Рабочая программа по обучению грамоте
календарно-тематическое планирование (русский язык, 1 класс) по теме

Программа составлена в соответствии с программой начального общего образования, системы  Л. В. Занкова, авторской программы Н.В. Нечаевой  «Обучение грамоте».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kl._obuchenie_gramote.doc413.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обучению грамоте

 Класс_____1а______

Составлена в соответствии с программой начального общего образования, системы

 Л. В. Занкова, авторской программы Н.В. Нечаевой  «Обучение грамоте», утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара:  Издательский дом «Фёдоров», 2011г.

                       Учитель:

                       Ефанина Н.П.

                      учитель начальных классов

 

г. Салават

2012   г.

Пояснительная записка

   В процессе обучения грамоте ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него  выбора соответствующих языковых средств. По  этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптации. Каждого ребёнка к новым условиям его жизнедеятельности.

Цель курса – начальное освоение учащимися коммуникативной функции языка.

Задачи периода обучения грамоте:

- научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;

- расширить кругозор детей основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную) речь и её средства объектом осознания учениками;

- развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у детей положительное отношение к учению;

- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.

 Рабочая программа  по обучению грамоте разработана на основе авторской программы Н.В. Нечаевой в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011год.

Место учебного предмета в учебном плане

Продолжительность интегрированного курса «Обучение грамоте»   в 1 классе -  22 учебные недели по 6 ч в неделю. Курс изучения математики рассчитан на 132 ч.

Особенности формирования универсальных и предметных учебных действий

 В обучении грамоте различают три периода: подготовительный (добукварный), основной (букварный) и послебукварный.

Личностные УУД.

Продуктивное обучение невозможно без интереса ребенка к первому учебнику, к учебному материалу. Особенность обучающихся начальных классов и особенно

детей шести семи лет заключается в том, что единство интеллектуального и эмоционального (методическое свойство многогранности) решается в пользу эмоционального, которое и

дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу. Мотивы учебной деятельности прямо связаны с характером эмоций, с душевным состоянием детей на уроке. Поэтому исходное требование системы общего развития создание в классе атмосферы доброжелательности и взаимопонимания приобретает особое значение в начале обучения, так как принятие или непринятие ребенком новых условий жизнедеятельности является решающим фактором для формирования метапредметных и предметных действий.

      Возникновению интереса к учебнику и учебному материалу способствуют:

- оптимальное использование наглядных образов, в том числе и для понимания теоретического материала (например, дифференциация гласные-согласные звуки);

- включение игровых заданий, способствующих формированию психофизиологических функций и необходимых для чтения и письма.

 - преобладающее использование коллизий  разнообразие заданий и оформления страниц Азбуки в целом.

 Для адаптации ребенка к новым для него условиям жизнедеятельности, для включения в новый коллектив необходимы знания об основах моральных норм и приобретение опыта положительного отклика на чувства, поступки других людей.  Данную задачу решают:

 специальные задания по инсценированию речевых ситуаций;

- включение учеников во фронтальную, парную, групповую работу при решении учебных задач; обсуждения, дискуссии, способствуют приобретению коммуникативного опыта.

Регулятивные умения.

В 1 классе необходимо прежде всего создать условия для овладения обучающимися умением принимать и сохранять учебную задачу. Достижению этой цели способствуют задания или их особое оформление, удерживающие внимание первоклассника и помогающие понять цель деятельности:  предъявление заданий в виде рисунка;      пропуски: слов в пиктограмме, слов в предложении, букв в словах.    

   Работа в группе и парами поможет школьнику в сотрудничестве научиться понимать и

удерживать ориентиры действия в учебном материале, выделенные учителем. Обсуждение вариантов ответов одноклассников, включение в решение проблемных заданий сформируют первоначальные умения выполнять учебные действия в устной речи и адекватно оценивать результат своих действий, в случае необходимости вносить в них коррективы.

   Познавательные УУД.

 Наибольшими возможностями для дальнейшего совершенствования наглядно действенного уровня в курсе обучения грамоте и русского языка обладает инсценировка. На зрительный образ опирается, например, введенное в Азбуку и Тетради по чтению опосредованное «чтение» при считывании смысла с рисунков, пиктограмм, при расшифровке  схем слов и

предложений, самых разнообразных шрифтов, при разгадывании ребусов, рисованных кроссвордов.

  С первых страниц Азбуки ученики осваивают активные формы познавательной деятельности:   они группируют материал,  находят «лишнее»;    находят несколько решений, например: задания найти «лишнее», отгадывание загадки, придумывание устно текста по опорным словам и рисунку, составление предложений из заданных слов.

   Работа с понятиями науки о русском языке построена таким образом, чтобы ученики сравнивали звуки с целью обнаружения их существенных признаков; сравнивали схемы слов

(без обозначения гласных согласных, согласных твердых и мягких и с их обозначением); сравнивали слова, различающиеся одним звуком (буквой), различающиеся Ь; чтобы они

сравнивали слова по смыслу и доступным грамматическим формам; сравнивали предложения (по цели, интонации, при изменении в них форм слов, замене служебных слов, порядка слов).

   Дети учатся подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук - гласный, согласный, гласный - ударный, безударный…; слог - слово; слово

предложение).

   Содержание Азбуки предполагает введение в словарь первоклассника слова «информация»,  ознакомление с основными ее источниками и способами хранения, а также первичными навыками работы с информацией: ориентироваться в заданиях и на страницах учебника, осуществлять поиск нужной информации; уметь работать с информацией, представленной в разных форматах (рисунке,  тексте, схеме).

На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Поэтому к содержанию программы по развитию речи, обозначенному в период обучения грамоте, следует возвращаться и на последующих этапах в соответствии с возникшей речевой ситуацией.

 Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Здесь же изложим опорные положения.  Программа по обучению грамоте ориентирована на нечитающих и читающих детей.

Формирование коммуникативных УУД в период обучения грамоте совпадает с предметными задачами по развитию речи.

 В этот период особое внимание уделяется осознанию детьми средств устной речи (слушание, говорение), установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях.

Цель эта метапредметная. Разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствует возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи,

речи разговорной и научной, воспитывает ответственность за сказанное слово, формирует умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие, т.е. развить важнейшие коммуникативные умения.  В этот же период начинается систематическая работа по осмысленному восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно (чтение) и созданию (устно) своего связного высказывания:

 - инсценирование по рисунку или прочитанному тексту;

-  нахождение в тексте ответов на вопросы;

-  переосмысление ситуации с позиции другого лица или другой ситуации;

-  восстановление в тексте пропущенных слов;

-  ответ, требующий осмысленного восприятия текста, на заданный вопрос;

-  придумывание (устно) текста по опорным словам;

   Эти и другие задания подводят детей к осознанию признаков любого текста как носителя информации (его целостности, структурности, связности, законченности - без введения

понятий) и умению его анализировать.  Таким образом, при освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ освоения самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

   Обучение чтению строится на принятом в методике аналитико- синтетическом звукобуквенном методе. Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками обозначаемых этими буквами звуков и их фонетических характеристик - основу способа чтения и письма: однозвучные буквы гласных, буквы сонорных согласных, затем буквы парных по глухости звонкости согласных, и, наконец, вводятся наиболее трудные случаи двузвучные (йотированные) гласные буквы, буквы непарных согласных, мягкий и твердый знаки. Это не только повышает доступность фонетического содержания как наиболее трудного в курсе обучения грамоте, но и обеспечивает систематическое обращение к анализу звуков, обладающих близкими характеристиками. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, количества звуков и количества букв.

   Чтение - сложное речевое действие, оно состоит из слухо-артикуляционного и зрительно двигательного компонентов. В качестве подготовки к чтению и его совершенствованию

разработана система коррекционных заданий, введено опосредованное чтение.

   Дифференциация звуков - основа обучения языку. Длительность и разнообразие такого опыта имеют решающее значение для грамотного письма, чтения и говорения. Этой задаче служит множество упражнений, среди них: определение рифмующихся и не рифмующихся слов, решение ребусов, объяснение мотивированных названий, различение слов и форм слов, различающихся одним звуком, заполнение готовых схем слов и кроссвордов. Подобные задания делают первую для детей учебную книгу интересной, веселой, яркой,  привлекательной.

   Но для того, чтобы ребенок перевел звук в знак, необходимо знание букв. В Азбуке содержится множество разнообразных заданий, способствующих непреднамеренному и

опережающему их запоминанию: воспроизведение рисунков

   Чтобы чтение было плавным, а не рубленым слоговым, столбики слов для чтения строятся по принципу наращивания. С этой же целью указывается ударение как знак, организующий звуки в слове в единое целое, и вводятся дыхательные упражнения.

   Основной метод обучения письму - анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия. Способ написания наклонный, безотрывный и отрывный.

   Письмо - это сложное речерукодвигательное действие. Чтобы оно состоялось, необходимо органичное соединение слуховых, артикуляционных, зрительных, двигательных и рукодвигательных компонентов. На начальном этапе обучения этому сложнейшему для первоклассника умению поможет система вспомогательных упражнений: обводка элементов

букв и букв в словах и текстах; обводка, раскраска, штриховка, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, выполнение рисунков, формирующих умение соблюдать высоту, ширину букв и пробелы между ними и между словами и многое другое.

   Существенно ускоряет навык качественного чтения и письма включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному, а также введение опосредованного чтения и работы по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур чтения и письма.

   Слово и предложение. 

   В период обучения грамоте дети знакомятся с понятиями: предложение, предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные, наблюдают связи слов в предложении. При сравнении значений слов ученики дифференцируют понятия: слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия; женский, мужской, средний род; одушевленность, неодушевленность; формы единственного и множественного числа. Все это осуществляется на живом речевом материале.

   В непроизвольной форме грамматические наблюдения осуществляются на загадках.

   Расширены функции традиционных для букварей столбиков слов. При их чтении учащиеся начинают осознавать единство смысловой, грамматической и знаковой сторон слова.

   В программу включено ознакомление с малыми жанрами русского фольклора: считалками, скороговорками, пословицами, поговорками, закличками, песенками, поддевками, загадками, с авторскими художественными произведениями и научно популярными текстами. Дети на практическом уровне наблюдают многозначность слов, антонимию, синонимию, омонимию (без введения понятий).

Основное содержание предмета.

Развитие речи

Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие. Ознакомление с историей возникновения речи.

Устная речь (слушание, говорение)

 Осознание цели и ситуации устного общения. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и пр. Выбор языковых и внеязыковых

средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель). Инсценировки. Адекватное восприятие звучащей речи.

 Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение того, о чем можно просить и о чем нельзя. Инсценировки.  Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.

Письменная речь (чтение, письмо)

 Ориентировка в Азбуке и Тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные: художественные, научные, научно популярные.

 Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.

 Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения.

Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.

 Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и пр. Доказательства

выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.

 Составление небольших рассказов повествовательного типа с опорой на рисунок (рисунки), по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Фонетика

 Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или

сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения.

 Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Определение места ударения.  Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.

Графика

 Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь). Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев

расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Буквы гласных как показатели твердости мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё,

ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Звонкие и глухие непарные

согласные звуки.

  Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение

Формирование аналитико - синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших прозаических и стихотворных текстов.

 Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).

 Упражнение психофизиологических функций, необходимых для чтения: усвоение правильного дыхания, составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, узнавание голосов детей, актеров, работа со схемами, планами и пр.

Письмо

 Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение

приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.  Ознакомление с клавиатурным письмом.

 Упражнение психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: развитие мышц руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание

рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, графический диктант, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение.

 Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова.

Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией (на примере мотивированных названий). Представление о многозначных словах.  Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению.

 Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при

сравнении со словом.

 Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложения соответствующие знаки в письменной речи). Ознакомление с оформлением предложения: большая буква в начале предложения, знаки (. ? !) в конце. Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Сравнение смысла предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов.

 Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с заглавной буквы). Составление предложений с опорой на схему, их вариантность.

Орфография.

  Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове.

  Знакомство с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания (. ? !) в конце предложения.

 Требования к уровню подготовки обучающихся.  

                          Планируемые результаты освоения обучающимися программы по литературному чтению.

 Универсальные учебные действия

    Личностные УУД

   У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

- знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.

   Обучающийся получит возможность для формирования:

-  представления о причинах успеха в учебе;

-  этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

-  внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

-  первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-  представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения;

-  о русском языке как средстве межнационального общения; о своей семейной и этнической принадлежности.

  Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-  принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-  понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-  оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-  первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

 Обучающийся получит возможность научиться:

-   проговаривать вслух последовательность производимых действий;

-  осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

 Познавательные УУД

 Обучающийся научится:

-  искать нужную информацию в Азбуке и учебных пособиях;

-  понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и учебных пособиях;

-  понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-  анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

-  осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

-  обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

-  подводить языковой факт под понятия: слово и предложение (на практическом уровне); речь устная и письменная;

- звуки буквы, звуки гласные согласные, гласные ударные безударные; слог; согласные мягкие-твердые, согласные звонкие глухие, согласные шипящие.

 Обучающийся получит возможность научиться:

-  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-  видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-  воспринимать смысл небольшого текста;

-  соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

 Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах);

 - иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правил вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.

 получит возможность научиться:

-принимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить понятные высказывания;

-задавать вопросы;

-адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

  Развитие речи

 Обучающийся научится:

- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

- понимать небольшой текст при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- выбирать заголовок текста из ряда данных;

- узнавать литературные произведения малых жанров;

- составлять небольшие рассказы повествовательного характера с опорой на рисунки, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

 Система языка

 Фонетика

Обучающийся научится:

- различать звуки речи;

- устанавливать число и последовательность звуков в слове;

- сравнивать значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения;

- определять место ударения в двусложных словах;

- делить слова на слоги;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка;

- использовать небуквенное графическое средство пробел между словами.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

- определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;

- определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);

- определять указатели мягкости твердости согласных звуков;

- обозначать на письме звук [й].

 Графика

Обучающийся научится:

- различать звуки и буквы;

- определять функцию ь как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать буквы гласных как показатели твердости мягкости согласных звуков;

- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава в двусложных словах (при орфоэпическом чтении слов учителем);

- соотносить схему слова с названием предмета, записывать слова под диктовку схемами;

- определять функции букв е, ё, ю, я.

 Чтение

 Обучающийся научится:

- читать осознанно и правильно вслух небольшой текст плавным слоговым чтением и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка;

- отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного.

 Обучающийся получит возможность научиться:

-  читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;

-  орфоэпическому чтению (при чтении целыми словами);

-  безошибочно выполнять задания, нацеленные на развитие психофизиологических функций, необходимых для чтения.

 Письмо

Обучающийся научится:

- ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;

- писать письменные прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;

-  писать буквосочетания, слоги, слова, предложения;

-  писать разборчиво и аккуратно;

-  приемам правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом;

 - письму под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением;

- орфографическому чтению (проговариванию) как средству самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать гигиенические требования при письме;

- позиционному (с ориентацией на следующую букву) способу письма;

- безошибочно выполнять задания, нацеленные на развитие психофизиологических функций, необходимых для письма.

Слово и предложение

 Обучающийся научится:

- различать предметы, явления и слова, их называющие;

- соотносить название нарисованного предмета со схемой слова;

- различать предложение и слово;

- записывать слова и предложения самостоятельно и под диктовку схемами, подбирать несколько слов (предложений), соответствующих одной схеме;

- голосом показывать цель высказывания (правильно интонировать несложные предложения).

 Обучающийся получит возможность научиться:

-  делать вывод о происхождении слова (на примере мотивированных названий), устанавливать значение многозначных слов;

-  классифицировать и объединять в группы слова по их лексическому значению;

 Орфография

  Обучающийся научится:

- определять сильную и слабую позиции гласных в слове;

- применять правила правописания: раздельное написание слов; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания (. ? !) в конце предложения;

- безошибочно списывать слова, предложения, тексты, предложенные в Тетради по письму.

  Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила правописания: написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под уда ре ни ем), прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных;

- применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы

               Назначение работ: 1) cделать выводы о продвижении детей по отношению к стартовому уровню (результаты выполнения данных работ сравнить с результатами выполнения диагностических заданий в начале и середине учебного). Результаты сравнения

покажут абсолютный прирост в развитии предпосылок продуктивного усвоения русского языка; 2) зафиксировать результаты освоения основных умений.

Владение устной речью

              Форма изучения и показатели развития устной речи едины с 1 по 4 класс. Устанавливаются на основании наблюдений учителя за устной речью учащихся на уроках и вне уроков в результате постепенного накапливания сведений о внешней характеристике

речи, ее развернутости и связности.

Оценка внешней характеристики устной речи

 Показатели: 1) говорит охотно; 2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации; 3) речь в основном грамматически правильна; 4) артикуляция чистая; 5) громкость нормативная.

 4- й уровень в норме 5 показателей.

 3- й уровень в норме 4 показателя.

 2- й уровень в норме 2- 3 показателя.

 1- й уровень в норме 1 показатель.

Оценка связности устной речи

Показатели: 1) типичные единицы высказывания; 2) развернутость характеристики объекта.

4- й уровень- говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления.

3- й уровень- речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде мало связных мыслей.

2- й уровень - предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления.

1- й уровень-  речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.

Владение письменной речью

Оценка техники чтения вслух, понимания прочитанного

Задание 1

          Грачи открыли весну

 В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге. Они очень спешили на родину и в хорошую погоду делали перелёты по многу километров в день.

 В пути их настигла сильная метель. Много слабых птиц выбилось из сил и погибло в пути.

 Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно ходят по дорогам и усердно ковыряют крепкими носами землю. (65 слов, из них трехсложных 19, четырехсложных 7)

               (По В. Бианки)

   Оцениваются: 1) понимание прочитанного; 2) способ чтения; 3) количество и характер ошибок.

Задание 2

Прочитай слова в строчках. Представь, что они обозначают. Запиши номер «лишнего» слова в каждой строке.

1. Топор. 2. Пила. 3. Вилка. 4. Вилы.

1. Медведь. 2. Гусь. 3. Волк. 4. Корова.

1. Наташа. 2. Оля. 3. Света. 4. Андрей.

Оценка умений оформлять предложение, различать на слух границы слов

Задание 3

Запиши предложения под диктовку схемами.

Кончился учебный год. За окном светит яркое солнышко. У нас в классе сегодня праздник. Мы подготовили концерт для родителей. Выучили стихи и песни. Вот мы и стали второклассниками. (28 слов)

Примечание. Правила диктанта обычные: читается весь текст, читается предложение, которое затем диктуется по два три слова. Обязательно выдерживается пауза перед диктовкой предлогов и союзов и после их диктовки.

Оценка дифференциации звуков речи

Задание 4

Запиши слова под диктовку кружками.

он уши май рука нитка шляпка воробей

 Оценка навыка списывания и усвоения фонетических знаний

Задание 5

Спиши слова. Раздели, где можно, слова на слоги вертикальной чертой:

сосна, ёлка, пруд, лейка, письмо, кран, май.

Поставь в них знак ударения.

Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Оценка усвоения фонетических знаний

Задание 6

Спиши слоги. Подчеркни слоги с буквой, обозначающей мягкий согласный звук.

ре це ла ща ши ви сё

Выполнение заданий 2- 6 оценивается в зависимости от количества правильно выполненных заданий или правильно записанных предложений, слов.

Календарно-тематическое планирование

Обучение чтению 44 часа.


урока

Тема урока

Конт-

роль

Дата проведения

Примечание

план

факт


I триместр (20 часов)

Раздел 1. Добукварный период (5 часов)


1

История обучения. Знакомство с учебником.

03.09

2

История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения.

6.09

3

Твоя Родина. Твоя семья.

10.09

4

В мире знаков. Звук и его письменный знак.

13.09

5

Звуки гласные и согласные. Звуковой анализ слова.

17.09

Раздел 2. Букварный период (37 часов)

6

Знаки звуков – буквы. Звук [а], буква А а.

Звук [у], буква У у.

20.09

7

Фестиваль сказочных героев.

24.09

8

Звук [о], буква О о. Звук [э], буква Э э.

27.09

9

Чтение пиктограмм. Слово – предложение.

01.10

10

Звуки [ы], [и], буквы  ы, И и. Твердые

и мягкие согласные звуки.

04.10

Каникулы с 8.10 по 14.10

11

Практическое пользование при чтении

изученными буквами

15.10

12

Звуки [л], [л’], [м], [м’], буквы Лл, Мм.

Чтение слов.

18.10

13

Понятие ударение. Ударные и безударные гласные.

22.10

14

Звуки [н], [н’], [р], [р’], буквы Нн, Рр.

25.10

15

Предложения, разные по цели высказывания и интонации

29.10

16

Фестиваль сказочных героев. («Так, да не так».)

1.11

17

Звук [й], буква Йй. Чтение слов.

5.11

18

Роль звука в слове. Многозначность слов.

8.11

19

Звуковой и звукобуквенный анализ слов.

12.11

20

Слог. Деление слов на слоги.

15.11

Каникулы 19.11 по 25.11

2 триместр ( 24 ч )

21

Звуки [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] и их буквы Бб, Вв, Гг, Дд, Жж, Зз.

26.11

22

Звуки [г], [г’], [д], [д’], буквы Гг, Дд. Различение понятий «слово» – «слог».

29.11

23

Многозначные слова.  Сильная  и слабая позиция согласного  звука.

3.12

24

Сильная и слабая позиция гласных

и согласных звуков.

6.12

25

Звуки [ж], [з], [з’], буквы Жж, Зз. Роль фонемы в слове.

10.12

26

Слова с переносным значением.

13.12

27

Звук [ж], его характеристика. Пропедевтика правописания жи.

17.12

28

Парные глухие согласные.

20.12

29

 Звуки [к], [к’], [п], [п’], буквы Кк, Пп.

24.12

30

Зависимость смысла предложения от предлогов. Транспорт.

27.12

               Каникулы с 31.12 по 6.01

31

Звуки [с], [с’], [т], [т’], буквы Сс, Тт. Признаки предметов. Слова- признаки.

7.01

32

Алфавит.

10.01

33

 Сильная и слабая позиция звуков.

Понимание смысла текста

14.01

34

Звуки [ф], [ф’], [ш], буквы Фф, Шш.

17.01

35

Особенности звуков [ж] и [ш]. Правописание Жи ши..

21.01

36

Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя. Одна буква –

два звука.

24.01

37

Буквы Е, Ё, Ю, Я. Смыслоразличительная

роль звука

28.01

38

Многозначность слов. Выразительное

чтение. Орфоэпические нормы.

31.01

39

Мягкий знак – показатель мягкости

согласного.

4.02

40

Звуки [х], [х’], [ц], буквы Хх, Цц. Звуковой и звукобуквенный анализ слов.

7.02

41

Звуки [ч’], [ш’], буквы Чч, Щщ. Продолжение ленты букв.

11.02

42

Разделительные Ь и Ъ.

14.02

Раздел 3. Послебукварный период (2 ч)

43

Твоя Родина – Россия. Анализ текста

(тема, цель).

18.02

44

Праздник «Удивительный русский язык»

21.02

Обучение письму 88 часов.


урока

Тема урока

Конт-

роль

Дата проведения

Примечание

план

факт

1 триместр (40 ч)

Раздел 1. Добукварный период (22 ч)

1

Знакомство с правильной посадкой, положением  ручки. Основные элементы письменных букв.

03.09

2

Письменные знаки. Знакомство с разлиновкой прописи.

04.09

3

Звуки и буквы.

05.09

4

Печатный и письменный шрифты

06.09

5

Части предметов, элементы букв

10.09

6

Наклонные  палочки длинные и короткие

11.09

7

Наклонные палочки длинные и короткие.

12.09

8

Наклонные палочки с закруглением внизу.

13.09

9

Звуковой и звукобуквенный анализ.

17.09

10

Наклонные линии с закруглением внизу, вверху.  

18.09

11

Звуковой и звукобуквенный анализ.

19.09

12

Написание  большого овала.

20.09

13

Написание  большого  и маленького овала. Предложения.

24.09

14

Написание изученных элементов.

25.09

15

Наклонные линии с закруглением внизу, вверху.

26.09

16

Написание большого и  маленького полуовала.                                  

27.09

17

Вопросительное предложение.

01.10

18

Написание наклонной линии с закруглением влево. Заглавная буква в именах.

02.10

19

Звуковой и звукобуквенный анализ слова.

03.10

20

Написание наклонной линии с  петелькой внизу и вверху.

04.10

Каникулы с 8.10 по 14.10

21

Написание изученных элементов. Вопросительные предложения.

15.10

22

Закрепление. Написание изученных элементов.

16.10

Раздел 2. Букварный период (64 часа)

23

Справочные страницы. Письмо  букв Оо. Верхнее и нижнее соединение.

17.10

24

Письмо букв Ээ. Большая буква в именах людей.

18.10

25

Письмо строчной буквы а. Большая буква в именах людей.

22.10

26

Письмо букв А а .Верхнее и нижнее соединение.

23.10

27

Письмо строчной буквы у. Соединения.

24.10

28

Письмо заглавной буквы У. Написание изученных букв. Большая буква в именах людей.

25.10

29

Написание изученных букв. Большая буква в именах людей.

29.10

30

Письмо буквы и соединения. Большая буква в именах

30.10

31

Письмо буквы И. Соединения.

31.10

32

Буква ы. Соединения. Единственное и множественное число. Игра «Буква меняет слово».

01.11

33

Проверочная работа. Письмо изученных гласных: слуховой диктант – запись  букв, обозначающих первые ударные гласные в словах.

05.11

34

Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль.

06.11

35

Письмо строчной буквы л.  Соединения.

07.11

36

Письмо строчной буквы м. Соединения. Слоги, письмо слов и предложений.

08.11

37

Письмо букв Л, М. Слоги, письмо слов и предложений

12.11

38

Письмо буквы н. Письмо слов и предложений

13.11

39

Написание буквы Н. Работа над  предложением Единственное и множественное число.

14.11

40

Письмо буквы р, соединений ри, ра, рл, рм. Работа над предложениями.


15.11

Каникулы 19.11 по 25.11

2 триместр ( 48 ч )

41

Письмо буквы Р. Имена людей: полные и краткие. Составление предложения по схеме.

26.11

42

Закрепление написания изученных букв. Письмо  буквы й.  Диалог. Вопросительное предложение.

27.11

43

Письмо заглавной буквы Й. Деление слов на слоги.

28.11

44

Письмо букв и соединений. Большая буква в именах.

29.11

45

Проверка и учет знаний. Проверочная работа.

03.12

46

Письмо строчной буквы б. Звуко-буквенный анализ слова барабаны.

04.12

47

Письмо прописной буквы Б. Мягкие согласные звуки.

05.12

48

Строчная буква д. Звукобуквенный анализ.

06.12

49

Прописная буква Д. Письмо  изученных букв. Слабая и сильная позиция.

10.12

50

Письмо строчной буквы в. Слабая и сильная позиция.

11.12

51

Прописная буква В. Составление предложения. Звукобуквенный анализ.

12.12

52

Письмо букв Г, г. Мягкие согласные.

13.12

53

Письмо буквы з. Опасные места.

17.12

54

 Написание заглавной буквы З. Фамилия, имя, отчество.

18.12

55

Строчная буква ж. Заглавная буква Ж. Звук [ж] – всегда твердый.

19.12

56

Письмо  изученных букв. Слабая и сильная позиция. Деформированный текст

20.12

57

Письмо строчных буквы п, т Текст.

24.12

58

Письмо заглавных букв П,Т. Опасные места.

25.12

59

Письмо  изученных букв. Слабая и сильная позиция.

26.12

60

Заглавная буква Ф. Строчная буква ф. Работа над предложением.

27.12

               Каникулы с 31.12 по 6.01

61

Строчная буква к. Деформированный текст. Слова помощники..

7.01

62

Заглавная буква К. Единственное и множественное число.

8.01

63

Письмо строчной буквы ш.

Письмо заглавной буквы Ш

9.01

64

Письмо  изученных букв. Слабая и сильная позиция. Буквы, обозначающие твердые согласные звуки

10.01

65

Письмо строчной буквы с.

Письмо заглавной буквы С. Однокоренные слова.

14.01

66

Письмо  изученных букв и их соединений.

15.01

67

Закрепление написания изученных букв и их соединений.

16.01

68

Проверочная работа

17.01

69

 

Письмо строчной буквы е.

Письмо строчной буквы ё. Тест. Перенос слов.

21.01

70

Заглавная буква  Е. Главные члены предложения.

22.01

71

Заглавная буква  Ё. Главные члены предложения. Закрепление

23.01

72

Письмо строчной буквы ю. Звукобуквенный разбор слов утка, юбка.

Заглавная буква Ю. Мягкие согласные звуки

24.01

73

Письмо строчной буквы я. Слова, обозначающие признаки предметов.

Заглавная буква Я. Словосочетания.

28.01

74

Закрепление написания ранее изученных букв. Звуко-буквенный анализ.

29.01

75

Закрепление ранее изученных букв. Работа с текстом.

30.01

76

Письмо ь. Работа с текстом.

31.01

77

Письмо ь. Обозначение мягкости на письме. Письмо слов с мягким знаком

04.02

78

Письмо строчной буквы х.

Письмо заглавной буквы Х.

05.02

79

Строчная буква ц. Единственное, множественное число.

06.02

80

Заглавная буква Ц. Родственные слова.

07.02

81

Письмо строчной буквы ч. Слова, обозначающие действия предметов.

Письмо заглавной буквы Ч.

11.02

82

Письмо строчной буквы щ. Звуко-буквенный анализ слов и предложений с последующей их записью. Письмо заглавной буквы Щ.

12.02

83

Письмо строчной буквы щ. Непарные звонкие и глухие согласные. Шипящие звуки. Письмо заглавной буквы Ш. Перенос слов по слогам

13.02

84

Сочетания ча – ща, чу – щу.

14.02

85

Письмо буквы ъ. Письмо слов с разделительным мягким и твёрдым знаками.

18.02

86

Проверочная работа.

П.р.

19.02

Раздел 3. Послебукварный период (2 ч)

87

Анализ результатов проверочной работы. Закрепление изученного материала.

20.02

88

Письмо слов на изученные правила.

21.02

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение.

Учебно-методический комплект.

1. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

2. Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетради по письму: В 4 частях. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.

Специфическое оборудование:

- комплект для обучения грамоте: касса букв для работы на клавиатуре, образцы письменных

букв и др.;

- тетради в клетку для составления схем предложений, слов, воспроизведения рисунков по клеткам и прочих коррекционных заданий;

- алфавит;

- набор сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

- интерактивная доска (по возможности);

- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

- настольные развивающие игры;

- слайды и видеофильмы, соответствующие тематике уроков (по возможности).

Список литературы

1.  Программа начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011год.

2. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

3. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради по чтению к Азбуке.Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

4. Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетради по письму: В 4 частях. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.

5. Мельникова О.А. Звуки и буквы. Рабочая тетрадь для 1 класса / Под ред. Н.В. Нечаевой.Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

6. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте»  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2010.

        

Другие методические пособия и книги для учителя:

1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Белобрыкина О.А. «Речь и общение», Ярославль, «Академия развития», 1998

3. Буйко В. И., Таращенко «Русский язык в кроссвордах. Родственные слова».- Екатеринбург, «Литур», 2005

4. Волина В.В. Учимся играя. –М.: Новая школа, 1994. -448 с.

5. Ерёмина О.А. «От макушечки до пят. Тематический словарь». - Самара, изд-во «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2003.

5. Максимук Н.Н. «Игры по обучению грамоте и чтению», Москва «ВАКО», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...