методическая разработка урока русского языка "Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Явкина Валентина Алексеевна

                                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»

 

 

 

                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока по русскому языку

 

«Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных»

 

4 класс

УМК «Гармония»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Явкина Валентина

                                                                          Алексеевна

 

                                                                        учитель начальных классов

                                                                        Категория: высшая

 

 

 

 

 

 

 

Братск

2013

 

 

Пояснительная записка

 

Автор: Явкина Валентина Алексеевна.

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»

Предмет: русский язык.

Класс: четвёртый

 Тема:  Решение орфографических  задач в  безударных падежных окончаний    имён  существительных.

Цели:

Образовательные:

  • на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;
  • составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научить пользоваться им.

 Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;

 Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку;
  • воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: комбинированный урок  с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: коллективная деятельность по решению проблемы, индивидуальные задания, дифференцированные задания, групповая работа.

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко учебник русского языка для 4 класса.

Время реализации занятия: 40 минут.

Авторский медиапродукт:

·        мультимедийная компьютерная разработка урока в виде презентации в программе POWER POINT;

·        технологический сценарий занятия;

Дидактическая цель: создать условия для развития творческой исследовательской деятельности средствами технологии проблемного обучения и принципа цикличности познания.

Технологии:  технология проблемно-поискового обучения, технология развития критического мышления на уроке русского языка.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. 

Методы познания: проблемный, сравнительный, наблюдение,

проектирование, моделирование, анализ.

 

 

 

 

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

·        возможность эффективного индивидуального подхода к работе учащихся на уроке (индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения):

·        интенсификация учебно-воспитательного процесса ( автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала;

·        повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

·        формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);

·        развитие понятийного мышления за счёт возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.

Оборудование и материалы для занятия:

·        компьютер, компьютерная система Microsoft Windows XP, медиапроектор, экран;

·        учебник русского языка;

·        презентация;

·        листы-пособия для работы в группах;

·        опорная схема склонений имён существительных;

·        карточки со словами-ключами;

·        опорная схема алгоритма проверки безударных падежных окончаний имен существительных;

·        карточки с разноуровневыми заданиями;

На уроке  используется презентация. Она состоит из 27 слайдов (среда POWER POINT). Это  позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет  реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения вопросов. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.

Использование презентации  оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»

        

Конспект открытого урока по русскому языку

«Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных»

4 класс

УМК «Гармония»

                                                                             Явкина Валентина

                                                                       Алексеевна

           учитель начальных классов

         Категория: высшая

Братск

2013

Пояснительная записка

Автор: Явкина Валентина Алексеевна.

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»

Предмет: русский язык.

Класс: четвёртый

 Тема:  Решение орфографических  задач в  безударных падежных окончаний    имён  существительных.

Цели:

Образовательные: 

  • на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;
  • составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научить пользоваться им.

 Развивающие: 

  • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;

 Воспитательные: 

  • прививать интерес к родному языку;
  • воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: комбинированный урок  с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: коллективная деятельность по решению проблемы, индивидуальные задания, дифференцированные задания, групповая работа.

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко учебник русского языка для 4 класса.

Время реализации занятия: 40 минут.

Авторский медиапродукт:

  • мультимедийная компьютерная разработка урока в виде презентации в программе POWER POINT;
  • технологический сценарий занятия;

Дидактическая цель: создать условия для развития творческой исследовательской деятельности средствами технологии проблемного обучения и принципа цикличности познания.

Технологии:  технология проблемно-поискового обучения, технология развития критического мышления на уроке русского языка.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.  

Методы познания: проблемный, сравнительный, наблюдение,

проектирование, моделирование, анализ.

 

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • возможность эффективного индивидуального подхода к работе учащихся на уроке (индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения):
  • интенсификация учебно-воспитательного процесса ( автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала;
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  • формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);
  • развитие понятийного мышления за счёт возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.

Оборудование и материалы для занятия:

  • компьютер, компьютерная система Microsoft Windows XP, медиапроектор, экран;
  • учебник русского языка;
  • презентация;
  • листы-пособия для работы в группах;
  • опорная схема склонений имён существительных;
  • карточки со словами-ключами;
  • опорная схема алгоритма проверки безударных падежных окончаний имен существительных;
  • карточки с разноуровневыми заданиями;

На уроке  используется презентация. Она состоит из 27 слайдов (среда POWER POINT). Это  позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет  реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения вопросов. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.

Использование презентации  оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.

                                                     План урока

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Организационный момент.

Игровое целеполагание.

Проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

Работа в тетрадях.

Проверка знаний об имени существительном.

2 мин.

2.Актуализация знаний.

Беседа.

Повторение знаний о склонении имён существительных.

Восприятие, диалог с учителем, нахождение «лишнего» по типу склонения, работа в тетрадях.

2 мин.

3.Постановка учебной задачи.

Лекция-беседа по заданной проблеме. Наблюдение за деятельностью учащихся

Групповая работа.

5 мин.

4.Физминутка.

Показ образца выполнения.

Выполнение совместно с учителем.

1 мин.

5.Открытие нового знания.

Беседа по определению способа проверки.

Проверка по учебнику. Выполнение задания.

10мин.

6.Алгоритмизация полученного знания.

Беседа по составлению алгоритма нового знания

Восприятие.

запоминание

3мин.

7.Первичное закрепление.

Сообщение задания.

а) тест

б) графический диктант

Отработка навыка правильного выбора окончания.

10мин.

8.Диагностика.

Тестовые задания по проверке нового знания. Дифференцированная работа

Выполнение заданий по выбору (2 уровня сложности)

4мин.

9.Итог урока.

Беседа-диалог.

Выставление оценок с комментарием.

Диалог с учителем

Решение орфографической задачи

1 мин.

10.Домашнее задание.

Разъяснение задания

Запись в дневник

1 мин.

11. Рефлексия

Работа с условными знаками

1 мин

                                     

                                            Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.                 Слайд 1.

Нужно для счастья порою немного.

Шофёру – прямая дорога,

Лётчику – ясное небо,

Прохожему – больше улыбок,

Учителю – меньше … (ошибок)                                                                                                        

                                                                      Слайд 2.

-Я приглашаю вас и гостей совершить путешествие по необычному городу.

-Чтобы войти в него нам надо ответить на

вопросы. Вы готовы?

Игровое целеполагание.

 (Проводится игра “Верите ли ?”) 

  • Существительное – это часть предложения.
  • Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”
  • Обозначает признак предмета.
  • Изменяется по падежам?
  • Изменяется по числам?
  • Изменяется по родам?
  • В русском языке пять падежей?
  • Ко второму склонению относятся сущ.м.р.с нулевым окончанием.
  • К первому склонению относятся сущ.ж.р. с нулевым окончанием?
  • К третьему склонению относятся сущ.ж.р. с нулевым окончанием?
  • У всех существительных в П.п. пишется в окончании буква е?

     

Запись в бортовых журналах числа и классной работы с выполнением заметок на полях после каждого задания.

+   - знаю

-   - не знаю

?   - сомневаюсь                       

     

   

 Дети отвечают Да или Нет.

        

2. Актуализация  знаний.                  Слайд3 Улица Орфографическая.                

-Что объединяет все эти слова?

-Какая орфограмма пропущена в словах?

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

-Найдите «лишнее» слово.

Сестра, ходьба, зелень, стена.

-По какому грамматическому признаку имени существительного вы  исключили слово зелень?

-Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

-Найдите «лишнее» слово.                        Слайд 4.

Стекло, ковёр, светильник, земля.  

-Почему исключили слово земля?

-Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

Найдите среди этих слов «лишнее».

Площадь, цепочка, метель, лошадь.     Слайд 5.

-Почему слово цепочка лишнее?                                     

-Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Переулок  «Склонения».                                   Слайд  6.

Упражнение в распознавании слов разных по склонению.

- Мы  в переулке  «Склонения». Нам надо расселить слова в корпуса по типу склонения.

В окно, у сосны, в тиши, на дне, в стране, на цепи, у коня, в глуши, с Ильёй.

3. Постановка проблемы.

Аллея Предложений.                               Слайд 7.

- На дорожке деформированное предложение.

- Составить предложение из этих слов.

- Запишите предложение.

- Были ли у вас затруднения?

- Почему в окончании этих слов можно допустить ошибки?

Проблема, тема урока.                         Слайд 8.

-Какая тема нашего урока?

-А что значит просклонять имена существительные?

     

         

       

- это существительные.

- в словах пропущены    

  безударные гласные.

- зелень

- имена существительные бывают трёх склонений. Это слово относится к 3 склонению, остальные к 1 склонению.

-сущ-е м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.

- земля

ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о,-е.

 

  - цепочка

- к существительным третьего склонения относятся слова женского рода с нулевым окончанием.

       

 На слайде появляется слово.  Дети комментируют выбор здания и записывают слова в три столбика.

     

- Летом Коля отдыхал у бабушки в деревне.

- да, мы не знаем, как писать окончания слов  у бабушк(и,е) и в деревн(и,е).

- в этих словах безударные окончания.

     

(при письме дети оставляют «окошки»)

Дети читают тему урока.

-изменить по падежам .        

Бульвар  «Падежный»                       Слайд9.

- Сейчас мы пойдем в гости к падежам.

Разделимся на три группы по рядам в соответствии с количеством склонений. Внимательно читайте задание и “шаг” за “шагом” выполняйте работу.

(Каждой группе предлагается лист-пособие со словами и алгоритм выполнения работы)

                               Памятка.

1.Просклонять существительные.

2.Выделить окончания.

(Если не знаете, какую букву писать, оставьте “окошко”)

3.Поставить ударение.

                                                     

- Проверим вашу работу.       Слайд 10, 11, 12..

   

Работа в группах  

Дети склоняют  по падежам  3 группы слов

1 рядслова 1 склонения – стена, земля, песня

2 ряд – слова 2 склонения – стол, окно ,брат

3 ряд – слова 3 склонения – рожь, степь, осень

-окончания существительных

1 склонения.          

     

-окончания существительных

2 склонения.                

     

-окончания существительных

3 склонения.                

     

   

4. Физминутка со звуковым файлом.

 Слайд 13.

   

Гимнастика для глаз  

5. Открытие нового знания.                

-Вернёмся к нашему предложению.      Слайд 14.

Сможете правильно написать окончание слов у бабушк(е,и), в деревн(е,и)?

                                                                   

Улица Правильная.                              Слайд 15.

-Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных?

- Это первый способ проверки написания этой орфограммы.( на слайде появляется первый способ).

- А чтобы найти второй способ, нам надо побывать в роли исследователей.

-Кто такие исследователи?

-Мы будем исследовать слова и попробуем сделать открытие.

-Вы выполняли работу в группах.

-В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему?

-В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему?

-Сейчас в поликлинике мы найдем лекарство для нашей орфограммы.

  Поликлиника. (1,2)                              Слайд 16.                                      

-Какие слова стали бы ключом к решению проблемы написания безударных падежных окончаний?

- Это опорные слова для определения  безударного падежного окончания имени существительного- второй способ.

-Откройте учебник на стр.91. Какие опорные слова предложили ребята?

Слайд 17.                                      

                                                                    Слайд 18.

- Давайте применим это знание на наших словах

На слайде эти же слова с безударным окончанием проверяются с помощью опорных слов.

  Летом Коля отдыхал у бабушк. в деревн. .  

      -да. Надо определить склонение, падеж существительного и найти в таблице окончание.(комментируют свои действия)                   

     

     - это люди, которые проводят  опыты  с предметами и делают  разные открытия.

1 ряд-стена, земля

2 ряд- стол, окно

3 ряд-рожь, степь. В этих словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.

-песня, брат, осень. Эти слова с безударными окончаниями, звук может не соответствовать букве.

Дети высказывают свои мнения и приходят к выводу, что безударные окончания проверяются ударными в пределах одного склонения.

 

     

     

К опорным словам из практической работы, дети добавляют слова из учебника русского языка

Летом Коля отдыхал у бабушк. в деревн. .  

Ученики подписывают опорные слова над существительными с безударными падежными окончаниями.

6.Алгоритмизация нового знания.      Слайд 19.

-В какой последовательности мы должны действовать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание?

 С. 154 - алгоритм

(Работа в парах)

Упр.214 стр.91-92 +правило        

     

учебный центр

работа в парах

 7.Первичное закрепление.                 Слайд 20. 

а)- А сейчас мы применим новое знание для грамотного написания безударного окончания.                                                                

-Вот улица Существительная. Здесь два дома. В первый дом  мы поселим слова с окончанием –е, а во второй -- слова с окончанием –и.

            На слайде появляются слова:

на дубе, от злости, в поле, из бочки, в озере, на воле, в зелени, у дичи.

б).Самостоятельная работа.

 Графический диктант

 -Это Фабрика слов.                              Слайд 21. 

-Нарисуйте график безударных окончаний.

На слайде появляется график.

- У кого такой же график – поставьте себе оценку.

Появляется пятёрка.

   

Дети комментируют и записывают слова в столбики.

     

.

Учащиеся на полях тетради рисуют график по выбранной букве окончания –е или –и.

( 2 ученика работает у доски )

8.Диагностика. Выполнить задание по выбору .

1 уровень                                             Слайд 22, 23

Реши орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных. Выполни цифровой диктант.

По дорог…, в театр…, на Ангар…,  на сирен…, о грубост…, по тропинк…, у дорог…, из обув…, без прогулк…,  в Братск… .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Скло-

нение

падеж

Окон-

чание

2 уровень

Запиши словосочетания по данным схемам.

В (1скл., ж.р., П.п) около (2 скл., м.р., Р.п.)

У (2 скл.. м.р. Р.п.)  (3скл, Р.п.)

На (2 скл., м.р., П.п.) по (1скл., ж.р., Д.п.)

У (1 скл., ж.р., Р.п.) на (1 скл., ж.р., П.п.)                          

Учащиеся выполняют               дифференцированную работу на карточках        

1 уровень (ключ)

Цифровой диктант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

скл

1

2

1

3

3

1

1

3

1

2

пад

Д

П

П

П

П

Д

Р

Р

Р

П

ок

Е

Е

Е

И

И

Е

И

И

И

Е

2 уровень

В деревне около леса (в школе около  крыльца)

У цветка сирени  (у корня ели)

 На велосипеде по тропинке       ( на автомобиле по дороге)      

 у девочки на кофте (у опушки на сосне)                                                                                

9.Итог урока.            Слайд 24

-Чему учились на уроке?                              

-Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний?

Решите орфографическую задачу.

Где ошиблась ученица?

-На память от себя я хочу подарить вам ключики(ключики с опорными словами  и памятка с алгоритмом) С их помощью  вы  сможете открыть дверь в безударные окончания  имён существительных.

    Орфографическая задача

                                                   

Дети доказывают выбор букв в обоих предложениях

Подарок Коле.(2 скл, Д.п., -е)

Подарок Коли. (2 скл., Р.п., -и)

10. Домашнее задание      Слайд 25

Записывают домашнее задание в дневник

Выписать из словаря и просклонять по 1 существительному 1, 2, 3 скл.

11.Рефлексия.   - А теперь посмотрите в свои бортовые журналы и скажите, какие заметки на полях у вас преобладают: 

  +   - знаю,    -   - не знаю,   ?   - сомневаюсь                       

Работа с фишками

Приложение 1

1 уровень                                            

Реши орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных. Выполни цифровой диктант.

1.По дорог…                                               6.  По тропинк…

2. в театр…                                                 7.у дорог…

3. На Ангар…                                             8.из обув…

4.на сирен…                                                 9. Без прогулк…

5.о грубост…                                               10. в Братск… .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Склонение

Падеж

Окончание

2 уровень

Запиши словосочетания по данным схемам.

В (1скл., ж.р., П.п) около (2 скл., м.р., Р.п.)

_________________________________________________________

У (2 скл.. м.р. Р.п.)  (3скл, Р.п.)

_________________________________________________________

На (2 скл., м.р., П.п.) по (1скл., ж.р., Д.п.)

_________________________________________________________

У (1 скл., ж.р., Р.п.) на (1 скл., ж.р., П.п.)

_________________________________________________________                         

1 уровень                                            

Реши орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных. Выполни цифровой диктант.

1.По дорог…                                               6.  По тропинк…

2. в театр…                                                 7.у дорог…

3. На Ангар…                                             8.из обув…

4.на сирен…                                                 9. Без прогулк…

5.о грубост…                                               10. в Братск… .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Склонение

Падеж

Окончание

2 уровень

Запиши словосочетания по данным схемам.

В (1скл., ж.р., П.п) около (2 скл., м.р., Р.п.)

_________________________________________________________

У (2 скл.. м.р. Р.п.)  (3скл, Р.п.)

_________________________________________________________

На (2 скл., м.р., П.п.) по (1скл., ж.р., Д.п.)

_________________________________________________________

У (1 скл., ж.р., Р.п.) на (1 скл., ж.р., П.п.)

_________________________________________________________                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию,  исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Конспект урока  русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»....