Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс Гармония
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс прграмма "Гармония".

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Рассмотрено на МО                                          Согласовано зам. директора                                                                                    Утверждено директором                                                                                             

        учителей____________                                      зам. директора по УВР                                                                 школы С.Н.Таранин

        _________________                                         Бушуева  Л.Н                                   

      «    »___________2011 г

          ____________ .                                                                                                                                 _______________________                                                                                                                            

          Пед. совет протокол № 2                                              «     »_____________ 2011г                                                                                «      »________________2011г

      от 31. 08. 2011г

                                                                      Рабочая программа

                                               по курсу «Русский язык»

                                                       на 2012 - 2013 уч. год.

Класс:   2«Б»

Учитель: Сидоренко Галина Николаевна

Кол – во часов: 140 ч

Учебник: М.С.Соловейчик «Русский язык» - Смоленск: Ассоциация 21 век , 2012г.

М.С.Соловейчик «Тетрадь – задачник» - 1, 2 ч – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012 г.

Рабочая программа

Русский язык

УМК «Гармония»

Рабочая    программа   учебного предмета  «Русский язык» для 2 класса   разработана  в соответствии с  требованиями

«Федерального  компонента Государственного стандарта начального общего образования  второго поколения», на основе авторской программы «Русский язык»   М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина и в соответствии  Образовательной программой МОУ Заветинской средней школы № 1

Пояснительная записка

1

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования

2

Адресат

Программа адресована обучающимся начальных классов  общеобразовательных школ

3

 Соответствие Государственному образовательному стандарту

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта второго поколения по начальной школе.

4

Цели программы

Цели начального курса русского языка:

– создать условия для  осознания ребёнком себя  как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка,  для появления  сознательного отношения к  своей речи;

–  заложить основы лингвистических знаний  как  элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

–  средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований     младшего школьника, его интеллектуальное и  эмоциональное развитие, на формирование   учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме,  становление их коммуникативной компетенции.


5

Задачи программы

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая  организация работы по освоению его предметного содержания – необходима  реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.

6

Принципы лежащие в основе построения программы


Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка»,  построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования  учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам:  от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению  контролировать  выполняемые действия  и их результаты.

Именно через реализацию деятельностного подхода  к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое.  При этом  под обучением  русскому языку понимается формирование на основе лингвистических  знаний осознанных, а потому  контролируемых языковых и речевых  умений;  под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет  наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова,  языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление  в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.  Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».

В основу обучения языку, речи и правописанию  положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет  ребенку:   а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;  б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно,  коммуникативно-целесообразно  формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также  полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной  программе, является его  коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему   рассмотрение большей части разделов и тем  курса, в соответствии с программой, направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов,  становление умения проверять написанное проходят на фоне  обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов : «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?...».  Изучение  состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т.п.  Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности –  не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений: обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.

 Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений  в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование  мотивационной основы  обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го  класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.

7

Специфика программы

В  четвертом классе   изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово»,  «словосочетание»,   «предложение»,  «текст».  

Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала  обсуждается на уровне морфологии, а затем  лексики; параллельно закрепляются знания  учащихся  о  назначении,   возможных значениях,  особенностях  использования и написания   различных морфем.

Знакомство с  частями речи завершается  изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением  правописания  безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объёме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания  трёх склонений имён существительных в разных падежах осваиваются  одновременно.

 Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с которой предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включённого в учебник 4-го класса.  

Для общего знакомства  учащимся  представляется  наречие, что вызвано  частотностью  данной части речи, её  практической необходимостью.  Правописание наречий  специально не изучается –  запоминание наиболее употребительных  обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является  пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике  «поведения»  в них слов,  относящихся к разным частям речи.  Учащиеся знакомятся со значениями словосочетаний и продолжают осваивать постановку двух типов  вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»). Работе над словосочетанием придаётся большое значение с точки зрения интеллектуального развития детей и развития их речи – повышения её  правильности, точности, богатства и выразительности.

Знания четвероклассников о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами  и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных  предложениях. Кроме того, теперь, после знакомства со значениями словосочетаний, учащиеся получают возможность научиться по смысловым вопросам разграничивать виды второстепенных членов предложения.

 Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста.  Включение предложения в текст, выбор порядка слов,  связь  предложений  друг с другом – вот некоторые    направления  проводимых наблюдений.  Работа ведётся без изучения теории, её цель  –  общее и речевое развитие  учащихся, накопление ими положительного речевого опыта и его осмысление.

  На этом этапе предусмотрено знакомство с построением  несложного текста-рассуждения.  Среди осваиваемых жанров –  рассказ, сказка (сказочная история), объявление,  дневниковая запись и др.  В конце года  в качестве системного обобщающего понятия вводится понятие «сочинение». Оно является общим по отношению ко всем тем видам текстов, которые учились создавать младшие школьники. Вводится и общая памятка «Как писать сочинение», которая  будет и в дальнейшем, в основной школе, помогать учащимся осознанно планировать свои действия при подготовке к сочинениям.

В целом программа  4-го  класса  ориентирована на то,  чтобы  обеспечить плавный переход к успешному продолжению  лингвистического образования в основной школе.

8

Основные содержательные линии курса (раздела,  структуры)

 Курс русского языка для 1–4 классов в данной программе представлен  следующими содержательными линиями:

– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

–  формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

– формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.

9

Требования к уровню подготовки: должны формировать УУД; должны знать и уметь

В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы  предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.


Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»


У выпускника будут сформированы:

представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях,  осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.


Выпускник получит возможность для формирования:

понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.


Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»


Регулятивные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

–  оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.



Познавательные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

–  осознавать познавательную задачу,  целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:  

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

–  находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

¬– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них  разнообразные средства языка;

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


Предметные результаты освоения программы

«Русский язык»

Общие результаты освоения программы


Выпускники начальной школы:

– овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

– освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

– овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

– приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания  собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.

10

Виды и формы организации учебного процесса

  1. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра
  2. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная

            работа, работа в парах

11

Объём программы в часах и сроки обучения

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в 4  классе начальной школы отводится 5 часов в неделю. 175 часов в год

12

Библиографический список для учащихся








Для учителя

1) М.С.Соловейчик «Русский язык» Учебник для 2 класса. В двух

частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2012 г.


2) М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Тетрадь-задачник №1 -3

№ 2. 2класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2012 и послед.





  1. М. С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Методические рекомендации к учебнику для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2010 и послед. Электронная версия на сайте издательства



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по системе "Гармония"

Рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка  в 3 классе составлено по учебникам М.С.Соловейчик "К тайнам нашего языка" (УМК "Гармония") с учётом требований ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по русскому языку УМК "Гармония" 3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку начального общего образования , авторской программы М.С. Соловей...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК Гармония Соловейчик 4 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса по УМК Гармония с характеристикой деятельности учащихся....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, УМК "Гармония",1класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, УМК "Гармония", 1 класс...