конспект урока рус.яз в 3 кл. "Число и род имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Родионова Ольга Викторовна

конспект урока русского языка в 3 кл.  "Число и род имён существительных".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_rus._yaz_v_3_kl.zip10.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 585 Кировского района

Санкт - Петербурга

Конспект урока по предмету «Русский язык»

Тема урока: «Число и род имён существительных»

 

3 класс

Учитель начальных классов

1 категории

Родионова Ольга Викторовна

Санкт – Петербург

2011/12 уч.год

Цель: закреплять знания, умения, навыки учащихся определять число и

          род имён существительных, активизировать  познавательную    

          деятельность учащихся, пробуждать интерес к языку, используя за-

          нимательные задания, интересные сведения о словах.

Оборудование: мультимедийный комплекс, карточки, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2.  Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычный. Мы отправимся в город, который называется «Имя существительное».

-Давайте отгадаем, кто поможет нам в пути:

        Я глазищами моргаю

                    Неустанно день и ночь.

                    И машинам помогаю,

                    И тебе хочу помочь.

- Это светофор. (Слайд)

1-я остановка «Чистописание»

- Назовите первый звук в слове светофор? [c]

- Что вы знаете об этом звуке? (согл., гл., парн., тв.)

- Как на письме обозначается этот звук? (буквой «эс»)

- Посмотрите на слайд, как правильно надо писать эту букву.  (Слайд)

- А теперь пропишем соединения букв.

2-я остановка «Словарная работа»

- Придумайте слова, которые начинаются со звука [c].

- Найдите орфограммы в слове светофор.   (Слайд)

- Сначала поставьте ударение.

- Куда падает ударение?

- Найдите орфограммы в слове светофор? (пишем «е»- свет, после буквы «тэ» пишем букву «о»- соединительная гласная в сложном слове)

- Запишите в тетрадь это слово и подчеркните орфограммы.

- Разделите на слоги.

- Что такое светофор?

(Он помогает пешеходам правильно переходить проезжую часть, а машинам указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться)

- А почему он так называется?

(Это слово состоит из 2-х частей: «свет» и «фор». Первое слово вам известно. А «фор» произошло от греческого  слова «форос», что означает «несущий». Он несет свет трёх цветов: красного, желтого, зелёного. Эти

цвета выбраны не случайно. Они очень яркие и далеко видны в любую погоду.)

     - Первый светофор появился в 1868 г. в Англии, в центре Лондона. (Слайд). Освещался при помощи газовых светильников.

      А в 1914 г. в США появились первые электрические светофоры. Они    имели 2 сигнала: красный и зеленый.

     А в Москве светофор появился в 1929 г. (Слайд).

     - Прочитайте слова.. Составьте предложение.                                                                 Пешеходов, для, загорелся, свет, светофора, зелёный.

      ( Для пешеходов загорелся зеленый свет светофора.)

- Найдите орфограммы в словах. (пешеходов, загорелся, зелёный, светофора)

- Запишите это предложение.

- Какое это предложение по цели высказывания? (повествовательное)

- Какое это предложение по составу? (распространённое)

- Подчеркните главные члены предложения.( подлежащее – свет, сказуемое- загорелся)

- Укажите части речи над каждым словом.( для – предлог, пешеходов – существительное, загорелся – глагол, зелёный – прилагательное, свет – существительное, светофора – существительное)

3- я остановка «Число и род существительных»

- Как изменяется имя существительное? (по числам)

- Определите число  существительных в  записанном предложении.(пешеходов – мн.ч., свет – ед.ч., светофора – ед.ч.)

- Что вы ещё знаете об имени существительном?

(имя существительное имеет род)

- Как определить род существительного? (подставляем слова: он, мой; она, моя; оно, моё)

- Как определить род существительного во множественном числе? (надо поставить существительное в единственное число)

- Определите род существительных в предложении. (пешеходов – м.р., свет-м.р., светофор – м.р.)

- «Светофорчик» приготовил  вам кроссворд. (слайд)

1. Как называется край дороги? (обочина)

2. Как называется место, где ожидают транспорт? (остановка)

3. Не похож я на коня. 

    Но седло есть у меня.                                         

    Спицы есть-

    Они, признаться,              

    Для вязанья, не годятся. 

    Не будильник, не трамвай,                                   

    Но звоню я – так и знай.     (велосипед)

4. Как называют человека, идущего по тротуару? (пешеход)

5. Лёг асфальтовый ремень

    Через сотню деревень.   (шоссе)

6. Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (перекрёсток)

7. Как называется дорожка, по которой идут пешеходы? (тротуар)

8. На самом перекрёстке

    Висит колдун трёхглазый,

    Но никогда не смотрит

    Тремя глазами сразу.   (светофор)

9. Шагаешь – впереди лежит,

   Оглянешься – домой бежит. (дорога)

- Посмотрите на эти слова и скажите какое слово по горизонтали лишнее? И почему? (пешеход – одушевлённый предмет)

- Какое слово получилось по вертикали? (инспектор)

- Кто такой инспектор? (инспектор- - должностное лицо, который осуществляет надзор за действиями и выполнением правил участниками дорожного движения).

- Определите род в словах.

3. Закрепление знаний.

- Откройте учебник на стр. 66  упр.37. Прочитайте задание.

-Прочитайте слова из упр. 36.

-Задание выполняем по вариантам.

1 вариант- выписывает существительные мужского рода

2 вариант – выписывает существительные женского рода

3 вариант – выписывает существительные среднего рода.

- Проверяем работу:  

Мужской род – Ваня, Петя, скворцы, воробей.

Женский род – крыша, капель, травка, синица, проталины.

Средний род – солнце, небо.

4-я остановка «Отдыхайка»

- Если я называю существительное мужского рода, то подымаете левую руку вверх, если женского рода – правую руку вверх, а если среднего рода –приседаете.

Дождь, трава, небо, солнце, девочка, ветер, облако, урок.

5-я остановка «Подумай» 

- Запишите слова, распределяя  по числам, в два столбика      (Слайд)

    (картинный диктант) 

Проверяем работу: 

Ед.ч.                           Мн.ч.

Дом                           машины

Школа                      дети

Дорога                     троллейбусы

- Подчеркните орфограммы в словах (машины , дорога, троллейбусы)

- Составьте с этими словами 2 предложения и запишите.

(Дети из школы идут домой. А по дороге едут машины и троллейбусы.)

- А сейчас работаем в парах:

Задание на карточках:

- Найдите ошибки в тексте: 

Эй, мошины, полный ход                                          

Я премерный пишиход:

Торапиться нелюблю, 

Вам дарогу уступлю.

- Найдите существительные в тексте и назовите их.

- Укажите число и род существительных.

Задание на карточках:

- Укажи род и число имён существительных.

1 вариант                                                                     2 вариант

Море                                                                  собака

коровы                                                               грачи

инструмент                                                       здание

поля                                                                   горы

3 вариант                                                                    4 вариант

Цветок                                                                 берёзы

чашки                                                                  ручей

деревья                                                               болото

облако                                                                книги                                                                  

Игра «Назови существительное в единственном числе»

Белки, дубы, сосны, лапки, избушки, деревни, поля, луга, хлеба, леса, птицы.

  1. Итог урока. 

   6-я остановка «Оцени-ка»

-  «Светофорчик» хочет проверить, как вы усвоили тему урока.

Возьмите простые карандаши и в тетради на полях ставите «+», если на мой вопрос отвечаете «да», если отвечаете «нет»,то ставите « - «.

  1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
  2. Сможешь ли ты определить род им.существительного?
  3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имени существительного?
  4. Можешь ли ты при определении рода пользоваться словами-подсказками?
  5. Сможешь ли ты определить род им. существительного во множественном числе?

- Подымите руку у кого «4+»? Молодцы! 

- У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.

Д/з. ст.66 упр.38, повторить правила.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" в 3 классе УМК "Школа России"

Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК "Школа России" - Урок -закрепления...

Разработка урока русского языка по теме "Число и род имён существительных". УМК "Школа России", 3 класс

Данный урок разработан с учётом дифференцированного подхода в обучении. УМК "Школа России", 3 класс, автор учебника Зеленина....

Самостоятельная работа по русскому языку по теме:"Число и падеж имён существительных.Обобщение."

Самостоятельная работа по русскому языку по теме:"Число и падеж имён существительных.Обобщение." будет полезна на этапе закрепления темы.УМК "Перспектива "3 класс...

Конспект урока русского языка на тему: "Варианты окончаний имён существительных во множественном числе" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать, как...

Урок русского языка в 3 классе с элементами ТРИЗ по теме "Число и род имён существительных"

В  данном уроке представлены элементы ТРИЗ при изучении числа и рода имён существительных....