Однокоренные слова. Берегите зубы?
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Невская Алёна Вячеславовна

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного урока

окружающий мир, русский язык

класс: 2 «В»

дата проведения: 3 октября 2010 год

учитель: Невская А. В.

Тема: Однокоренные слова. Берегите зубы!

Имя урока: «Корень… А что это такое?»

Цели и задачи урока:

  1. Закрепление навыков единообразного написания однокоренных слов.
  2. Введение пропедевтических упражнений из области фонетики, словообразования, морфологии.
  3. Развитие речи с включением языковых и медицинских понятий.
  4. Формирование у учащихся представления о крепких и здоровых зубах как признаке здоровья.
  5. Познакомить детей с правилами гигиены полости рта.

Оборудование:

  1. Макет зуба и сборная модель челюсти.
  2. Индивидуальные карточки с изображением «веселого»  и «грустного» зубиков.
  3. CD – проигрыватель с записью «Космическая мелодия».
  4. Проектор с «Энциклопедической страничкой».
  5. DVD – проигрыватель, телевизор, мультфильм «Птичка Тари».
  6. Модель черепа с зубами.
  7. Иллюстрация с изображением зуба.
  8. Индивидуальные маршрутные листы.
  9. Зеркала ( 20 штук).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Давайте поприветствуем его (хором):

( Учащиеся произносят приветствие, смотря в зеркало, логопедическая разминка.)

«Здравствуй, великий, здравствуй, могучий,

  Здравствуй любимый русский язык!»

- Садитесь!

- Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания о корне слова и однокоренных словах, а также узнаем много нового о зубах.

II.        Основной момент.

- Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в одну из галактик. Но какая это галактика,  вы скажете сами, отгадав загадку.

«Белые калачи рубят калачи,

Красный говорун подкладывает».

- Что это такое? (Зубы и язык)

- Правильно. Поэтому мы отправляемся в зубную галактику.

- Вспомните, ребята, что нужно каждому живому существу для жизни? Перечислите. (Пища, воздух, вода.)

- Совершенно верно. Вы назвали одно из условий – это пища. А что нам необходимо, чтобы мы могли пережевывать пищу? (Зубы)

- Правильно. Нам нужны крепкие и здоровые зубы. А чтобы зубы оставались крепкими и здоровыми как можно дольше, мы должны начать о них заботиться прямо сейчас. Но что это значит: заботиться о своих зубах? Вопрос не простой и чтобы разобраться в нем, сегодня мы проведем необычный урок. Давайте  отправимся  с вами в путешествие по Зубной Галактике на планету Здоровья. На этой планете у всех здоровые зубы, а правит ею мудрая королева. В конце нашего путешествия она сделает нам подарок.  Но добраться до этой планеты не так то просто. На пути нам могут встретиться неожиданные препятствия. Готовы мы их преодолеть? (Готовы). Мы с вами одна команда. Но чтобы отправиться в путь, нам надо подготовиться. Возьмите зеркала и скажите волшебные слова, которые нам будут помогать справляться с препятствиями. Проговариваем все слова четко, выразительно, но не громко, иначе нас не поймут жители Зубной Галактики.

 ( Учащиеся рассказывают наизусть речевое упражнение «Веселые человечки» с зеркалами).

- Давайте откроем наш маршрутный лист и доберемся до космического корабля, но не торопимся, делаем все четко и аккуратно. Заглавную и строчную букву «З» выводим, не выходим за строчку, следим за одинаковой высотой написанных букв.

 (Звучит космическая мелодия.)

- Кто аккуратнее всех выполнит работу, тот назначается капитаном корабля. А теперь отправляемся в путь.

(Звучит космическая мелодия, учитель говорит.)

- Закройте глаза. Представьте, мы отправляемся в открытый космос. Мы пролетаем мимо звезд, красивых, горячих. Откройте глаза. Мы с вами на первой остановке.

Задание 1.

- Помогите распуститься космическому цветку, образовав из корня «ЗУБ» однокоренные слова. Запишите эти слова на  маршрутных листах (зубной,зубастый,зубок,зубище,зубик.)

- Что можно сказать обо всех этих словах? (Они однокоренные) Что у них общего? (Корень ЗУБ)

- Давайте выделим его в словах.

- Разберите эти слова по составу.

( Учащиеся комментируют с места.)

По ходу комментария учащиеся отвечают на  следующие вопросы.

- С помощью какой части слова эти слова образованы? (С помощью суффикса.)

- Для чего нам нужен суффикс? (Для образования новых слов)

- На этой остановке мы с вами вспомнили, что такое однокоренные слова. Посмотрите, какой стал красивый цветок. Он распустился. Мы можем отправляться дальше.

- А теперь оправляемся в путь.

(Звучит космическая мелодия, учитель говорит.)

- Закройте глаза. Мы пролетаем мимо звезд, красивых, горячих. Откройте глаза. Мы с вами на второй остановке.

Задание 2.

Скажите, пожалуйста, а корень  бывает только у слов? (нет)

- А что же еще имеет корень? (Деревья, растения, зубы)

- Молодцы! А вы, ребята,  знаете, из чего состоит зуб, как называются зубы?  Тогда слушайте  и смотрите.

- Зубы растут в десне, как растения в земле. А что нужно растениям, чтобы держаться в земле? (Корень)

- Правильно, корень. Вот и зуба есть корень. Зубы очень крепкие покрыты плотным, как кость, цементом. Над поверхностью десны выступает белая и твердая коронка. Она такая белая и твердая, потому что покрыта специальной тканью, которая называется «эмаль». Под эмалью скрывается более мягкая ткань – дентин. А самую сердцевину зуба заполняет нежная пульпа. Пульпа состоит из нервов и кровеносных сосудов, которые питают зуб изнутри и подают сигнал об опасности, когда зуб заболевает.

- Давайте запишем новые слова (учащиеся записывают новые слова, переводя печатный текст в письменный).

Дентин

Коронка

Эмаль Корень

(Рис. 3.) – А теперь давайте посмотрим на нарисованный зуб. Давайте проведем от слов к рисунку линии, так, чтобы они точно нам указывали, где, что находится.

III.      Физ. минутка.

- Если я говорю однокоренные слова, вам нужно встать, если - нет, то сесть на корточки.

Гриб – грибник.

Медведь – медицина.

Сон – слон.

Игра – игрушка.

Мама- папа.

Молодцы! Садитесь.

         IV.      Основной момент.

- Что будет у зуба, если не будет корня?

- Что будет со словом, если не будет корня?

- Корень – это основная, главная часть как слова, так и зуба.

- А теперь поработаем над словом корень.

- Запишите это слово.

- Выполните звуко – буквенный анализ. ( Один учащийся выполняет у доски)

- Почему в слове 6 букв, а звуков 5? ( Потому что, мягкий знак не обозначает звука)

( На карте отмечается третья остановка)

V.      Физ. минутка.

Упражнение «Ленивая восьмерка»

- Посмотрите на потолок, не делая движений головой «нарисуйте» «зуб», а теперь «маленький зуб» и «большой зубище».

Упражнение «Радуга»

- Встаньте возле парты. Закройте глаза. Представьте радугу. Мысленно заберитесь на нее (дети тянутся вверх, задерживают дыхание и «съезжают» с нее, делая глубокий выдох.

         VI.      Основной момент.

- Что мы узнали о корне?

- А теперь оправляемся в путь.

(Звучит космическая мелодия, учитель говорит.)

- Закройте глаза. Представьте, мы отправляемся в открытый космос. Мы пролетаем мимо звезд, красивых, горячих. Откройте глаза. Мы с вами на третьей  остановке.

Задание 3.

- Как вы думаете, есть ли у зубов имена? (да)

( Учитель берет модель черепа и на нем показывает виды зубов.)

- Правильно. Передние зубы, которые как ножом, разрезают пищу, называются резцы. Следом идут клыки, они удерживают пищу во рту. Дальше - жевательные зубы, которыми мы измельчаем пищу.

- Теперь возьмите в руки волшебные зеркала  и  определите, где у вас жевательные зубы, где резцы, а где клыки.

- А кто из вас знает, человек рождается без зубов или с зубами?

- Когда рождается малыш,  у него в деснах уже есть зубки, но они появляются на поверхности не сразу, а постепенно, начиная с 6 месяца и вплоть до 2 лет. Это молочные зубы. У многих из вас уже началась смена зубов. Какие зубы у вас уже выпали? Вы можете назвать их по именам? (Резцы, клыки и т. д.)

- Теперь мы знаем, как называются зубы, но прежде чем лететь дальше, давайте  напишем их названия.

- Посмотрите в ваш маршрутный лист и выполните задание 4.

- Прочитайте его.

( Выполнение самостоятельное.)

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО                                      ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Резцы                                                                               ______________

Клыки                                                                              ______________

Жевательные зубы                                                          ______________

- Ну вот, теперь мы знаем, как называются зубы и из чего они состоят. Значит, мы можем лететь дальше. Ворота в Зубную Галактику открываются, мы стремительно пролетаем сквозь тоннель и попадаем в Зубную Галактику! Ура!

- Вон впереди какая – то темная планета. И кто – то с нее взывает о помощи. О! Кажется, я догадываюсь, что это за планета. Эту планету захватил злобный кариес. Придется сделать посадку, ведь нужно помочь жителям планеты, но чтобы успешно бороться с врагом нам нужно как следует изучить его.

(Учащиеся работают с энциклопедической страничкой на проекторе.)

- Что такое кариес?

- Можно ли справиться  с вредными бактериями до того, как они проникнут в зуб?

- Что нужно для этого делать?

- У нас на пути появилась странная планета. Ой! Какое сильное у нее притяжение! Она как магнитом, тянет к себе наш корабль. Это сладкая планета, на ней живут Сладкоежки. Ее жители, конечно, не отличаются здоровыми и крепкими зубами. Они обожают пирожные и мороженое, мармелад и шоколад, леденцы и ириски  и прочие сладости  - в общем, все то, что вредно для зубов.

- Вспомните наш проект в прошлом году, на котором мы выделяли продукты, полезные для организма. Какие это продукты? ( Свежие овощи, фрукты, рыба. Мясо, молочные продукты).

- Правильно! А еще для зубов полезны продукты, в которых много кальция, железа, витаминов, фтора. Это – овощи, фрукты, молочные продукты: творог, молоко, кефир. Неужели нам придется отказаться от сладкого? (нет, вовсе не обязательно)

- Просто сладкое нужно есть во время приема пищи. После того как вы поели сладкое нужно почистить зубы щеткой или прополоскать рот. Давайте посоветуем жителям этой планеты, какие продукты им следует  есть, а от  каких отказаться. Я буду называть продукты, а вы будете поднимать изображения с веселыми или грустными зубиками.

- Записываем полезные для зубов продукты в маршрутном листе.

( Запись словарных слов под диктовку.)

- Поменяйтесь маршрутными листами. Проверьте друг у друга словарные слова.

- Если все слова написаны правильно, то нарисуйте у зуба веселую мордочку.

- Если есть ошибки, то нарисуйте грустное выражение мордочке.

VII.      Физ. минутка.

Легкий массаж пальцев рук.

VIII. Домашнее задание.

- Те ребята, которые допустили ошибки, дома еще раз повторите словарные слова и под  диктовку родителей запишите их.

IX.      Основной момент.

- А я хочу вам рассказать одну интересную поучительную историю, что может случится с теми, кто не чистит зубы.

- Жил – был крокодил. У него был страшный – страшный хвост, страшные – престрашные глаза, страшные престрашные клыки. И самое страшное: у него был ужасно страшный характер. Он никогда никому не сказал ни одного доброго слова, а еще он никогда не чистил зубы. И вот однажды у него заболели зубы. Посмотрите, что же произошло дальше.

(Просмотр фильма «Птичка Тари» с обсуждением.)

X. Итог урока.

- Наше путешествие  близится к намеченной цели. Мы с вами берем курс на планету здоровья! Нас встречает королева планеты Здоровья.

( На проекторе появляется изображение Королевы Здоровья.)

- Но чтобы она поняла, что мы ее друзья, необходимо произнести пароль. Мы узнаем его, если правильно ответим на  вопросы королевы. Вот они:

-Какие названия зубов вы знаете?

-Как бороться с кариесом?

-Что является главным оружием против зубных болезней?

-Сколько раз в год необходимо посещать стоматолога?

-Сколько раз с день нужно чистить зубы?

- Что такое корень слова?

- У чего может быть корень?

-Назовите примеры однокоренных слов.

        На доске записана фраза, каждое слово которой открывается за правильный ответ, в итоге она открывается полностью:

        ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ НУЖНО НАМ.

- Вот теперь мы знаем пароль. Это  правило, по которому живут жители планеты Здоровья. Давайте скажем его все вместе.

(Дети хором произносят предложение.)

- А теперь обещанные подарки от Королевы планеты Здоровья. Она подарила на зубную пасту.

(Всем учащимся раздается зубная паста.)

-  Ребята, сегодня вы хорошо поработали. Думаю, теперь вы будете заботиться о своих зубах и их корнях. Потому что корень не только важная часть зуба, но еще и растения. Корень – важная часть слова. Без корня не будет слова. А без слова не будет общения. Поэтому следите не только за своими зубами, но и словами. Думайте, прежде чем что – то сказать. Помните, словом можно обидеть человека или сделать его счастливым. Поэтому говорите как можно больше хороших и добрых слов. Желаю Вам всего хорошего! Урок закончился. Спасибо Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.

На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....