сочинение по картине в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Исаева Елена Петровна

 План урока, презентация к уроку по теме "Сочинение по картине Юона "Мартовское солнце"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Фёдорович Юон Великие русские художники

Слайд 2

Константин Фёдорович Юон – один из замечательных русских живописцев. Рисовать Юон начал с 8 лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А.Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан.

Слайд 3

Юон очень любил весну и зиму.Он писал: «Я искал новые краски в природе – в русской зиме и весне».

Слайд 4

Зима

Слайд 5

Полдень. Конец зимы

Слайд 6

Русская зима

Слайд 7

Троицкая лавра зимой

Слайд 8

Чёрные берёзы

Слайд 9

Мартовское солнце



Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка  по теме  «Сочинение по картине К.Д. Юона  «Мартовское солнце».

 Цель урока:  

  1. познакомить с жизнью и творчеством великого русского художника Константина Фёдоровича Юона; 
  2. формировать у учащихся умение наиболее точно,  правдиво и ярко описывать картину, связно строить текст  в определённой композиционной форме; 
  3. развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; 
  4. создать условия для воспитания эстетического восприятия произведений искусства, развитию чувства прекрасного, любви к природе, к Родине.

Оборудование:  мультимедийная  презентация к уроку, слайды, презентация  к уроку, карточки с опорными словами на каждой парте, музыка на компьютере, рисунки подснежников, книжечки с пословицами и загадками о весне.

Методические приёмы: выразительное чтение стихотворений; индивидуальные сообщения; анализ иллюстрации картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»; слушание музыки П.И.Чайковского  «Времена года. Март»; подборка детьми пословиц и загадок о весне, оформленных книжечкой; работа над лексическим значением слов; написание сочинений детей на рисунках подснежника.

                                                      Ход урока.

1  Сообщение темы и целей урока.  

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце» с использованием опорных слов

- Судя по названию картины, о каком времени года пойдет речь? Какие основные особенности марта  вы знаете?    

Ученики: Тает снег, прилетают первые птицы – грачи, солнышко греет сильнее. Март - месяц перехода от зимы к весне, когда на улицах еще лежит снег, сугробы покрываются ледяной темнеющей коркой, а солнце начинает заметно пригревать.

 - Учитель: Март – это особый месяц, когда весна только вступает в свои права. На обочинах еще лежит подтаявший снег. Он нежится в лучах мартовского солнца, весело смеется – и незаметно тает. Деревья радуются приходу весны, но они пока еще не готовы обзавестись роскошной листвой. Просто все понимают, что мартовское солнце – это обманчивая теплота, которая не готова радовать собою долго.

2 Знакомство с биографией и творчеством К.Ф. Юона.

Одним из таких великих художников был Константин Фёдорович Юон (СЛАЙД)

К.Ф. Юон родился в 1875 году и умер в 1958г. Судьба всячески благоволила Юону, Он прожил долгую жизнь - 83 года.   Детство его прошло на московской окраине в Лефортово,  одном  из самых интересных районов старой Москвы. Неизгладимое впечатление произвело на него посещение Третьяковской галереи, после которого он твердо решил стать художником и поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Там его учителями были такие выдающиеся художники, как И. И. Левитан, К. А. Коровин, А. М. Васнецов, К. А. Савицкий. Ему было присвоено звание народный художник СССР.  

   И хотя Юон вошел в историю русского искусства многогранным художником, наибольший интерес представляет творчество Юона-пейзажиста, он обогатил  живопись новым архитектурным пейзажем, своеобразным изображением природы Подмосковья, старой русской провинции.        

- Ребята, а что такое пейзаж?  (Это картины природы). А художника,   который пишет пейзажи,   называют – пейзажист.                             

3 Рассматривание картины.

--Сегодня мы будем писать сочинение по его картине, которая называется «Мартовское солнце».

--Перед вами сейчас предстанет репродукция картины, давайте сначала вспомним, что такое репродукция?  

Репродукция – это уменьшенная копия картины.  

Что привлекло ваше внимание на переднем плане? (деревенские ребятишки на лошадях)

--А ещё кого  видите в центре картины? (жеребёнок резвится,   весь в снегу,   собака с ним играет)

--Какое у них настроение? (радостное, весёлое, счастливое)

Что ещё  изобразил художник?( деревья)

-- Опишите деревья.  (Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви, тянутся к солнцу).

- Что можете сказать о снеге?  (синеватый, осевший, потемнел, подтаял)

- Большое место в картине отведено изображению снега. Но снег у художника не просто белый, он переливается всеми цветами: то  ослепительно сверкает на солнце, поражая белизной, то переходит в  густые сине - фиолетовые тона.

--Как художник изобразил небо? (Ясное, голубое, высокое, чистое, оно большое-большое, без конца и без края).

--Изображено ли на картине само солнце?   (Нет).

--Каким образом автор показал его присутствие? Его на картине нет, но  виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг.  

-Как думаете, какой воздух? (Прозрачный, легкий, чистый, свежий, морозный).        

--  Можете представить, чем пахнет весна на картине? (свежестью, талым снегом, первой водой,  лошадками)

--Что изображено на заднем плане? ( Деревенская улица, уходящие вдаль дома на пригорке.  Пригорок,   – это небольшой холм, бугор. )

4 Составление  плана.

--А сейчас мы с вами составим план нашего сочинения. Чтобы составить план, надо подумать, какой тип текста мы будем писать. 

Ученики: это тип текста описание, потому что мы будем описывать картину, к тексту можно задать вопрос КАКОЙ?

--Сколько частей будет в нашем плане?

Ученики:  В нашем тексте будет 3 части.

--Какие?

Ученики:  Вступление,  основная часть и заключительная.

 --О чём будем писать во вступительной части? С чего начнём наше сочинение?

Ученики:  Слово о художнике. К.Ф.Юон – мастер пейзажа.  Его картины природы жизнерадостны,   праздничны.

--О чем будем писать в основной части?

Ученики: Будем описывать картину.

-- С чего надо начать описание пейзажа?

Ученики:  Надо сказать,  что на картине художник изобразил время года – раннюю весну, а затем описывать то, что на переднем плане, затем в центре, а затем на заднем плане.  

--А в заключении?

Ученики:   Моё отношение  к картине или какое настроение вызывает картина.  

                            План.

І   К.Ф. Юон -  мастер пейзажа.

ІІ  Описание картины:

  1. пробуждение природы.
  2. жанровая сценка;
  3. деревья – великаны;
  4. описание снега;
  5. изображение неба, солнца, воздуха;
  6. деревенская  улица.

ІІІ  Моё отношение к картине.

5 Слайд с опорными словами

І   К.Ф. Юон -  мастер пейзажа.

написал много,  жизнерадостны, праздничны

ІІ  Описание картины:

  1. время года;

ранняя весна,  время пробуждения природы,

2) жанровая сценка;

деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка,  приносят жизнь,  движение

3) деревья;

высокие,  белоствольные красавицы -  берёзы;  тополя, величаво раскинувшие свои ветви, тянутся к солнцу

4) снег;

синеватый, подтаял, осел, видны голубые тени

5) небо,

голубое,  ясное, высокое, чистое, большое – большое, без конца и края

 солнце,

 виден розоватый, золотистый свет,  пронизано все вокруг  

          воздух;

прозрачный, чистый, свежий,

6)деревенская улица.

вдали на пригорке, добротные дома

ІІІ  Моё отношение к картине.

6  Рассказ учащихся по плану.

      К.Ф. Юон – мастер пейзажа. Он написал очень много красивых картин о природе. Его картины праздничны,  жизнерадостны.

         На картине «Мартовское солнце» Юон изобразил раннюю весну – время пробуждения природы. Снег лежит ещё повсюду, но  уже потемнел, осел. Он переливается всеми  цветами. На снегу видны голубые тени от деревьев. Белоствольные  берёзки и тополя стоят,  как великаны. Они тянутся своими ветвями к солнцу. Солнца на картине нет,  но повсюду виден его сияющий свет. Небо голубое, высокое, чистое.   Оно большое – большое, без конца и без края. Воздух чистый,  прозрачный,  свежий. Внимание привлекают деревенские ребятишки,  скачущие на лошадях. Весело резвится жеребёнок, с ним играет собачка. Вдали на пригорке стоят большие добротные дома.

 У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

--- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске.

У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

 Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде картины ранней весны.

Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первое пробуждение природы.

7 Самостоятельная работа.

8  Итог урока.



Предварительный просмотр:

На картине "Мартовское солнце" К. Юон изобразил весну, время, когда пробуждается природа. Земля ещё покрыта снегом, но он уже потемнел и отяжелел. Во всём чувствуется весна! Стройные берёзки тянутся к солнцу. На картине его не видно, но всё наполнено ярким светом - крыши деревенских домов, верхушки деревьев. По ярко-голубому небу плывут лёгкие облака. Воздух чист и прозрачен. Картина наполнена движением, по деревенской дороге весело скачут на лошадях мальчики. Не только люди, но и животные радуются приходу весны - позади ребят играют пёс и жеребёнок.  Мне очень понравилась картина, так как на ней изображено моё любимое время года.

Мартыненко Катя

На картине К. Юона "Мартовское солнце" изображена ранняя весна, время, когда пробуждается природа.  Небо на картине сине-голубое и по нему плывут белые и розовые облака. Окраска неба придаёт весеннее настроение. Солнца не видно, но на снегу заметен золотистый свет лучей. И оно светит так ярко, что слепит глаза. Деревья изображены огромные и высокие, а в центре картины расположились стройные белоствольные берёзы. Снег отяжелевший от солнечных лучей и, поэтому осел и стал немного сероватым. На нём видны падающие от деревьв синеватые тени. Воздух чистый, прозрачный и ещё слегка морозный, но уже чувствуется приход весны. На картине изображены люди, которые едут на лошадях, а рядом с ними маленькая собачка. Чувствуется хорошее настроение в этот мартовский день.     Мне картина понравилась тем, что художник изобразил очень красивый пейзаж, и я очень люблю раннюю весну.

Демко Инна

На картине "Мартовское солнце" К. Юон изобразил весну, время, когда пробуждается природа.                Весной небо сине-голубое, весенние розовые облака быстро мчатся по небу.   Огромные высокие деревья, белоствольные берёзы, могучие тополя радуются приходу весны, они бросают на снег свои длинные синеватые тени.  Снег  отяжелевший,  начал подтаивать. Воздух прозрачный и чистый.  Люди наполняют движением всю картину. Деревенские ребятишки скачут на лошадях. Мне картина понравилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.

В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения....

Урок русского языка во 2 классе. Сочинение по картине "Зимние забавы».

Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Обучающее сочинение по картине. 4 класс

Презентация разработана для учащихся 4 класса. Обучающее сочинение по картине В.М. Васнецова "Алёнушка".Цели: Формировать умения строить описание человека (персонажа)Формировать умения использовать пр...

Тема: написание сочинения по картине «Кружевница» Класс 4

Тема: написание сочинения по картине «Кружевница»Класс 4Учебник «Русский язык. 4 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, стр.130, упр.247Цель:- продолжать работу по формирован...

Учисмя писать сочинение по картине, 4 класс

Учимся составлять рассказ по картине И. Левитана "Весна. Большая вода"...