Открытый урок в 4 классе "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок разработан по теме "Фразеологизмы. Закрепление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_4_klass.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 «Б» классе по теме

«Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов»

Цель: актуализировать знания о устойчивых сочетаниях слов- фразеологизмах;  обобщить изученное о лексических группах слов.

Формируемые УУД: (познавательные )- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

(Коммуникативные)- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль; коррекция; оценка действий партнёра;

(Регулятивные)-  постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание и качества и уровня усвоения материала;

(Личностные)- нравственно –этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания

(Чтение слов группами по цепочке, объяснение значения слов)

  1. Актуализация знаний

Выборочный диктант

-Выпишете слова с парными согласными в корне.

-Биться как рыба об лёд, на первый взгляд, взять на себя труд, не в зуб ногой, воз и ныне там, с глаз долой, не ударить в грязь лицом, наломать дров, запретный плод, сквозь землю провалиться, золотой дождь, кровь из носу, избушка на курьих ножках, из кожи вон лезть, редкая птица, рожки да ножки.

(взаимопроверка, взаимооценка)

  1. Самоопределение к деятельности

-Как называются сочетания слов, с которыми мы только что работали?(Фразеологическте обороты)

-Как вы понимаете значение фразеологизма «Из кожи вон лезть?»

-Какую роль играют фразеологизмы в русском языке?

-где можно уточнить значение фразеологизма?

-сформулируйте задачи урока.(Повторить, какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи, пользоваться фразеологическими словарями.)

V. Работа по теме урока

Работа по тексту.

-Прочитайте.

- Почему мальчик не понял выражение  «Глаза на лоб полезли»?

-Можно ли понять смысл данного выражения если объяснять в нём лексическое значение каждого слова?

-Прочитайте материал рубрики «Вспомните!»

-Что такое фразеологизм?

-Как же можно объяснить смысл выражения «Глаза на лоб полезли»

-Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных», какой смысл имеет другой фразеологизм?

-Где можно уточнить значение фразеологизмов? (словарь Н.М. Шанского.)

Коллективная работа с фразелогическим словарём учебника.

Работа по иллюстрации.

-Прочитайте, какой фразеологический оборот она иллюстрирует.(Бить баклуши)

-Как обычно произносят этот фразеологический оборот (неодобрительно)

-Прочитайте, что такое баклуши. (Это палочки-чурки, из которых строят фигуру для игры в городки)

-Решите логическую задачу. Кто выиграл в этой игре?

-Какой смысл имеет всё это устойчивое словосочетание? (Бездельничать)

-Прочитайте историю появления и значение фразеологизмов «Во весь дух, считать ворон, кашу заварил»

-Выполните письменное задание.

VI. Физминутка

VII. Закрепление изученного материала. 

Игра «- Как об этом говорят?» Я – значение выражения, вы

 ответьте крылатыми выражениями (в помощь даётся слово-подсказка)

1 группа - О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка)

живут как кошка с собакой

2 группа – ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ. ОБМАНУТЬСЯВ СВОИХ РАСЧЁТАХ, ОКАЗАТЬСЯ ОДУРАЧЕННЫМИ (нос)

остаться с носом

4 группа – О ЧЕЛОВЕКЕ, РЕЗКО ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ (ворона)

белая ворона

5 группа – ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПРОГОЛОДАЛСЯ (аппетит)

волчий аппетит

6 группа – КОГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-ТО ОЧЕНЬ ВКУСНОМ (пальчики)

пальчики оближешь

7 группа – КОГДА УСИЛЕННО ДУМАЮТ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ (голова)

ломать голову

- Прочитайте, какие фразеологизмы составили:

                               

                                живут как кошка с собакой

                                 остаться с носом

                                 белая ворона

                                 волчий аппетит

                                 пальчики оближешь

                                 ломать голову

- Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …(медвежью услугу)

- Почему так говорят? При чём здесь медведь?

- Как сможете объяснить смысл этого фразеологизма?

- Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придёт «Школьный фразеологический словарь русского языка» (показ словаря).

(Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.)

       Работа в парах с фразеологическим словарём. Коллективная проверка.

VIII. Рефлексия

 Мы часто говорим «остаться с носом» (потерпеть неудачу),  «оставить с носом»  (обмануть).  Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица.

По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т.е. подарок, выкуп. Если жениху отказывали, то он оставался с носом.

(Работа в парах.) На столах карточки

-  Прочитайте записи.

ворон считать                         мечтать

витать в облаках                      молчать

мозолить глаза                        бездельничать

зарубить на носу                     надоедать

язык проглотить                     запомнить

В двух шагах                                   Капля в море

Водить за нос                                 Как ветром сдуло                

За тридевять земель        Рукой подать

И был таков        Обвести вокруг пальца

Кот наплакал        На краю света

Коллективная проверка

-  Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. {Ворон считать — бездельничать, витать в облаках — мечтать, мозолить глаза - надоедать, зарубить на носу — запомнить, язык проглотить    молчать и т.д.)

-  Как называются выражения в первом столбике? (Фразеологизмы.)

Коллективная проверка

IX. Подведение итогов урока

-Что такое фразеологизм?

-Какую роль играют  эти слова в нашей речи?

-С какими видами словарей вы познакомились на уроках?

Оцените свою работу на уроке

X. Домашнее задание:

Упр. 76- составить рассказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...