Местоимение
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

урок был дан на республиканский конкурс "Учитель года" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_69.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 69. Понятие о местоимении

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с новой частью речи - местоимением. Познакомить с особенностями местоимений, с ролью местоимений в нашей речи.

2. Развивать умение отличать часть речи – местоимение от других, знать особенности написания местоимений.

3.  Воспитывать интерес к птицам: дятел.

Оборудование: рабочий лист, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

1. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Дыхательная гимнастика.

Долгожданный дан звонок.        

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой в труде дорожи!

 - Давайте настроимся на хорошую работу.

Дыхательная гимнастика.

- Ребята, закройте глазки… Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Еще раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.

2.Минутка чистописания.    Слайд 2

                            На доске запись:

             Я,  ты,  он,  она –

             Вместе  дружная  семья.

На слайде видите предложение. Ваша задача списать красиво. Списываем.

В этом предложении зашифрована тема нашего урока.

А сейчас поработаем над пословицей:

Мы – дружбою  сильны.

Ребята, как понимаете эту пословицу?

Молодцы! Я с вами согласна.

Я думаю,  что это сказано про вас?

Запишем пословицу.

3.Словарная работа.  Слайд 3

Работать будем по цепочке. Выходите к доске, вставляете  правильно буквы, если ребята вставили  неверно, хлопаем.

Б__Г__Ж, ТР__МВ__Й, К__Р__НД__Ш, З__ВТР__К, КЛ__СС, Р__ССК__З, М__Г__ЗИН.

-Что интересного заметили?

4. Работа по теме урока.  Слайд 4

    На доске записан текст

Я вам предлагаю послушать  текст.(читает учитель)

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

                 О какой птице мы сейчас прочитали?

                 Всё ли вам в этом тексте понравилось? (Нет, в каждом предложении повторяется

                  слово     ДЯТЕЛ)

                 Как быть? Давайте попробуем заменить его другим словом, например ПТИЦА)

                            Прочитает текст, заменив каждое слово ДЯТЕЛ словом ПТИЦА

Торопов Дима.

             Живёт в лесу птица. Спинка у птицы чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит птица вверх, клювом по коре стучит. Нашла птица в лесу корявое дерево и стала туда шишки таскать. Засунет птица шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя птица съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой птицы вырастут молодые деревья.

 Нравится вам новый текст? (нет)

             Что же нам делать?

             Попробуйте заменить слово дятел другими словами: У НЕГО, ОН, но слово дятел иногда  

            оставляем.

            Читаем хором

            Живёт в лесу дятел. Спинка у него чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит он вверх, клювом  по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет он шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя птица съест, иное уронит. Пройдут годы, и около  столовой дятла вырастут молодые деревья.

Хорошо.

Слайд 5

 В тексте с которым мы работали, слово дятел заменяли словом он, у него.

 Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного называется местоимением.

 А сейчас прочитайте правило на странице 49.  пауза

 Помните в начале урока  я говорила, что в предложении спряталась тема урока.

 Кто мне её назовёт?(местоимение)

 А что такое местоимение?( часть речи)

  Перечислите  местоимения

5.Закрепление

Упр.372.

Читает текст Басыров Егор.

Найдите в тексте местоимения Слайд 6

Запишите их.

Слайд 7

Выпишите предложение, в котором нет местоимения. Про что?(шахматы) Чтение учителем , про шахматы во время письма предложения.

Шахматы это игра белыми и чёрными фигурами и пешками на доске в 64 клетки, состоящая в том, что каждый из двух партнёров стремится объявить мат королю соперника, а также  соответствующий вид спорта.  

А сейчас выпишите предложение с двумя местоимениями.  

           Слайд 8

          7. Физкультминутка

Я, ты, он, она!
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья!
В слове "мы" - сто тысяч "я"

Слайд 9

-Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?

Слайд 10

            -Какое местоимение хвастливое?

                               

          6.Рефлексия

            На рабочем листе у вас Смайлики, если вам по уроку  все понятно ,выбираете 1,если вы не всё поняли выбираете-2,если совсем непонятно-3

Поднимаем руку кто выбрал 1смайлик, кто 2, кто 3.

А сейчас выполняем задание на рабочем листе по вариантам.

Задание: вставить местоимения.

           

Слайд11 Резерв

Слайд12 Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Знакомство с новой частью ре­чи - личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять....

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...