Конспект по русскому языку для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Дворяк Елена Николаевна

Конспект написан в занимательной форме, учит писать детей сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Как написать сочинение?5.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 3 класса

Учитель: Дворяк Елена Николаевна ГБОУ  школа №53 г. Санкт-Петербург

Тема урока: «Обучение написанию сочинения — повествования с элементами описания».

Цели, задачи урока: учить составлять рассказ по теме; искать логику в передаче содержания текста; отрабатывать структуру текстов повествования и описания; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся; развивать чувства свободы в общении, фантазию, воображение.

Оборудование: запись музыки Г. Свиридова «Метель», рисунки, Снеговик, таблички.

Ход урока

  1. Создание атмосферы творчества. Приглашение в путешествие.

Учитель:

- Вы любите путешествовать, ребята?

- А можно ли путешествовать, не выходя из помещения?

Дети:

- Да! Когла читаем книги, то мысленно рисуем картины, описываемые в произведениях, и путешествуем вместе с героями.

Учитель:

- А еще можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. Причем, чтобы попасть туда, нам не понадобятся никакие волшебные помощники: ни щука, ни старик Хоттабыч, ни ковер-самолет. Мы возьмем с собой только ручку и лист бумаги. А страна эта называется Сочиняйка. Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать.

  1. Понятие о значении корня -чин-.

Учитель:

- Откуда же появилось в русском языке слово «сочиняйка»? Оказывается, что от старинного корня -чин-, что значит «порядок».

- Отсюда и выражения: «Сели чинно, рядком». «Всё будет чин-чинарем».

- Подберите родственные слова с корнем -чин-.

- Остановимся на следующих словах: сочинять — выстраивать  мысли в определенном порядке; сочинение — запись мыслей, изложенных в определенном порядке.

  1.   Постановка целей урока.

- Темой урока и будет сочинение. (Ученики записывают слово «Сочинение» в тетради).

- Но раз мы решили отправиться в необычное путешествие, то запишем еще одно слово «фантазия».

  1. Работа над понятиями «текст» и «части текста».

- Сочинение -  это текст. Т. е. Все предложения объединены темой и выражают общую идею. И как любой текст, записываются по определенным правилам. (Ученики вспоминают правила).

1. Вступление

2. Основная часть

3. Заключение

- Какую роль играет каждая часть? (Во вступлении читателя готовят к восприятию текста, основная часть раскрывает тему, а заключение подводит итог, выражает идею текста).

  1. Определение темы сочинения

- Итак, в путь! И пусть нашему воображению поможет музыка. (Звучит запись произведения Г. Свиридова «Метель».

- О каком времени года «говорит» музыка? (О зиме)

- В Сочиняйке сейчас тоже зима. Подумайте, ребята, каким образом туда можно попасть? (На санях Деда Мороза).

На снежинке.

На зимнем ветре.

На метле бабы Яги.

- А вот и первый житель Сочиняйки. (Учитель вывешивает плакат с изображением Снеговика). Мне он рассказал, что его зовут Сочиняйкин и еще вот что...

(Звучит аудиозапись)

Я веселый снеговик.

К зиме холодной я привык.

В Сочиняйке я живу

И со всеми там дружу.

Я каждый день смотрю вокруг:

«Не придет ли новый друг?»

Сильный и умелый,

Да к тому же смелый!

        

        - Не нас ли с вами он высматривает? Наверное хочет рассказать нам что-нибудь         интересное или какой-нибудь секрет. Предлагаю вам написать сочинение на тему:         «Секрет Снеговика».

            - Запишите тему сочинения в тетради.

            - Каким будет тип текста?

            (Повествование с элементами описания).

   6. Определение содержания каждой части. Составление плана.

           - Что будет главным в сочинении?

           - Сам секрет Снеговика.

           - В какой части текста его запишем?

           - В основной.

           - Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку.         Значит, сначала надо познакомиться. В какой части опишем встречу с новым другом?

        - (Во вступлении).

        - У каждого на парте есть свой снеговик, которого мы изготовили на уроках труда. У         каждого из них свой характер, своё настроение.

        - Опишите их! Только скажите, где следует это записать? (В основной части).

        - А итог мы подведем в какой части? (В заключительной).

        - Какие чувства вам принесло новое знакомство?

        Запишем план сочинения.

  1. Встреча со снежным человеком.
  2. Как выглядит новый знакомый?
  3. Секрет Снеговика.
  4. Как хорошо иметь друга!
  1. Работа над средствами выразительности письменной речи.

- Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средство выразительности письменной речи — сравнение. Именно сравнения позволяют представить вашего Снеговика ярче.

  1. Запись сочинения.

- Желаю вам интересного путешествия и жду ваши рассказы.

  1. Обсуждение сочинений

- Чем понравилось сочинение?

- Что можно посоветовать автору?

- Благодарю всех за урок. Все молодцы, очень хорошо работали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Конспект урока русского языка 3 класс

Урок-смотр знаний по теме "Упражнение в правописании слов с безударными гласными и парными согласными в корне". Тип урока:обобщение и систематизация знаний.организация работы в группах. ...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...