Внеклассное занятие по окружающему миру "Покормите птиц зимой!"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Аркайкина Светлана Вячеславовна

Внеклассное занятие по окружающему миру для 2 класса носит информационно-воспитательный характер, помогая детям представить все сложности зимования птиц. Дети представляют зимующих птиц, выступают  в роли учёных - орнитологов.Заканчивается занятие практически:вывешиваются кормушки с кормом в школьном парке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие на тему «Покормите птиц зимой»


Цели:
1.Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.

2. Научить проявлять заботу к ним.
3.Расширить знания детей о птицах.

Задачи:
Образовательные: 
Формирование экологического представления детей об окружающем мире; закрепление  и обобщение  представлений детей о сопереживании, доброте, милосердии; обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.

Воспитательные:

Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром, ответственность за "братьев наших меньших".

Оборудование: электронная презентация, карточки со словами для бейджей (учёный-орнитолог),слова с названием корма для птиц, аудиозапись с голосами птиц, картинки -зимующие птицы.
                                   
Ход занятия:
1.Организационный момент . 
Детям предлагается закрыть глаза. Звучит запись голосов птиц.(аудиозапись)

Учитель: 

- Ребята, что вы сейчас представили? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? 
- Почему? (потому что холодно и голодно) 
- Когда поют птицы? (Кода им тепло и они сыты).
Учитель: 

- Ребята, вы уже догадались, о чём будет идти речь на занятии? (Внеклассное занятие будет посвящено  птицам и называется оно «Покормите птиц зимой».)      (слайд 1)

- Голодно зимой в лесу и зверям и птицам.        (слайд 2)

Особенно когда после оттепелей наступают морозы.  Деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых.                         (слайд 3)

Птицам, даже самым проворным и шустрым, приходится туго. Не помогают им ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. 
- Как помочь им пережить трудное зимнее время?

К. Мухаммади. «Как птицам перезимовать?» (читает ученица)

Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.

 - Слово предоставляется учёному – орнитологу(1-й ученик):

- А вы знаете, кто это? ( Это профессия человека, изучающая  птиц). 

- Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка – водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь- на дне жуков сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть!

Учитель: 

1.- Я предлагаю вам разгадать загадку.
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей)
Ученик: "Воробей" Николай Рубцов.
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Учёный- орнитолог (2-й ученик): 

На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло).
2. Учитель: 

- Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)
Ученик: Клёст (читает ученик)                            слайд (7)
Удивительная птичка – клюв крестом, 
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет, 
Кормит досыта птенцов. 
А гнездо – пуховый домик, 
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки- 
Вырастут малышки.
Учёный-орнитолог: 

Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.
3.Учитель:                                                       

- Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? Что это за птица?(ворона)
Учёный-орнитолог: 

- Хотите узнать какого цвета ворон и ворона? Знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая. (слайд 8)
Учитель: 

- Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый галстучек вокруг шеи. (Галка)
Учёный- орнитолог: 

- Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Раньше в городах, посёлках можно было наблюдать бесчисленные стаи галок. Теперь крикливых галок стало мало. 
Удивительно трогательна дружба грачей и галок. Весной галки радостно встречают своих друзей – грачей. Вместе распевают они весенние песни. Вместе расхаживают по проталинам, по дорогам, по колхозным полям – ищут корм. Когда же осенью грачи улетают на юг – галки их провожают. Слышны их прощальные тонкие голоса.

Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят.
Учитель:- Ещё  вам одна загадка:

- Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
Ученик: Дятел
В яркой шапке пёстрый дятел,
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
- Приглашаю всех за стол! 
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок – 
Клад разведан под корой, 
Начинаем пир горой!
Продолбил гнилушку дятел –
А в дупле тепло, как в хате, 
Пусть снаружи – холод, снег, 
Есть продрогшему ночлег.

Учёный- орнитолог:

Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. Самый редкий вид дятлов – это седой дятел. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. 
К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена).

Учитель: 

Спиною зеленовата,
Животиком желтовата. 
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Ученик:
Синяя синица! Розовый снегирь!
Отчего мне снится весь в снегу пустырь?
И на скользком насте трепет птичьих крыл?
Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…
Пуховой комочек, слышен сердца стук.
А лететь не хочет из горячих рук.
Быль – она вернее всяких небылиц:
С голода ручнеют стайки зимних птиц.
4. Физкульминутка: 

Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Я буду называть (показывать) какую-то птицу, а вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, и замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг (Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка) 
Задание: «Угощение для птиц»
Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.

1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса и др.
Проверка задания: с блюда с "угощениями» для птиц выбираются полезные и вредные продукты.
Учитель: 

-Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Доказательство тому: изготовленные вами с помощью ваших родителей кормушки.
Ученик: 
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

3 задание: Покормим птиц на своих кормушках.(практическое)
Подведение итогов:

Учитель:

- Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас заинтересовало?
Учёный-орнитолог: 

Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.

При составлении использованы Интернет - ресурсы и пособие «Я - гражданин России» авт. О.Е.Жиренко. М.: изд-во «ВАКО», 2006.

Подробности: http://ddut.forest.ru/news.php?id=89



Предварительный просмотр:

Изложение – рассуждение.

Тема: Для чего нужны хвосты?

Цели:  1.Отрабатывать умения различать типы текстов.

   Подготовить учащихся к письменной передаче текста, сохраняя структуру     текста – рассуждения.

  2.Развивать устную и письменную речь.

  3.Воспитывать самостоятельность.

Тип урока:  применение знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку:  презентация «Для чего нужны хвосты?», текст на карточках, схемы текста – рассуждения (у каждого на парте).

Ход урока:

I. Организация класса.

II. Постановка целей урока.

- Сегодня мы с вами продолжим работу по развитию устной и письменной речи. Урок свяжем с окружающим миром. Я думаю, вы узнаете много нового. Напишем изложение.

-  А о чем – скажете, посмотрев несколько слайдов \презентацию\.

- Внимание на доску! (Показываю презентацию)6 слайдов

- Кто догадался, о  чем будем писать изложение?

- О хвостах.

- Как вы думаете, мы будем описывать красоту хвостов?

-  А о чем же мы будем говорить на уроке? \О назначении хвостов.\

- А хотите узнать, для чего нужны хвосты другим животным?\слайд\

III. Знакомство с текстом.

- Давайте прочитаем  (на карточках у каждого ученика на парте) 

- Возьмите карточки ./

Читает ученик.

Для чего нужны хвосты?

У животных хвосты  много полезного делают.

Одним помогают  избавиться от назойливых насекомых, другим уйти живыми от врага, а третьим подать знак тревоги.

Лошади и коровы отгоняют хвостом  мух, комаров, слепней.

Враг вцепился в хвост ящерицы. Она юркнула в сторону и осталась без хвоста. Ящерка не горюет: новый хвост быстро отрастет!        

У бобра он – весло и опора при подаче сигнала об опасности.

Вот для чего нужны хвосты животным!

IV. Восприятие прочитанного.

- Что вы прочитали? (Текст)

- Докажите.

- О каких животных прочитали в тексте? (О бобре, о лошади, корове и ящерице.)

-  Для чего же этим животным нужны хвосты?

V. Определение типа и темы текста.

- Определите тему текста? (О чем?) О хвостах.

- Основная мысль? (Тезис) О пользе хвостов.

- Какой это текст по типу речи? (текс - рассуждение).

- Докажите! опираясь на схему (у каждого на парте).

!Текст – рассуждение состоит из 3 частей.    (на слайде)

I. Тезис: 

II. Док – ва:

Примеры:

                  1.

2.

3.

III. Вывод.

VI. Составление плана.

- Чтобы правильно передать содержание, составим план.

План:

- Прочитайте тезис.

I. Тезис: Польза от хвоста.

- Какие опорные слова выпишем?

- Возьмите карандаши, выделите опорные слова. \ выполняют

- Прочитайте доказательство.

-Как можно озаглавить?

II. Док – ва:

Хвосты помогают животным.

- Возьмите карандаши. Какие опорные слова предлагаете вынести на доску? Подчеркните.

\Избавиться, уйти живыми, подать\

- Приведите примеры, каким животным?

Примеры: 

                  У лошади и коровы - мухобойка.\ отгоняют \

2. У ящерицы – защита от врага.                                                         \   вцепился, юркнула, осталась, не горюет, отрастет \

3. У бобра – весло и опора. \ при подаче \

III. Вывод.

Вот для чего нужны хвосты животным! 

VII.Орфографическая подготовка.

- Назовите орфограммы в опорных словах. Объясните написание.

VIII.Пересказ текста по частям.

- Пользуясь опорными словами, перескажите текст по частям.

IX.Полный пересказ текста. (с опорой на план)

X.Самостоятельное письмо изложения.

- Переверните карточки с текстами и положите на край парты.

- Приступайте к работе.

XI.Чтение написанного. Заслушать 2- 3 учеников.

- Что вы можете сказать о тексте?

-Что посоветуете изменить в изложении?

Д\з будет переписать текст в тетрадь.

XII.Итог:

- Что нового узнали на уроке?

Чему учились?

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс

Внеклассное занятие по окружающему миру  в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...

Внеклассное мероприятие в начальной школе "Птицы зимой"

Презентация содержит материал о зимующих птицах, советы как помочь птицам зимой, кроссворд и др....

Внеклассное занятие по окружающему миру .Праздник "День птиц"

Данное мероприятие помогает расширить кругозор учащихся, рассказать о пользе птиц, об их охране.прививает любовь к природе и воспитывает гуманность....

Внеклассное занятие по окружающему миру: "Куштар бистин оннуктеривис" ("Птицы наши друзья")

Презентация для проведения внеклассного занятия по окружающему миру по теме: "Птицы наши друзья". Учителя могут использовать для своих уроков...

Внеклассное занятие с практической работой "Птицы зимой" 1 класс

Внеклассное занятие с практической работой  вместе с родителями. имеется не только теоретичесий материал, но и проведено закрепление на практике.....

Внеклассное мероприятие по теме «Помогите птицам зимой!»

Цели: 1. Обучающие:1.Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.2. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.3. Уточнить знания о вид...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"

Внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы" в 1 классе...