Единые требования к проведению разборов (русский язык).
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Бавина Анна Юрьевна

Единые требования к проведению разборов (русский язык).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinye_trebovaniya_k_provedeniyu_razborov_russkiy_yazyk.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Единые требования к проведению морфологического,

фонетического и синтаксического разборов

Фонетический разбор слова

  1. Сколько в слове слогов, какой по счету ударный?
  2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
  3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  4. Количество звуков и букв в слове.

Образец:

Морковь — 2 слога, 4 согл., 2 гл.

м — [м] - согл., сонорн., парн., тв.

о — [о] - гласн., безударн.

р — [р] - согл., сонорн., парн., тв.

к — [к] - согл., парн., глух., парн., тв.

о — [о] - гласн., ударн.

в — [ф] - согл., парн., глух., парн., мягк.

ь —_______

7 букв, 6 звуков

Морфологический разбор имени существительного

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (Им. п., ед. ч.).
  3. Постоянные признаки:

— собственное или нарицательное;

— одушевленное или неодушевленное;

— род;

— склонение.

  1. Непостоянные признаки:

— падеж;

— число.

  1. Роль в предложении.

Образец:

Легкий мороз покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз — сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 1 скл., Им. п., ед. ч., подлежащее.

Лужицу — сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., В. п., ед. ч., вт. член.

Морфологический разбор имени прилагательного

1.  Часть речи.

2.  Начальная форма (ед. ч., м. р., Им. п.).

3.  Непостоянные признаки:

— число;

— род (только в ед. ч.);

— падеж.        

  1. Роль в предложении.

Образец:

 Я вышел из душной комнаты.

Из душной (комнаты) — прилаг., душная, ед. ч., ж.р., Род. п., вт. член.

Морфологический разбор глагола

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Постоянные признаки:

— вид;

— спряжение.

  1. Изменяемые признаки:

— число;

— время;

— лицо (есть только у глаголов в настоящем и будущем времени);

— род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

  1. Роль в предложении.

Образец:

Мы уходим все дальше и дальше в лес.

Уходим — глаг., неопр. ф. уходить, 2 спр., мн. ч., наст, вр., 1 лицо, сказуемое.

Морфологический разбор местоимения

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (Им. п.).
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

Образец:

Пес бежит за ней, ласкаясь.

За ней — местоимение, нач. неполн. ф., 3 л., ед. ч., ж.р., Тв. п., вт. член.

Порядок разбора слова по составу

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
  2. Выдели основу слова.
  3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
  4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
  5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

Разбор предложения

  1. Какое предложение по цели высказывания?
  2. Какое предложение по интонации?
  3. Распространенное оно или нераспространенное?
  4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
  5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
  6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
  7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
  8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

Образец:

После тёплых дождей в лесу пошли грибы. (повествоват., невосклиц., распростр.)

Что? Грибы — это подлежащее.

Грибы (что сделали?) пошли. — Это сказуемое.

От подлежащего вопрос задать нельзя.

Задаем вопрос от сказуемого.

Пошли (г д е ?) в лесу — это вт. член., обстоятельство места.

Пошли (когда?) после дождей — это вт. член., обстоятельство времени.

После дождей (каких?) тёплых — это вт. член., определение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблицы требований предметных результатов по русскому языку 1-4 классы ПНШ

Методическая разработка направлена на отслеживание учебных успехов младших школьников  Разработка была представлена на городском методическом семинаре....

Консультация Виды разбора. Русский язык

Правильное оформление на письме различных видов разборов в русском языке....

Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа

Требования к современному уроку русского языка  в условиях  реализации ФГОСа...

Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.

В  современной  начальной  школе  сегодня  ребенка  уже  недостаточно  обучить  только  чтению, счету  и  письму. Его  необходимо ...

Требования к проведению разборов по русскому языку

Требования к проведению разборов по русскому языку...