"Непроизносимый согласный звук - нулевой звук" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Огромова Татьяна Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.51 КБ
Файл russkiy_yazyk_2v.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, проведенного во 2«В» классе МБОУ КСОШ № 1 студенткой 3 «К» курса, специальность 050719.52 Коррекционная педагогика в начальном образовании

  Огромовой Татьяной Михайловной

Тема: Непроизносимый согласный звук - нулевой звук.

Цели:

Образовательная: формировать представление о непроизносимом согласным звуком;

вводить в активный словарь и познавательную деятельность учащихся формулировки «Непроизносимый согласный звук- нулевой звук.»;

формировать практический опыт правописания слов

Развивающая: развивать умения  контролировать собственную учебную деятельность;

Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы; воспитание усидчивости и аккуратности.

План урока.

  1. Организационный момент

-приветствие

  1. Минутка чистописание
  2. Работа с идиомой
  3. Объяснения нового материала
  4. Работа с учебником.

-Упражнение 137

  1. Физминутка
  2. Закрепление изученного

-упражнение

           Идиома: «Уметь вести себя»

  1. Итог урока

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Присаживайтесь! Сегодняшний урок проведу у вас я. Зовут меня   Татьяна Михайловна.

           Громко прозвучал звонок –

      Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

  1. Минутка чистописание

Слайд 2 - Откройте свои  рабочие тетради, запишите число и классную работу.

ск     ех      ил

Какое соединение? ( верх., верх., нижн.,)

На следующей строке пропишите до конца строки буквосочетание.

  1. Работа с идиомой

Слайд 3-  Шуба на рыбьем меху

Как вы это понимаете? Шуба( или пальто) на рыбьем меху- плохая, не спасающая от холода верхняя одежда.

Серёга Серёгин заядлый рыбак.

 По сто раз на  дню  нам  рассказывал, как

Сварил  из  кита  он  тройную  уху

И сшил жене  шубу  НА  РЫБЬЕМ  МЕХУ.

Есть ли рыба с мехом? Как сказать по другому?

Уху разве можно сварить  из кита? Тройная уха готовится из нескольких видов рыбы, из кита её не сваришь.

 Шуба на рыбьем меху – Запишите  это выражение с новой строки в тетрадь.

  1. Объяснение нового материала

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Запомни слова или их проверяй,

Согласный, дружок мой,

Где нужно, вставляй:

Известный, прелестный,

Капустный и местный…

Согласному трудно поверить!

А как же его нам проверить?

– На этот вопрос мы попробуем ответить на уроке.

-Ребята, что необходимо сделать, если в корне есть непроизносимый согласный звук?  ( надо слово изменить так, чтобы этот согласный звук чётко слышался.)

 Слайд 4- Давайте разберём первое слово, но для этого нам необходимо разгадать загадку и мы выясним,  с каким словом будем работать:

Что видим мы,

взглянув в оконце?

Нам ярким светом

 светит……(солнце)

Слайд 5 - Солнце- мы произносим сонце. Родственное слово- солнечный, В корне звук то поменяется, то исчезает. Со(-)нце- солнечный.

Капустный- мы произносим капусный. Родственное слово- капуста. Так же звук в корне то меняется, то исчезает;

Но записать корень нужно ЦЕЛЕКОМ, не пропуская ни одной буквы. Нужно всякий раз писать букву, которая в одном слове обозначает настоящий звук, а в другом – нулевой звук.

Слайд 6 -  Вот посмотрите  Со(-)нце- со(л)нечный, поэтому солнце. Здесь буква Л обозначает и нулевой звук (-), и звук «л».

Слайд 7 - В другой паре слов: капус(-)ный- капус(т)а, значит капустный.    Буква Т обозначает нулевой звук (-) м звук (т).

  1. Закрепление изученного

Работа с учебником.

Упражнение 137

Слайд 8- Прочитай стихотворение, давайте разберём первые две строчи:

Если вдруг находит грусть,

Это очень грустно.

Скажите как напишем грусно или грустно? Что нам необходимо для этого сделать? ( необходимо найти в этих строчках родственные слова)

В одном из слов мы слышим звук ( ть). Скажите в каком? ( грусть). А в другом слове не слышим этот звук. Какое это слово? ( грус_но). Корень у родственных слов обычно пишется одинаково! Грус(?)но- грусть, значит- грустно.  Звук Т в одном слове обозначает пустой звук (-), в другом- звук (ть).

Слайд 9 - Теперь давайте разберём две последние строчки стихотворения.

Если вдруг находят груздь,

Это очень вкусно.

Чтобы решить как писать: вкусно или вкустно, надо что сделать? Надо подобрать родственные слова. Вкус(?)но- вкус, вкусен. Звук Т нигде не появился. Его нет в корне, значит что?, и писать букву Т не нужно.

Слайд 10 - Спишите, это стихотворение в исправленном виде.

Если вдруг находит грусть,

Это очень грустно.

Если вдруг находят груздь,

Это очень вкусно.

Грусть ( настроение)

 Груздь (гриб, плодовое тело, предмет)

  1. Физминутка слайд 11

Поднимаем руки класс, это раз,

Завертелась голова-это два.

Три руками, три хлопка

Головою три кивка

На четыре руки шире

Пять руками помахать.

Шесть на место тихо сесть.

Слайд 12 - В следующем задании, необходимо выписать  слова  с  непроизносимым согласным,  подобрать проверочное  слово.

Звёздный- звезда

Прелестный- прелесть

Чудесный- чудеса

Грустный- грусть

Ужасный- ужас

Здравствуй- здравие

Солнце- солнышко

Сердце- сердечко

Счастливого- счастье

Слайд 13 - Вставьте подходящие по смыслу слова в текст.( Здравствуй, сердце, солнце, счастливого)

…………..дорогой друг.

Поздравляю тебя с праздником!

Пусть ………светит ярко.

А бьётся ………. радостно.

………..тебе дня друг!

                                          Твои друзья!

Слайд 14 - Идиома:

Уметь вести себя

Ведёт шофёр машину-

И в дождь, и в снег ведёт.

А капитан- корабль,

А лётчик- самолёт.

И труд у космонавта

Довольно непростой-

Вести свою ракету

Космический простор.

Но как- нибудь спросите

 водителя в пути:

- Не трудно ли, простите,

Автомобиль вести?

И вам шофёр ответит,

затылок свой скребя:

- Куда сложнее, дети,

УМЕТЬ ВЕСТИ СЕБЯ!

- И в шторм и в бурю судно

Вести сквозь океан-

Конечно это трудно,-

Вам скажет капитан.-

Но я корабль освоить

Могу за пару дней…

Вот УПРАВЛЯТЬ СОБОЮ-

Значительно трудней!

И лётчик, пролетая

Вам крикнет в облаках:

-Задача не простая-

ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В РУКАХ!

И космонавт ответит,

Скафандр  теребя:

- Сложней всего на свете

УМЕТЬ ВЕСТИ СЕБЯ!

Как вы понимаете эту идиому? Вести себя- поступать определённым образом, придерживаться каких-либо правил и линии поведения.

Держать себя в руках, управлять собой- сдерживать порывы чувств, подчинять их своей воле, сохранять самообладание.

  1. Итог урока

- Что вы узнали о согласных звуках? ( чередуются с нулевым звуком)

- Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком?

- Довольны ли вы своей работой?

Итак, ребята, я очень довольна вашей работой. Сегодня на уроке активно работали ____, ____ и ______. Молодцы. Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок.

До свидание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

24 апреля Классная работа. ск ех ил

Слайд 2

Шуба на рыбьем меху Серёга Серёгин заядлый рыбак. По сто раз на дню нам рассказывал, как Сварил из кита он тройную уху И сшил жене шубу НА РЫБЬЕМ МЕХУ.

Слайд 3

Шуба на рыбьем меху

Слайд 4

Непроизносимый согласный звук- нулевой звук.

Слайд 5

Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит…… солнце

Слайд 6

? нц со _ нц е л - со л нечный капу н ? сн ый с с т н - капус т а

Слайд 7

со нц е - - со л нечный л л - поэтому- со л нце

Слайд 8

капу н ый с - капус т а - капус н ый т значит- т - т

Слайд 9

Если вдруг находит грусть, Это очень гру о. сн ? грус но т грус ь , значит - т грус но. т т , - ? но Как напишем гру сн о или гру с т н о? Необходимо найди в этих строчках родственные слова.

Слайд 10

? но ? вкус но вкус , вкусен , т Звук -нигде не появился. Его нет в корне, значит, и писать букву Т не нужно. сн Если вдруг находят груздь, Это очень вку о. вку сн о или вку с т н о , как писать? Чтобы решить, надо подобрать родственные слова: значит - вку о. сн

Слайд 11

Если вдруг находит грусть, Это очень гру с т н о. Если вдруг находят груздь, Это очень вку сн о.

Слайд 12

Физминутка

Слайд 13

д т т ный Выпиши слова с непроизносимым согласным, подбери проверочное слово. ный -звез д а Звёз ный прелес ный чудес грус ный ужас -прелес т ь -чудеса -грус т ь -ужас

Слайд 14

з дра ствуй в с о нце л с ер це с час ливого д т - здра в ие - со л нышко - сер д ечко -счас т ье

Слайд 15

…………… дорогой друг! Поздравляю тебя с праздником! Пусть ……. светит ярко. А ….... бьётся радостно. ….. тебе дня друг! Твои друзья. Здравствуй Вставьте подходящие по смыслу слова. солнце сердце Счастливого

Слайд 16

Умей вести себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку.2 класс .Непроизносимый согласный звук-нулевой звук.ПНШ

План открытого урока по русскому языку с применением сингапурских структур....

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Непроизносимый согласный звук в корне слова.

Конспект урока по русскому языку для 3 класса.Учитель: Чекалина Н.А.Тема, дата: Непроизносимый  согласный звук в корне слова. 17.10.2015 г.Тип урока: Урок повторения и закрепления изучаемого мате...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Индивидуальные задания по русскому языку по теме "Буквы непроизносимых согласных звуков в корне слова" для учащихся 2 класса.

Данный материал можно использовать для индивидуальной работы и самостоятельной работы на уроках русского языка во втором классе по теме "Буквы непроизносимых согласных звуков в корне слова"....

Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"

Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...