Главные вкладки

    Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3 класс
    методическая разработка по русскому языку по теме

    Масалова Татьяна Сергеевна

     

    Русский язык

    Тема:  Учимся обозначать звук [ы] после звука  [ц].

    Цели:

    1. Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.
    2. Закрепить правила (алгоритм), отрабатывать написание слов с изучаемой орфограммой
    3. Развивать речь, орфографическую зоркость учащихся.

    Оборудование:

    Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Пишем грамотно» №1, блок-схема (правила), карточки на магнитах, карточка «слова-исключения», образцы букв (и, ц, ы), макет (шляпа-цилиндр), карточки слов.

     

    Ход урока.

     

    I. Организационный момент

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon i-y_posle_c.zip11.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Масалова Татьяна Сергеевна

    Учитель начальных классов

    МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

    Русский язык

    Тема:  Учимся обозначать звук [ы] после звука  [ц].

    Цели:

    1. Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.
    2. Закрепить правила (алгоритм), отрабатывать написание слов с изучаемой орфограммой
    3. Развивать речь, орфографическую зоркость учащихся.

    Оборудование:

    Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Пишем грамотно» №1, блок-схема (правила), карточки на магнитах, карточка «слова-исключения», образцы букв (и, ц, ы), макет (шляпа-цилиндр), карточки слов.

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    II.Чистописание: И, Ц, и, ы, ци, цы.

    -Что общего у этих букв?

    -Чем они отличаются? ( буква и обозначает гласный звук [и], а буква цэ – согласный, твердый, глухой, непарный, шипящий.

    III.Словарная работа.

    По карточкам:   отец, лестница, столица, улица, огурец, заяц, месяц, пятница.

    Знакомство с новым словом : «очень»

    1. Лексическое значение (усиливает значение того слова, с которым употребляется)

    Очень люблю= сильно люблю

    1. Найти «опасное место», поставить ударениеI

    о´чень

    1. Прочитать
    2. Записать
    3. Составить предложение

    IV. Сообщение темы урока.

    - Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новой орфограммой и научиться писать слова с ней.

    -Что такое орфограмма? (опасное место в слове, которое требует проверки или запоминания)

     V. Работа над новой темой. (учебники закрыты).

    1.

    Запись на доске:  

    [и]

    ц□рк

    [ы]

    синиц□

    [и]

    секц□я

    [ы]

    ц□ркуль

    [ы]

    скворц□

    [ы]

    акац□я

    [ы]

    ц□фра

    [ы]

    птенц□

    [ы]

    станц□я

    Орфограммы закрыты красной карточкой.

    -Прочитайте слова.

    -Какой звук вы слышите в этих словах после звука [ц]? (медленно произнести слова, выделяя голосом гласный звук после [ц])

    -Можете ли вы сказать, какой буквой на письме будет обозначен звук [ы]? (и или ы)

    -Давайте откроем карточки и посмотрим, кто из вас был прав.

    -Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы? (от части слова, в которой находится орфограмма)

    -Кто-то может сформулировать вывод?

    Работаем по учебнику стр. 99

    Слушаем правило, проверяем по учебнику, выделяем части слова.

    2.

    -Что общего у слов 1 столбика?

    1. Орфограмма в корне
    2. Во всех словах [ы] обозначен буквой и.

    -В какую часть слова входит орфограмма в словах 2 столбика? (в окончание)

    -Какой буквой обозначен [ы] в окончании? (ы)

    - Что объединяет слова 3 столбика? (они заканчиваются на буквосочетание –ция)

    - Какой буквой обозначается [ы] в словах, которые оканчиваются на –ция? (и)

    -От чего же зависит выбор буквы для обозначения звука [ы] после [ц]?

    Вывод: Выбор буквы зависит от того, в какой части слова находится орфограмма.

    3.Формулирование правила с опорой на блок-схему.

    Вывешивается блок-схема:        ͡.   → и        ция→и

                                     □   →ы

    4.  Знакомство со словами исключениями:

    Карточка: Цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнул, цыц.

    -Давайте прочитаем слова.

    -Вы видите, что в них орфограмма находится в корне, значит нужно писать букву и? (нет, это слова исключения, их написание необходимо запомнить)

    5. Работа по учебнику.

    -Прочитайте правило на стр. 99, сравните его с тем выводом, который сформулировали вы.

    6. Работа по учебнику: рубрика «Учись применять правило» стр. 99-100

    -Давайте построим цепочку наших действий при написании слов с данной орфограммой.

    -Что нужно сделать, чтобы не ошибиться при выборе буквы ы-и для обозначения [ы] после [ц].

    Алгоритм:

    1. Определить место орфограммы
    2. От этого зависит выбор буквы ( с опорой на блок-схему)

    Сравнить: стр. 99-100 (прочитать алгоритм

    VI.Закрепление знаний: тренинг .

    (упражнение в написании слов с изученной орфограммой).

    а) работа по учебнику – упр.1 стр. 100 (письменно, фронтально, у доски).

           -ци  (  ͡   )

               -цы(  ͡  )

    Ы(□)

    Циркач

    Цыпленок

    Спицы

    Циклон

    Цыплячий

    Куницы

    Нарцисс

    Цыган

    Рукавицы

    цилиндр

    Цыкать

    Зайцы

    Концы 

    Лишние слова: акация, традиция

    Словарная работа: объясните значение слов циклон, цилиндр.

    Циклон – вихревое, бурное движение атмосферы, которое сопровождается обильными осадками и сильной облачностью.

    Предложение: Атлантический циклон принес дожди и сильный ветер.

    Цилиндр - многозначное слово:

    1. Геометрическое тело
    2. Предмет такой формы
    3. Высокая твердая шляпа такой формы с небольшими полями.

    б) Работа по учебнику: упр. 2 стр. 100

    Предварительно провести подготовительную работу.

    -Все ли слова необходимо записывать?

    Как распознать среди всех слов те, в которых необходимо писать букву и?

    Повторяем по блок схеме:        ͡.   → и        ция→и

    Проверка:

    Милиция, полиция, цирковой, циклоны, цитата, цифра, циркачка.

    Цитата – точная выдержка из чьего-то высказывания.

    7. Физ. Минутка

    в)Работа в тетрадях «Пишем грамотно» №1.

    Тренинг.

    Слабые учащиеся: упр. 1,2 стр. 29

    Сильные учащиеся: среди записанных словарных слов найти такие, при изменении формы которых в них появится изученная нами орфограмма.

    г)  Найти лишние слова:

    Запись на доске:

     Центральный, цинковый, оценить;

     овц-, ящериц-,  сигнализац-я, проказниц-,  храбрец-,  молодц-, ц-пляться (цепкий),  синиц-, скворц-, умниц-, дикц-я, коллекц-я, белолиц-й, куц-й.

    д) Упражнение в развитии орфографической зоркости.

    Т.: упр 6 стр. 30 – вставить пропущенную букву, объяснить выбор.

    VIII. Обобщение знаний по теме.

    1. Повторение правила обозначения [ы] после[ц] (по блок-схеме).
    2. Повторение правила по таблице (в стихотворной форме)

    Заучивание:

    В существительных на –ция

    Мы всегда напишем ИЯ,

    И под корнем посмотри:

    Тоже пишем букву И.

    А за корнем: ЦЫЙ, ЦЫН, ЦЫ

    Пишем только букву Ы.

    1. Чтобы лучше запомнить слова исключения постарайтесь составить предложение и включить в него все эти слова.

    Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул: «цыц!».

    Итог. Выставление оценок.

    IX. Домашнее задание:

    Слабые учащиеся: работа в тетради.

    Сильные учащиеся: упр. 3 в учебнике.

    Для создания разработки источники не использовались.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

    Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...

    План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".

    Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...

    УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».

    ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...

    «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цель: Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц” Задачи:Самостоятельно определять тему и цель урока.Самостоятельно планировать учебную де...

    Презентация к уроку русского языка по теме:"Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

    Выявив затруднения в написании слов, учащиеся  самостоятельно выведут новое орфографическое правило,заучат слова-исключения, закрепят правило правописания, выполнив тест....

    Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

    Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»...

    Урок русского языка. 3 класс. Тема «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]».

    Урок: Русский язык. Класс: 3. Тема: «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]». УМК: «Школа XXI века». Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий. ...