Глагол. Совершенствование комплекса формируемых умений.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Иваненко Наталья Юрьевна

Конспект открытого урока. Идёт полная систематизация знаний детей о глаголе. Образование глаголов. Многозначность глаголов. Глаголы-синонимы. Глаголы-звучания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_urok.ivanenko.odt22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  русского языка в 4 классе                                                                                                              

Тема «Глагол. Совершенствование комплекса формируемых умений.»

 Цели урока:

1. Сиситематизировать знания детей о глаголе, как части речи.

2. Развивать умения правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи, устанавливать их связь с именами существительными, правильно определять спряжение, лицо и число глаголов.

 Задачи:

1.Учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

2.Формировать умение употреблять глаголы в речи по их лексическому значению.

3. Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

Оборудование: компьютер, учебник, тетрадь на печатной основе.

Ход урока.

Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

I. Организационный момент (1 мин.).

 

-Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

 И работать начинаем.

- Прочитайте, о чем вы должны помнить, работая на уроке.

-Прочитайте девиз урока: -

 Читает вслух

Эмоциональный настрой:

-Мы уже многое знаем.

-В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.

-Мы имеем право на ошибку.

 

«Учись, смекай, активным будь

И к знаниям откроешь путь!

Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

К: планирование учебного сотрудничества с учителем

II.Актуализация знаний (3 мин.)

Рабочий стол

Рабочий стол

- Начинаем работу.

- Открой  тетрадь. Запиши число, классная работа

- Посмотри на рабочий стол. Нужно переставить слова местами, чтобы получилось 2 предложения.

 (деформированный текст). 

 

- Выполни синтаксический разбор предложения.

- Какой темой можно объединить  эти предложения?

- Какой частью речи выражено сказуемое в первом предложении?

- Какой частью речи  выражено сказуемое во 2 предложении?

- Закрой тетрадь.

-Прочитай стихотворение

- Мы продолжаем закреплание знаний об этой части речи.

- Найдите и  прочитайте  глаголы в этом стихотворении.

-Чем является глагол в русском языке?

Весна, пробуждения, природы, пора.

Лучи, земле, весело, солнышка, заиграли, на.

- Весна.

- существительным.

-Предмет, явления природы, действие, признак.

- Глаголом.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто  что делает, расскажет.

Чертит, пишет   иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам …  

                           (глагол)

глагол

- Частью речи.

П: выделяют существенные признаки глаголов, обобщают знания

К: умение выражать свои мысли

Р: выполнять учебное действие, контролировать свои действия

III.Формулирование темы урока

 (3 мин.)

Постановка проблемы

-Прочитай высказывание А. Югова  о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.

-Как ты понимаешь их смысл?

-Я просила тебя найти в словаре В.И.Даля, что означает слово «глагол»

-Откуда произошло это слово?  В этом нам поможет этимологический словарь

  1. -Как вы думаете, какую роль играет глагол в речи?

  1. На каком месте по употреблению стоит глагол?
  2. Как ты думаешь, чем мы будем заниматься на уроке?

-"Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи".

Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое).

Глагол обозначает движение.

-"Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние"

Глагол – греческого происхождения, означающее "речь". У Пушкина "Глаголом жги сердца людей", т.е. словом

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность.

-На втором, после имени существительного.

-Работать с глаголами.

 Р: выполнять учебное действие, контролировать свои действия

К: умение выражать свои мысли

IV. Повторение   изученного материала (проектная деятельность)

(28 мин.)

Решение проблемы

 

 

 - Учёные подсчитали, что самыми употребимыми глаголами являются

мочь

сказать

говорить

знать

стать

видеть

1. Образование глаголов.

- Какие части слова участвуют в образовании слов?

- Да, при помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы

- Образуй новые глаголы от одного из самых употребимых глаголов

ГОВОРИТЬ        (устно)

По словарю А. Тихонова – около 100 слов образуются от этого глагола.

  1. Сейчас я хочу предложить вам задание: посмотрите на карточку, как вы думаете, каким будет задание?

   Как лук без земли вырастить.

Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу. 

-Проверка.

- А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу?

2. Многозначность глаголов.

- Что такое многозначность?

Разыгрывание сценки

За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

-Объясни значение словосочетаний "болтать языком", "болтать ногами"

-В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение?

-Подбери словосочетания с глаголом ДЕРЖАТЬ так, чтобы этот глагол имел разные значения, но сначала расскажи, что это за глагол.

- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти фразеологизмы

 Вставлять палки в колёса.

Обвести вокруг пальца.

Клевать носом.

Ловить ворон.

Зарубить на носу.

Куры не клюют.

-Зачем нужно знать фразеологические сочетания?

  1. Глаголы – синонимы.

- Что такое синонимы?

- Для чего они нужны?

-Прочитай стихотворение Ирины Токмаковой:

Зябн.т осинка дрож.т на ветру стын.т на солнышке мёрзн.т в жару.

- Назови глаголы – синонимы.

- Запиши это предложение, расставьте знаки препинания.

- Каким членом предложения являются глаголы – синонимы в предложении? Определи лицо, число, спряжение глаголов.

- Какие орфограммы пропущены?

мочь

сказать

говорить

знать

стать

видеть

-Списать, употребив нужные приставки

 

-Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи

-Многозначность, это когда слово имеет несколько значений.

-Болтать языком –  не молчать

-Глагол исключения. 2 спряжение.

(Держать книгу, держать речь, держать в секрете, держать в доме, держать путь и т. д.)

-мешать

-обмануть

-засыпать

-быть невнимательным

-запомнить

-очень много

-Чтоб речь была образнее, точнее, ярче

Зябн.т осинка дрож.т на ветру стын.т на солнышке мёрзн.т в жару.

П: Подведение под понятие, умение анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы)

Л: применять навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность)

К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью  свои мысли

Физминутка

(2 мин.)

  1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

4. Глаголы звучания.

  1. Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от звона будильника, в дождливый день крупные капли барабанят по крыше или по стеклу. А сколько звуков мы слышим в лесу? Какие?

-Прочитай стихотворение Ф.И. Тютчева "Море и утёс".

И бунту.т, и клокоч.т,

Хлещ.т, свищ.т и ревёт,

И до звёзд допрянуть хочет,

До незыблемых высот.

-Какую картину ты представил?

- С помощью какой части речи Ф.И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря?

- Все ли слова понятны?

  1. Какие орфограммы пропущены в словах? Доказать.
  2.  Выпиши только те глаголы, которые вы бы отнесли к глаголам звучания.

(клокочет, свищет, ревёт)

  1. Определи время, лицо, число и спряжение

5.Употребление глаголов в 1 лице ед.ч.

Разыгрывается сценка

Два мальчика–спортсмена шли с тренировки и разговаривали

- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…

- Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

- А как сказать правильно?

(Выслушиваются мнения детей)

- Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед. ч.ПОБЕДИТЬ

УБЕДИТЬ

ДЕРЗИТЬ

БОРОЗДИТЬ

ПЫЛЕСОСИТЬ

ШЕЛЕСТЕТЬ

Вот некоторые из них

- Однако, ситуация не безвыходная.

-Как можно сказать?

- Попробуйте записать предложение, раскрывая скобки.

Я (пылесосить) квартиру.

- Как вы думаете, для чего мы выполняли это задание?

-Звуки птиц, эхо...

И бунту.т, и клокоч.т,

Хлещ.т, свищ.т и ревёт,

И до звёзд допрянуть хочет,

До незыблемых высот.

-глагол

Клокочет – бурлит, издаёт рокочущие звуки.

Допрянуть – (Словарь Даля)

Незыблемый – устойчивый, непоколебимый.

-Одержать победу

- Чтоб правильно говорить и употреблять глаголы в нужной форме

V. Итог урока

(2 минуты)

- Итак, мы рассмотрели все запланированные вопросы нашего урока.

- Какое задание вызвало у вас интерес?

- Затруднение?

- Что нового узнали?

В конце урока я предлагаю вам заполнить небольшую анкету.

VI.Рефлексия

(3 мин.)

1. Глагол обозначает: (обведи кружком номер ответа)

а) признак                б) предмет                в) действие                г) состояние

2. Что называется спряжением глагола:

а) изменение по падежам                б) изменение по родам и числам

в) изменение по лицам и числам

3. Сколько спряжений у глагола?

а) одно        б) три        в) два

4. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

а) к I спряжению                 б) ко II спряжению

5. Запишите ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы _______________________________________________________________________


ИТОГ:

-Понравилась ли тема «Глагол»?

-Успешен ли ты в этой теме?

Л: самооценка на основе критериев успешности

Р: осуществлять итоговый контроль деятельности

VIII.Домашнее задание (1 мин.)

Может ты будешь писателем? Составь рассказ (тема любая) из 6 предложений с максимальным использованием глаголов, но не забывай о красоте построения текста, точность употребления глаголов и их уместность.

Л: слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: « Обобщение знаний о глаголе». Совершенствование комплекса формируемых умений.

Цели урока:Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; отрабатывать умение писать безударные    личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильн...

Конспект урока с презентацией по теме "Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов"

Конспект урока с презентацией по теме "Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...

Формирование и совершенствование у учащихся умения решать задачи

Доклад по теме "Формирование и совершенствование у учащихся умения решать задачи"...

Презентация «Безударные личные окончания глаголов. Применяем знания, совершенствуем умения. Повторение» Гармония

Презентация «Безударные личные окончания глаголов. Применяем знания, совершенствуем умения. Повторение» Гармония...