (Слайд 22)

– Как можно озаглавить текст? (слайд)

Дополните этот текст прилагательными.

Задание: – озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках– см.приложение);

(ЗАПИСАЛИ)

– определите число, род, падеж.

(Зимний лес.

Взошло над лесом весёлое зимнее солнышко. Заискрилась снежная поляна. Пролетела над ней весёлая стайка синиц. Деревья покрыты снежными шапками.

Все рады долгожданной зиме.

– Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы)

– Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)

(Слайд 23 проверка падежа, рода)

– Почему же прилагательные у всех разные, но род, число и падеж не изменился?

– О каком времени года говорится в тексте?

Зима – замечательное и прекрасное время года.

 (Слайд 24) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.

Пожалуй зима – это самое любимое время года многих людей. Зима. Метель. Снег. Холодно. Ветрено. Погода, созданная для горячего чая, теплого пледа и красивых сказок В это время хочется верить в сказку.

Зима

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною,  немою,

Чудной жизнью он блестит.

Ф. Тютчев.

Так писал о зимнем лесе Фёдор Тютчев, а как написали бы вы?

Давайте проверим.

(Слайд 25)

Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о зиме (несколько учеников зачитывают свои стихотворения)Можно придумать свои стихи о зиме.

_____ вниз
_____ каприз
_____ сани
_____  сами
(Слайд 26)

VI. Итог урока.

Вот мы и на конечной остановке.

(Слайд 27)

– О какой части речи мы сегодня говорили?

– Что такое имя прилагательное?

– Как изменяются имена прилагательные?

– Что вы можете сказать о именах прилагательных мн.числа?

– Как определить род и падеж имен прилагательных?

Домашнее задание: Написать о любимом времени года.

(ОЦЕНКИ)

Спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....