Урок русского языка. 3 класс. Тема «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чувилкина Елена Юрьевна
Урок: Русский язык. Класс: 3. Тема: «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]». УМК: «Школа XXI века». Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Чувилкина Елена Юрьевна.

ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказ.

Урок: Русский язык.

Класс: 3.

Тема: «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]».

УМК: «Школа XXI века».

Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий.

Цели:

создать условия для развития умений сопоставлять звуковую и буквенную запись слов, работать со словарями, применять алгоритм правила, классифицировать слова;

учить извлекать информацию из учебного текста;

формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

формировать умение участвовать в учебном диалоге; формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

ХОД УРОКА

  1. Организационное начало урока.                                                                                              Приветствие. 

Прозвенел звонок.

Начинается урок!

  1. Минутка чистописания.

Цц ци цы

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Скоро праздник. Приближается Новый 2019 год. Указом президента  он объявлен годом театра. Театр – вид искусства, культурное явление. А язык – памятник культуры и благодаря ему, «великому и могучему», мы можем рассказать о любом виде искусства. О чём же мы будем говорить сегодня? (Слайд) (о цирке).

      IV.    Актуализация.

               Словарная работа.

- С какими словами у вас ассоциируется слово «цирк»?

- Я нашла несколько таких слов в нашем орфографическом словарике (Слайд).

б . лет
ж . вотное
кас . а
к . стюм
пр . грам . а
св . ркать

- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Взаимопроверка.

  1. Проблемная ситуация. Фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- Послушайте весёлое стихотворение. (Слайд. Чтение учителя.)

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ци, где цы.

- Кто главный герой стихотворения? (цыпленок)

- О чем не знает цыпленок? (где пишутся ЦИ, где ЦЫ) (Слайд)

VI. Выявление места и причин затруднения.

- А хотите помочь цыплёнку?

- Какой звук слышится во всех словах после [ц]? (Слайд)

- А посмотрите, как пишется. (Слайд)

- В чём же проблема? (В разных словах звук [ы]после звука [ц]обозначается разными буквами.)

- Чему же вы должны научиться, чтобы помочь цыплёнку? Сформулируйте тему и цель урока. (Слайд)

VII. Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, сегодня мы будем открывать новое знание. Что мы для этого должны сделать? Составим план. (На доске запись)

План:

1). Исследуем, наблюдаем.

2). Открываем новое знание.

3). Применяем знания.

4). Контролируем.

5). Оцениваем.

VIII. Реализация построенного проекта.

Работа в парах.

- Итак, понаблюдаем.

Учебник, с 121, рубрика «Давай подумаем». Обсуждение в течение 3-4 минут.

- К какому выводу вы пришли? Какое знание открыли? (Дети высказывают свои версии.)

- Проверить ваши предположения можно только одним способом: сравнив с правилом в учебнике на стр.121. Рубрика «Тайны языка» (Читаем, сравниваем со своими выводами. «Учимся применять правило».)

IХ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Действуя по алгоритму, объясним написание слова «цирк». (Объяснение учащихся. Запись на доске и в тетради.)

(Слайд с опорной схемой).

Словарная работа.

- Вернёмся к стихотворению. Все ли слова были понятны? Где можно посмотреть значение таких слов? Какой словарь вам поможет? (Толковый.)

(Слайд)

(Цимбалы – старинный музыкальный инструмент с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек.

Цилиндр – геометрическое тело, в основе которого – круг. Так же называется шляпа, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.)

- Объясните правописание этих слов.

- А что же с нашим цыплёнком? Как вы напишете это слово и почему? (Слайд)

- Особое внимание нужно обратить на слова-исключения.

- Что лучше их запомнить, можно составить предложение, где использованы все слова-исключения. Такое предложение для запоминания называется мнемофразой.

Работа в группе.

- Работая в группах, попробуйте составить мнемофразу для слов-исключений. (5 минут на творческую работу. Мнемофразы, составленные детьми.)

(Слайд. Мнемофраза: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «Цыц!»)

- Вы объяснили правописание слова «цирк» (запись на доске и в тетради).

 - Подберите несколько однокоренных слов. (Записываем: цирковой, циркач)

- Что можно сказать о правописании этих слов?

Х. Самостоятельная работа с проверкой.

(Слайды)

- Запишите выбранные ответы в строчку через запятую.

1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву и:

а) ц..ферблат

б) уц..пился

в) ресниц..

г) синиц..

2. Найдите слово, в котором допущена ошибка:

а) мотоцикл

б) акация

в) лисици

г) цыпленок

3. Найдите словосочетание, в котором на месте пропуска следует писать букву ы:

а) парадные лестниц..

б) высокая ц..на

в) чертить ц..ркулем

г) ц..трусовый мармелад

Проверка.

ХI. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в парах.

- Работая в парах составьте 2-3 предложения на тему «Цирк». Запишите.

- Какие слова на новое правило использовали? Как написали?

- Часто ли в речи используем слова с данной орфограммой?

Упражнение «Подбери синоним» (Синонимы записываем на доске с комментированием): Основной закон государства (конституция), прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть), инструмент для вычерчивания окружности (циркуль), систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция), плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).

У.с. 122, упр. 2. Фронтальная работа с комментированием.

ХII. Рефлексия.

- Ответьте на вопросы (Слайд):

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: У.с.121-122 – знать правило и алгоритм; упр. 1.

Использованные материалы:

https://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=bukvi_posle_z 

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/03/11/bukvy-y-i-posle-ts 

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/15/urok-po-russkomu-yazyku-v-5-klasse-pravopisanie-bukv-i-y 

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-bukvi-ii-posle-c-klass-1030322.html

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/27/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-bukvy-y-i-posle-ts

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/508146/ 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок: Русский язык. Класс: 3. Тема: «Обозначение звука [ ы ] после [ ц ] ». Учитель Чувилкина Е.Ю . ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказ

Слайд 2

ЦИРК

Слайд 3

Словарь: б . лет ж . вотное кас . а к . стюм пр . грам . а св . ркать

Слайд 5

ЦИ ? ЦЫ

Слайд 6

ц…плёнок ц… рк ц… мбалы ц… фры ц… линдр огурц … сочетание [ ЦЫ ]

Слайд 7

ц ы плёнок ц и рк ц и мбалы ц и фры ц и линдр огурц ы сочетание [ ЦЫ ]

Слайд 8

Ц И ? Ц Ы

Слайд 9

Открытие нового знания. План.

Слайд 10

Странички словаря ц и мбалы ц и линдр

Слайд 11

Ц И ? Ц Ы

Слайд 15

а) ц.. ферблат б) уц ..пился в) ресниц.. г) синиц ..

Слайд 16

а) мотоцикл б) акация в) лисици г) цыплёнок

Слайд 17

а) парадные лестниц.. б) высокая ц..на в) чертить ц.. ркулем г) ц.. трусовый мармелад

Слайд 18

Я узнал… Я научился… Мне понравилось…

Слайд 19

Использованные материалы: https://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=bukvi_posle_z https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/03/11/bukvy-y-i-posle-ts https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/15/urok-po-russkomu-yazyku-v-5-klasse-pravopisanie-bukv-i-y https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-bukvi-ii-posle-c-klass-1030322.html https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/27/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-bukvy-y-i-posle-ts http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/508146/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Выявив затруднения в написании слов, учащиеся  самостоятельно выведут новое орфографическое правило,заучат слова-исключения, закрепят правило правописания, выполнив тест....

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Фрагмент урока по русскому языку по теме "Учимся обозначать звук ы после звука ц"

Исследование копилки с целью выявления закономерностей (ТРИЗ)...

Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного....

Конспект урока русского языка по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение." 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Закрепление навыков различения твёрдых и мягких согласных звуков:[р]-[р,],[л]-[л,],[б]-[б,],формирование умения соотносить звучащее слово с его звуковой схемой.Планируемые р...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....