Род имен существительных
методическая разработка по русскому языку по теме

Тимошенко Наталья Ивановна

 

Тема: Род имен существительных.

Урок закрепления знаний.

Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме; выявить индивидуальные и групповые ошибки при определении рода существительных; развивать творческие способности учащихся, образное мышление, умение работать в группе; прививать интерес к изучению родного языка.

 

Оборудование: тестовые задания на каждый стол, листы-бланки для выставления баллов, сигнальные карточки, карточки с заданием.

 

На уроке используется групповая технология. Класс разбит на группы по 4-5 человек. Задание дается одно для всех команд. Оценивается задание в баллах, которые каждый заносит в свою таблицу. По количеству баллов ставится оценка.

Тип урока – комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 35_name2.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 Белоглинского района».

   

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Род имен существительных».

(Продолжение темы).

Учитель русского языка

 и литературы

Тимошенко Н.И.

                                         Ст. Успенская.

Тема: Род имен существительных.

Урок закрепления знаний.

Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме; выявить индивидуальные и групповые ошибки при определении рода существительных; развивать творческие способности учащихся, образное мышление, умение работать в группе; прививать интерес к изучению родного языка.

Оборудование: тестовые задания на каждый стол, листы-бланки для выставления баллов, сигнальные карточки, карточки с заданием.

На уроке используется групповая технология. Класс разбит на группы по 4-5 человек. Задание дается одно для всех команд. Оценивается задание в баллах, которые каждый заносит в свою таблицу. По количеству баллов ставится оценка.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку? На вашем рабочем столе должны лежать учебник, рабочая тетрадь, ручка и дневник.

( Учащиеся проверяют готовность к уроку.)

2. Проверка выполнения домашней работы.  

а) Фронтальная беседа по вопросам. (Каждая группа в течение 1 мин. обсуждает ответ на вопрос. Один ученик отвечает. Правильность ответов оценивается в баллах, которые ставятся всей группе и каждому ученику).

- На какие группы по родам делятся имена существительные?

- Как определить род имени существительного?

- Изменяется имя существительное по родам или эта категория постоянная?

- Какие окончания имеют существительные ж.р., м.р., ср.р. в именительном падеже?

б) Проверка выполнения упражнения 505.

Учитель:

- Ребята, откройте ваши тетради с домашней работой. Прочтите составленные вами словосочетания и оцените свою работу ( работа проверяется  в группе: каждый ученик читает словосочетания, указывает род имен существительных, ребята оценивают и ставят балл).

После проверки, дети сдают тетради с домашней работой.

3. Повторение пройденного.  

Учитель:

- В полученных тетрадях запишите сегодняшнее число, классная работа. На уроке мы с вами продолжим учиться определять род имен существительных.

а) Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложение, делают синтаксический разбор, определяют род имен существительных.

В воздухе стоял аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнце.

б) Объяснительный диктант.

- Возьмите карточку № 1 и выполните задание.

Карточка № 1

Спишите текст, укажите род существительных.

Маленьк.. солнце на моей ладошке. Бел.. ромашка на зелен.. ножке.

В глинян.. кувшине, в банке или чашке весело теснятся крупн.. ромашки.

в) Карточка № 2.

Поставьте глаголы в прошедшем времени, согласуйте их с существительными. Укажите род существительных, окончания глаголов выделите.

  1. Князь для белочки потом (выстроить) хрустальный дом.
  2. Под окном (расти) куст белой сирени.
  3.  Наташа (сидеть) на стуле.  
  4. На опушке вблизи дороги (пастись) стадо колхозных коров.
  5. В зеленой чаще кустов птичка (порхать) с ветки на ветку.  

Физкультминутка.

Вышла мышка

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук — «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

 Игровое упражнение повторить 2-3 раза.

4. Закрепление темы.   

    1. Тест.                                              

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

А) действие;  б) признак;   в) предмет.

     2. Укажите столбик: а), б), в), или г), цифры которого соответствуют склонению данных существительных.

                                   а   б   в   г

На крыше                  1   2   3   1

Ночью                       3   2   1   3

С товарищем            2   3   1   3

В поле                       2   3   1   3

    3. Определите в каком столбике: а), б), в), или г), указание на род соответствует роду данных существительных.

                                 а     б     в    г

простыня                ж .  м.   м.   ж.

впечатление           ср.   ж.  м.  ср.

картофель               ж.   м.   ж.  м.

роща                        ж.   м.   м.  ж.

   4. Найдите существительное муж. р.

А) впечатление,  б) повидло,   в) кофе,   г) яблоко.

   5. В какой группе существительных верно указан род:

а) м.р. – картофель, путь, мышь, дядя;

б) ж.р. – молодежь, мышь, простыня, фамилия;

в) ср.р. – полотенце, училище, рояль, роща.

2. Диктант «Проверь себя». Подчеркни орфограммы в корне.

За одну ночь все в природе изменилось. Низкие облака ползли над самой землей. Они чуть не цеплялись за верхушки елей. Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок.

 - Проверьте свой текст с текстом на доске.

5. Подведение итогов.

Подсчет баллов. Выставление оценок.

6. Рефлексия.

 -Возьмите карандаши и покажите в цвете, какое настроение было у вас на уроке. Самое интересное задание подчеркните.

7. Домашнее задание.    Упр. 504.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...