Правописание безударных гласных в корне слова
презентация к уроку (русский язык, 2 класс) по теме

Круглова Татьяна Юрьевна

Урок русского языка во 2 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема:  Правописание безударных гласных в корне слова  (2 класс)

Цель: Сформировать общий приём умственных действий при написании безударных гласных в корне слова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

СЛАЙД 2

- Ребята, какой у нас будет урок? (Урок русского языка)

- Почему вы так решили? (К нам пришёл человечек по имени Пкчаг Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно.)

- А чем мы будем заниматься на уроке? (Человечек Пкчаг принёс нам новое правило.)

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД 3

1) Раздели слова на две группы.

Водичка, вода, водитель, водный

Обоснуй выбор.( Водитель слово лишнее, оно на однокоренное всем остальным, отличается значением)

СЛАЙД 4

2) В первый столбик выпиши слова с ударением в корне слова, а во второй столбик слова, в которых ударение в других частях слова.

Гроза, море, цветы, мостик, земля, поле, мясной, поход, тропа, зимушка.

(Дети выполняют работу самостоятельно с проверкой по слайду)

III. Постановка учебной задачи.

СЛАЙД 5

Отправь ракеты к своим планетам.

       А             О             Я             И              Е

В . лна             В . терок               Л . сток             П . руса              Гр . да  

Дети предлагают свои варианты ответы, однако их надо подвести к тому, что просто так вставить букву в слово нельзя, НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАКИМ-ТО ПРАВИЛОМ.

- В какой части слова находится пропущенная буква? (В корне)

- Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)

- Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова)

А человечек Пкчаг нам в этом поможет.

IV. Поиск решения проблемы.

- Напишите название ракет в тетрадь друг под другом, оставляя на месте безударных гласных “окошки”.

- Выдели части слова, в которых пропущена буква?

- Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять? (А или О, И или Е или Я)

- Почему их следует проверять? (Звук и буква могут не совпадать)

- Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне слова? (Нужно проверять слова)

- Давайте разберёмся каким должно быть проверочное слово.

СЛАЙД 6

(нажимаем на слово В .ТЕРОК гиперссылка)

- Выбери из данных слов  слово, которым можно проверить слово В . терок: ветрище, ветерочек, ветреный. Объясни почему? (Ветреный – так как гласный под ударением, произносится отчётливо и находится в той же части слова – в корне)

- Значит на планету с какой буквой полетит ракета “В . терок”? (На планету с буквой Е)

Запись в тетрадь проверочного слова.

Возврат к слайду 5 (полёт ракеты)

СЛАЙД 7

(Нажимаем на слово В . ЛНЫ - гиперссыдка)

- Подбери однокоренные слова к слову В . лна? (Волны, волновой)

- Каким из них будешь проверять слово В . лна? Почему?

Запись в тетрадь проверочного слова.

Возврат к слайду 5 (полёт ракеты)

СЛАЙД 8

(Нажимаем на слово П . РУСА – гиперссылка)

- Подбери однокоренные слова к слову П . руса? (Парусник, парус, парусный)

- Все ли слова подойдут для проверки? Почему?

Запись в тетрадь проверочного слова.

Возврат к слайду 5 (полёт ракеты)

СЛАЙД 9

(Нажимаем на слово Л . СТОК - гиперссылка)

- Подбери однокоренные слова к слову Л . сток? (Лист, листва, лиственный, листья)

- Какие из этих слов подойдут для проверки? Почему?

Запись в тетрадь проверочного слова.

Возврат к слайду 5 (полёт ракеты)

СЛАЙД 10

(Нажимаем на слово ГР . ДА – гиперссылка)

- Подбери проверочные слова к слову Гр . да? (Грядка, гряды, грядочка)

- Почему эти слова подошли для проверки?

Запись в тетрадь проверочного слова.

Возврат к слайду 5 (полёт ракеты)

(Нажимаем на гиперссылку в правом нижнем углу и уходим на 11 слайд)

СЛАЙД 11

Давайте вместе с человечком Пкчаг попробуем сформулировать правило проверки безударных гласных в корне слова. (Чтобы правильно написать безударные гласные буквы А О И Е Я в корне слова, надо подобрать проверочное слово с тем же корнем и с ударной гласной)

(В другой руке человечка появляется запись этого правила в символах

Дети делают модель в своих справочниках, где записывают все правила в виде схем.)

V. Моделирование алгоритма.

Дети вместе с учителем моделируют алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.

СЛАЙД 12

1. Определяю часть слова;

2. Слышу в корне безударный гласный;

3. Ставлю его под ударение;

4. Под ударением …;

5. Пишу ту же гласную в корне слова.

(Сравнение с учебником)

VI. Закрепление изученного.

СЛАЙД 13

1) Цифровой диктант с последующей проверкой.

                                              гн…здо

1.   А                                     ос…нь

                                              пр…мой

  1. О                                    п…сьмо

                                              м…ряк

  1. И                                    с…лить

                                                      тр…ва

4.    Е                                     б…да

                                               м…сной

5.    Я                                     ч…сло

Ключ: 4, 4, 5, 3, 2, 2, 1, 4, 5, 3.

(Дети самостоятельно сравнивают с образцом и дают себе самооценку)

СЛАЙД 14

2) Верни шарики на свои места.

___________   ____________    __________ ,

___________   ____________ ,

Заметней и   ____________

На пашне   ___________ ,

И детские   ___________

Над лугом   __________ .

                                     (А. Блок)

На шариках написаны слова: л…са, вд…ли, н…беса, в…днее, с…нее, ч…рнее, п…лоса, зв…чее, г…лоса.

(Дети записывают стихотворение и доказывают выбор букв. Проверяют по шаблону на слайде.)

СЛАЙД 15

3) Вставь пропущенные буквы в кроссворд. Какие слова получились? Какое из этих слов нельзя проверить? Почему?

В

Д

Р

З

Д

Ы

Р

С

К

В

Р

Ц

Ы

Б

К

Л

С

Т

Ы

Й

(Нельзя проверить слово ВОРОБЕЙ, так как это слово для запоминания из словарика)

СЛАЙД 16

В помощь детям, можно представить таблицу:

Способы проверки безударных гласных в корне слова

Изменяю слово

Подбираю однокоренное слово

1. Один  -  много

    волна – волны

2.  Много  -  один

    паруса – парус

3.  По вопросу:

      Где?  моря – в море

      Что делал? – Что делает?

      писал - пишет  

1. Большой  -  маленький

    ковёр – коврик

2. Маленький  -  большой

    площадка – площадь

3. Назови ласково:

    зима - зимушка 

4. Какой?  -  Что?

    зелёный – зелень

5. Что делал?  -  Что?

     плясал – пляска 

VII. Итог урока.

СЛАЙД 17

- Какое правило нам помог изучить человечек Пкчаг?

 - Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне?

- Зачем нужно знать и помнить это правило?

- Какие способы проверки безударных гласных в корне слова вы запомнили?

        VIII. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке сами. Подойдите к человечку и подарите ему свои магнитики.

Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красный шарик;

Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – синий шарик;

Тот, кому было что-то непонятно на уроке – зелёный шарик.

За работу на уроке я выставила такие оценки …

VIII. Домашнее задание. 

СЛАЙД 18

Человечек Пкчаг прощается с вами и хочет проверить, как вы усвоили новое правило. Запишите задание и поработайте над ним дома.

КОРМУШКА, СТОЛОВАЯ

Подбери несколько однокоренных слов к этим словам, найди и подчеркни среди них проверочные, а кто захочет, составьте рассказы о птицах зимой, используя эти слова.

       

Правописание безударных гласных в корне слова (2 класс)

Этап урока

Время

1

Организационный момент

1 мин

2

Актуализация знаний

5 мин

3

Постановка учебной задачи

3 мин

4

Поиск решения проблемы

10 мин

5

Моделирование алгоритма

4 мин

6

Закрепление изученного

12 мин

7

Итог урока, рефлексия

3 мин

8

Домашнее задание

2 мин

Этап

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1

Приветствуют учителя, акцентируют внимание, настраиваются на работу.

Приветствует учеников, настраивает детей на работу

2

Вспоминают материал прошлых уроков, выполняют упражнения в тетради и на доске.

Контролирует правильность выполнения работы, ставит вопросы.

3

Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему и цель.

Задаёт вопросы, ставит проблему, корректирует формулировку темы и цели урока.

4

Работают над проблемой (думают, рассуждают, задают друг другу вопросы, отвечают на вопросы учителя, обсуждают предложенные варианты, доказывают правильность своих решений, делают записи в тетради).

Следит за ходом мыслей детей, задаёт вопросы, корректирует ответы детей, подключает в работу всех учеников.

5

Формулируют правило, определяют последовательность учебных действий при решении данной задачи, проговаривают хором и по одному, сверяют алгоритм с алгоритмом в учебнике.

Контролирует и корректирует ответы детей

6

Коллективно и индивидуально отрабатывают умение, выполняя различные упражнения, задают вопросы по тому, что непонятно, отвечают друг другу.

Следит за правильностью выполнения, оказывает индивидуальную помощь ученикам, задаёт дополнительные вопросы, выясняет, что непонятно, осуществляет проверку выполненной работы, разбирает ошибки.

7

Проговаривают чему научились, приводят примеры, как и зачем нужно использовать новые знания, дают оценку своей работе.

Задаёт вопросы, выставляет оценки, благодарит за работу.

8

Открывают дневники, делают записи.

Следит, чтобы все сделали записи в дневники.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Материал из 6 раздела (закрепление изученного) может быть сокращён в зависимости от работоспособности класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...