урок - турнир Фразеологизмы 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Макарова Ольга Константиновна

На уроке ученики вспоминают известные им "крылатые" слова ,объясняют их значение ,знакомятся с новыми оборотами и их историей ,наблюдают за некоторыми особенностями ,сближаюшими слово и фразеологический оборот

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_frazeologizmy.docx56.02 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок-турнир «Крылатые слова» (фразеологизмы)

Цели урока: - учить детей употреблять в речи фразеологизмы – краткие    и  меткие образные    выражения , которые украшают наш язык;

                           - понимать под фразеологией всю совокупность таких устойчивых сочетаний

                        слов, которые в яркой образной форме выражают понятия, суждения,

                        отражают явления действительности;

                       - развивать память и внимание;        

                       -воспитывать культуру речи.

                                                Ход занятия.  

На занятии по этой теме мы с вами вспомним известные нам «крылатые» слова ,объясним их значение, познакомимся с новыми  оборотами и их историей.                                                                                                                                                         Хотя тема нашего занятия называется « Крылатые слова» , речь пойдет не об отдельных словах, а о целых выражениях, которые состоят из нескольких слов. Многие фразеологизмы употребляются лишь в устной речи, в художественной литературе , придают ей эмоциональную окраску, точность, яркость, показывают неразрывную связь языка с историей народа.

  -Что это за выражения? Почему их  называют «крылатыми»?                                                                    Чтобы ответить на эти  вопросы, предлагаю вам выполнить несколько заданий.  

                                            Задание 1

     Озаглавьте  рассказ.                       Слайд 1.                                                                    

Ученица читает вслух текст . ( на каждой парте лежит листок с текстом)                                                                     - Какими словами текста озаглавим рассказ?   (Попались на удочку.)                                                          - Что означает это выражение ?      (их обманули)                                                                                        - Кто попался на удочку?  Подходит ли эта иллюстрация к заглавию текста?                                                                                                                           (Это выражение употребляется в переносном значении и рисунок не подходит.)                                                                                                                                                                      

- Какие выражения ,употребленные в переносном значении вам встретились в тексте? Объясним их.

                                            Задание 2 .      (разминка)         Словарь:                                                                                                                           гори                            ина                                     порт                            марка                                                                                                                                                                                   виктор                        лог                                      фразео                       рет                                                                                                                                                                  диа                              зонт                                    яр                            логизм                                                                                             фант                                косилка                                                                                                                                    сено                             азия                                                                                                                                                                                                           Словарь:горизонт, викторина, диалог, фантазия, сенокосилка, портрет, ярмарка, фразеологизм.                                 - Назвать лишнее слово .  (сенокосилка)           - Почему?    Объясните.  (сложное слово)                                                                                                                  

-  Почему это произошло?                                                                                                                                                        -  Как надо понимать это выражение?                                                                                                                                                                                          Записываем :   Прикусить язык, …

                                                                      За домом ,едва пожелтела трава,

                                                                      Два брата рубили дрова.

                                                                       Один это делал спустя рукава

                                                                       Другой - засучив рукава!                                                                                                                          - Объясните выражение.                                                                                                                                                                                                                                                                        Записываем :   работать спустя рукава ,засучить рукава, …                                                                                                                                                    Есть в русском языке устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом: «во весь дух» - быстро; «в час по чайной ложке» - медленно; «рукой подать» - близко; «за тридевять земель» - далеко.       Запишите их.                                                                                                                                                - Какие слова вы дописали  ?      антонимы                                                                                                             - Какой частью речи являются?  (наречия)                                                                                                                                                                         Превратите их в слова, которые обозначали бы признак предмета.(быстрый, медленный, близкий, далекий)

                                           Морфологическая шарада             (отгадайте слово)                                                                                    Корень тот же , что и в слове      ПЛЕТЕНИЕ                                                                                                                         Суффикс тот же , что и в слове           ИЗВОЗЧИК           (переплетчик)                                                                                                                                                                 Приставка та же, что и в сове        ПЕРЕХОД                  

                                                       Работа по теме урока.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              В русском языке встречается немало таких выражений, которых  называют «крылатыми».  Крылатые слова и выражения буквально понимать нельзя, иначе может произойти  недоразумение, например:

                                          Тема :    «Крылатые слова»                                                                                                                                  Замолчи , Петрусь,                                                                                                                                                                         Говорят!                                                                                                                                                                                                                               Прикуси  ,язык,                                                                                                                                                      Говорят!                                                                                                                                                                                        Он язык прикусил                                                                                                                                                                                                                          И сильней заголосил.                                                                                                                                                                      – Что случилось с Петрусем?                                                                                                                                      ащ и шапку,                                                                                                                                                                          И веревку , и тряпку.                                                                                                                                                                                                Но никогда и нигде не вешайте носа в беде!        (Ю. Коринец)                                                                                                                                             Записываем: …    повесить нос .    

                                              3.        Творческая работа                                                                                                                                                               - Найдите к каждому устойчивому сочетанию   противоположное.      (в столбик)                                               Держать ухо востро ; держать язык за зубами ;сидеть сложа руки, кричать во всю Ивановскую; ворон считать; не покладая рук.                                                                                                                 – Объясните смысл каждого фразеологизма.                                                                                                                                           –Как назвать их одним словом ? (антонимы)

                                         4.Найти нужных животных.          Слайд (картинки животных)                                                                              Голоден, как…  .                                                           Хитер, как …    .                                                                                                               Неповоротлив ,как… .                                                 Труслив, как…  .                                                                                              Надут, как … .                                                                 Нем, как … .                                                                                               - Почему появились такие выражения ?        (запись в тетрадь)                                

                                          Физкультминутка  (под музыку изобразите этих животных)

                                           5.Угадай-ка!                                                                                                                      Найти устойчивые обороты в стихотворениях: ( чей ряд быстрей  найдет  подходящую картинку )

Как это принято у змей,                                                                                                                                                                                Кусают за ногу  гадюки,                                                                                                                                                                                             А потому при встрече с ней                                                                                                                                                         Берите ноги в руки.                                                                                                                                                                    – Почему такой странный совет дает вам писатель ?

 Говорят, у цапли длинный нос.   Не так ли?                                                                                                                                         Нужен цапле длинный нос?     Ясно нужен!                                                                                                                                      В чем вопрос!                                                                                                                                                                                                                 И у Лены длинный нос!      А зачем?                                                                                                                                                                  Вот вопрос!        С. Баруздин                                                                                                                                                                             - Зачем цапле длинный нос?                                                                                                                                                                                                                  -А Лене?                                                                                                                                                                                                                    -Кто из них не может обойтись без длинного носа?  

                                               Задание 6.

Народ очень приметлив , внимателен.  Какая-то особенность человека  напоминает важную черту животного.     (курица, гусь, белка, волк.)                                                                                                                                      - Назовите устойчивые обороты, в которых встречаются животные.                                                                                                

(Писать как курица лапой, мокрая курица,  как  белка в колесе,  волка ноги кормят, голоден как волк, выть волком, как с гуся вода…..)

                                                 Задание  7                                                                                                                                                         - Отгадайте, из каких произведений эти крылатые слова, кто автор.       (устно)

 «  Остаться у разбитого корыта…»   А.С. Пушкин     «Сказка о рыбаке и рыбке»  

  « Что такое хорошо и что такое плохо….»   В. Маяковский                                                    

   «На деревню дедушке…»     Н. Н. Некрасов    «Зима..»                                                                                      «Да только воз и ныне там…   И. Крылов            « Лебедь, рак….»

-Какие еще  крылатые   выражения из басен И. Крылова вы  знаете?                                                                                                           Выписать в тетрадь 1 любое выражение из перечисленных.

                                     Работа с баснями И .Крылова      (письменно)                                                                                                              1. «А вы ,друзья, как ни садитесь,                       2.  «Ай, Моська- знать  она сильна,

Все в музыканты не годитесь…»                         Что лает на слона…»

3. «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку…»


                                          Задание 8        (экран)                                                                              

                                                      «Дать - взять»      (по вариантам)                                                                                                                                                 Выписать  в  устойчивые обороты  слова :    1 вариант   -   дать ;    2 вариант -  взять                                                                                                                                 ………слово ;  ……..себя в руки;  ………..верх;  …….по шапке;   …..высоту ;…..задний ход .                                                                                                                                            

                                          Задание 9       «Кто больше?»                                                                                      Записать устойчивые обороты                    (  Органы чувств + рука    )  

ЯЗЫК- прикусить язык ; держи язык за зубами ;(молчать)

НОС-  заруби себе на носу (запомни); клевать носом (спать); совать нос не в свои дела….

УХО-   держать ухо востро;  ушки на макушки; медведь на ухо наступил( нет слуха), покраснеть до ушей( стыдно).

ГЛАЗ-  с глазу на глаз.(наедине)

РУКА- взять себя в руки.(успокоиться)      

                                          Письмо по памяти

   Разные носы.                                                                                                                                                                         Нос не в свои дела суют.                                                                                                                                                                         Носами перед сном клюют.                                                                                                                                                               Зато один веселый нос                                                                                                                                                        Папаша Карло нам принес.        (Я. Аким)                                                                                                                       - Что за нос принес папа Карло ?                                                                                                         - О ком говорят:  « Сует нос не в свои дела?»              клюет носом?                                                                                                                                         - Как понимаете выражение: «Заруби себе на носу»? (запомни)

                                             Задание10   «  Объяснялки »        

                               (Замени одним словом)                                                                                                        Бить баклуши-                                                                                                                                                                                 Гонять лодыря-              БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ     (синонимы)                                                                                                                                                       Сидеть сложа руки-

                                Распределялки           (слайд)        УСТНО                                                                                                                                      - Какие фразеологизмы проиллюстрировал художник?                                                                                                          

Подложить свинью;

Плясать под чужую дудку;

Взять ноги в руки;

Вставлять палки в колеса;

Считать ворон.                                                                                                                                                                                                                                                       –С любым фразеологизмом составить предложение и записать его в тетрадь.

ИТОГ: - Понравился вам урок?                   Рефлексия    (человечки)                                    

Д.з. :  дома написать несколько фразеологизмов на тему: « Вода»

Текст для чтения:                                  Озаглавить текст.                                                                                                                                                  Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим ,поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим-пальчики оближешь.                                                                                                                                                                     Мы, конечно ,обрадовались ,уши развесили, слушаем .Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем ,костер разложим ,из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем, да пойдем! Говорит ,он так мастер рыбу ловить ,собаку на этом деле съел». Не знаю, каких он собак ел ,а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.                                                                                                                                                           Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.                                                                                                              –Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,-растерялись мы.                                                                                    –Вот пустомеля,-возмутился дед,-все время кому-нибудь морочит голову!                                                                                                                                           У братишки слезы в три ручья. Я, конечно ,тоже не в своей тарелке.                                                                                                      – Ничего, ребятишки, -успокоил нас дед,- со мной пойдете.                                                                                                И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была-ни в сказке сказать, ни пером описать.  Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2 классе "Фразеологизмы"

На данном уроке учащиеся знакомятся с фразеологизмами, их ролью в русском языке, учатся использовать их в своей речи....

Сценарный план урока во 2 классе "Турнир знатоков английского языка"

Данный материал будет полезен учителям английского языка, работающим во 2 классе по УМК «Английский язык»2 («Spotlight» 2), возможно, какие-то элементы моей разработки помогут сделать ваши уроки...

Открытый урок в 4 классе "Фразеологизмы"

Урок разработан по теме "Фразеологизмы. Закрепление"...

Открытый урок "Значения фразеологизмов" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века

Содержит: Конспект урока по ФГОС.Приложение к уроку.Из истории фразеологизмов, выступления для учащихся.Мазаика....

УРОК - ТУРНИР ПО МАТЕМАТИКЕ 3 КЛАСС "СЛОЖЕНИЕ В ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 1000"

Ф.И.О. учителя: Абрамова Т.И.Предмет: математикаКласс: 3 «в»Тема « Сложение и вычитание в пределах 1000»Тип урока: урок общеметодологической направленностиФорма проведения урока: урок –турнир, работа ...

Урок турнир "Smart Kids" (3-4 классы)

Урок был и остается основным звеном учебного процесса, и поэтому повышение эффективности урока как основной формы обучения является для учителей важнейшей проблемой. Для реализации личностно-ориентиро...