Главные вкладки

    Путешествуем по Оренбургской области. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Колесникова Татьяна Николаевна

    Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" посвящён повторению правил написания окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по русскому языку,

    проведённый для слушателей

    курсов повышения квалификации

    при ООИПКРО ОГПУ

    в 4 классе «В»

    Учитель:

    Колесникова Татьяна Николаевна


    Тема:   Путешествуем по Оренбургской области.

            Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных.

    Цели:

    1. Закреплять умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных разных склонений, используя проверочные слова.

    2. Развивать орфографическую зоркость и умение решать орфографические задачи.

    3. Расширять кругозор учащихся.

    4. Пробуждать интерес к родному краю, его природе, достопримечательностям.

    Оборудование: проектор, интерактивная доска.

    ИКТ: презентация «Путешествие по Оренбургской области»

    ХОД УРОКА.

    1. Организационное начало.

    - Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Для чего люди путешествуют? (Чтобы получить новые впечатления, знания, расширить свой кругозор).

    - Прежде чем отправиться в путешествие, определим своё настроение и желание работать. Выберите карандаш нужного цвета в соответствии с лепестками цветка и на полях этим карандашом отметьте своё желание работать по 10-балльной шкале.

    - То место, куда мы отправимся, описано в стихотворении Рэма Герасимова.

            На карте – с ладонь или даже поменьше,

            А пешим – попробуй его обойди!

    Смотри: бесконечные-бесконечные

    Всё степи да степи бегут впереди.

    А реку… Как реку мне выразить словом?

    Я лучше сравнения не отыскал –

    По жёсткой руке Оренбуржья родного,

    Как синяя жилка, струится Урал…

    - Куда же мы отправляемся? (В путешествие по Оренбургской области).

            Слайд 1

    2. Повторение. Актуализация опорных знаний.

    - Какую дату отмечает наша область в этом году? (75 лет образования.)

    - Оренбургская область – официальное название места, где мы живём. А как вы можете назвать свой край?

    Слайд 2

            Оренбуржье, степной край, уральская земля, казачий край, сиреневый город.

    - Запишем эти словосочетания, проведём орфографический разбор.

    - Итак, отправляемся в путешествие по Оренбургской земле.

    - На чём можно путешествовать?

            На автобусе, на автомобиле, на велосипеде, на самолёте, на поезде, на теплоходе, на воздушном шаре.

    - Что объединяет автобус, автомобиль, велосипед, самолёт, поезд, теплоход, воздушный шар?

    - Что объединяет эти слова как части речи? (Это имена существительные единственного числа, мужского рода, 2 склонения)

    - На какие склонения можно разделить все имена существительные? (1, 2,3 склонения).

    - Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?

            Таблица. Слайды 3-6

    Род

    М.р.

    Ж.р.

    М.р.

    Ср.р.

    Ж.р.

    Окончание

    -а     -я

    - о, -е

    Склонение

    1

    2

    3

    - Что общего в записи слов на доске?

            Слайд 7

    На автобус…, на автомобил…, на велосипед…, на самолёт…, на поезд…, на теплоход…, на воздушном шар….

    (Окончания обозначены «окошками», т.к. это орфографические задачи).

    - Как вы думаете, о чём мы поговорим на уроке? (Об именах существительных, о том, как решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных различных склонений).

    - Умеем ли мы справляться с данной задачей?

    - Как мы решаем орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных?

    (Определяем склонение имени существительного, определяем падеж имени существительного, вспоминаем проверочное слово нужного склонения, ставим проверочное слово в нужный падеж, узнаём окончание в проверочном слове, вставляем безударное окончание в проверяемое слово).

    - Решите орфографические задачи, поставленные перед вами. (Устно).

            Слайды 8-12

    3. Работа по теме.

    - Наша первая остановка. Её название скрыто в шараде.

            Мой первый корень – в слове ВОДНЫЙ,

            Второй – ОХРАННИК подарил.

            Суффиксы мои встречали вы в словах: ВОЗИЛ, ДОМИЩЕ.

            Лишь окончание мне подбери –

            Получишь ты большой запас воды.

    - Какое слово получилось? (Водохранилище)

    - Запишем это слово в тетрадях и разберём по составу.

    - На территории нашей области расположено Ириклинское  водохранилище.

            Слайд 13

    Сообщение ученика.

    - Ириклинское водохранилище считается настоящей жемчужиной оренбургской природы. Водохранилище создано в 1958 году в Ириклинском ущелье и представляет собой глубоководное горное озеро со скалистыми берегами и многочисленными заливами.

    Слайд 14

    Длина водохранилища с севера на юг – 73 км, протяжённость береговой линии около 415 км.

    Средняя глубина 12 м при максимальной глубине у плотины до 38 м.

    Слайд 15

    Ириклинское водохранилище отличается высокой прозрачностью воды: летом – до 600см, зимой – до 950 см. С 60-70 годов ХХ века стало популярным местом отдыха и туризма.

            

    - Послушайте впечатления  туристов о водохранилище. Выпишите имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении.

            Дыхание близкой знойной пустыни и прохладу суровой Сибири, штиль и шторм, ковыльный и морской простор-все это дарит нам Ириклинское водохранилище. Рукотворный водоем окружен ожерельем живописных скал, песчаных пляжей, родников со студеной водой.

    - Определите морфологические признаки имен существительных. Объясните написание безударных окончаний.

    Слайд 16

    - Где расположено Ириклинское водохранилище? (На востоке области).

    Запись: Ириклинское водохранилище расположено на востоке Оренбургской области.

    - Найдите словосочетания, в которых главным словом является имя существительное.

            Ириклинское водохранилище, Оренбургской области.

    - Обозначьте главные и зависимые слова.  (На доске)

    - Определите тип связи. (Согласование.)

    - Найдите словосочетания, в которых главным словом является глагол.

            Расположено на востоке.

    - Обозначьте главное и зависимое слово. (На доске)

    - Определите тип связи. (Управление).

    4. Физминутка.

    5. Продолжение работы.

    - Отправляемся на другое знаменитое озеро. Как вы думаете, какое? (Озеро Развал в Соль-Илецке.)

            Слайд 17

    Сообщение ученика.

    - Около города Соль-Илецка весной 1906 года небольшая речка Песчанка разлилась на несколько километров. Вода затопила места старых открытых разработок соли. Впоследствии здесь образовались соленые озера. Вода озера Развал  имеет желтоватый цвет, на вкус она горько-соленая. Насыщенность воды озера солью не уступает Мертвому морю — ни одно живое существо не может в ней жить. Плотность воды озера больше плотности человеческого тела. Можно сколько угодно времени лежать на водной поверхности, держать в одной руке книгу или газету, а в другой зонтик от солнца, зная, что внизу находится водная толща в 20 метров.

            Слайд 18

    - Составьте такое предложение о солёном озере, которое рассказало бы и о местоположении озера и о его необычности.

            На юге области раскинулось уникальное соленое озеро Развал.

    - Определите «опасные места», прежде чем записывать это предложение.

    - Запишем предложение и выделим орфограммы. (На доске)

    - Отправляемся за запад области. Послушайте стихотворные строки Владимира Одноралова и догадайтесь, в какое место мы попадём.

            Как светло меж сосен корабельных!

    Но живущий от морей вдали,

    Никогда не видывал на деле

    Из деревьев этих корабли.

    Слайд 19

    Говорят, на мачты и оснастку

    Подошла пахучая сосна,

    И пути матросов коренастых

    Чем-то, значит, радует она?!

    Может быть на горизонтах мглистых

    Морякам крылатых кораблей

    Снится бор, зелёный и смолистый,

    На родной, незыблемой земле.

    - Итак, мы в Бузулукском бору.

    Слайд 20

    Сообщение ученика.

    - Среди широких и привольных степей зеленым оазисом раскинулся Бузулукский бор. Растительный мир бора отличается большим разнообразием, В нем более 650 видов растений. Отдельные участки заняты смешанными насаждениями: встречаются дубовые и березовые рощи, липовые, кленовые, вязовые, осиновые, ольховые и другие лесные сообщества. В заповедных лесах бора растут сосны, достигающие более 35 метров высоты. В Бузулукском бору встречается 39 видов млекопитающих, 144 вида птиц, 8 видов пресмыкающихся, 4 вида земноводных, 23 вида рыб и около 800 видов насекомых.

    - Отправимся на прогулку по бору.

    Слайд 21

    - Обратите внимание на карточки со словосочетаниями.

    - Вставьте буквы в окончания. Как будете действовать? (Определяем склонение имени существительного, определяем падеж имени существительного, вспоминаем проверочное слово нужного склонения, ставим проверочное слово в нужный падеж, узнаём окончание в проверочном слове, вставляем безударное окончание в проверяемое слово).

            Слайд 22

    Карточки: Добирался от дорог … по тропинк… , ехал вдоль опушк … лес …., бегал по лужайк …., прыгал от ел … к сосн…. .

    - Определите склонение и падеж каждого имени существительного.

            

    Взаимопроверка.

    Слайд 23

    6. Итог урока.

    - Возвращаемся в начальную точку путешествия. Прежде чем вернуться домой, определим своё настроение и эффективность работы на уроке. Выберите карандаш нужного цвета в соответствии с лепестками цветка и на полях этим карандашом отметьте эффективность своей работы на уроке по 10-балльной шкале.

    - Почему вы выбрали этот цвет и поставили такую оценку?

    - Чем полезен был сегодняшний урок?

    - Почему, бывая в путешествиях мы с радостью возвращаемся домой?

    - Закончить наш урок хочется словами  Светланы Поповой.

    Я с городом своим обручена:

    С покатой крышей Караван-Сарая,

    Где солнце отражается, играя,

    И смотрится восточная луна.

    Я с городом своим обручена.

    Зимою это чувствую острее,

    Наверно, потому, что сердце греет

    В любой мороз родная сторона.

    Слайды 24-25

    - Хочу обратить ваше внимание на подборку книг об Оренбургском крае. Если вы заинтересовались его историей, достопримечательностями, то сможете найти эти книги в школьной библиотеке.


    Добирался от дорог … по тропинк… , ехал вдоль опушк … лес …., бегал по лужайк …., прыгал от ел … к сосн…. .


    Добирался от дорог … по тропинк… , ехал вдоль опушк … лес …., бегал по лужайк …., прыгал от ел … к сосн…. .


    Добирался от дорог … по тропинк… , ехал вдоль опушк … лес …., бегал по лужайк …., прыгал от ел … к сосн…. .


    Добирался от дорог … по тропинк… , ехал вдоль опушк … лес …., бегал по лужайк …., прыгал от ел … к сосн…. .


    Добирался от дорог … по тропинк… , ехал вдоль опушк … лес …., бегал по лужайк …., прыгал от ел … к сосн…. .


    Добирался от дорог … по тропинк… , ехал вдоль опушк … лес …., бегал по лужайк …., прыгал от ел … к сосн…. .


    Добирался от дорог … по тропинк… , ехал вдоль опушк … лес …., бегал по лужайк …., прыгал от ел … к сосн…. .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.

    Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...

    Урок русского языка по теме ". Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных." 4 класс УМК"Гармония"

    Цель. Обучить способу действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Задачи. 1.Формировать у учащихся представление о способе действия для решения орфографи...

    Урок русского языка в 4 классе по теме «Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов» УМК "Гармония"

    Урок закрепления знаний, проводится коллективная , парная и самостоятельная работа, с использованием презентации....

    Урок русского языка "Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных"

    Урок разработан по УМК "Гармония" в 4 классе в соответствии с рекомендациями ФГОС, в конспекте указаны планируемые результаты (формируемые УУД), деятельность учителя и деятельность учащихся....

    методическая разработка урока русского языка "Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных"

                                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«...

    Презентация к уроку русского языка "Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных"

    Презентация к уроку русского языка "Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных"...

    Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

    Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...