Главные вкладки

    Урок русского языка "Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных"
    план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

    Урок разработан по УМК "Гармония" в 4 классе в соответствии с рекомендациями ФГОС, в конспекте указаны планируемые результаты (формируемые УУД), деятельность учителя и деятельность учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchimsya_reshat_orfograficheskie_zadachi.docx21.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока (требования ФГОС 2 поколения)

    Учебно-методический комплект

    «Гармония»

    предмет

    Русский язык

    класс

    4 класс

    тема

    Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных ;

     (4 й урок по теме)

    Планируемые результаты (ПР):

    предметные

    Безошибочное написание безударных окончаний имен существительных, выбор оптимального способа решения задачи.

    Решение орф. задач в словах с непроверяемым написанием.

    метапредметные

    Личностные (Л): ориентация на понимание причин успеха в уч. деят, принятие образца «хорош. ученика», учебный интерес к способу решения уч. задачи, : установка на здор. образ жизни ( соблюдение ПДД),  способность к самооценке на основе критерия успешности уч. деят.-ти.

    Регулятивные (Р): планировать свое действие в соответствии с поставл. задачей, вносить необх. коррективы в действие после его заверш. на основе его оценки.

    Познавательные (П): производить сравнение,  сериацию и классификацию по задан. критериям,     осущ. поиск необходим. информации для овладения знаниями,      ориентир. на разнообразие способов решения задач,  произвольно и осознанно владеть общ. способом решения задач.

    Коммуникативные (К): учитывать мнения и стремиться к координации различ. позиций в сотрудничестве, формулировать собст. мнение

    Этапы урока

    Содержание

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Универсальные учебные действия

    1 Оргмомент

    Прозвенел звонок, начинается урок..

    -Каким должен быть хороший урок?

    - Чтобы урок был полезным, интересным, каким должен быть Учитель? Каким должен быть хороший ученик?

    -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, как, на чем, куда и с ккакой целью, узнаете сами.

    Организует класс, нацеливает на плодотворную, результативную работу

    - Познавтельным Учить новому, интересным, нужным.

    -Умным, хорошо объяснять...

    - Внимательно слушать, думать, старательно работать.

    Л: ориентация на понимание причин успеха в уч. деят, принятие образца «хорош. ученика»

    2. Проверка домашнего задания

    -Для того, чтобы узнать это, проверим д.з.

     (№225

    Подготовься к работе в классе. Для этого обратись к орф. словарю учебника. Выбери и выпиши все имена существительные, которые называют, в чем (на чем) можно ездить, а также то, по чему ездят. Пиши их в разные столбики. Не забывай отмечать орфограммы.

    Автобус Автомобиль вагон

    Велосипед комбайн машина

    Трамвай троллейбус трактор

    Аллея Город Деревня

    Дорога Огород Улица Шоссе)

    - По какому признаку разделили слова на 2 столбика?

        - Прочтие слова 1 столбика, подумайте и найдите в 1 столбике лишнее слово, по какому признаку выделили?

    Итак мы отправляемся на машине.

    А из 2 столбика найдите слово такого же склонения, как это с непровер. безуд. гл. О в корне?

    - По  смыслу: на чем и по чему ездят.

    - Машина, т.к. это слово 1 скл, а остальные 2 скл.

    дОрога

    П: производить сравнение,  сериацию и классификацию по задан. критериям,

         осущ. поиск необходим. информации для овладения знаниями,

         ориентир. на разнообразие способов решения задач.

    3. Этап актуализации знаний

    Итак,

    по дороге на машине отправляемся в путь. (на слайде предложение : По дорог.  на машин.  отправляемся в путь.  )

    Какие орфограммы пропущены? Как решить орфографические задачи?

    (на доске слайд:

    Решение орф. задачи в окончании им. сущ.

    Знаем:

    1 способ – «проверочное слово»

    2 способ – «склонение –падеж»

    Нужно узнать:

    Какой из способов более рациональный, удобный и быстрый для решения орфогр. задачи. в оконч. имен сущ.

    - Что для этого нужно делать?

    -Для чего нужно уметь реш. орф. задачи?

    Учитель помогает определить учебную задачу,  чем будем заниматься, важность правильного грамотного письма

    есть 2 способа:

    1.Подобрать проверочное слово (локоть, рука., плечо, сравнить окончания, выбрать нужное)

    2. Вспомнить склон. и падеж.

      1скл. 2 скл. 3скл

    Р  -и-                -и-

    Д –е-                -и-

    П – е-  -е-        -и-,

    Выбрать нужную букву.

    1 способ – «проверочное слово»

    2 способ – «склонение –падеж»

    -Каким способом лучше действовать при выборе буквы в окончании.

    - Решать задачи на данную орфограмму и наблюдать за своими действ.

    - Чтобы писать грамотно, для грамотного общения.

    Л: учебный интерес к способу решения уч. задачи

    Р: планировать свое действие в соответствии с поставл. Задачей

    4. Работа по теме урока  

    Физминутка

    -Отправляемся в путь за знаниями, нам помогут слова из дом упр. (ехали в..., ехали по....)

    №226 (работа по группам)

    Цель: решение орфограф. задачи, определение способа действия в словах с пропуском буквы на месте орфограммы.

    (ехали в трамвае,  в автобусе, в машине, на комбайне...

    Ехали по дороге, по аллее, по деревне....)

    №227 (работа в парах)

    Цель: примениие знаний в новых ситуациях (поиск чужих ошибок в записанном тексте)

    Вспомните сигналы светофора, что они обозначают?

    Задание: красный стоим, желтый присели, зеленый - идем

    Где ездят машины? А где пешеходы?какие правила нужно соблюдать?

    №228 (самостоятельная работа с частичной фронт. проверкой (данный вид орфограммы) и выявлением более употребительного способа решения орф. задачи.

    (Текст упр: Пока я еду на трансп.рт. , я     ... .

    Но вот я вышел и пош . л пешком. Теперь я   ... .

    Для меня по обеим стороам улиц .  вдоль дорог . сделаны тротуары. В город . трансп . рт движется по дорог .  , а люди ходят по тротуар . .

    - Назовите орфограммы (по цепочке), каким способом действовали? Почему?

    Как будем действовать?

    Какие ошибки нашли, докажите?

    Как думаете, какие действия не выполнили те ученики, чьи записи здесь привели?

    -Назовите слова, в котор. встретилась орфогр. сег-го урока? Как решали? Каким способом? (сделать вывод, какой способ найболее удобен)

    - Какие еще орф. встретились? Как решали? (проверка в парах)

    -Проверте, подкорректируйте свою работу.

    -Объясните, что такое тротуар, пользуясь информацией текста.

    Дети называют, сомнит. Случаи доказывают извест. Способом, анализ-ся, каким способом решали быстрее, эффективнее.

    Определим скл и падеж. Назовем провер слово

    Провел по скатертЕ, сидел у дорогЕ.  Увидел на скатертЕ, ехал в автомобилЕ

    Не задумались о способе решения задачи, т.е. не подобрали пров. слово, или не вспомн. скл., падеж.

    Красный –стой,

    Желый –приготовься,

    Зеленый – движение разрешено.

    Дети рассказывают о ПДД (коротко)

    Работа по памятке №1,4: списывание и решение орф.  задач с послед. записью, заканчивают предложения нужными по смыслу словами,

    обращаются к словарю, решая орф. задачи на напис. слов с непров. орф. ,

    отвечают на продуктивный вопрос к тексту.

    Р: планир. своё действ. в соответс. с поставл. задачей.

    К: договарив. и приходить к общему решен. в совмест. деят-ти, контролир. дейст. партнера.

    П: владеть общим приемом решения задачи.

    П: строить рассуждение в форме связи прост. суждений об объекте, его связях,

        владеть общим приемом решения задачи.

    К: учитывать мнения и стремиться к координации различ. позиций в сотрудничестве

    Л: знание осн. морал. норм, ориентация на их выполнение.

    П: осущест. поиск необх. информации для выпол. учеб задачи с испльз. учеб. материалов,

    проводить сравнение, осущ. синтез,

    строить рассуждение в форме связи прост. суждений об объекте, его связях,

        владеть общим приемом решения задачи.

    К: формулировать собст. мнение

    Р: вносить необх. коррективы в действие после его заверш. На основе его оценки

    5.Итог урока

    Инструктаж д.з.

    Рефлексия

    Оценивание.

    Обобщение и выбор оптимального способа действия для решения орф. задачи «Выбор буквы в оконч. сущ.»

    -Оцените себя, каждый определил для себя способ, с пом. которого будет решать задачу? Все ли получалось? В чем трудности?

    -Пользуясь наиболее удобным способом, выполните д.з. № 232. Посмотрите, все ли понятно?

    - Что нового узнали о дорожном. Движении из материалов урока?

    Смогли бы вы обяснить что такое тротуар, для чего нужен? Составьте дома синквейн о тротуаре ( по желанию)

    -Каким способом пользовались в большинстве случаев? Почему?

    Учитель помогает вернуться к цели урока, помочь провести рефлексию, определить область знания, незнания.

    Дети отвечают, обосновывают; осн критерий выбора способа: быстрота и правильность решения задачи.

    Дети отвечают, говорят о трудностях.

    Творческое задание. (принимают для себя: делать или нет)

    Л: установка на здор. образ жизни ( соблюдение ПДД),  способность к самооценке на основе критерия успешности уч. деят.-ти.

    К: формулировать собст. мнение,

    П: произвольно и осознанно владеть общ. Способом решения задач.

    Р: принимать и сохранять уч. задачу,  осуществлять итогов и пошаг. Контроль,  адекватно воспринимать оценку учителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных на -ия, -ие, ий" с использованием современных образовательных технологий

    Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных на -ия, -ие, ий" с использованием современных образовательных технологий : ИКТ:...

    Урок русского языка по теме ". Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных." 4 класс УМК"Гармония"

    Цель. Обучить способу действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Задачи. 1.Формировать у учащихся представление о способе действия для решения орфографи...

    Путешествуем по Оренбургской области. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

    Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" посвящён повторению правил написания окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений....

    Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

    Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ "ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

    Презентация отражает основные моменты хода урока по данной теме....

    Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа".

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа". УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС. Урок первичного освое...