Урок-путешествие Имение Местоимения
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе.

Формирование умений правильного написания местоимений с предлогами.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: Урок-путешествие "Имение Местоимения" Закрепление                                                                                                                                         

Цели: 

1.Формирование умений правильного употребления и написания местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица с предлогами, формирование умения заменять имена существительные местоимениями, развивать их осознанное употребление.

2.Способствовать развитию зрительной памяти и творческих способностей учащихся.

3.Воспитание аккуратности, трудолюбия, стремления узнать больше, вызвать интерес к учебе, к активной работе.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

И вновь урок мы начинаем,

К вершинам знаний держим путь.

Все знанья сами открываем,

Поэтому активным будь!

Красиво встали. Улыбнулись друг  другу, подарите мне свои улыбки. Поделились со всеми хорошим настроением. Спасибо. Садитесь.

Побуждение  к действию.

Урок  наш будет необычный. Мы отправимся в замечательное имение, которое занимает третье место после существительного и глагола. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам - все под силу  и  сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости. Отправляясь в путь,  проверим наш багаж знаний     (Слайд № 2)

  1. Актуализация опорных знаний.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они –

Все слова отличные,

Важные и личные,

Это без сомнения,

Все …. (местоимения)

Мы отправимся в имение Местоимения. Туда приглашаю только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. А вы,  уверены в своих знаниях? (Да)

Тогда внимание – первое испытание  (Слайд № 3)

 

На доске: Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнём, под, тебя, нос, тот, эта, но.

- Прочитайте, пожалуйста, слова. Что-нибудь заметили? Здесь слова разных частей речи. Есть союзы а, но и предлоги в, на,  под; существительное – нос; глаголы мни и мнём, остальные слова – местоимения. Назовите местоимения. (Я, он, ты, нас, мне, мы, тебя, тот, эта)           (Слайд № 4)

- Очень хорошо! Вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить.

(Дети называют местоимения, я записываю их на доске, дети – в тетради: я, он, ты, нас, мне, мы, тебя, тот, эта)

Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их количества.)

Назовите местоимение, которое говорит о себе?  (я)

Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других, включая себя в их число? (Мы)

Какое местоимение  употребляем, обращаясь к другому лицу? К нескольким лицам?  (Ты, вы)

Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо? (он, она, оно, они)     (Слайд № 5)

 Я          ты         он   она   оно

Мы       вы       они

Что объединяет местоимения 1-ой строки?  (Эти местоимения употреблены в единственном числе)

Что объединяет местоимения 2-ой строки?  (Эти местоимения употреблены во множественном  числе)

  1. Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу

Я друзья от вас не скрою ручку правильно возьму

Сяду прямо, не согнусь,  за работу я возьмусь

 А) Массаж рук: 

- Похлопайте в ладоши вначале тихо,  тихо, затем громче, громче, а потом снова тише, тише.

- Постучите в кулачки

- Разомкните каждый пальчик

- Погрейте свои ладошки

Б). Письмо в тетрадях

Давайте пропишем в тетрадке первое местоимение. Какое первое? (Я)

На первой строчке прописываем: Яяя  яяя  яяя

На второй строчке пропишите  местоимения:  я, он, ты, нас, мне, мы, тебя, тот, эта

  1. Словарно – орфографическая работа   (Слайд 6)

Вставьте пропущенные буквы.

     Что объединяет эти слова? (Словарные, существительные мужского рода)

В некоторых словах спрятались местоимения. Найдите эти местоимения

  1. Фонетический разбор слова  «язык»

  1. Тема урока.

  1. - Вот мы и в имении. Нас впустили местоимения, которые приготовили для нас задания. Справитесь?

- Попробуем. Местоимения мы записали, в имение попали.  Что такое местоимение, вы  рассказали. А  вместо какой части речи употребляется местоимение?

Местоимение указывает на признаки предметов. То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные

- Молодцы! Запишем предложения:  (Слайд № 7)

 У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето.

  1. Докажите, что местоимение указывает на предмет и на признак
  2.  (Мы указали на цветы – на предмет. Такие же цветы мы посадили у сестры. Мы указали на признак. Такие же красивые, как у дома.)

- Хорошо. А вы помните, мы говорили, что местоимения употребляются вместо имени  …  (существительного)? И ещё вместо имени  …  (прилагательного.  Ведь местоимения указывают на признаки предметов) Постарайтесь это запомнить. С этим заданием вы тоже справились.

  1. Теперь следующее.  Слушайте внимательно.

 Я называю местоимения, а вы вспомните всё, что о них знаете:

Я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они.

(Это личные местоимения. Они указывают на лицо).

- Сколько лиц у местоимений вы знаете? (Три. Первое лицо – это сам говорящий. Второе лицо – это собеседник. Третье лицо – это человек, не участвующий в речи.)

- Назовите местоимения первого лица. (Я, мы) 

- Второго лица. (Ты, вы)

- Что вы можете сказать о местоимении вы? (Оно используется для выражения вежливости.  Когда мы обращаемся к кому-либо одному, то Вы пишем с большой буквы).

- Молодцы! Осталось называть местоимения третьего лица. (Он, она, оно, они)

- А что вы ещё знаете про личные местоимения? (Они изменяются по числам. Например, я – в единственном числе, а мы – во множественном числе. Ещё изменяются по родам. Он – мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода. А во множественном числе местоимения по родам не изменяются.)

- Умники.

  1. Перед вами следующее задание:   (Слайд № 8)

 Прочитайте  стихотворение. Назовите местоимения.

Определите лицо  у  местоимения, которое находится на первой строке стихотворения.  

Определите падеж у местоимения, которое находится  на третьей строке

Ты по стране идёшь, и нет такой преграды,

Чтобы тебя остановить могла.
Перед тобой смолкают водопады,

И отступает ледяная мгла.
М. Исаковский
 (Слайд № 9)

А теперь определите падеж местоимений.   Выполните задание по образцу.  (Слайд 9)

Я (кто?) – И.п.

Мне………., мной………., обо мне………., мы………., нами………., нас………., нам………., о тебе………., ты………., тобой………., тебе……….

                          Физкультминутка. Поэтическая пауза.

Руки подняли, пальцы соединили – крыша дома.

Руки опустили, на груди скрестили – много тепла дому.

Глаза вверх – мир дому.

Глаза вниз – покой дому.

Глаза вправо – добро дому.

Глаза влево – любовь дому.

Глаза прямо – свет дому.

(Слайд № 10)

  1. А сейчас – сюрприз! Местоимения приготовили для вас загадки, которые вы очень любите отгадывать. В тетради вы запишете только местоимения, которые спрятались в ответе. Загадка первая: из какого местоимения, если к нему прибавить сто, можно испечь пирог? (Тесто).

/Дети записывают в тетрадях те/

  1. Вторая загадка: за какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение я. Заяц.)

/Записывают я/

  1. Третья загадка: Какие два местоимения мешают движению на дорогах?  (ЯМЫ)
  2. Следующая загадка: к какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (Местоимение мы, мыло)

/Записывают мы/

  1. А теперь самая сложная загадка. В этом слове три слога, каждый – личное местоимение. Подсказка – второй слог мы. (Вымыты).

- А теперь посмотрите на эти  местоимения. Что заметили? (Местоимение те – это не личное местоимение, а указательное)

- Верно.

  1. Я хочу вам предложить стихотворение Фета. Прочитайте его и выпишите указательные местоимения.  (Слайд №11)

На доске:

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы, …

/Записывают это, эта, этот, эти/

- Хотя основное занятие всех местоимений – указывать на предметы и признаки предметов, а в старших классах вы ещё узнаете, на что указывают местоимения, только одна группа местоимений называется указательной. Вы можете ещё назвать какие-нибудь указательные местоимения? (Те, тот, такой, там, тут).

- Молодцы.

           Физкультминутка.

- Закройте глазки. Положите голову на парту.

Вспомните всё хорошее, что с вами было.

Отдохните, наберитесь сил.

  1. Самостоятельная работа.     Слайд № 12

- Прежде, чем вы будете выполнять следующее задание, вспомните, пожалуйста,  как пишутся местоимения с предлогами? ( Предлог с местоимением пишется отдельно.)

Чем  различаются одни и те же местоимения без предлогов и с предлогами? (после предлогов у местоимений 3 лица пишется буква н)

- Слушайте задание. Каждый из вас получит карточку. Внимательно прочитайте её и выполните задания в тетрадях. Эти задания приготовили для вас те же местоимения. Желаю вам удачи.

/Раздаю карточки трёх уровней сложности, учитывая индивидуальные особенности учеников/

1 уровень

 Спишите. Исправьте ошибки, поставьте местоимения в нужном падеже.

Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали литать надо (я) с реским криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки у (она) были окрашены в светлый цвет, а на (их) тёмные пятна и чёрточьки.

2 уровень

Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже.

Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), обрадовал (он), спросил про (он).

3 уровень

Выпишите местоимения:  упражнение 336 на стр. 93

  1. Как вы думаете, есть ли еще местоимения. Кроме тех, с которыми мы познакомились на уроках?  Слайд № 13

На доске:

Как названье дать словам:
Я, ты, мы, и вам, и нам
Кто, и что, какой, и сколько,
Наш, и ваш, и мой, и твой,
Их, его, ее, и свой?
Это, без сомнения,
Всё…. Местоимения!

VII.    Закрепление.

Внимание! Слушайте задание.

Перед вами листочки с проверочной работой: “Это я знаю и умею”, где вы расскажите  все, что вы знаете о местоимении.

 Проверочная работа “Это я знаю и умею”

1 вариант.

А) Закончи предложения:

  1. местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только______________________________
  2. к 1-му лицу относятся местоимения________________
  3. ко 2-му лицу относятся местоимения__________________
  4. к 3-му лицу относятся местоимения______________________
  5. по родам изменяются только местоимения ______ лица ________ числа

Б) Прочитай слова, подчеркни местоимения:

Они, один, мы, ты, но, як, у тебя, выли, окна, ток, со мной

2 вариант.

А) Закончи фразу:

Предлоги с местоимениями пишутся ___________________________.

Б) Соедини линиями в правильном порядке:

Ты, вы

1-е лицо

Он, она, оно, они

2-е лицо

Я, мы

3-е лицо

В) Раскрой скобки и впиши правильный вариант слитного или раздельного написания:

  1. Мы идём ( с я, ты, тобой)___________________в поход к лесному озеру.

Сколько вокруг интересного! Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк

 прямо (около мы, тебя, вы)________________________________ .

2. Самопроверка по листам. Выставление оценок.

VIII.     Д/З стр. 92 упр. 333   Слайд № 14

IX.       Подведение итогов урока.  Рефлексия

Подведем сейчас итог: может, зря прошел урок?

Чему выучились сегодня на уроке?

Какое задание вы считаете наиболее интересным?

Кому понравилось на уроке,  поаплодируйте.

Оценки за урок:

Всем спасибо за урок.

Вот уже звенит звонок!

Встаньте, подравняйтесь

С гостями попрощайтесь.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка, проводимого Стрельниковой С.В. учителем начальных классов, ТОГОУ «Жердевская общеобразовательная школа - интернат среднего (полного) общего образования».

Тема урока: «Имение Местоимения». Закрепление.

Цель: Формирование умений правильного употребления и написания местоимений 1-го, 2- го, 3- го лица с предлогами, формирование умения заменять имена существительные местоимениями, развивать их осознанное употребление.

Способствовать развитию зрительной памяти и творческих способностей учащихся.

Воспитание аккуратности, трудолюбия, стремления узнать больше, вызвать интерес к учебе и активной работе.

Учащиеся под руководством учителя рассуждали, решали возникшие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Дети открывали новые знания.

На каждом этапе урока четко и конкретно были сформулированы задачи, что нацеливало учащихся на каждый вид деятельности.

На данном уроке главной для меня была задача, связанная с мотивацией школьников на формирование ключевых компетенций:

а) информационных: умение находить информацию в разных источниках.

б) коммуникативных:  понимать то, что мнение отличное от собственного имеет право на существование; формировать собственное мнение.

в) учебно-воспитательных: умение организовывать рефлексию, самооценку в учебно - познавательной деятельности.

г) личностного самосовершенствования: формировать культуру мышления и поведения.

д) метапредметных умений: умения работать с таблицами.

Решение этой задачи просматривалось на всех этапах урока.

Урок отличает логическое единство и стройность. Содержание его построено на одной «сквозной» линии - закрепления знаний о местоимениях. Все этапы урока взаимосвязаны и вытекают один из другого.

Наблюдалось наращивание трудности и повышение степени самостоятельности учащихся в работе. При выполнении упражнений и заданий.

было организовано чередование видов деятельности. На уроке был осуществлен дифференцированный подход к учащимся, который выражался в степени помощи, оказанной ученикам и  разноуровневых заданиях.

На данном уроке наблюдался хороший темп работы. Это связанно с тем, что класс работоспособный. Высокий уровень познавательной активности учащихся обеспечивается за счет хорошей подготовки учеников, интересного материала, формы проведения урока.

Данный урок призван заинтересовать учащихся лучше изучать предмет и повысить к нему интерес.

Компьютерные технологии использовались для наглядности, концентрации внимания учащихся, поддержания интереса к изучаемому материалу на протяжении всего урока.

При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся:

- потребность в ярком и образном материале (мультимедийные наглядности, презентация)

-стремление самостоятельно оценивать свои знания, готовность к рефлексии.

-потребность в самостоятельной познавательной деятельности.

Условием успешного усвоения учебного материала стало  создание доброжелательной обстановки в классе на уроке, построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества и понимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие 4 класс "Обобщение знаний о местоимении"

Урок-путешествие в 4 классеТема урока: обобщение знаний о местоимении.Цели урока1.  Углубить знания учащихся о местоимении.2.   Совершенствовать  навыки  учащихся...

Урок -путешествие по сказкам А.С.Пушкина "Обобщение знаний об имени существительном" русский язык 4 класс

На уроке ребята в занимательной форме проверят свои знания по теме" Имя существительное"Цели урока:Обучающие: совершенствовать умения и навыки правильного письма; закрепить и обобщить знания детей об ...

Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.

Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...

Урок - путешествие Тема :« Именем святой Екатерины »

Урок - путешествиеТема :  « Именем святой Екатерины »....

Обобщающий урок-путешествие в страну «Местоимение». Русский язык, 4 класс.

1.     Обобщить и закрепить полученные знания учащихся по теме: «Местоимение как часть  речи».2.     Обучать правильному употреблению местоимений в речи;3....

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ.

ЦЕЛИ: обучающие – учить  читать слова с йотированными гласными, закреплять знания о написании заглавной буквы в именах, в интересной форме дать новые знания о словах – именах и значении некоторых...