Инновационные образовательные технологии.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чередниченко Инна Вячеславовна

Урок по биоадекватной технологии по теме:

«Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах. Подготовка к диктанту».

(Русский язык. 4класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnye_tehnologii.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

 Инновационные  образовательные технологии

Урок по биоадекватной технологии по теме:

«Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах. Подготовка к диктанту».

(Русский язык. 4класс)

                                                                                                 Чередниченко Инна Вячеславовна

                                                                                                  ГОУ СОШ №233

                                                                                                 учитель начальных классов

.

г. Санкт-Петербург

2013г.

Вступление:

«НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Создание передовой системы образования – это ключевая этическая, экономическая, стратегическая  задача России на пути в 21век. Концепция ноосферного образования является частью концепции ноосферного пути развития России, разработанной Академией Естественных Наук в 1993-1995 гг., и исходит из её базовых понятий и принципов. Концепция ноосферного образования – это система научно-теоритических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования и возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода.

Автором концепции ноосферного образования является доктор психологических наук, действительный член Академии Естественных Наук Наталья Владимировна Маслова.

Человечество вступило в новую фазу развития планетарной цивилизации – в фазу становления ноосферы, что подразумевает глобальный процесс установления гармонического взаимодействия в системе Природа – Общество – Человек, посредством овладения пятым нейро-соматическим контуром головного мозга и переходом к целостному экологичному мышлению.

На этапе ноосферного развития человечества вопросы образования и воспитания имеют глобально-космическое значение, ибо именно сопряжённость образовательного и воспитательного процессов определяют будущее нашей цивилизации. Современный кризис образования может быть разрешён и уже разрешается посредством биоадекватного инструментария системы ноосферного образования. Ввиду того, что педагогическая практика на интуитивном уровне давно «знала» о нелинейности, что подтверждается уникальными педагогическими методами, в системе ноосферного образования учтены самые ценные нелинейные педагогические концепции.

Представители педагогической науки считают, что основное внимание следует уделить «воспитанию мышления и сознания» человека. Для этого необходимо использование в педагогическом процессе таких здоровье сберегающих методов, которые ориентированы на развитие целостного мышления человека, способствуют мотивации и активизации всех потенциальных возможностей личности. В концепции ноосферного образования органично объединены духовные и материальные начала, логика и образ, дух и разум. В концепции ноосферного образования обоснована биоадекватная (природосообразная) методика преподавания учебных дисциплин. Данная методика относится к числу холистических методов преподавания, где соединяются активизирующие суггестопедическиенаправления педагогики.

. Согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, естественное восприятие любой информации проходит 4 обязательных этапа:

На первом этапе – сенсорно-моторном – презентуется образ изучаемого явления, аппелирующий к чувственному переживанию информации. Затем следует представление информации посредством осуществления личностного выбора и ассоциативной связи между предложенным образом и изучаемым явлением, что соответствует второму символьному этапу восприятия информации человеческим организмом, на котором формируется учебный мыслеобраз. На третьем этапе – логическом – следует закрепление этого мыслеобраза в логических структурах. На четвёртом этапе – лингвистическом – следует креативное использование мыслеобраза в речемыслительной деятельности, реализующееся в речепроизводстве личности. Это и есть адекватный природе человека и природе работы самой информации естественный путь образовательного процесса. От одного биоадекватного занятия к другому мотивированные учебные мыслеформы как микроструктуры знания по конкретному предмету закладываются в долговременную память ученика. Он учится пользоваться новым мыслеобразом, делая его творческой подвижной микроструктурой мышления и вовлекая в цельный динамический поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов. В результате изучаемый биоадекватным способом предмет входит в соответствие с информационной системой высшей нервной деятельности человека. На практике это проявляется в получении высоких результатов при сокращении учебных затрат, «лёгкостью» и системностью усвоения информации, так как изучаемые явления автоматически выстраиваются в определённый порядок и создают единую систему, занимают место, отведённое для них природой.

Учащиеся научаются методике мышления мыслеобразами, создают личностно-ориентированную систему мыслеобразов по каждой учебной дисциплине. В биоадекватном уроке присутствуют все рабочие этапы, которые приняты традиционной педагогикой и хорошо известны:

1. Приобретение знаний;

2. Формирования умения использовать знания;

3. Закрепление навыков использования знаний.

Однако, эти педагогические этапы проходят в определённом режиме.

Первый этап проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит мотивация и формирование мыслеобраза учебного материала со структурированной информацией.

Второй этап (формирование умения использовать знания) проходит в состоянии активности. Во время этого этапа происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом.

Во время третьего этапа происходит «отрыв» учебного образа от учебника, происходит поиск собственных примеров с последующими повторениями и корректировкой примеров.  Домашнее задание является продолжением третьего этапа. Ребятам предлагается создать, подобрать, придумать свой собственный образ и расположить на нём полученную, на уроке информацию. Опыт показывает, дети любят создавать свои образы. Многие из них желают «одухотворить» образ или усложнить схему, используя дополнительный материал.

Цели урока:

1.Обобщить знания об окончаниях имён существительных в родительном и дательном падежах;

2.Формировать навык правописания окончаний существительных в родительном и дательном падежах;

3. Овладеть навыками грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе с помощью информационных образов.

Оборудование:

Рисунок учителя; цветные карандаши; листы для рисования; индивидуальные карточки с заданием; учебник,  гостинец от белочки: орешки.

Ход урока:

  1. Организация.

- Здравствуйте, ребята. Открываем тетради. Записываем сегодняшнее число. Классная работа.

Давайте с вами с помощью кружочка покажем, с каким настроением мы сегодня пришли на урок.

                  (дети рисуют красный или зелёный кружочек)

  1. Минутка чистописания.

 - Сегодня мы проведём упражнения для развития свободных движений руки.

-Запишем скороговорку:

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.

                                 Работа со скороговоркой: Обе ладошки лежат раскрытыми на                                                    

                                 столе. Затем то левая сжимается в кулачок, а правая распрямляется,

                                  то наоборот.

  1. Словарная работа.

- А сейчас мы с вами повторим словарные слова:

Есть слова, подобные птице,

КАРКАЮТ на словарной странице:

                                       тина

                                        тон

           КАР                     ман                           КАР!

                                      тофель

- Запишем слова в тетрадь, выделим орфограмму.

- Взаимопроверка.

  1. Релаксация:

Примите  удобное положение, пусть ничто вам не мешает. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Ещё раз вдох, выдох. Ощутите во всём теле спокойствие, тепло и лёгкость.

Представьте себе, что мы находимся в зимнем лесу. Ярко светит солнышко. Всё вокруг покрыто белым пушистым одеялом. Нелегко приходится обитателям леса в это время года. Трудно из-под снега доставать им корм. Люди приходят на помощь животным и птицам. Школьники вешают для птиц кормушки. Посмотрите, кто прилетел к кормушке? Вот синичка клюёт кусочек сала. Какая она? Рядом утоляет голод снегирь. Рассмотрите его. А вот клёст подхватил орешек и полетел к себе в гнездо. Какой он? А внизу, посмотрите, следы. Кто ещё приходил полакомиться? Это заяц!  А вот белочка.…  Посмотрите, чем она занята? Благодарны пернатые ребятам!!

И мы с вами поблагодарим образы, с  которыми работали. Постепенно каждый в своём темпе возвращаемся в класс. Сделайте вдох, выдох. Ещё раз вдох, выдох. Потянитесь. Медленно открывайте глаза.

  1. Беседа:

                    - Удалось ли вам, что-нибудь увидеть? Поделитесь с нами, что вы увидели,  что представили? (отрезок из картины)

                                                                                                           

               - Перед вами листы для рисования. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте то, что каждый из вас увидел.

                                                    (индивидуальная работа детей 10-15мин)

              - Кто из вас покажет нам свой рисунок и расскажет, что на нём изображено. Почему так?

                                           (опрашивается несколько детей)

              - А вот, посмотрите, я предлагаю вашему вниманию свой вариант рисунка.

  1. Работа над текстом.

            - Послушайте текст.

                                                  Ребята с осени запаслись желудями, шишками ели, семенами берёзы и ольхи, веничками из лебеды.

Кормушку повесили они у самой опушки. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушке и зайцы. Об этом ребята узнавали по следам. У кормушки можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встрече.

        - Как можно его озаглавить?       (варианты ответов, например, «Лесная столовая»). Можно ли дать такое же название нашим рисункам? Почему?

7. Работа по развитию речи.

              -  Ещё раз прочитаем этот текст.

                                                                     (самостоятельное чтение по индивидуальным листочкам).

                 - Когда ребята запаслись желудями, шишками и семенами?

                 - Чем ещё запаслись дети? Что такое лебеда?

                                                                  (при необходимости понятие даёт учитель)

                 - Где они повесили кормушку?

                 - Что значит «опушка»? значение этого слова….                  

                 - Кого ещё кроме птиц можно было увидеть около кормушки?

                 - Как об этом узнавали дети?

                 - Каким было отношение школьников к гостям?

  1. Орфографическая работа.

       

      - На какие орфограммы нам встретились слова?

                                  (называется орфограмма, правило – читаются слова на это правило, если необходимо подбираются проверочные слова).

Возьмём простые карандаши и впишем все пропущенные буквы в словах, кроме выделенных словосочетаний.

                                 (учащиеся работают на индивидуальных листочках)

                                                        Лесная столовая.

Р..бята  с  осен…  запаслись  ж..лудями, ш..шками ели, с..менами  б..рёзы и ольхи, в..ничками из  лебеды.

К..рмушку  повесили они у самой опушк… . Устан..вили  мальчики д..журство и  в любую  п..году по очеред…  навещали  пернатых  друзей.  Приходили к кормушк…  и зайцы. Об этом  р..бята  узн..вали  по сл..дам.  У кормушк…  можно было увидеть

и белку. Школьники  всегда были рады такой встреч…  .

  1. Физкультминутка.

                                  «Чирик-чик-чик!»

Летит над полем птичка                    (взмахи руками)

Чирик-чик-чик!                                  (прыжки в такт слов)

А что несёт синичка?                        (руки разводятся в стороны)

Чирик-чик-чик!

Несёт она травинку.                           (имитация ноши на плече)

Чирик-чик-чик!

Зачем нужна травинка?

Чирик-чик-чик!

Несёт она травинку.

Чирик-чик-чик!

Гнездо совьёт синичка.                      (руки поднимаются вверх)

Чирик-чик-чик!

  1. Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.

- Давайте вспомним, над какой темой мы работали на предыдущих уроках?

- Какие окончания имеют имена существительные в родительном и дательном падежах?

- Кто расскажет правило?

                            Р.п.           Д.п                                    Р.п.                Д.п.

                                    1-е скл.                                               3-е скл.

                             -и              -е                                                   -и

- Выпишем из нашего текста выделенные словосочетания, определим у имён существительных склонение и падеж, вставим пропущенные окончания.

                                                (уч-ся работают цепочкой у доки)

     1скл.Р.п                                                                        3скл. Д.п.

с  осени  запаслись                             по   очереди  навещали

                           1скл. Р.п.                                                                   1скл.Д.п.

повесили у  опушки                           приходили к  кормушке

       1скл.Р.п.

у кормушки  можно было увидеть

                              1скл.Д.п.

были рады  встрече

- Теперь откроем  учебник на странице 104, упражнение 200. и проверим правильно ли мы вставили все пропущенные в словах  орфограммы и  допишем окончания у имён существительных.

  1. Итог урока:

-  Что повторили мы сегодня на уроке? Какие орфограммы?

- О чём нам нельзя забывать в это суровое время года? Как мы можем помочь пернатым и не только?

Молодцы, вы сегодня хорошо работали на уроке. Белочка решила поделиться с вами своими запасами и принесла вам орешки. Угощайтесь на здоровье!!

- Закончился наш урок. Изменилось ли у вас настроение? Какое оно у вас сейчас? Покажите с помощью смайликов.

ВЫВОД:

Целью таких уроков, является цель: помочь учащимся овладеть навыками грамотного письма на уроках русского языка  в начальной школе с помощью информационных образов. Информационный образ это учебный мыслеобраз, сформированный из теоретической информации по теме урока и наложенный на мыслеобраз, используемый учителем в учебной релаксации и органично связанный с темой урока. Этот мыслеобраз, перенесенный учеником на бумагу, служит опорной схемой для запоминания материала урока

Биоадекватное (природосообразное преподавание) - это процесс передачи знаний, умений и навыков путем организованного формирования необходимых единиц сознания - мыслеобразов и реализации заключенной в них энергии. Главным отличием такого преподавания является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней элементов. Суммируясь в личности ученика, они увеличивают его энергетический потенциал. Суммируясь в социуме, они увеличивают уровень пассионарности всего общества. Основной характеристикой биоадекватного преподавания является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего "Я" учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия. Биоадекватное преподавание необходимо с первых ступеней учебы по всем дисциплины.
Задачей биоадекватного (природосообразного) преподавания является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное творческое мышление.
Биоадекватное преподавание сокращает время обучения в 3-5 раз, высвобождает ресурсы здоровья учащегося, приводит к экономии материальных затрат и дает возможность во столько же раз повысить эффективность приобретения знаний и умений за период обучения.

Биоадекватная  релаксационно-активная методика преподавания учебных дисциплин позволяет в короткое время усвоить большие объёмы информации, посредством освобождения от стрессов, негативных воздействий и вовлечения в образовательный процесс всех каналов восприятия и центров удовольствия человеческого организма.

Учёные-физиологи доказали, что в процессе релаксации, являющейся неотъемлемой частью биоадекватной методики, биоритм головного мозга составляет 10-12 колебаний в секунду – максимально благоприятный режим периода для восприятия информации. Восприятие учебной информации закрепляется в активном режиме – это следующий этап в процессе познания. Релаксационно-активная методика базируется на естественных для Биоадекватный метод мышления даёт ученику инструмент для решения учебных задач, для преобразовании полученной информации в цельное живое знание, которое позволяет решать и жизненные проблемы.

человека принципах усвоения информации

Фронтальные, групповые и индивидуальные психолого-педагогические исследования подтверждают высокую эффективность ноосферного образования посредством, гармонизации внутренней сферы учащихся и учителя, улучшения качественных характеристик психических процессов (памяти, внимания, саморегуляции, воображения), раскрытия творческих способностей, повышения мотивации к обучению и качественной успеваемости.

                                                                                                           

Список литературы:

  1. Маслова Н.В. «Ноосферное образование». М,2002.
  2. Пиаже Ж.. «Избранные психологические труды». М, 1994.
  3. «Философия образования». М, 1996.
  4. Белякова О.В. «Методические разработки биоадекватных уроков в начальной школе»
  5. Демидова Т.А. «Природосообразные уроки в начальной школе».