Фразеологизмы
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Урок руского языка по УМК "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologizmy.doc366 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

  1. Познакомить уч-ся с фразеологизмами.
  2. Учить употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.
  3. Учить находить фразеологизмы в тексте
  4. Развитие внимания, мышления.
  5. Пополнение активного словарного запаса.
  6. Воспитание стремления пользоваться словарями.

Оборудование: компьютер с проектором, карточки с текстом, учебники, тетради.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Слайд 1  (-Скажем все вместе)

Добрый день

- Вход в урок (организационный момент).

- Сначала, мы вместе восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведём маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на волнующие нас вопросы. Затем, потренируем мозги – выполним некоторые задания. И, наконец, вложим в тайник памяти что-то ценное…

2. Актуализация знаний.

- Скажите что такое лексическое значение слова?

Слайд 2

                                                   

Словарная работа

- Дайте определение словам, которые называют эти предметы (берёза, собака, лопата).

- Запишите эти слова (один у доски).

- А теперь, узнайте слово по его толкованию и запишите его (один у доски).

Слайд 3

  1. Полоса земли, по которой движутся машины, идут люди. (дорога)
  2. Тонкая палочка графита, вставленная в деревянную или пластмассовую оболочку. (карандаш)
  3. Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твердой оболочке. (орех)
  4. Подвижный орган во рту, который является органом вкуса. (язык)

Проверка. Слайды 4, 5, 6, 7

              

- Как определить значение незнакомого тебе слова? ( В сочетании с другими словами, толковый словарь)

- Какие словари вы знаете? Зачем они нужны?

- Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.

- Как вы думаете, всё ли мы знаем о лексическом значении слов?

- Вы готовы  продолжить работу?

Слайд 10

                         Дедушка, это безжалостно!                   Внучок, пойдем заморим червячка.

                                                                              

- Почему дедушка и внук не поняли друг друга?

- Вот так ситуация!

- Дайте лексическое значение словам «червяк» и «заморить».

- Какое выражение использовал дедушка?

- Что значит выражение «заморить червячка»?

- Можно ли его заменить одним словом?

- Значит слова «червячок, заморить» в этом сочетании потеряли своё самостоятельное значение!?

3. Постановка учебной задачи.

- На какой же вопрос нам предстоит ответить?

- Что нам предстоит узнать?

Слайд 11

- Как называются сочетания слов, имеющие общее значение?
- Как узнать их лексическое значение? Где?
- Для чего нужны эти сочетания слов?

4. «Открытие» уч-ся нового знания.

- Какие есть предположения?

- Что нам поможет ответить на вопросы? (учебник)

Работа с учебником с. 99

Чтение правила

5. Первичное закрепление.

- Какой вопрос зададим друг другу?

Слайд 12

Что такое фразеологизм?

ФРАЗЕОЛОГИЗМ - устойчивое (постоянное) сочетание слов

- Какова тема урока?

Слайд 13

Фразеологизмы

Шуточные вопросы

Слайды 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22.

 

  1. Есть ли ноги у газеты, книги, журнала? (есть, когда их держат вверх ногами)
  2. В каком выражении упоминается действие таблицы умножения? (знать как дважды два)
  3. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)
  4. Что это?
  5. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (каша)
  6. Её носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими (вода)
  7. Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (язык)
  8. Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)
  9. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные (уши)
  10. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека;  на него бросают слова и деньги, кто их не ценит (ветер)

(Первые три слайда – составить предложения, записать любое)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Слайд 23

- Выполним упражнение № 2 с. 101 (по рядам)

- Можно ли во фразеологизм ввести лишнее слово или одно заменить другим? (Смысл разрушиться)

Слайд 24

  1. «+» - справился
  2. «?» - сомневался
  3. «-» - не справился

- Оцените свою работу.

7. Включение нового знания в систему знаний.

- Достаточно ли одного упражнения для усвоения нового материала?

- Что ещё надо сделать? ( Потренироваться)

Тренировочные упражнения

Слайд 25.

Правила для учащихся, работающих в группах.

  1. Критикуй идеи, но не человека.
  2. Поощряй участие каждого в обсуждении.
  3. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
  4. Сначала объяви вопросы, потом их разбирай.
  5. Ищи рациональное в высказываниях других.
  6. № 5 с. 103

- работа в группах (с. 103 №5)

- упражнения в распознавании фразеологизмов на слайдах ( 27,28,29)

                                                

Море по колено                                         Мухи не обидит                                              Как две капли воды

                                

Тянуть кота за хвост                           Не разлей вода                              Витать в облаках

                       

Плясать под чужую дудку                          Сесть на шею                            Водить за нос

8. Итог урока.

Слайд 31,

- Что нового узнали?

- Что вы узнали о фразеологизмах?

- Зачем нужны фразеологизмы?

- Какую задачу мы поставим на следующий урок?

Слайд 32

- Спасибо за урок!!!!

- Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников                   сквозь пальцы.

Молодцы!

                                                                                                         ____________

9. Домашнее задание.

Слайд 33

 

Дополнительные задания (слайды 34, 35, 36) :

1.Соотнеси: (для слабых уч-ся)

трудится как                

порхает как                  

ползёт как                    

кривляется как          

2. Подбери слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? (для средних уч-ся)

Болтливый как                      

Красный как                      

Трусливый как                

Красивый как                    

3. Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? (для сильных уч-ся)

   Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...