Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Романова Инна Владимировна

Рабочая программа  по русскому языку составлена на основе федерального компонента  государственного образовательного стандарта (2008г.), учебного плана, примерной программы начального общего образования по русскому языку с учетом  авторской программы по русскому языку С.В. Иванова, УМК «Начальная школа XXI века», М.: Вентана- Граф, 2008г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КТП399 КБ
Microsoft Office document icon Рабочая программа138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п по четверти

№ урока по  теме

Тема,

тип урока,

форма проведения

Даты

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная деятельность

Средства  обучения

план

факт

иметь представление

знать

уметь/иметь опыт, применять на практике

вид

форма

демонстрации опыты

интернет-ресурсы

средства мультимедиа

I четверть

45

1

«Развитие речи»

Повторение.

Урок обобщения и систематизации знаний

 

Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника).  Повторение пройденного.

правила написания писем

создавать текст письма

Фронтальный опрос

 

2

«Как устроен наш язык»

Повторяем фонетику и словообразование. Урок обобщения и систематизации знаний. 

 

Фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов. Классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе.

Анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук; выделять части слова;

 

 

презент.

«Звуки и буквы»

3-4

«Правописание»

Вспоминаем изученные орфограммы.

Урок обобщения и систематизации знаний

 

Орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм

Произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова; разными способами проверять правописание слов, соблюдать изученные нормы орфографии

Фронтальный опрос

Презентация

«Орфограммы рус. яз»

5

Диагностическое обследование № 1.

Урок комплексного применения ЗУН.

 

Знаки препинания при однородных членах, имя существительное, склонение имен существительных, имя прилагательное

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

контрольный

 

6

«Развитие речи»

Повторение.

Комбинированный

 

Анализ ошибочных вариантов писем, исправление ошибок.

 признаки текста, особенности письма

создавать текст письма

С.р.

7

«Как устроен наш язык»

Повторяем признаки имени существительного.

Урок комплексного применения ЗУН

 

Род имени существительного. Повторение типов склонения имен существительных.

«путешествие в прошлое»: славянские имена, их значение

признаки имён существительных

различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 склонения

текущий

Презентация

«Склонение сущ»

8

«Правописание»

Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения.

Урок закрепления знаний, умений, навыков.

 

Доказательство правильного написания окончаний имен существительных l-гo склонения. Повторение  «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

безударные окончания имён существительных 1-го склонения

применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 1-го склонения

Текущий

9

«Правописание»

Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.

Урок закрепления знаний, умений, навыков

 

Доказательство правильного написания окончаний имен существительных 2-гo склонения.

окончания имён существительных 2-го склонения

применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 2-го склонения

10

«Правописание»

Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения.

Урок закрепления знаний, умений, навыков.

 

Выбор имён существительных 3-го склонения. Безударные окончания имён существительных.

окончания имён существительных 3-го склонения

применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 3-го склонения

 

11,12

«Развитие речи»

Пишем письма.

Комбинированный

 

Постскриптум и его роль в письме. Анализ письма с использованием постскриптума, корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь

Понятие постскриптум

что такое постскриптум

создавать текст письма.

Текущий

 

13,14

«Как устроен наш язык»

Морфологический разбор имени существительного.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Морфологический разбор имени существительного.  Анализ и исправление ошибок в морфологическом разборе. Признак oдyшевленности - неодушевленности имен существительных, классификация слов по данному признаку.

морфологические признаки имени существительного

характеризовать имя существительное как часть речи; различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Фронтальный опрос

П.р.

15

«Правописание»

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Комбинированный

 

Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний.

окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения

применять изученные правила правописания окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения

Тематический

Объяснительный диктант

Презентация «Безуд.ок. сущ»

16

Контрольная работа №1 по теме «Повторение орфограмм корня» (входная)

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

 

писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами

Тематический

Диктант с грамматическим заданием

17

«Развитие речи»

Рассуждение.

Анализ к/р и работа над ошибками.

Урок закрепления знаний.

 

Подбор заголовков. Нахождение признаков текста-рассуждения Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний

признаки текста рассуждения

выделять в тексте тему, основную мысль

Текущий

18

«Как устроен наш язык»

Проверяем признаки имени прилагательного.

 Комбинированный


 

Имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки).

род, число и падеж имен прилагательных

определять род, число и падеж имен прилагательных

Текущий

презентация «Имя прилаг»

19

«Правописание»

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

 Комбинированный


 

Безударные окончания имен прилагательных Род, число и падеж имен прилагательных

способ проверки орфограммы

применять изученные правила правописания окончаний имен прилагательных

Текущий

 С. Д.

20

«Правописание»

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. Списывание.

Комбинированный.

Списывание текста

без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов текста

Текущий

Списывание.

21

«Как устроен наш язык»

Морфологический разбор имени прилагательного.

Урок закрепления знаний

Морфологический разбор имени прилагательного.

качественные, относительные, притяжательные прилагательные

порядок морфологического разбора имени прилагательного

характеризовать имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки)

Текущий

22

Повторение. Проверочная работа (тест).

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Фонетика, словообразование, морфология; морфологический разбор имен существительных и прилагательных

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Текущий

Пр.р.

(3 варианта на выбор)

23

«Развитие речи»

Типы текста.

Урок закрепления знаний.

Подбор заголовка, составление плана, продолжение, узнавание типа текста. Исправление речевых ошибок в предложениях.

признаки текста

различать текст, тип текста, выделять основную мысль текста

текущий

24, 25

«Правописание»

Буквы о-ё после шипящих и ц.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Буквы о-ё после шипящих и ц. Классификация слов с буквами о - ё, графическое выделение изученной орфограммы.

правила правописания о-ё после шипящих и ц

применять правила правописания о-ё после шипящих и ц

Текущий

26

«Правописание»

Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих».

Урок закрепления знаний

Написание Ь после шипящих.

Распределение слов по группам (с Ь и без Ь).  

правило правописания мягкого знака после шипящих


Текущий

С.р.

Презентация «Ь в конце после шип»

27

«Как устроен наш язык»

Повторяем местоимение.

Урок обобщения и систематизации знаний

Личные местоимения, значение и употребление в речи. Группировка слов: местоимения-  существительные и местоимения-прилагательные.

«путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из латинского языка

различать местоимение как часть речи

Текущий

Презентация «Местоимение»

28

«Правописание»

Орфограммы приставок.

Урок закрепления знаний.

Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках, нахождение лишних слов в группах.

выделение группы слов с приставками пре- и при- 

писать гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках

Текущий

Презентация

«Пристав»

29

Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков. Подбор примеров слов с Ъ и Ь, соответствующих схемам.

разделительный Ъ в сложных словах с первой частью двух-, трёх-

правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков.

Промежуточный контроль

 С. Д.

Презентация

«Ь и Ъ»

30

«Развитие речи»

Изложение.

Урок комплексного применения ЗУН

Подбор заголовка данному тексту, письменный пересказ текста-повествования

анализировать, пересказывать текст,  передача текста по памяти

Текущий

31

«Как устроен на

Разбор по членам предложения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам.  

Синтаксический анализ предложения. Предложения с однородными членами.

прилагательное в роли сказуемого

алгоритм разбора простого предложения по членам

различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения

Текущий

32,33

Синтаксический разбор предложения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

алгоритм синтаксического анализа предложения

характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов

Текущий

Пр.р.

34,35

«Правописание»

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Урок закрепления знаний

Однородные члены предложения, интонация перечисления, знаки препинания в предложениях с однородными членами.

правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами

применять правила постановки запятой между однородными членами предложения

Текущий

презентация

«Знаки преп при однор член пред»

36

Контрольная работа №2 «Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Итоговый

К.р.

(3 варианта по выбору)

37

«Как устроен  наш язык»

Синтаксический анализ предложения.

Урок закрепления знаний.

Синтаксический анализ предложения

алгоритм синтаксического анализа предложения

характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре


Текущий

38

«Развитие речи»

Деление текста на абзацы.

Комбинированный.

Восстановление последовательности абзацев, подбор заголовков, составление плана текста.

признаки текста

выделять основную мысль текста, составлять план, подбирать заголовок

Текущий

39,40

«Как устроен

Глагол.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Обобщение известных сведений о глаголе (значение и употребление)

глагол может называть не только действия

морфологические признаки глагола

характеризовать глагол как часть речи

Текущий

 

Презентация

«Глагол»

41,42

«Правописание»

Правописание приставок в глаголах.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Правописание приставок Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. Отсутствие у глаголов форм с предлогами.

применять правила правописания приставок в глаголах

Текущий

43

Контрольная работа (диктант) №3 за I четверть.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания

Тематическ.

Диктант с грамматическим заданием

44

«Правописание»

Правописание не с глаголами.

Анализ к/р и работа над ошибками.

Комбинированный

Выведение правила правописания не с глаголами.

написание исключений

правило правописания не с глаголами

применять правило на письме

Текущий

45

«Развитие речи»

Изложение.

Урок комплексного применения ЗУН.

Составление плана, языковой разбор текста. Запись по памяти части текста

признаки текста

подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать

II четверть    35 ч

 1

«Как устроен наш язык»

Вид глагола.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид глагола как постоянный признак.

несовершенный и совершенный виды глаголов

понятие- вид глагола

упражнения: определение вида глаголов

Текущий

 2

Начальная форма глагола.

Комбинированный.

Формы глагола. Вопросы что делать? что сделать? Выделение основ глаголов с суффиксами –ть-,

-ти-.

начальная форма глагола

понятие начальная форма глагола

образовывать начальную форму, выделять основу глагола

Текущий

 3

Личные формы глагола.

Комбинированный.

Наблюдение за окончаниями глаголов. Соотнесение глаголов с личными местоимениями.

личные формы глагола

понятие личные формы глагола

различать глаголы в начальной форме и в личной форме

Текущий

 

 4

Лицо и число глаголов.

Комбинированный.

Классификация  глаголов по лицам и числам.

морфологические признаки глаголов

подбирать примеры в соответствии с основанием классификации

С. р.

5, 6, 7

«Правописание»

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Комбинированный. 

Урок закрепления знаний.

Классификация глаголов с ь. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих» (изученные случаи).

правописание глаголов 2 лица единственного числа

правила правописания мягкого знака после шипящих в глаголах

             Текущий

 8

Глагол. Проверочная работа.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Глагол как часть речи

основные морфологические  признаки глагола

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

Тематический

Пр.р.

 9

«Развитие речи»

Описание.

Урок комплексного применения знаний.

Выбор типа текста (описание или повествование), обоснование своего выбора. Самостоятельное составление текста

отличительные особенности текста-описания

создавать текст-описание

Текущий

 10,11

«Правописание»

Правописание

-ться и -тся в глаголах.

Комбинированный.

Классификация, перевод, транскрипции в буквенную запись (слова с [ца]).  Отработка алгоритма применения правила.

алгоритм правописания -ться и
-
тся в глаголах.

Текущий

 

 12

Контрольная работа № 4 «Ь после шипящих в глаголах, -тся и -ться в глаголах»

Урок контроля, коррекции и оценки  знаний учащихся

Ь после шипящих в глаголах, -тся и -ться в глаголах.

применять изученные правила в практической деятельности

Тематический

Диктант с грамматическим заданием

 13

«Правописание»

Правописание глаголов. Анализ к/р и работа над ошибками.

Комбинированный


Орфограммы глаголов.

Текущий

 14

«Развитие речи»

Изложение

Урок комплексного применения знаний.

 

Изложение текста, заголовок и план текста

письменно пересказывать текст (обучающее изложение)

Текущий

 15

«Развитие речи»

Связь абзацев в тексте.

Комбинированный.

Анализ текста: подбор заголовка, составление плана. Связь абзацев в тексте. Поиск выразительных средств, передающих осеннее настроение

составлять план, озаглавливать и письменно пересказывать текст

Текущий

 16

«Как устроен наш язык»

Спряжение глаголов.

Урок изучения  и первичного закрепления нового  материала

Наблюдения за окончаниями личных форм глагола.

что такое спряжение

определение спряжения глаголов

Текущий

 

 17,18

Спряжение глаголов.

Комбинированный.

Распределение глаголов по спряжениям. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы – исключения.

алгоритм определения спряжения глагола

определять спряжение у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями

Текущий

 

Презентация «Спряж. глаг»

 19

«Правописание»

Правописание глаголов.

Комбинированный.

Повторение правописания глаголов.

Правила правописания глаголов начальной формы, не с глаголами

составлять предложения с однородными членами предложения

Текущий

 20

«Развитие речи»

Приём противопоставления в тексте.

Комбинированный.

Самостоятельное создание собственного текста с использованием приёма противопоставления. Анализ речевых ошибок в предложениях.

создавать небольшой текст по заданной тематике

Текущий

21,

22,23

«Правописание»

Правописание

безударных окончаний глаголов.

Урок закрепления знаний.

Система личных окончаний l-го и 2-го спряжения. Упражнения на изменение формы глаголов, группировку по спряжениям.

правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения)

Текущий

 

24

Контрольная работа №5 « Правописание

безударных окончаний глаголов»

Урок контроля, коррекции и оценки  знаний учащихся.

Списывание текста.

без ошибок списывать несложный текст объёмом 70–90 слов

Тематический

Списывание

25

«Правописание»

Правописание

безударных окончаний глаголов.

Анализ к/р и работа над ошибками.

Комбинированный.

Безударные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов

Текущий

26

Диагностическое обследование №2.

Урок комплексного применения ЗУН.

Синтаксический разбор предложения, глагол, спряжение глаголов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Текущий

27

«Развитие речи»

Роль слов в тексте. Комбинированный.

Значение слова и его контекст. Выявление эмоционально окрашенных слов и словосочетаний.

признаки текста

создавать текст-описание; находить языковые средства, делающие текст выразительным

Текущий

28

«Правописание»

Правописание глаголов.

Урок закрепления знаний.

Повторение алгоритма определения спряжения глагола. Развитие орфографической зоркости: поиск допущенных ошибок.


алгоритм определения спряжения глагола

применять знания в практической деятельности

Текущий

29

Контрольная работа №6  за I полугодие.

Урок контроля, коррекции и оценки  знаний учащихся.

Правописание слов с изученными орфограммами.

писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами

Тематический

Диктант с грамматическим заданием

30

«Правописание»

Правописание глаголов. Анализ к/р и работа над ошибками.

Комбинированный.

Отработка написания безударных личных окончаний, правописание тся и ться.

алгоритм определения спряжения глагола

применять знания в практической деятельности

Текущий

31

Правописание глаголов.

Урок закрепления знаний.

Комплексный орфографический тренинг.

Письмо с комментированием


алгоритм определения спряжения глагола

применять знания в практической деятельности

Текущий

 32

«Как устроен наш

Настоящее время глагола.

Комбинированный.

Сравнение языкового материала. Глаголы в форме настоящего времени, определение признаков глаголов.

изменение глаголов по временам

определять время глагола

Текущий

С.р

Презентация «Время глагола»

33

«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов.

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Правописание суффиксов глаголов

правила правописания суффиксов глаголов

Текущий

34

«Как устроен наш язык»

Прошедшее время. Комбинированный.

Времена глаголов, прошедшее время. Нахождение глаголов в форме прошедшего времени.

изменение глаголов по временам

изменять глаголы по временам

Текущий

35

Прошедшее время.

Комбинированный.

Текущий

IIIчетверть

5 0ч

 1

«Развитие речи»

Изложение.

Урок комплексного применения знаний.

Соответствие заголовка, составление плана текста. Создание возможного окончания текста (элемент сочинения)

сведения, необходимые для написания изложения

письменно пересказывать текст (обучающее изложение)

Текущий

 2

«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Правописание суффиксов глагола. Группировка, подборка глагольных

правила правописания суффиксов глаголов

группировка, подборка глагольных форм

Т

 3

«Как устроен наш язык»

Будущее время.

Комбинированный.


Образование форм будущего времени.

различать глаголы будущего времени

Текущий

 4

«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тренировочные упражнения, орфографический комментарий текста. Письмо по памяти.

применять правила правописания

Текущий

 5

«Как устроен наш язык»

Изменение глаголов по временам.

Комбинированный.

Образование глагольных форм.

изменение глагола по временам

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Текущий

Пезентация «Измен. глаг по вр»

 6

Время глагола. Проверочная работа.

Урок контроля, коррекции и оценки знаний

Время глагола

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Текущий

Тест

 7

«Как устроен наш язык»

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Введение понятий «изъявительное, повелительное и условное наклонение».

понятия наклонение глагола, изъявительное наклонение

Текущий

  8

«Как устроен наш язык»

Условное наклонение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ознакомление со способом образования условного наклонения.

понятия наклонение глагола, условное наклонение

Текущий

 9

«Развитие речи»

Изложение с элементами сочинения. 

Урок комплексного применения ЗУН.

Пересказ текста от 1-го лица с элементами сочинения. Анализ и исправление речевых ошибок в предложениях

письменно пересказывать текст с элементами сочинения (обучающее изложение)

Текущий

 10, 11

«Правописание»

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Комбинированный.

Окончания глагола в прошедшем времени.

Отработка нового правила. Письмо по памяти.

грамотное правописание окончаний глаголов

Текущий

С. д.

12

«Развитие речи»

Работа с текстом.

Урок комплексного применения ЗУН

Составление плана для продолжения рассказа. Написание продолжения рассказа В. Драгунского. Сравнение детских работ и авторского текста.

составление плана для продолжения рассказа

Текущий

13, 14

«Как устроен наш язык»

Повелительное наклонение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма повелительного наклонения и способ ее образования (простая форма).

понятие повелительное наклонение глагола

различать наклонение глагола


Текущий

15

Словообразование глаголов.

Комбинированный.

Способы образования глаголов.

способы образования глаголов

различать способы образования глаголов

Текущий

16

«Развитие речи»

Работа с текстом.

Комбинированный.

Написание истории на конкурс «Сказка про Деда Мороза».

признаки текста

создавать небольшой текст на заданную тему

Текущий

17 ,18

«Как устроен наш язык»

Глагол в предложении.

Комбинированный.

Глагол в предложении и в словосочетании. Связь управления в словосочетании.

находить связи глагола в предложении

Текущий

19, 20

«Правописание»

Правописание глаголов.

Комбинированный.

Написание глаголов.

алгоритм применения изученных правил

применять правила правописания глаголов

Тематический

Тест

 21

«Развитие речи»

Работа с текстом.

Комбинированный.

Ознакомление с понятиями «монолог», «диалог».

текст-диалог

практически овладеть диалогической речью

Текущий

22

Контрольная работа №7 «Правописание глаголов»»

Урок контроля, коррекции и оценки  знаний учащихся.

Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов,

безударные личные окончания глаголов.

писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами.

Текущий

Диктант с грамматическим заданием

23

«Правописание»

Правописание глаголов.  Анализ к/р и работа  над ошибками.

Комбинированный.

Окончание гла-голов в про-шедшем времени, суффиксы глаголов,

безударные личные окончания глаголов.

применять знания в практической деятельности

24

«Как устроен наш язык»

Морфологический разбор глагола.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ознакомление с порядком выполнения морфологического разбора глагола.

 порядок морфологического разбора глагола

характеризовать глагол как часть речи (значение и морфологические признаки)

Текущий

25

«Развитие речи»

Изложение

с элементами сочинения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Обучение пересказу от 3-го лица. Написание краткого изложения.

признаки текста

создавать тексты заданного типа и вида

Текущий

26,27

«Как устроен наш язык»

Наречие.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Наречие как часть речи: вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция.

особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия

различать наречие как часть речи

Текущий

Презентация

«Наречие»

28,29

«Правописание»

Правописание гласных на конце наречие.

Комбинированный.

Правописание наречий.

знать правила

применять правила правописания гласных на конце наречий

Текущий

 30

«Как устроен наш язык»

Наречие.

Комбинированный.

Примыкание как с особый вид связи слов в словосочетании.

что такое примыкание

отличать словосочетания с типом связи примыкание от других типов словосочетаний

Текущий

Объяснительный диктант

 31

«Как устроен наш язык»

Как образуются наречия.

Комбинированный.

Наречие, образование наречий.

способы образования наречий

различать способы образования наречий

Текущий

32

«Развитие речи»

Учимся писать сочинения.

Комбинированный.

Текст, заголовок, план, поиск образных слов и выражений.

признаки текста

создавать текст (сочинение) на заданную тему

Текущий

33

«Как устроен наш язык»

Морфологический разбор наречий.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Морфологический разбор наречий.

особенности морфологического разбора наречий

характеризовать наречие как часть речи

Текущий

34

«Правописание»

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Комбинированный.

Правописание наречий на шипящие.

правила правописания

применять правила правописания наречий на шипящую

Текущий

35

«Правописание»

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Комбинированный.

Комплексное повторение правил, связанных с правописанием мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих.

правила правописания

Применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих

Текущий

36

Контрольная работа № 8 «Правописание наречий»

Урок контроля, коррекции и оценки  знаний учащихся

Правописание наречий.

правила правописания

писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными нормами

Тематический

Диктант с грамматическим заданием

37

«Правописание»

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Анализ к/р и работа над ошибками.

Урок комплексного применения ЗУН.

Правописание имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий

правила правописания

применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих

Текущий

38

«Развитие речи»

Учимся писать сочинения.

Комбинированный.

Сочинение по началу текста.

признаки текста

создавать продолжение и окончание текста

Текущий

39, 40

«Как устроен наш язык»

Имя числительное.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Имя числительное как часть речи.

о порядковых и количественных числительных

простое, сложное и составное числительное

находить числительные в тексте, задавать вопросы к числительным и различать порядковые и количественные имена числительные

Текущий

Словарный диктант.

Презентация «Имя числительное.»

41

«Развитие речи»

Работа с текстом.

Комбинированный.

Образные слова и выражения в тексте, цель их использования.

использовать средства языка в речи в соответствии с условиями общения

Текущий

42

«Как устроен наш язык»

Изменение имён числительных.

Изменение имён числительных.

правила употребления названий месяцев в сочетании с числительным в косвенных падежах

склонение имён числительных  

склонять имена числительные  

Текущий

43

«Правописание»

Слитное и раздельное написание числительных.

Уроки изучения и первичного закрепления новых знаний.

Правописание простых, сложных и составных числительных.

применять правила слитного и раздельного написания

числительных

44, 45

«Правописание»

Правописание мягкого знака в именах числительных.

Комбинированный.

Правописание мягкого знака в именах числительных в середине и в конце.

простое, сложное и составное числительное

применять правила правописания числительных

Текущий

46

Контрольная работа. № 9 за 3 четверть  

Урок контроля, коррекции и оценки  знаний учащихся

Правописание слов с изученными орфограммами.

писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами

Итоговый

Диктант с грамматическим заданием

47

«Правописание»

Правописание числительных. Анализ к/р и работа над ошибками.

Комбинированный

Правописание числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

правила правописание имён числительных

применять правила правописания падежных окончаний количественных и порядковых числительных

Текущий

48

Правописание числительных.

Комбинированный.

Текущий

49

«Развитие речи»

Учимся писать сочинения.

Комбинированный

Написание рассказа- описания, в основе которого лежит народная примета.

 

Применять знания о правописании безударных окончаний имён существительных

Текущий

50

«Правописание»

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Правописание ь знака в словах.

правила

правописания

 

писать мягкий знак в словах разных частей речи

Текущий

 

IVчетверть

40 ч

1,2

«Как устроен наш язык»

Имя числительное в предложении.

Урок закрепления новых знаний

Имя числительное как часть речи.

характеризовать роль числительного в предложении

Текущий

3

Проверочная работа. «Глагол, наречие, имя числительное».

Урок контроля, коррекции и оценки  знаний учащихся.

Части речи. Проверка  знаний




учащихся по данному разделу программы.

глагол, наречие, имя числительное

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

текущий

П Р

4,5

«Как устроен наш язык»

Связь слов в предложении. Словосочетание.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Новые понятия: словосочетание, подчинительная связь слов.

словосочетание

отличие словосочетания и

несловосочетания

различать словосочетания; находить главное и зависимое слово в словосочетании

Текущий

Презентация «Словосочетание»

6

Слово. Словосочетание. Предложение.

Комбинированный.

Сравнение слова и словосочетания, словосочетания и предложения.

признаки слова, словосочетания и предложения

находить и выписывать словосочетания из предложения, составлять предложение из данных словосочетаний

Текущий

Словарный диктант.

7

«Развитие речи»

Учимся писать сочинение-рассуждение.

Комбинированный.

Написание мини-сочинения (рассуждения) с опорой на вопросы к тексту.

мини-сочинение

 признаки текста

создавать текст-рассуждение на заданную тему

Текущий

8

«Правописание»

 Правописание слов в словосочетаниях.

Комбинированный.

Повторение правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний.

правописание слов в словосочетаниях

применение  правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний  

Текущий

 9

«Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. Согласование.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи.  

словосочетание, согласование

алгоритм распознавания словосочетаний с типом связи согласование

находить словосочетания с типом связи согласования

Текущий

10

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях.

Комбинированный.

Правило согласования слов, входящих в состав словосочетаний (прил. + нескл. сущ., сущ. + порядк. числит.)

 правописание словосочетаний

применять правила правописания словосочетаний

Текущий

11

«Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. Управление. Комбинированный.

Введение понятия управления как особого вида подчинительной связи.

словосочетание, управление

алгоритм распознавания словосочетаний с типом связи управление

находить словосочетания с типом связи управление

Текущий

12

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях.

Комбинированный.

Правописание личных окончаний глаголов, Ь у глаголов 2 лица.

правила правописания слов в словосочетаниях

применять правила правописания слов в словосочетаниях

Текущий

.

13

«Развитие речи»

Учимся писать сочинение.

Комбинированный



Варианты начала текстов различных типов.

признаки текста

создавать текст на заданную тему

Текущий

14

«Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Введение понятия примыкания как особого вида подчинительной связи.

словосочетание, примыкание

алгоритм распознавания словосочетаний с типом связи примыкание

находить словосочетания с типом связи – примыкание

Текущий

15, 16

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях.

Комбинированный


Правописание глаголов, числительных, наречий.

правила правописания слов в словосочетаниях

применять правила написания изученных орфограмм

Текущий

17

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях.

Списывание.

Урок контроля, коррекции и  оценки  знаний учащихся.

Списывание текста

без ошибок списывать несложный текст объёмом 70–90 слов

Текущий

18

«Как устроен наш язык»

Словосочетание в предложении.

Комбинированный.






Понятие о словосочетании как строительном материале распространенного предложения.

роль словосочетаний в предложении

находить словосочетания в предложении

Текущий

19

Проверочная работа. Словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании.

Урок контроля, коррекции и оценки  знаний учащихся.

Словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

Текущий

Пр.р.

20

«Развитие речи»

Учимся писать сочинение-рассуждение.

Комбинированный.

Написание мини-сочинения (рассуждения) с опорой на вопросы к тексту.

мини-сочинение

 признаки текста

создавать текст-рассуждение на заданную тему

Текущий

21

Контрольная работа №10 «Правописание слов в словосочетаниях».

Урок контроля, коррекции и оценки  знаний учащихся.

Правописание слов в словосочетании

писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами


Тематический

Диктант с грамматическим заданием.

22

«Как устроен наш язык»

Сложное предложение. Анализ к/р и работа над ошибками.

Комбинированный.

Введение понятий «сложное, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение». Схемы сложных предложений.

понятия сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное

алгоритм различения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

находить сложное предложение в тексте, его виды

Текущий

23

Как связаны части сложносочиненного предложения.

Комбинированный.

Союзы и, а, или в сложном предложении и в предложении с однородными членами.  Знакомство с сочинительными союзами заmо, однако, да.

сложное предложение, сложносочиненное предложение

различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами

Текущий

24

«Правописание»

Знаки препинания в сложном предложении.

Комбинированный.

Правила расстановки знаков препинания в сложном предложении.

сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении

алгоритм постановки запятой между частями сложносочиненного предложения

различение простых и сложных предложений, постановка запятой в сложносочиненном предложении

Текущий

 

25

Диагностическое обследование

№ 3.

Урок комплексного применения ЗУН.




использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Текущий

С.р.

26

«Как устроен наш язык»

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Комбинированный.

Знаки препинания в сложном предложении.

алгоритм постановки запятой между частями сложносочиненного предложения

применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении

Текущий

27

Контрольная работа № 11( итоговая). 

Урок контроля, коррекции и оценки  знаний учащихся.

Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 классах.

правописание слов, расстановка знаков препинания в предложениях

писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами

Итоговый

Диктант с грамматическим заданием.

28

«Как устроен наш язык»

Как связаны части сложноподчинённого предложения.

Анализ к/р и работа над ошибками.

Комбинированный.









Особенности сложноподчиненного предложения. Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчиненного предложения.

сложное предложение, сложноподчиненное предложение

различать связь частей  сложноподчиненного предложения

Текущий

29

«Развитие речи»

Учимся писать сочинение.

Комбинированный

Определение типа текста, составление плана.

признаки текста

создавать текст на заданную тему

Тематический

30

«Как устроен наш язык»

Сложносочинённое, сложноподчинённое предложения.

Комбинированный.

Место придаточной части в сложноподчиненном предложении

сложное предложение, сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

Текущий

31 ,32

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Комбинированный.

Постановка запятой в сложно подчинённом предложении.

сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении

применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения

Текущий

Словарный диктант.

33

«Развитие речи»

Учимся писать сочинение.

Комбинированный.

Написание начала и продолжения текста.

 признаки текста

создавать начало и конец к заданному тексту (истории)

Текущий

34

«Как устроен наш язык»

Сложное предложение.

Комбинированный

Работа над сопоставлением сложных предложений и их схем. Анализ сложных предложений, осложненных однородными членами.

сложное предложение, сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения

Текущий

35

Проверочная работа «Сложное предложение». Урок контроля, коррекции и оценки  знаний учащихся.

Правописание слов, расстановка знаков препинания в предложениях



сложное предложение

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

Тематический

Пр.р.

36, 37

«Как устроен наш язык»

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Урок закрепления знаний, умений, навыков.

Постановка запятой в сложном предложении.

сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении

применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения

Текущий

Презентация

38

Контрольная работа № 12. Изложение.

Урок контроля, коррекции и оценки  знаний учащихся.

Изложение текста, заголовок, план текста.

признаки текста

подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать

Тематический

 39

«Развитие речи»

Развитие речи.

Уроки обобщения и систематизации знаний учащихся

воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста

Текущий

4 0

«Правописание»

Повторение.

Уроки обобщения и систематизации знаний учащихся

 

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности




 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по русскому языку составлена на основе федерального компонента  государственного образовательного стандарта (2008г.), учебного плана, примерной программы начального общего образования по русскому языку с учетом  авторской программы по русскому языку С.В. Иванова, УМК «Начальная школа XXI века», М.: Вентана- Граф, 2008г.         

Реализация рабочей программы позволит:

  1. научиться осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
  2. применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
  3. получить первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомиться с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научиться находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

          Рабочая программа ориентирована на использование учебника и учебных пособий:

- С.В. Иванов. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.- М.: Вентана- Граф, 2008.- 160с.: ил.  

- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: Рабочая тетрадь в 2ч. для учащихся 4 класс общеобразовательных учреждений - М.: Вентана- Граф, 2012.- 64с.

Место учебного предмета в учебном плане

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

                Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам

Общая характеристика учебного предмета

                Предмет «Русский язык», на ступени начального общего образования, направлен на решение задач лингвистического образования и речевого развития школьников, является основой развития у обучающихся познавательных универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом формирования навыков грамотного, безошибочного письма, умений, которые дадут им возможность успешно изучать  русский язык в старших классах.

            Целями обучения  русскому языку  являются:

  1. ознакомление учащихся с основными  положениями науки о языке;
  2. формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
  3. развитие устной и письменной речи  учащихся;
  4. развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, формируется научное представление о системе и структуре родного языка, развивается логическое и абстрактное мышление, представляется родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека.  Формируя навыки   безошибочного   письма,   и   развивая   письменную и устную речь учащихся, должно привести  к тому, что ученик станет  культурным человеком. Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:        

- грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);

- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.  Поэтому  программой предусмотрена работа учащихся с текстом,  его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования   и  корректировки   различных текстов.

        В программе курса «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». На уроке определенного блока реализуется  одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки  грамотного, безошибочного, осознанного  письма; уроки блока  «Развитие речи» призваны совершенствовать  коммуникативные умения  учащихся. В 4 классе дети знакомятся с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные и сжатые, полные, выборочные, изложения с элементами сочинения, сочинения – повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.                                                                                

Такое структурирование курса позволяет:

  1. успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
  2. решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;
  3. сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
  4. избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ

Расширение языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству осуществляется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание  определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Решаются следующие задачи организации учебной деятельности: нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня; осознанный подход учащихся к правилам русской орфографии и пунктуации; формирование навыка грамотного письма при организации системы упражнений (регулярном тренинге); опора разнообразных видов деятельности при обучении грамотному письму не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;  обучение правильному выбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.  

         Многие лингвистические понятия и законы, представленные  в программе, не выносятся в требования  к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить  их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению.

    В курсе русского языка осуществляются межпредметные связи. В школе учащиеся изучают в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций; средств, связи предложений и частей текста. Предусмотрено также использование в тексте различных типов речи (повествование, описание и рассуждение). На уроках окружающего мира учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь, с вопросами народонаселения и языковыми группами,   мышления и речи; при занятиях музыкой — со звуком, интонацией. Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель   способствует эстетическому воспитанию учащихся, учит их ценить правдивое изображение жизни, выявлять основной замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку. Координируется работа по учебнику и рабочим тетрадям «Пишем грамотно» и «Учусь писать без ошибок».

При выборе методов  изучения программного материала приоритет отдаётся дедуктивным методам, используются следующие технологии: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие. Организационные формы, применяемые на уроках, различны: индивидуальное, коллективное и групповое выполнение заданий.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю). Новизна рабочей программы заключается в распределении часов на изучение тем с учетом уровня подготовки класса. Увеличено количество часов в разделе «Как устроен наш язык» (на 6 часов).

         Промежуточная аттестация по русскому языку осуществляется согласно Устава МБОУ «Гимназия № 1». Тематический и итоговый контроль проводится в форме контрольной работы (диктант с грамматическим заданием), словарных, объяснительных диктантов, самостоятельных, проверочных работ. Программой предусмотрено проведение 12 контрольных работ (из них диктантов  грамматическим заданием - 10, контрольных списываний – 1, контрольных изложений – 1).

        Содержание программы

(170 часов)

Как устроен наш язык (60 ч)

Фонетика (1ч). Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. 

Состав слова (1ч). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология (6 ч). Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.

Глагол (22 ч). Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов и других частей речи

Наречие как часть речи (5 ч).

Имя числительное: общее значение (3 ч).

Синтаксис (4 ч). Синтаксический анализ простого предложения

Словосочетание (7 ч).

Сложное предложение (5 ч).

Правописание (формирование навыков грамотного письма) (59 ч)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

Развитие речи (30 ч) Совершенствование речевых умений.

Знакомством основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Резервные уроки (21 ч)

Резервные часы отведены на проведение 12 контрольных работ; 6 проверочных работ; 3 диагностических обследования.

Требования к уровню  достижений обучающихся

Блок «Как устроен наш язык»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

  1. изученные части речи;
  2. значимые части слова;

различать, сравнивать:

  1. буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
  2. имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
  3. предлог и приставку;
  4. корень, приставку, суффикс, окончание;
  5. главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

•        простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

•        виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

  1. выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
  2. пользоваться словарями;
  3. использовать алфавит при работе со словарем.

Блок «Правописание»

Учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

  1. писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
  2. прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  3. звонкие и глухие согласные в корнях;
  4. непроизносимые согласные;
  5. сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, сочетания чк, чн;
  6. удвоенные согласные;
  7. безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
  8. разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
  9. не с глаголами;
  10. безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
  11. правописание безударных личных окончаний глаголов;
  12. словарные слова, определенные программой;
  13. знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Блок «Развитие речи»

Учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

  1. отвечать на вопросы к тексту;
  2. делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Учащиеся имеют возможность научиться  различать, сравнивать:

Блок «Как устроен наш язык»

  1. слово и предложение;
  2. многозначные слова, синонимы, антонимы;
  3. наречие, имя числительное;
  4. простое и сложное предложения;

Блок «Развитие речи»

•        текст и не текст;

Учащиеся имеют возможность  научиться решать практические и учебные задачи:

Блок «Развитие речи»

•        проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

•        находить лексическое значение слова в толковом словаре;

  1. характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и   морфологические признаки);
  2. разбирать простое предложение по членам;

Блок «Правописание»

  1. суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
  2. наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
  3. запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);

Блок «Развитие речи»

  1. выделять основную мысль текста;
  2. подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
  3. исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
  4. составлять план текста (при помощи учителя);
  5. находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.
  6. писать изложения различных видов (обучающего характера).

Общеучебные умения и навыки:

Организационные умения:

  1. самостоятельно формулировать  цели урока после предварительного обсуждения;
  2. учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  3. составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  4. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  5. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Интеллектуальные умения:

  1. самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,
  2. отбирать необходимые для  учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
  3. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
  4. систематизировать учебный материал,
  5. сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний,
  6. представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  7. Владеть навыками рефлексивного анализа,
  8. Уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались,
  9. Уметь переводить устную речь в письменную.

Коммуникативные умения:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,
  2. слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать  вслух и про себя тексты учебников, при этом:

- отделять новое от известного;

- выделять главное;

- составлять план.

  1. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться,
  2. Темп письма 70-80 знаков в минуту.

Информационные:

  1. Отбирать необходимые знания из большого объёма информации,
  2. Пользоваться энциклопедическим справочным материалом,
  3. Самостоятельно работать с учебником,
  4. Целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях,
  5. Систематизировать и классифицировать информацию,
  6. Использовать различные виды моделирования.

Учебно – тематический план

Тема

Кол-во час

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Как устроен наш язык

60

13

10

18

19

2

Правописание

59

18

15

18

8

3

Развитие речи

30

9

5

10

6

4

Резервные часы:

21

5

5

4

7

Контрольные работы

Диагностические обследования

Проверочные работы

12

3

6

                3

1

1

3

1

1

3

-

1

3

1

3

Итог

170 час.

45

35

50

40

        Учебная литература для обучающихся

- С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык: учебник для 4 класса в 2-х частях.   М.: Вентана-Граф, 2010.

- М. И. Кузнецова. Пишем грамотно: рабочие тетради, в 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2012.

 - М. И. Кузнецова. Учусь писать без ошибок: коррекционно-развивающие тетради. – М.: Вентана-Граф, 2012.

                                   Учебно-методическая литература для учителя

- Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам.- М.: Вентана- Граф, 2009.-384с.-( Начальная школа ХХI  века).

- Романова В.Ю., Петленко Л.В., Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В.Иванова. – М.: Вентана – Граф, 2009 г

- Шукейло В.А., Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы.- 2-е изд., испр. и  доп.- М.: Вентана - Граф, 2008.

Приложение

                                            Контроль уровня обученности

Представлены следующие виды контрольных и проверочных работ по русскому языку:

1) к урокам блока «Как устроен наш язык»

  1. текущие и итоговые контрольные работы;
  2. тесты с заданиями по теории языка;

2) к урокам блока «Правописание»

  1. текущие и итоговые диктанты;
  2. списывания;
  3. тесты с орфографическими заданиями;
  4. словарные диктанты;

3) к урокам блока «Развитие речи»

  1. текущие и итоговые изложения.

Текущие и итоговые контрольные  работы к блоку «Как устроен наш язык» представлены в трех вариантах, которые соответствуют трем уровням сложности:

1 вариант предусмотрен для учеников, испытывающих трудности в обучении русскому языку.

2 вариант - для учеников  со средней успеваемостью.

3 вариант (самый сложный) – для хорошо успевающих учеников. Здесь встречаются задания, в которых нужно не только показать высокий уровень усвоения материала, но и проявить способность применять знания в нестандартной ситуации.

      С целью отработки практических навыков учащихся запланировано проведение тестовых заданий. Все тесты составлены в двух вариантах, одинаковых по сложности. Проблема дифференциации при построении теста решается следующим образом: около 20% заданий составлены таким образом, что их без особых затруднений выполнит любой, даже самый «слабый» ученик; примерно 10% будут по силам только хорошо успевающим ученикам; основная масса заданий (приблизительно 70%) – средней сложности и доступна большинству учеников класса.

Контрольно-оценочная деятельность


п/п

Тема контроля

Контрольная работа

Развитие речи

1

 Тема  «Повторение орфограмм корня»  

Входная контрольная работа     №1 (диктант с грамматическим заданием)

I четверть.

Урок № 30 Изложение.


Урок № 45 Изложение.



2

Тема: «Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения».

Контрольная работа  № 2 (диктант с грамматическим заданием)

3

Тема: Контрольная работа за I четверть.

Контрольная работа № 3 (диктант с грамматическим заданием)

4

Тема:  «ь после шипящих в глаголах, -тся и -ться  в глаголах»

Контрольная работа № 4 (диктант с грамматическим заданием)

II четверть.

Урок №14 Изложение.



   

5

Тема: «Правописание безударных окончаний глаголов».                      

Контрольная работа №5

(списывание)

6

Тема: Контрольная работа за I полугодие.

Контрольная работа № 6 за I полугодие (диктант с грамматическим заданием)

7

Тема: «Правописание глаголов».

Контрольная работа № 7 (диктант с грамматическим заданием)

III четверть.

Урок №1 Изложение.           Урок №9 Изложение с элементами сочинения. Урок №25  Изложение с элементами сочинения. Урок №32  Учимся писать сочинения.                    Урок №38 Учимся писать сочинения.                     Урок №49 Учимся писать сочинения

8

Тема:   «Правописание наречий».

Контрольная работа № 8 (диктант с грамматическим заданием)

 9

Тема: Контрольная работа за 3 четверть.

Контрольная работа  №9 за 3 четверть  (диктант с грамматическим заданием)

10

Тема: «Правописание слов в словосочетаниях».

Контрольная работа№10 (диктант с грамматическим заданием)

IV четверть.

Урок №7 Учимся писать сочинение- рассуждение.  Урок №13 Учимся писать сочинение.                     Урок № 20 Учимся писать сочинение- рассуждение.  Урок № 29 Учимся писать сочинение.                              Урок №33 Учимся писать сочинение                          

Урок № 38 Контрольная работа №12                                     Изложение.

11

Тема: Контрольная работа (итоговая).

Контрольная работа № 11 (диктант с грамматическим заданием)

12

Тема:   Изложение.

Контрольная работа № 12.

№ урока

Название темы

Форма проведения и дата проведения

I четверть

14

Морфологический разбор имени существительного.

Проверочная работа

15

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Объяснительный диктант

19

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

Словарный диктант

22

Повторение. Проверочная работа (тест).

Проверочная работа

26

Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих»

Самостоятельная  работа

29

Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки.

Словарный диктант

33

Синтаксический разбор предложения.

Проверочная работа

II четверть

4

Лицо и число глаголов.

Самостоятельная

работа

8

Глагол. Проверочная работа.

Проверочная работа

32

Настоящее время глагола.

Самостоятельная работа

III четверть

6

Время глагола. Проверочная работа.

Проверочная работа

11

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Словарный диктант

30

Наречие.

Объяснительный диктант

40

Имя числительное.

Словарный диктант

IV четверть

3

Проверочная работа. «Глагол, наречие, имя числительное».

Проверочная работа

6

Слово. Словосочетание. Предложение.

Словарный диктант

19

Проверочная работа. Словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании.

Проверочная работа

25

Диагностическое обследование № 3.

Самостоятельная

работа

32

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Словарный диктант

35

Проверочная работа «Сложное предложение».

Проверочная работа

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа ХХI века")

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколения; авторских программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» УМК  «Начальная школа XXIвека» , руководитель проекта Виноградова Н.Ф; уч...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс " Начальная школа 21 века"

рабочая программа по русскому языку 3 класс Автор: Иванов С. В. по программе " Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по русскому языку (2 класс) "Начальная школа 21 века"

тематическое планирование по русскому языку во 2 классе "начальная школа 21 века" с требованиями ФГОС....

рабочая программа по русскому языку 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программ курса разработана в соответствии с программой "Русский язык" - концепция "Начальная школа XXI века", руководитель проекта Н.Ф.Виноградова, авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, примерной...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс. Начальная школа XXI века

В состав данной програмы входят: комплект учебников, пояснительная запискаи рабочая программа....

рабочая программа по русскому языку 4 класс "Начальная школа ХХI века"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Библиографический список программы       Рабочая программа по русскому языку  создана на основе федерального компонента Государственного ...