Непроизносимые согласные
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Савельева Александра Валерьевна

Конспект к уроку по русскому языку на тему  "Непроизносимые согласные". Знакомство с новой темой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Непроизносимые согласные»

Цель: Познакомить с алгоритмом проверки слов с непроизносимыми согласными.

Задачи: Научить находить слова с непроизносимыми согласными. Развивать умение работать с алгоритмом. Воспитывать умение работать в коллективе, развивать кругозор учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, вы любите сказки? А знаете, что даже на уроке русского языка можно побывать в сказочном мире. Давайте в него и перенесёмся.

  1. Чистописание.

На свете есть Царство Слов, а в нём царевна Орфография. Посмотрите она нам и письмо прислала: «Ребята, в нашем  царстве горе! Куда-то пропадают буквы из слов в тетрадках учеников. Слова переживают, помогите им, пожалуйста!

Предлагаю разобраться, в чём дело.

Познакомимся с этими словами:

Местный, грустный, честный.

Найдите в этих словах одинаковые сочетания согласных букв. Отличается ли написание этих слов от их произношения?

Давайте пропишем это загадочное сочетание букв.

  1. Словарная работа.

Предлагаю познакомиться и с другими словами в этом царстве. Угадайте их по определению.

Способность воспринимать, ощущать, испытывать. (Чувство)

День торжества, установленный в честь или память кого-нибудь. (Праздник) Какой ближайший праздник нас ожидает? Что на небе засверкает?

Сооружение в виде ряда ступенек для подъёма или спуска. (Лестница)

Взаимопроверка.

  1. Формулирование правила. Решение поставленной проблемы.

Как же мы назовём эти согласные, которые играют в прятки? (непроизносимые согласные). В какой части слова они находятся? (в корне)

Вернёмся к нашим словам.

Местный

Грустный

Честный

От каких слов они образованы? Слышны ли в них спрятавшиеся согласные? Какие слова проверочные, а какие проверяемые? Попробуем составить алгоритм работы с непроизносимыми согласными.

Наша царевна Орфография оставила сообщение для нас и в учебниках. Откройте страницу  36  и посмотрите, что она нам предлагает.

Молодцы!

  1. Физкультминутка.

Вот так шарик надуваем

И до облака взлетаем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко… ровно… глубоко…

  1. С высоты облаков мы с вами увидели и другие слова, которые живут в этом царстве. Давайте познакомимся с ними поближе и поможем разобраться, в каких словах буквы спрятались, а в каких нет.

Письменно в тетрадях: опасный, счастливый, радостный; с применением алгоритма.

Попробуем теперь устно определить в каких словах спрятались непроизносимые согласные. Для этого вам понадобятся сигнальные карточки. Слова:  лестница, праздник, вкусный, звёздный. Какой звёздный городок вы знаете? (Королёв) как зовут первого космонавта? Как называется звёздный корабль?

Ребята, царевна Орфография передала вам письмо Незнайки. Давайте посмотрим, что там.

Здраствуйте , дорогая Орфография!  Приглашаю Вас  в гости. Приходите       даже в ненасную погоду. Я     познакомлю Вас со своими прекрастными  друзьями.

                            Очень жду!                      С уважением, Незнайка.

Опираясь на алгоритм, поможем исправить ошибки. Предлагаю вам перевоплотиться в Незнайку, в помощь шляпа.

  1. Итог.

Орфография: «Ребята, вы так увлеклись, что не заметили как оказались на ромашковом поле. Но ромашки здесь не простые, а с секретом. Заглянем под каждый лепесток.

  1. Назови, с какой орфограммой мы сегодня познакомились.
  2. Расскажи алгоритм решения этой орфографической задачи.
  3. Почему слова здравствуй, праздник и лестница словарные?
  4. Как ты напишешь слова  сонцэ  ,  изв эсно , н эб эсный . Напиши проверочные слов.
  1. Домашнее задание.

Ребята, на прощание вам пришло письмо от царевны Орфографии. Мы сумели помочь всем непроизносимым согласным вернуться на свои места. И вот как она вас отблагодарила.

Будьте как

солнышки красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!»

Ваша задача выписать слова с непроизносимыми согласными и подобрать к ним проверочные слова, выделить корень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...