урок - турнир Фразеологизмы 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
На уроке ученики вспоминают известные им "крылатые" слова ,объясняют их значение ,знакомятся с новыми оборотами и их историей ,наблюдают за некоторыми особенностями ,сближаюшими слово и фразеологический оборот
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_frazeologizmy.docx | 56.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-турнир «Крылатые слова» (фразеологизмы)
Цели урока: - учить детей употреблять в речи фразеологизмы – краткие и меткие образные выражения , которые украшают наш язык;
- понимать под фразеологией всю совокупность таких устойчивых сочетаний
слов, которые в яркой образной форме выражают понятия, суждения,
отражают явления действительности;
- развивать память и внимание;
-воспитывать культуру речи.
Ход занятия.
На занятии по этой теме мы с вами вспомним известные нам «крылатые» слова ,объясним их значение, познакомимся с новыми оборотами и их историей. Хотя тема нашего занятия называется « Крылатые слова» , речь пойдет не об отдельных словах, а о целых выражениях, которые состоят из нескольких слов. Многие фразеологизмы употребляются лишь в устной речи, в художественной литературе , придают ей эмоциональную окраску, точность, яркость, показывают неразрывную связь языка с историей народа.
-Что это за выражения? Почему их называют «крылатыми»? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам выполнить несколько заданий.
Задание 1
Озаглавьте рассказ. Слайд 1.
Ученица читает вслух текст . ( на каждой парте лежит листок с текстом) - Какими словами текста озаглавим рассказ? (Попались на удочку.) - Что означает это выражение ? (их обманули) - Кто попался на удочку? Подходит ли эта иллюстрация к заглавию текста? (Это выражение употребляется в переносном значении и рисунок не подходит.)
- Какие выражения ,употребленные в переносном значении вам встретились в тексте? Объясним их.
Задание 2 . (разминка) Словарь: гори ина порт марка виктор лог фразео рет диа зонт яр логизм фант косилка сено азия Словарь:горизонт, викторина, диалог, фантазия, сенокосилка, портрет, ярмарка, фразеологизм. - Назвать лишнее слово . (сенокосилка) - Почему? Объясните. (сложное слово)
- Почему это произошло? - Как надо понимать это выражение? Записываем : Прикусить язык, …
За домом ,едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава
Другой - засучив рукава! - Объясните выражение. Записываем : работать спустя рукава ,засучить рукава, … Есть в русском языке устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом: «во весь дух» - быстро; «в час по чайной ложке» - медленно; «рукой подать» - близко; «за тридевять земель» - далеко. Запишите их. - Какие слова вы дописали ? антонимы - Какой частью речи являются? (наречия) Превратите их в слова, которые обозначали бы признак предмета.(быстрый, медленный, близкий, далекий)
Морфологическая шарада (отгадайте слово) Корень тот же , что и в слове ПЛЕТЕНИЕ Суффикс тот же , что и в слове ИЗВОЗЧИК (переплетчик) Приставка та же, что и в сове ПЕРЕХОД
Работа по теме урока. В русском языке встречается немало таких выражений, которых называют «крылатыми». Крылатые слова и выражения буквально понимать нельзя, иначе может произойти недоразумение, например:
Тема : «Крылатые слова» Замолчи , Петрусь, Говорят! Прикуси ,язык, Говорят! Он язык прикусил И сильней заголосил. – Что случилось с Петрусем? ащ и шапку, И веревку , и тряпку. Но никогда и нигде не вешайте носа в беде! (Ю. Коринец) Записываем: … повесить нос .
3. Творческая работа - Найдите к каждому устойчивому сочетанию противоположное. (в столбик) Держать ухо востро ; держать язык за зубами ;сидеть сложа руки, кричать во всю Ивановскую; ворон считать; не покладая рук. – Объясните смысл каждого фразеологизма. –Как назвать их одним словом ? (антонимы)
4.Найти нужных животных. Слайд (картинки животных) Голоден, как… . Хитер, как … . Неповоротлив ,как… . Труслив, как… . Надут, как … . Нем, как … . - Почему появились такие выражения ? (запись в тетрадь)
Физкультминутка (под музыку изобразите этих животных)
5.Угадай-ка! Найти устойчивые обороты в стихотворениях: ( чей ряд быстрей найдет подходящую картинку )
Как это принято у змей, Кусают за ногу гадюки, А потому при встрече с ней Берите ноги в руки. – Почему такой странный совет дает вам писатель ?
Говорят, у цапли длинный нос. Не так ли? Нужен цапле длинный нос? Ясно нужен! В чем вопрос! И у Лены длинный нос! А зачем? Вот вопрос! С. Баруздин - Зачем цапле длинный нос? -А Лене? -Кто из них не может обойтись без длинного носа?
Задание 6.
Народ очень приметлив , внимателен. Какая-то особенность человека напоминает важную черту животного. (курица, гусь, белка, волк.) - Назовите устойчивые обороты, в которых встречаются животные.
(Писать как курица лапой, мокрая курица, как белка в колесе, волка ноги кормят, голоден как волк, выть волком, как с гуся вода…..)
Задание 7 - Отгадайте, из каких произведений эти крылатые слова, кто автор. (устно)
« Остаться у разбитого корыта…» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
« Что такое хорошо и что такое плохо….» В. Маяковский
«На деревню дедушке…» Н. Н. Некрасов «Зима..» «Да только воз и ныне там… И. Крылов « Лебедь, рак….»
-Какие еще крылатые выражения из басен И. Крылова вы знаете? Выписать в тетрадь 1 любое выражение из перечисленных.
Работа с баснями И .Крылова (письменно) 1. «А вы ,друзья, как ни садитесь, 2. «Ай, Моська- знать она сильна,
Все в музыканты не годитесь…» Что лает на слона…»
3. «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку…»
Задание 8 (экран)
«Дать - взять» (по вариантам) Выписать в устойчивые обороты слова : 1 вариант - дать ; 2 вариант - взять ………слово ; ……..себя в руки; ………..верх; …….по шапке; …..высоту ;…..задний ход .
Задание 9 «Кто больше?» Записать устойчивые обороты ( Органы чувств + рука )
ЯЗЫК- прикусить язык ; держи язык за зубами ;(молчать)
НОС- заруби себе на носу (запомни); клевать носом (спать); совать нос не в свои дела….
УХО- держать ухо востро; ушки на макушки; медведь на ухо наступил( нет слуха), покраснеть до ушей( стыдно).
ГЛАЗ- с глазу на глаз.(наедине)
РУКА- взять себя в руки.(успокоиться)
Письмо по памяти
Разные носы. Нос не в свои дела суют. Носами перед сном клюют. Зато один веселый нос Папаша Карло нам принес. (Я. Аким) - Что за нос принес папа Карло ? - О ком говорят: « Сует нос не в свои дела?» клюет носом? - Как понимаете выражение: «Заруби себе на носу»? (запомни)
Задание10 « Объяснялки »
(Замени одним словом) Бить баклуши- Гонять лодыря- БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ (синонимы) Сидеть сложа руки-
Распределялки (слайд) УСТНО - Какие фразеологизмы проиллюстрировал художник?
Подложить свинью;
Плясать под чужую дудку;
Взять ноги в руки;
Вставлять палки в колеса;
Считать ворон. –С любым фразеологизмом составить предложение и записать его в тетрадь.
ИТОГ: - Понравился вам урок? Рефлексия (человечки)
Д.з. : дома написать несколько фразеологизмов на тему: « Вода»
Текст для чтения: Озаглавить текст. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим ,поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим-пальчики оближешь. Мы, конечно ,обрадовались ,уши развесили, слушаем .Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем ,костер разложим ,из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем, да пойдем! Говорит ,он так мастер рыбу ловить ,собаку на этом деле съел». Не знаю, каких он собак ел ,а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. –Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,-растерялись мы. –Вот пустомеля,-возмутился дед,-все время кому-нибудь морочит голову! У братишки слезы в три ручья. Я, конечно ,тоже не в своей тарелке. – Ничего, ребятишки, -успокоил нас дед,- со мной пойдете. И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была-ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока во 2 классе "Фразеологизмы"
На данном уроке учащиеся знакомятся с фразеологизмами, их ролью в русском языке, учатся использовать их в своей речи....
Сценарный план урока во 2 классе "Турнир знатоков английского языка"
Данный материал будет полезен учителям английского языка, работающим во 2 классе по УМК «Английский язык»2 («Spotlight» 2), возможно, какие-то элементы моей разработки помогут сделать ваши уроки...
Открытый урок в 4 классе "Фразеологизмы"
Урок разработан по теме "Фразеологизмы. Закрепление"...
Открытый урок "Значения фразеологизмов" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века
Содержит: Конспект урока по ФГОС.Приложение к уроку.Из истории фразеологизмов, выступления для учащихся.Мазаика....
Методическая разработка урока в 3 классе по русскому языку по теме "Фразеологизмы"
Урок- состязание....
УРОК - ТУРНИР ПО МАТЕМАТИКЕ 3 КЛАСС "СЛОЖЕНИЕ В ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 1000"
Ф.И.О. учителя: Абрамова Т.И.Предмет: математикаКласс: 3 «в»Тема « Сложение и вычитание в пределах 1000»Тип урока: урок общеметодологической направленностиФорма проведения урока: урок –турнир, работа ...
Урок турнир "Smart Kids" (3-4 классы)
Урок был и остается основным звеном учебного процесса, и поэтому повышение эффективности урока как основной формы обучения является для учителей важнейшей проблемой. Для реализации личностно-ориентиро...