"ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ"
методическая разработка (русский язык, 1 класс) по теме

Каширская Ирина Викторовна

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема: «Формирование УУД на уроке русского языка в   1 классе»                                  

  1. Термин «универсальные учебные действия» появился не так давно. Более привычным для всех является понятие «умение учиться», т.е. способность осваивать самое разное учебное содержание. Чему бы ни учился человек, непременными факторами успешности является следующее:

  1. Личная заинтересованность в учебном процессе, мотивация учения
  2. Способность совершать логические действия
  3. Способность организовывать собственный учебный процесс и им управлять
  4. Способность работать с информацией и общаться

  1. Цель формирования УУД в курсе русского языка является формирование функциональной грамотной личности.

Я работаю по УМК «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградовой. На мой взгляд, русский язык в этом УМК (автор С.Иванов) в плане формирования УУД выстроен очень удачно.

Новый материал не предлагается в готовом виде. Авторы приглашают учащихся «понаблюдать», «сравнить», выявить закономерность и на этом основании сделать своё «открытие» нового.

Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность. Они создают условия развития личности и её самореализации.

Также интересна в плане формирования УУД рубрика «Давай подумаем», где приведены рассуждения и предлагается подумать, чьё рассуждение является правильным, либо задаётся вопрос «А как думаешь ты?»

Учащиеся оценивают ситуации и поступки; умение отстаивать свою точку зрения, высказываются в устной форме (Личностные и коммуникативные)

Часто встречаются упражнения, помеченные условным знаком «Работа в парах», где УУДействием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и слышать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

В комплект входят «Рабочие тетради». Материал их также очень разнообразный, интересный, направлен на формирование УУД: работа с таблицами, со схемами, со словарём, кроссворды, выбор правильного варианта написания и др.

Учащиеся планируют свои действия ( познавательные, регулятивные)

Переменка: регулятивные УУД

Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

(самопроверка, взаимопроверка (регулятивные); Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение, выполняют самостоятельно задание (коммуникативные, познавательные, личностные).

Групповая работа на уроке – формирование коммуникативных УУД.

1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
3) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.


Педагогическая диагностика позволяет выявить:

качество усвоения учащимися учебного материала, и прежде всего –умение детей применять свои знания в новой ситуации, самостоятельно находить способ решения учебной задачи. Сопоставлять текст задачи с возможными вариантами ее решения, выбирать правильный ответ, выполняя мыслительные операции;

уровень самостоятельности учащихся, сформированности у них самоконтроля и самооценки; обнаружить как действуют учащиеся при выполнении заданий, имеющих не одно,а несколько правильных решений;

насколько сформирована у школьника учебная деятельность

Предлагаемые тесты позволяют выяснить, насколько знания и умения учащихся соответствуют основным требованиям  ( общим для всех программ начальной школы) к знаниям и умениям учащихся, оканчивающим соответствующий класс.

Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.

  1. Назначение предмета «русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования УУД, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему обеспечить умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка в специальном классе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного...

Формирование УУД на уроках русского языка в начальных классах.

Доклад содержит информацию о примерах развития УУД на уроке....

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Методическая разработка: " Методика формирования умений работать с литературой на уроках "Русского языка" 2 класс (составлен в соответствии с требованиями ФГОС).

Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы ...

«Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе»       Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за с...