Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. Перспективная начальная школа
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Костинец Галина Алексеевна

Рабочая программа разработана с учетом изменений ФГОС 2015 г. (4 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass_.docx48.3 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол №__________

от «___» ______ 20__  г.

Руководитель ШМО

Большешапова В.В.

_____________________

(подпись)

РЕКОМЕНДОВАНО:

на заседании МС

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол № ________

от «___» _____20 __ г.

Зам. директора по УМР

 Князькова Н.А.

 ___________________

(подпись)

СОГЛАСОВАНО:

 

Зам. директора

 по УВР МБОУ «СОШ № 46»

Лола В.А.

_________________

(подпись)

УТВЕРЖДАЮ:

 

Приказ № ________

от «___» ___ 20 __  г.

Директор МБОУ «СОШ № 46»

Побойко А.В.

_________________

(подпись)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»

для обучающихся 2 классов

Образовательная область «Русский язык и литературное чтение»

                                      Составитель:

Костинец Г.А.

                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                      высшей квалификационной

                                                                                                      категории

2017 г.

Максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет во 2-ом классе — по 136 часов в год (4 часа в неделю).

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

2 класс

  • Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1,3— М.: Академкнига/Учебник.
  • Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
  • Байкова Т.А.,  Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2.  2 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
  • Чуракова Н.А., Каленчук М.Л.,  Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу года обучения представлены по блокам «Обучающийся научится» и «Обучающийся получит возможность научиться», а также в «Ожидаемых результатах формирования УУД».

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Русский язык» к концу 2-го года обучения

        Содержательная линия «Система языка»

        Раздел «Фонетика и графика»

        Обучающиеся научатся:

        • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;

        • соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

        Раздел «Орфоэпия»

        Обучающиеся получат возможность научиться:

        • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;

        • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).

        Раздел «Морфемика и словообразование»

        Обучающиеся научатся:

        • различать изменяемые и неизменяемые слова;

        • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

        • находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

        • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

        • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

        • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);

        • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

        • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);

        • разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

        Раздел «Лексика»

        Обучающиеся научатся:

        • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

        • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

        Раздел «Морфология»

        Обучающиеся научатся:

        • определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;

        • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

        • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;

        Раздел «Синтаксис»

        Обучающиеся научатся:

        • различать предложение, словосочетание и слово;

        • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

        • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

        • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;

        • задавать вопросы к разным членам предложения.

        Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

        Обучающиеся научатся:

        • проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

        • выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

        • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

        • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);

        • различать на письме приставки и предлоги;

        • употреблять разделительные ь и ъ;

        • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

        Содержательная линия «Развитие речи»

        Обучающиеся научатся:

        • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

        • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

        • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

        • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

        • соблюдать орфоэпические нормы речи;

        • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

        • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

        В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

        • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

        • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

        • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);

        • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

        В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

        • выполнять работу по цепочке;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

        • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

        В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

        • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;

        • научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

Содержание учебного предмета

        

2 класс

        Фонетика и орфография.  

        Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]-ды в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а дру[к], ло[ж]ечка ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

        Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

        Правописание сочетаний чк, чн, нч.

        Написание ы или и после ц в разных частях слова.

        Написание частицы не со словами, называющими действия.

        Разграничение на письме приставок и предлогов.

        Написание разделительных ь и ъ.

        Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

        Основные виды учебной деятельности обучающихся:

        Определение в слове количества слогов, определение ударных и безударных слогов.

        Характеристика гласных и согласных звуков.

        Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах, формулирование орфографического правила; упражнения в правильном написании слов.

        Различение периферических звуковых оппозиций (свистящие-шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие-глухие парные согласные), важные для освоения круга орфограмм 2-го класса, связанных с правописанием шипящих, а также звонких-глухих парных согласных.

        Формирование фонематического слуха (звуковая работа), которая приведёт к пониманию многих закономерностей, например: как и почему используются приставки о- и об-; зачем используются Ь и Ъ,  правильное определение корней и окончаний.

        Лексика

        Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

        Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Определение основного представления о слове (форма слова,  изменение по числам и по команде вопросов, родственные слова, многозначные слова и слова-омонимы, слова-синонимы, этимология слова). Понимание смысла ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

Распознавание формы слова и родственных слов. Различение многозначных слов и омонимов.

        

Морфемика и словообразование

        Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

        Корень слова. Понятие о родственных словах.

        Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

        Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

        Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

        Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

        Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение ЭТОГО слова и ДРУГОГО слова; формирование понятия родственных слов и выделение корня слова.

Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания).  Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания.

Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов.

Нахождение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания).

Выделение в слове окончания и основы.

Определение образования слова. Выполнение разбора слова по составу. Определение исторических чередований.

        

Морфология

        Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

        Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

        Изменение слов-названий признаков по числам, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение прямого и переносного значения слова.

Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания).  Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания.

Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов.

        Определение начальной формы слов-названий предметов, слов-названий признаков, слов-названий действий.

        Изменение слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определение их рода.

        Изменение слов-названий признаков по числам, команде вопросов и родам.

Синтаксис

        Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

        Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

        Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

        Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

        Рассмотрение слова в контексте. Различение предложения, словосочетания и слова. Упражнения в нахождении в составе предложения все словосочетания. Определение в словосочетании главного и зависимого слова, постановка вопроса от главного к зависимому слову.

        Оценка значения окончания в слове (связывать слова в предложении).

        Оценка значения предлогов (связывать слова в предложении).

        Определение типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Нахождение в предложении основы (главных членов) и неглавных членов. Постановка вопросов к разным членам предложения.

Лексикография

        Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:        

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим). Ориентировка в алфавитном столбике. Использование словарной информации как справочной и как способ проверки орфограмм. Осознание особенностей каждого вида словаря. Чтение словарной статьи (в толковых и энциклопедических словарях) и понимание системы обозначений и сокращений в словарях.

Работа со 2-ой частью учебника, где размещаются словари.

Проверка правильного написания слов в орфографическом словаре учебника. Выяснение значения слов в толковом словаре учебника. Рассмотрение слов старославянского и древнерусского происхождения в этимологическом словаре учебника. Решение определённых грамматических задач с помощью обратного словаря. Упражнения по произношению слов с помощью орфоэпического словаря.

        

Развитие речи с элементами культуры речи

        Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

        Текст-описание и текст-повествование.

        Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа.

        Определение темы и основной мысли живописного произведения.

        Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

        «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от  адресата и содержания.

        Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Устное и письменное изложение короткого текста. Определение темы текста и основной мысли текста. Составление плана текста и использование его при устном и письменном изложении. Членение текста на абзацы, оформление абзаца на письме.

Употребление формул вежливости в поздравительной открытке и письме.

Устные ответы на вопросы по произведению живописи (сравнение содержания и названия живописного произведения, тема произведения и основное переживание автора, обнаружение сходств приёмов, которыми пользуются поэты и художники).

        Словарь

        Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

Тематическое планирование

2 класс (136 ч)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Повторение материала 1 класса. Главное сокровище библиотеки Анишит-Йокоповны  (9 ч)

1

Толковый словарь

1

2

Обратный словарь

1

3

Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно».

1

4

Словарь «Происхождение слов»

1

5

Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка

1

6-7

Главные и неглавные слова в предложении

2

8

Развитие речи. Предложение. Что такое текст

1

9

Диктант по теме «Повторение»

1

Морфология и словообразование (23 часов)

10

Р.н.о. Окончания слов-названий предметов

1

11-12

Что такое словосочетание

2

13

Основа слова и его окончание

1

14

Основа слова и его окончание. Нулевое окончание

1

15

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний

1

16

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменяемых слов-предметов

1

17

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний

1

18

Слова-названия предметов разного рода

1

19

Слова-названия предметов разного рода

1

20

Слова-названия предметов разного рода

1

21

Развитие речи .Текст. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне»

1

22

Слова-названия предметов разного рода

1

23

Слова-названия предметов разного рода

1

24

Слова-названия предметов разного рода

1

25

Начальная форма слова

1

26

Начальная форма слова

1

27

Начальная форма слова

1

28

Это слово и другое слово

1

29

Развитие речи .Устное изложение «Утята»

1

30

Слово и формы этого слова. Родственные слова

1

31

Контрольный диктант за I четверть с грамматическим заданием

1

32

Р.н.о. Закрепление по теме «Состав слова»

2

Лексика (7часов)

33

Слова, у которых несколько значений

1

34

Развитие речи .Тема и основная мысль текста

1

35

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся

1

36

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся

1

37

Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся

1

38

Слова и их дальние родственники

1

39

Развитие речи .Тема и основная мысль текста

1

Фонетика и орфография (25 часов)

40-42

Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме

3

43

Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме

1

44

Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме

1

45-46

Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме

2

47

Развитие речи. Работа с картиной Т. Мавриной «Костер во дворе»

1

48-49

Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

2

50-51

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук

2

52-53

Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»

2

54

Контрольное списывание

1

55

Повторение по теме «Лексика»

1

56

Повторение по теме «Орфография»

1

57

Повторение по теме «Синтаксис»

1

58

Развитие речи . Письменное изложение

1

59

Р.н.о. Повторение по теме «Орфография»

1

60

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

61

Работа над ошибками. Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук

1

62

Развитие речи. Как написать поздравление

1

63

Повторение по теме «Орфография»

1

64

Задание для членов клуба «Ключ и заря»

1

Морфология (10 часов)

65

Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы

1

66

Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы

1

67-68

Учимся определять начальную форму слов.

2

69

Учимся определять начальную форму слов.

1

70

Развитие речи. Что мы знаем о тексте

1

71-73

Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов

3

74

Проверочная работа по теме «Морфология»

1

Морфемика и словообразование (44 часов)

75

Как делаются слова. Что такое суффикс (суффикс слов, называющих предметы)

1

76-77

Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы

2

78

Написание буквосочетаний ЧН, ЧК

1

79

Суффикс слов, называющих предметы и признаки

1

90

Развитие речи. Деление текста на части

1

91-92

Суффикс слов, называющих предметы и признаки

2

93

Суффикс слов, называющих предметы и признаки

1

94

Суффиксы слов. Проверочная работа

1

95-96

Суффиксы слов, называющих предметы

2

97-98

Что такое обращение

2

99-100

Образование слов с помощью приставки

2

101

Развитие речи. Азбука вежливости. Поздравительная открытка

1

102

Контрольный диктант с грамматическим заданием за III четверть

1

103-105

Написание частицы НЕ со словами, называющими действия

3

106

Проверочная работа по теме «Правописание частицы НЕ»

1

107

Р.Н.О. Написание частицы НЕ

1

108-109

Состав слова

2

110

Развитие речи. Как писать изложение

1

111-113

 Образование слов с помощью приставки и суффикса

3

114

Правильное употребление приставок в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать»

1

115

Правильное употребление приставок в словах

1

116-117

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

2

118

Развитие речи. Типы текстов.

1

Фонетика и орфография (18 часов)

119

Разделительный Ь

1

120

Разделительный Ъ

1

121-123

Написание разделительных Ь и Ъ

3

124-125

Написание разделительных Ь и Ъ

2

126

Развитие речи . Письменное изложение

1

127

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

1

128-130

Правописание непроизносимых согласных.

3

131

Итоговая контрольная работа за II полугодие

1

132

Работа над ошибками. Правописание непроизносимых согласных.

1

133

Контрольное списывание

1

134-135

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

2

136

Задание для членов клуба «Ключ и заря»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню под...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК Перспективная Начальная школа

Рабочая программа по русскому языку 1 класс. УМК ПНШ...

Рабочая программа по Русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по Русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждения...