Урок обучения грамоте "Выбор гласных букв И, Ы после Ц
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Стахнёва Галина Николаевна

Конкретизация позиционного принципа обозначения звуков  буквами, расширение понятия об орфограмме; создание ситуации      постановки задачи, обозначения гласных звуков буквами после ц; составление алгоритма исследования отношения звук – буква.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Урок обучения грамоте

                 в 1 классе

                       

                     

                   Учитель начальных классов

   МКОУ « Владимиро - Ильичёвская начальная

                 общеобразовательная школа»

             Суетского района Алтайского края

                           Стахнёва Галина

                                Николаевна.

                             

ТЕМА: Выбор гласных букв И , Ы после Ц.

ЦЕЛИ: Конкретизация позиционного принципа обозначения звуков                буквами, расширение понятия об орфограмме; создание ситуации      постановки задачи, обозначения гласных звуков буквами после ц; составление алгоритма исследования отношения звук – буква.    

                                        ХОД УРОКА            

 

   Этапы


      Деятельность учителя


     Деятельность ученика


Примечания

Психолгический настрой.

Ребята посмотрите как весело к нам в окно светит солнышко. Давайте и мы дружелюбно ему улыбнёмся.

А теперь пожмём друг другу руки и пожелаем успехов в работе.

Дети включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками.

Создание благоприятной обстановки в классе.

Создание ситуации успеха.

























































































































Доскажите стихотворение и скажите с какой буквой мы с вами познакомились на прошлом уроке.

Букв не мало мы узнали

Добрались до буквы …(ц)

Есть слова, где ц- в начале,

Где в середине , где в конце.

- С какой буквой вы познакомились на прошлом уроке?

- Какой звук может обозначать эта буква?

- Какие гласные мы пригласим для работы с буквой Ц.

- А зачем нам это нужно?


- Молодцы ребята!

 Я знаю, что вы очень любите загадки,

Предлагаю вам отгадать загадки , отгадки на которые вы запишите в кроссворд. Но есть обязательное условие, в отгадке должна быть буква ц .

- Как лучше выполнить это задание?

- Давайте повторим алгоритм групповой работы.

Итак отгадайте слово по вертикали.

У меня ходули –

Не страшит болото:

Лягушат найду ли –

Вот моя забота.

Какую гласную букву поставим после ц?

- Почему?


- Вставьте слово по горизонтали.

Что такое- с тонкой, хрупкой

И овальною скорлупкой?

А в гнезде оно смотри,

Раскололось из нутрии.

- Что это?


- Какую букву поставим после ц?

Слово по горизонтали.

Зимой беленькие,

летом серенькие,

Никого не обижают, сами всех боятся,

И в кустах таятся

 - Кто это?

- Какую гласную букву выберем после ц ?

- Почему?


- Какую другую букву можно поставить?

Поставим после буквы ц букву и .

Что получилось? Прочитайте слово.

Правильно оно звучит?

А почему?

Что надо изменить?

Отгадайте последнюю загадку.

Проживают в умной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их но братья эти

Сосчитают всё на свете.


Итак кроссворды мы разгадали.

- Не возникли ли у вас вопросы к этому кроссворду?



Ориентация детей на успешное проведение урока.

















- С буквой ц .

- Непарный , согласный, глухой, твёрдый.

- Гласные которые выполняют одну работу.


 - Чтобы читать.

- Писать без ошибок.
















- В группе.                    



- Думаю сам

- Высказываемся по очереди.

- отвечающий записывает ответ.










Букву а , так как она выполняет одну работу.












Общение детей друг с другом.

- Яйцо.

- Букву о.







Взаимодействие детей друг с другом.


- Заяц.

- Гласную букву ы.



-  Она обозначает звук и .

- Букву и .








- Нет .



Написать букву ы










Дети совместно вставляют последнее слово в кроссворд.

- Почему в одном случае цы мы писали с буквой ы, а в другом с буквой и?


















На доске появляется буква Ц.

Рядом с буквой появляется звуковая схема.





















Работа в группе.











Дети работают в группе . Вставляют в кроссворд слово цапля.

На партах у детей карточки с кроссвордом.











Слово вписывается в кроссворд.










Слово вписывают в кроссворд.









На доске появляется слово

ЗАЙЦИ



На доске происходит изменение.

ЗАЙЦЫ











Кроссворды выставляются и сравниваются.

Постановка учебной задачи.

Какая учебная задача стоит перед нами?


- Как это сделать?

- У кого есть свои предложения?


Хорошо давайте разберёмся вместе.

- Но кто напомнит мне вопрос?

Узнать как обозначать буквами звукосочетание цы.

- Понаблюдать за написанием слов.

- Прочитать правило….





- Узнать когда после ц пишется и, когда  ы.










На доске схема

     

       ЦЫ


ЦЫ   ?       ЦИ

Поиск способа решения.

Решим орфографическую задачу.

- Что объединяет слова каждого столбика?



Прочитайте слова первого столбика.

- Что заметили?

- Какой буквой в этих словах обозначен гласный звук после ц?

- Этот звук ударный?

- Он находится в середине или в конце?


Какой вывод мы можем сделать?



Прочитайте слова второго столбика.

Проанализируйте эти слова и попытайтесь сделать вывод.



Так договорились люди между собой. Это общепринятый закон. Запомни это.

Ребята сможем ли мы наше открытие изобразить в виде модели?

- Как лучше работать ?

- Что для жэтого нужно сделать?

Ещё раз повторим алгоритм работы в группе.

- Что они делают?








- В какой последовательности идёт работа в группе?



Кто может повторить задание?






Кто готов показать модель?




- Кто добавит уточнит?




- В них есть сочетания цы











- Буквой и .

- Да он ударный находится в середине слова.




Звукосочетание цы в середине слова пишется с буквой и.





-звукосочетание цы в конце слова пишется с буквой ы









- Попробуем..




Выбрать организатора, отвечающего.



Организатор организует работу в группе , отвечающий – отвечает


1.Думаю сам.

2.Высказываемся по адресам.

3. Ответ отвечающего.


Изобразить модель написания цы





Дети показывают свои модели и комментируют их.


Дети вносят поправки.



На доске

циркуль

мотоцикл

циркуль

2ст.

скворцы

пловцы

певцы













Работа в парах.




Работа в парах.



































Работа в группах, учитель руководит работой групп.


        ЦЫ


ЦИ… ?  …ЦЫ

Конкретизация способа решения учебной задачи

- Ребята мы ответили на вопрос?

- Узнали когда цы будем писать с буквой и , а когда с буквой ы?

- Кто обобщит и повторит это правило?


Есть ещё один столбик слов.




Где находится слог цы

- Какой буквой обозначен гласный звук после ц?




Может здесь произошла ошибка?

Да ребята оказывается, эти слова не захотели подчиниться общепринятому правилу. Их надо запомнить. Д ля этого достаточно выучить такое предложение: « Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц».







- Да узнали.



Обращение ученика к классу.

Ученики читают слова.




- В середине слова.




Гласный звук обозначен буквой ы.

_ Может это какие –то исключения?












Дети повторяют за учителем .











На доске слова

цыган

цыпочки

цыплёнок

цыкнул

цыц






















Хоровое проговарива –

ние .

Рефлексивный анализ.

Кто такой цыплёнок?

- Почему цыплёнка так называют?

- Почему он именно цыплёнок, а не курёнок, например?

Цыплёнок сын курицы.





Дети в недоумении.

Самостоятельная работа.

Об этом мы узнаем прочитав текст в азбуке с. 113.



- Почему же его так называют?

- Кто готов ответить?



Дети читают текст.


Осуждение прочитанного.


Дети отвечают.



Работа по учебнику.


Работа в парах.


Фронтальная работа.

Оценивание меры продвижения к цели.

Остался ещё один столбик слов. Прочитайте их так, как мы говорим.

- Какое звукосочетание мы слышим в первом слоге?

- А как на письме обозначено?

- Можем ли мы объяснить ?

- Почему?


- а чем отличаются эти слова от других слов с цы? Падает ли на этот слог ударение?

Итак мы раскрыли секрет обозначения буквами слога цы с ударным гласным звуком . Обозначение буквами цы в безударной позиции мы узнаем позднее. Пока мы сохраним этот вопрос. Будем обозначать на письме этот безударный гласный звук знаком вопроса.

Дети читают слова.





- Слышим цы.





Нет мы пока этого объяснить не можем.





Нет.

На доске.

цинга

цыган

цена

Контроль.

Поработайте в группах и вставьте пропущенные буквы в слова стихотворения. В каких случаях надо будет поставить знак вопроса?


Ц- плёнок в ц_рке выступал.

Играл он на ц_мбалах,

На мотоц_кле разъезжал,

И ц_фр он знал не мало.

Он из ц_линдра доставал

Морковь и огурец

И только одного не знал:

Где И , а где же Ы.


Цыплёнок, который выступал в цирке, не знал, « где и, а где же ы»

- А вы знаете?

- Во всех ли словах вы это точно знаете?


Расскажите правило которое сегодня узнали.

- Кто добавит?








Если звук ы безударный.







Дети вставляют пропущенные буквы.













Нет не во всех. Не знаем там, где звук безударный.


Повторяют правило.






У детей карточки.

Работа в группах.


























Вывод по уроку.

Итог.

- Какую орфографическую задачу мы решали?

Чем был интересен урок?

- Чем особенно запомнился?

- Какую вызвал трудность?

- Над чем нужно поработать на следующем уроке?

- Оцените себя по шкале достижений.

Я согласна с вашей оценкой.

На этом урок закончен.



Выслушиваются ответы детей.












Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

Урок обучения грамоте "Гласная буква е"

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа России"...

Урок обучения грамоте. Гласный звук у. Буквы у,У. Презентация.

Презентация к уроку обучения грамоте содержит слайды, раскрывающие суть нового материала. В игровой форме вводится новый звук и буква. Ставится проблема, пути её решенияотрены две . В ходе урока преду...

Открытый урок английского языка во 2-ом классе по теме"Обучение чтению гласной буквы Е в закрытом слоге"

Разработанный урок английского языка во 2 классе определяется целями государственной политики в сфере образования. Внедрение  нового  ФГОС требует от учителя особого подхода в разработке...

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Открытый урок обучения грамоте "Гласная буква Ё, ё."

В документе представлена разработка открытого урока обучения грамоте, апробированного на практике....

Урок обучения грамоте "Гласная буква Ёё"

Урок проведён в 1 классе. на уроке учащиеся знакомятся с гласными буквами, определяют особенность буквы ё (обозначает целый слог-слияние – два звука и является показателем мягкости предшес...