Урок письма 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Котлова Наталья Александровна

Тема: «Учитесь писать письма!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма 4 класс

Тема: «Учитесь писать письма!»

Цели урока:

  1. Знакомство с основными правилами создания текста эпистолярного жанра.
  2. Познакомить детей с историей возникновения и написания писем;
  3. Развивать письменную и устную речь учащихся;
  4. Воспитывать положительное отношение к процессу письма.

Оборудование занятия: карточки, письмо, фотография почтальона.

Ход занятия

Организационная часть.

Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно...
Зажглись руин веселые костры,
И все вокруг вишнево-золотое...
И больше нет ни нервов, ни хандры,
А есть лишь сердце радостно-хмельное!
Я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звезды, море и Памир.
Твое письмо, в котором целый мир.
Как много все же надо человеку.

(Учитель в форме почтальона)

Загадка. «Без крыльев, а летит, без языка, а говорит» Письмо.

– Наш урок будет посвящен древнему, благородному искусству – умению писать письма.

Основная часть.

– Как вы думаете, почему так важно уметь писать письма? Зачем люди вообще придумали письмо?

Письмо – это фиксация речи, позволяющая передавать её расстояние и

закреплять во времени.

Информация в письме – это «часть» человеческой жизни, к которому интересно вернуться спустя годы.

- Что может служить информацией для письма?

( школьные дела, события в семье, увлечения, желание поделиться впечатлением о прочитанном или увиденном, о трудностях и проблемах. )

Кто-то сказал, что письмо - это фотография души. Это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. А содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем.  Поэтому разбирая бабушкины сундуки, не спешите выбрасывать старые письма, хорошенько присмотритесь к ним. Как знать, какие тайны хранят в себе конверты, и какую ценность могут представлять.

Письмо, написанное на бумаге и отправленное в конверте, называется эпистолярным жанром письма.  Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку. Помните, адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия.

Искусство эпистолярного жанра начинает потихоньку забываться в России. А ведь совсем недавно он был весьма популярен.

  1. эпистолярный – написанный в форме письма, переписки
  1. этикет – установленный порядок в поведении, формах обращения
  2. адресат – тот, кому адресовано письмо
  3. адресант – тот, кто отправляет письмо

В последнее время люди стали писать письма всё реже и реже.

- Почему люди пишут мало писем?

(Люди общаются по сотовым телефонам, пишут друг другу SMS  сообщения.)

-Нужно ли сохранить эпистолярный жанр письма?

(Люди должны писать друг другу письма.)

Из истории письма.

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
     Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
     Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и, наконец, сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы - военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
      Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
      Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
      Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется
 пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу).

Древние люди писали письма на камнях. Они хотели, чтобы люди, которые

будут жить  после них, знали об их жизни. В то время каждый рисунок

обозначал целое предложение.

Следующий вид письма – это идеографическое письмо, в котором

письменный знак обозначал целое слово.

Люди развивались. Появилось слоговое письмо, где письменные знаки обозначали слоги. Разновидностей письма было очень много. Вид письма, который сохранился до наших дней – это буквенно-звуковое письмо.

- Как правильно надо писать письмо?

В письме есть приветствие, обращение, прощание. Для этого используют вежливые слова.  Письма заканчиваются пожеланиями здоровья и добра.

Работа по группам

У вас на столах карточки с приветствиями и прощаниями, распределите их на 2 группы.

Здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро.

До свидания, до скорой встречи, всего хорошего.

– Процесс создания письма довольно сложен. Он требует большого жизненного опыта и опыта пишущего.

Редактирование текста:

Привет. Как дела? У меня всё хорошо.
 Вот решила написать тебе.
Скоро поеду отдыхать на море с родителями .Мне подарили собаку.
Почему так редко пишешь мне письма?
Ну ладно, больше писать нечего.

До встречи.

– Отвечает ли текст этого письма требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?

– Какие задачи эпистолярного жанра не выполнены?

(Нет желания быть интересным собеседником.)
- Почаще говорите загадками в письмах. Они помогают делать следующее письмо развёрнутым. Интригуйте, пытайтесь заинтересовать читателя.

Пишите  письма длинные и красивые, чтобы те, кому придет ваше письмо, могли улыбнуться и радоваться каждому написанному слову, и с такой же улыбкой и радостью в душе смогли бы написать вам ответ.

- Куда же потом направляется письмо?

Почта – это здание, куда приносят письма, там их сортируют и разносят по адресам, даже в другие города отвозят.  Почта – это учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где помещается такое учреждение."

- А кто такой почтальон?"

Почтальон – работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам.

"Раньше, много лет назад, почту доставляли посыльные – это работники, которых отправляли куда-нибудь с поручениями. Чтобы доставить почту быстро на дальние расстояния, запрягали тройку почтовых лошадей, также отправляли с почтовыми голубями. Сейчас письма отправляются в путешествие к своим адресатам на поездах и самолетах, благодаря научному прогрессу, появилась совсем недавно электронная почта, которая доставляет письма за считанные секунды.

15 основных правил искусства написания писем.

•  Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона) .
•  Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются) .
•  Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки) .
•  Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат) .
•  Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече) .
•  Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
•  Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
•  Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
•  Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
•  Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю) .
•  Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время) .
•  Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum , а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
•  Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
•  Письмо перед отправлением следует перечитать.
•  Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!

-К сегодняшнему уроку было задание написать  письмо  и объяснить, почему так важно защищать леса.

Здравствуй, добрый друг!

Пишет тебе одинокий Кедр, растущий в далёкой сибирской тайге. Когда – то очень давно в нашем лесу росло много красивых, высоких деревьев. Рано утром солнышко освещало и согревало наши пышные кроны тёплыми лучиками. Ветерок играл с нашими листиками и иголочками. Все звери и птицы находили здесь кров и питание. Осенний дождик смывал с листьев паутинки и пыль. Белки весело играли, прыгали по веткам в поисках кедровых шишек. А цветочки свысока казались маленькими разноцветными звёздочками. Но однажды пришли люди и нарушили наш покой. Все деревья стали вырубать и сжигать. Цветы погибли от огня, птицы улетели навсегда, их гнёзда тоже сгорели. Я один остался, наверное, потому что никому не нужно старое дерево. Ещё долго не вырастут на выжженной земле деревья и цветы. А птицы и звери так напуганы, что не вернутся сюда никогда. Скажите, кому мы помешали, почему люди так бывают такими жестокими?

Добрый друг, запомни лес – наше богатство. Если мы бездушно будем уничтожать , вырубать и сжигать леса, то станем бедными людьми. Чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения и многое другое дают нам леса. Вот почему так важно защищать и беречь наше богатство - лес.

С уважением одинокий Кедр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока письма."Письмо строчной буквы а" УМК "Перспектива 1 класс"

УМК "Перспектива" .Урок письма в 1 классе по теме: "Письмо строчной буквы а"...

Технологическая карта урока письма.Тема: "Письмо строчной буквы [а]".УМК "Перспектива" 1 класс.

УМК Перспектива 1класс. Обучение грамоте (письмо). Тема: "Письмо строчной буквы а". Технологическая карта урока и презентация урока....

Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"

Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

Урок: Письмо. Класс: 1. Тема: Строчная буква р.

Урок: Письмо. Класс: 1. Программа: Школа России. Тема: Строчная буква р....

Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.

На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант,  знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....