Разработка урока русского языка по теме: выборочное изложение.
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

 Панчихина Ольга Александровна

В разработке показана методика, позволяющая учить выборочному изложению учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.rar12.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Выборочное изложение по рассказу Г.Скребицкого «Воробей».

Цель урока: научить пользоваться техникой написания выборочного

изложения-описания.

Задачи:

  1. Учить выбирать из текста материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением, определять тему и основную мысль, выделять его смысловые части, составлять план прочитанного.
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся,  активизируя словарный запас,  творческое  и логическое мышление. 
  3. Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе, умение слышать друг друга.

Ход урока

  1. Организационный  момент.

     Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение. Вы можете сказать, что знаете уже, как это делается. Но мы сегодня познакомимся с новым видом работы над изложением.

      К нам сегодня на урок пришли гости, но чтобы лучше вас узнать и с вами познакомиться, давайте немного расскажем о себе.

     Саша с  кем дружит Алина? А Саша? Почему вы в друзья выбираете того или иного человека? Какой же можно сделать вывод? Мы выбираем друзей за качества, которые считаем для себя наиболее ценными. Итак друзей мы выбираем. Когда нам еще приходится делать выбор?  В школе в учебе нам может пригодиться умение выбирать? Зачем? Мы выбираем нужные буквы при написании слов, во время составления плана нужные слова, подбираем фразы, цитаты для написания сочинений, выбираем основные мысли в тексте и многое другое.

     Умение делать выбор пригодится и сегодня, т. к.  мы будем готовиться к написанию изложения. Подумайте, как можно назвать вид изложения, связанный с выбором?

II.Актуализация опорных знаний.

     Тема нашего  урока так и называется подготовка к написанию «выборочного изложения». Чему мы должны сегодня научиться? Какова цель нашего урока? (научиться писать выборочное изложение).

Давайте подумаем, а какие же умения нам пригодятся для написания выборочного изложения. Выстройте план работы в нужной последовательности.  

1. Прочитать текст.

2. Озаглавить.

3.Выбрать существенные признаки.

4. Составить план.

5. Пересказать.

     Молодцы. Перед тем, как прочитать текст, догадайтесь, о ком пойдет речь?

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам летает,

Крохи собирает.

III.Формирование новых знаний.

     Как вы догадались, что это воробей? (маленький, серенький…) Авторы загадки выбрали  эти признаки для его описания. Посмотрите на эту птичку, а как бы вы охарактеризовали ее?

     Какие произведения с описанием этой птички вы знаете? Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу», Горький «Воробьишко».  Это в основном сказки, в которых воробей сказочный. А почему так мало произведений про эту птичку? Она маленькая, незаметная, всегда рядом. На нее люди почти не обращают внимания. А сейчас мы посмотрим на эту птичку глазами Г. Скребицкого. Переверните листочки с записью текста и скажите таким же увидел автор воробья как вы или нет?

Г. Скребицкий

     На кустах акации сидело много воробьев. Подкрался я к ним поближе, нацелился своим аппаратом, гляжу в глазок. Вот передо мной на ветке воробышек. Да какой, оказывается, нарядный! Я раньше этого и не замечал. Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие, вверху на крыльях – белая полоска.

     Повернул воробышек ко мне головку, словно и впрямь фотографироваться хочет. Гляжу – щечки у него почти беленькие, а под шейкой большое черное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт!

      Рядом с ним воробьиха сидит. Она не такая нарядная, вся серенькая.

      Что можете сказать о Г. Скребицком?

      Автор выбрал героем своего текста самую обычную птичку. Он умеет увидеть прекрасное в самом обычном явлении.  Увидеть красоту в обыденном. Почему вы так решили? Называет воробья франтом. Кто такой франт?

     Владимир Даль: франт – щеголь, модник. Франтить – щеголять одеждой, модничать, изысканно нарядно, пышно одеваться, носить лучшие платья и украшения. Посмотрите на фотографию. Перед вами настоящий франт. Докажите, что воробья тоже можно назвать франтом (под шейкой бант или широкий галстук).

     Физминутка.

     Давайте вернемся к плану работы, какое название, по- вашему мнению, было бы наиболее удачным для данного текста? Почему? Автор показывает нам красоту этой птички.

Так как мы хотим написать выборочное изложение, давайте подумаем, что в этом тексте является для нас наиболее существенным? (описание воробья)

     Возьмите в руки карандаши выберите и подчеркните в текстах только описание воробья, а работать мы будем в парах. Если во время работы у вас возникнут затруднения, можете обратиться за помощью к соседу( работа в парах).

      Учащиеся зачитывают выбранные фрагменты. Какими словами  начнем описание воробья, Как вы считаете, это удачное начало, может быть, чего-то не хватает? (непонятно о ком идет речь). Что вы знаете о тексте? Состоит из трех частей: начало, основная часть, вывод.

 Все ли описательные моменты мы нашли? Все ли слова относятся к описанию воробья?

      Давайте еще раз выстроим текст-описание в нужной последовательности.

     Какой следующий этап нашей работы?                

     Прочитайте первую часть. О чем в ней говориться? Как можно ее озаглавить?

     Найдите и прочитайте вторую основную часть. Что главное в этой части? (описание воробышка). Какие трудности могут встретиться при написании этой части? Трудно запомнить. Почему? Большая. Что можно сделать для того, чтобы облегчить запоминание (разделить на маленькие части или сделать его более подробной и записать последовательность описания). Что автор описал сначала? (головку, брюшко, грудку). Прочитайте.

     Что описал автор в следующей фразе. Что сделал воробышек? (повернул голову). Зачем? (фотографироваться хочет). Синоним фотографироваться-позировать. Так что же описал автор? Позу.

     Прочитайте третью подчасть и самостоятельно запишите, о чем в ней говориться. Что вы написали? Найдите вывод. Как озаглавим третью заключительную часть? (франт). Почему? (главная мысль текста говорит о том, что воробышек красивый, как франт). Я озаглавила прямо словами из текста. Пользуясь планом, перескажите текст.

План:

1Воробей на ветке.

2Описание воробышка:

 а) головка, брюшко и грудка;

 б) поза;

 в) щечки и шейка.

3Ишь, какой франт!

IV. Рефлексия

     Для того чтобы написать изложение, необходимо еще одно умение, какое? (грамотное письмо). Найдите и обозначьте орфограммы, встретившиеся в этом тексте.

     Давайте подведем итог проделанной работы:

-Что нового узнали?

-Какие этапы работы над выборочным изложением надо знать?

-Кто считает, что готов написать изложение?

-Ребята,  кто не готов написать изложение? Скажите, пожалуйста, почему?

-Дома, для того, чтобы лучше подготовится к изложению, прочитайте описание воробья еще раз и перескажите. Сочините свою загадку про воробья, выбирая его особенные качества. Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Обучающее изложение. Синички"

Презентацию можно использовать на уроках по развитию речи во 2 классе...

Презентация к уроку русского языка по теме "Обучающее изложение "Слон Макс""

Презентация содержит все этапы работы  над изложением и поможет провести урок русского языка в 3 классе....

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Обучающее изложение "Белка" с опорой на иллюстрации и вопросы"

Методическая разработка урока русского языка (развитие речи) по теме "Обучающее изложение "Белка" с опорой на иллюстрации и вопросы. 2 класс. УМК "Перспектива"....

Презентация к уроку русского языка по теме: " Обучающее изложение по теме:" Скворцы".( 3 класс)

Презентация к уроку русского языка  по теме: " Обучающее изложение по теме:" Скворцы".( 3 класс)...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс

Тема: Подробное изложение с языковым анализом  текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа  текста  с опо...