Урок русского языка в 4 классе / УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Семкина Светлана Александровна

 

 Тема:  Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

на материале произведения А.И. Куприна «Белый пудель»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

УМК « Школа 2100»

 Тема:  Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

на материале произведения А.И. Куприна «Белый пудель»

автор: Семкина Светлана Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ школы № 371

Московского района

Санкт-Петербурга

          Тип урока: урок закрепления, обобщения и развития УУД

Цель: закрепить правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных

Задачи:

 предметные:

  1. систематизировать знания об имени прилагательном
  2. повторить правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных
  3. закрепить умение писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных
  4. развивать письменную и устную речь
  5. развивать коммуникативное взаимодействие в группах и в парах
  6. развивать самоконтроль и самооценку усвоения знаний
  7. учить постановке учебной проблемы

метапредметные :

  1. познавательные УУД: развитие познавательной активности учащихся
  2. регулятивные УУД: в процессе совместного выполнения заданий и их проверки определять степень успешности своей работы и работы других учеников
  3. коммуникативные УУД: формировать дружеские взаимоотношения. Навыки взаимопомощи
  4. личностные УУД: развитие интереса к русскому языку, формирование мотивации его изучения

          Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Оборудование урока:

  1. компьютер
  2. мультимедийная доска
  3. цветные маркеры для работы на доске
  4. мультимедийный проектор
  5. мультимедийная презентация

          Оборудование ученика:

  1. карточки с индивидуальными заданиями
  2. чистые листы А4(для работы в группе: создание алгоритма)
  3. карточки самооценки

Способы реализации поставленной цели: учебный диалог, групповая работа, анализ и самоанализ своей работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ТСО

Образовательные технологии

Организационный  момент.

Здравствуйте ребята!  Как вы уже поняли, сегодня мы на уроке  русского языка вновь будем работать не только индивидуально, но и в группах.

Какие качества характера  нам для этого понадобятся?

Дети сидят в группах по 4 человека.

Дети называют качества характера   необходимые для работы в команде (терпимость, внимательность, умение слушать не только себя, но и других, и пр.).

  1. Чисто-

писание

-Запишите сегодняшнее число: 8 февраля. Обратите внимание на написание соединения букв.

Записывают число.

-Перед вами сочетания букв. Прочитайте их.

- Что напоминает?

- Поменяйтесь местами по часовой стрелке.

Окончания имен прилагательных м.р.,ж.р.,ср.р. в И.п., Р.п.,Д.п.,В.п.

Дети пересаживаются на стул соседа по часовой стрелке (т.е меняются местами, вследствие чего меняется угол обзора).

Слайд№1/2

Здоровьесберегающая

-Запишите в столбик в тетради эти слияния  букв в виде окончаний и объясните свой выбор.

-Сверьте с записью на доске. Кому все удалось? Кто допустил ошибки, какие?

По образцу на доске учащиеся  переписывают в столбик в тетради элементы букв и слияния букв.

Дети отвечают, комментируют свои ошибки.

Проблемное обучение

  1. Постановка темы и целей урока.

-Кто из вас может предположить какая будет тема сегодняшнего урока?

-Молодцы, правильно!  Сегодня мы продолжаем закреплять умение писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

- Сформулируйте  задачи нашего урока…

- Поменяйтесь местами по часовой стрелке.

Ответы детей.

-Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.

Дети пересаживаются на стул соседа по часовой стрелке (т.е меняются местами, вследствие чего меняется угол обзора).

Проблемное обучение

Здоровьесберегающая

  1. Актуализация знаний. Работа в группе.

-Вспомним, что уже знаем об имени прилагательном и что нам сегодня пригодится на уроке.

Ответьте на вопросы:

1.Имя прилагательное — это  __________часть речи, которая...

2.С какой частью речи связано имя прилагательное? Как это проявляется?

3.Что такое словосочетание?

4.Составьте алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных.

-Сверим мой алгоритм с вашим.

- Поменяйтесь местами по часовой стрелке.

1…самостоятельная…

 … обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?; может изменяться по числам, родам и падежам. В предложении является второстепенным членом - определением

2…прилагательное связано по смыслу и грамматически с именем существительным, т.е. имеет те же число, род и падеж.

3.Словосочетание-это сочетание 2-х (иногда 3-х) слов, связанных по смыслу и грамматически.

Дети составляют карточку-алгоритм  (работа в группах).

Дети пересаживаются на стул соседа по часовой стрелке (т.е меняются местами, вследствие чего меняется угол обзора).

(работа на листах бумати)

Слайд№3

Решение творческих задач

Здоровьесберегающая

  1. Применение алгоритма на практике....

  1. Работа над словосочетанием.  

  1. Работа  с текстом. Работа в группе.

  1. Работа с предложением. Индивидуально.

  1. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

  1. Итог. Рефлексия.

-Пользуясь алгоритмом, докажите какие □ нужно писать на месте пропусков.

Почему не говорим об определении «связанным»?

-Верно. Это не имя прилагательное, это слово не признак предмета, образованный от имени существительного, а признак предмета по действию.

-Кто помнит, как называется эта часть речи?

-Молодцы!

Почему прилагательные «мелкими»  и «житейскими» не разделены запятой? (прилагательное «мелкими» поясняет размер «житейских интересов», в таком случае запятая не ставится, так как оба прилагательных равноправно связаны с существительным «интересы») 

- О каком мальчике и о каком старике  идет речь?

Как звали белого пуделя?

Кто автор?

- Поменяйтесь местами по часовой стрелке.

Мы будем не только тренироваться в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных, но и ещё раз повторим полюбившееся нам произведение А.И. Куприна «Белый пудель».

-Прочитайте отрывок.

Узнали героя произведения? Кто это?

Подберите 2-3 прилагательных, характеризующих его.

Измените по падежам в тетради одно прилагательное, выделите окончания.

Взаимопроверка:

Отдайте тетрадь соседу справа, а сами возьмите тетрадь у соседа слева. Проверьте и оцените работу соседа (без ошибок: смайлик улыбка, 1 ошибка: смайлик-спокойный, 2 и больше ошибок: смайлик грустный) после этого верните тетради хозяевам.

Кто не согласен с оценкой? Почему?

- Поменяйтесь местами по часовой стрелке.

-Произведение А.И. Куприна  «Белый пудель» изобилует эпитетами. Кто помнит, что такое эпитет?

(Раздает карточки).

- Из слов правого и левого столбиков нужно составить словосочетания и графически доказать, что у вас слова в словосочетаниях грамматически связаны.

Вставьте окончания, пользуясь алгоритмом. По результатам работы с карточками вы все сегодня получите оценки.

-Запишите последнее предложение.

-Выделите грамматическую основу.

-Составьте схему предложения.

-Выпишите словосочетания (-ие) прил.+сущ, определите род, число, падеж.

Что мы сегодня делали на уроке?

«…не все продается, что покупается»

- Чьи это слова?

По какому поводу были они произнесены?

Как известно в бродячей труппе артистов был еще один персонаж. Вспомните, кто это?

Назовите словосочетания, характеризующие щегла.

Дома запишите 2 словосочетания сущ.+ прилаг.  И измените эти словосочетания по падежам. Графически обоснуйте ваш выбор.

Возьмите  карточку самооценки. Укажите в ней свои достижения и затруднения, возникшие на прошедшем уроке, и поставьте себе оценку за работу на уроке. Все карточки оставьте на столе. Я их проверю и сообщу вам результат на следующем уроке.

Урок окончен.

 Спасибо за хорошую работу.

Ответы детей.

-Причастие.

-не являются однородными, т.к. указывают на разные признаки

Сережа и дедушка Мартын Лодыжкин из произведения «Белый пудель».

Арто.

Александр Иванович Куприн

Дети пересаживаются на стул соседа по часовой стрелке (т.е меняются местами, вследствие чего меняется угол обзора).

1 ребенок читает вслух.

Дедушка Мартын Ладыжкин.

Старый, добрый, верный, мудрый…

Выполняют.

Выполняется взаимопроверка.

Обсуждение ошибок, выяснение причин их появления.

Дети пересаживаются на стул соседа по часовой стрелке (т.е меняются местами, вследствие чего меняется угол обзора).

 ЭПИ́ТЕТ (от греч. )— слово (реже словосочетание), определяющее предмет речи, подчеркивая к.-л. характерное свойство, качество, усиливает выразительность и образность высказывания…

У доски 1 человек.

Самопроверка.

Доказать выбор окончания, пользуясь алгоритмом.

Дети по 1 выходят к доске и вписывают  недостающие окончания имен прилагательных, объясняют графически выбор.

Записывают.

Выполняют задание. Один человек работает у доски.

Выполняют задание. Один человек работает у доски.

-Повторяли все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорили о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщили все наши знания.

Слова дедушки Мартына Лодыжкина.

Ответ детей.

Щегол.

Дети заполняют карточки самооценки.

Слайд №4 (текст с пропусками окончаний прилагатель-ных)

Слайд№5(картинка из книги «Белый пудель»

Демонстрация книги А.И. Куприна «Белый пудель».

Слайд№6(текст о дедушке)

Слайд №7(изображение дедушки)

Слайд№7/8(словосочетания)

Индивидуаль-ные карточки

Текст на электронной доске: « …Из глубины сада пришел садовник в фартуке и стал неподалеку от дедушки…»

Слайд №8

Обобщение знаний об имени прилагатель-ном.

Карточка на доске:

«…не все продается, что покупается»

Интегрированное обучение

Здоровьесберегающая

Работа в группах

Тестовые задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"

Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»...

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

урок русского языка 2 класс ОС 2100

урок русского языка 2 класс ОС 2100...

Урок русского языка 2 класс "Школа 2100" Тема: "Заглавная буква в именах собственных"

Знакомство с написанием географических названий (понятие топонимика)...

урок русского языка 2 класс "Школа 2100" "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)

данная разработка урока может быть полезной  учителям начальной школы, работающим по программе "Школа 2100"...

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Школа 2100"

Тема: Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....