Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3 класс
методическая разработка по русскому языку по теме

Масалова Татьяна Сергеевна

 

Русский язык

Тема:  Учимся обозначать звук [ы] после звука  [ц].

Цели:

  1. Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.
  2. Закрепить правила (алгоритм), отрабатывать написание слов с изучаемой орфограммой
  3. Развивать речь, орфографическую зоркость учащихся.

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Пишем грамотно» №1, блок-схема (правила), карточки на магнитах, карточка «слова-исключения», образцы букв (и, ц, ы), макет (шляпа-цилиндр), карточки слов.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon i-y_posle_c.zip11.71 КБ

Предварительный просмотр:

Масалова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

Русский язык

Тема:  Учимся обозначать звук [ы] после звука  [ц].

Цели:

  1. Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.
  2. Закрепить правила (алгоритм), отрабатывать написание слов с изучаемой орфограммой
  3. Развивать речь, орфографическую зоркость учащихся.

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Пишем грамотно» №1, блок-схема (правила), карточки на магнитах, карточка «слова-исключения», образцы букв (и, ц, ы), макет (шляпа-цилиндр), карточки слов.

Ход урока.

I. Организационный момент

II.Чистописание: И, Ц, и, ы, ци, цы.

-Что общего у этих букв?

-Чем они отличаются? ( буква и обозначает гласный звук [и], а буква цэ – согласный, твердый, глухой, непарный, шипящий.

III.Словарная работа.

По карточкам:   отец, лестница, столица, улица, огурец, заяц, месяц, пятница.

Знакомство с новым словом : «очень»

  1. Лексическое значение (усиливает значение того слова, с которым употребляется)

Очень люблю= сильно люблю

  1. Найти «опасное место», поставить ударениеI

о´чень

  1. Прочитать
  2. Записать
  3. Составить предложение

IV. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новой орфограммой и научиться писать слова с ней.

-Что такое орфограмма? (опасное место в слове, которое требует проверки или запоминания)

 V. Работа над новой темой. (учебники закрыты).

1.

Запись на доске:  

[и]

ц□рк

[ы]

синиц□

[и]

секц□я

[ы]

ц□ркуль

[ы]

скворц□

[ы]

акац□я

[ы]

ц□фра

[ы]

птенц□

[ы]

станц□я

Орфограммы закрыты красной карточкой.

-Прочитайте слова.

-Какой звук вы слышите в этих словах после звука [ц]? (медленно произнести слова, выделяя голосом гласный звук после [ц])

-Можете ли вы сказать, какой буквой на письме будет обозначен звук [ы]? (и или ы)

-Давайте откроем карточки и посмотрим, кто из вас был прав.

-Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы? (от части слова, в которой находится орфограмма)

-Кто-то может сформулировать вывод?

Работаем по учебнику стр. 99

Слушаем правило, проверяем по учебнику, выделяем части слова.

2.

-Что общего у слов 1 столбика?

  1. Орфограмма в корне
  2. Во всех словах [ы] обозначен буквой и.

-В какую часть слова входит орфограмма в словах 2 столбика? (в окончание)

-Какой буквой обозначен [ы] в окончании? (ы)

- Что объединяет слова 3 столбика? (они заканчиваются на буквосочетание –ция)

- Какой буквой обозначается [ы] в словах, которые оканчиваются на –ция? (и)

-От чего же зависит выбор буквы для обозначения звука [ы] после [ц]?

Вывод: Выбор буквы зависит от того, в какой части слова находится орфограмма.

3.Формулирование правила с опорой на блок-схему.

Вывешивается блок-схема:        ͡.   → и        ция→и

                                 □   →ы

4.  Знакомство со словами исключениями:

Карточка: Цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнул, цыц.

-Давайте прочитаем слова.

-Вы видите, что в них орфограмма находится в корне, значит нужно писать букву и? (нет, это слова исключения, их написание необходимо запомнить)

5. Работа по учебнику.

-Прочитайте правило на стр. 99, сравните его с тем выводом, который сформулировали вы.

6. Работа по учебнику: рубрика «Учись применять правило» стр. 99-100

-Давайте построим цепочку наших действий при написании слов с данной орфограммой.

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться при выборе буквы ы-и для обозначения [ы] после [ц].

Алгоритм:

  1. Определить место орфограммы
  2. От этого зависит выбор буквы ( с опорой на блок-схему)

Сравнить: стр. 99-100 (прочитать алгоритм

VI.Закрепление знаний: тренинг .

(упражнение в написании слов с изученной орфограммой).

а) работа по учебнику – упр.1 стр. 100 (письменно, фронтально, у доски).

       -ци  (  ͡   )

           -цы(  ͡  )

Ы(□)

Циркач

Цыпленок

Спицы

Циклон

Цыплячий

Куницы

Нарцисс

Цыган

Рукавицы

цилиндр

Цыкать

Зайцы

Концы 

Лишние слова: акация, традиция

Словарная работа: объясните значение слов циклон, цилиндр.

Циклон – вихревое, бурное движение атмосферы, которое сопровождается обильными осадками и сильной облачностью.

Предложение: Атлантический циклон принес дожди и сильный ветер.

Цилиндр - многозначное слово:

  1. Геометрическое тело
  2. Предмет такой формы
  3. Высокая твердая шляпа такой формы с небольшими полями.

б) Работа по учебнику: упр. 2 стр. 100

Предварительно провести подготовительную работу.

-Все ли слова необходимо записывать?

Как распознать среди всех слов те, в которых необходимо писать букву и?

Повторяем по блок схеме:        ͡.   → и        ция→и

Проверка:

Милиция, полиция, цирковой, циклоны, цитата, цифра, циркачка.

Цитата – точная выдержка из чьего-то высказывания.

7. Физ. Минутка

в)Работа в тетрадях «Пишем грамотно» №1.

Тренинг.

Слабые учащиеся: упр. 1,2 стр. 29

Сильные учащиеся: среди записанных словарных слов найти такие, при изменении формы которых в них появится изученная нами орфограмма.

г)  Найти лишние слова:

Запись на доске:

 Центральный, цинковый, оценить;

 овц-, ящериц-,  сигнализац-я, проказниц-,  храбрец-,  молодц-, ц-пляться (цепкий),  синиц-, скворц-, умниц-, дикц-я, коллекц-я, белолиц-й, куц-й.

д) Упражнение в развитии орфографической зоркости.

Т.: упр 6 стр. 30 – вставить пропущенную букву, объяснить выбор.

VIII. Обобщение знаний по теме.

  1. Повторение правила обозначения [ы] после[ц] (по блок-схеме).
  2. Повторение правила по таблице (в стихотворной форме)

Заучивание:

В существительных на –ция

Мы всегда напишем ИЯ,

И под корнем посмотри:

Тоже пишем букву И.

А за корнем: ЦЫЙ, ЦЫН, ЦЫ

Пишем только букву Ы.

  1. Чтобы лучше запомнить слова исключения постарайтесь составить предложение и включить в него все эти слова.

Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул: «цыц!».

Итог. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание:

Слабые учащиеся: работа в тетради.

Сильные учащиеся: упр. 3 в учебнике.

Для создания разработки источники не использовались.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...

УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».

ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...

Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"

Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....

Урок русского языка. 3 класс. Тема «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]».

Урок: Русский язык. Класс: 3. Тема: «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]». УМК: «Школа XXI века». Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий. ...

Конспект урока русского языка 3 класс Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Подробный конспект урока объяснения нового материала...