Фрагменты уроков
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Гонтова Татьяна Тимофеевна

Подборка проблемных ситуаций на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragmenty_urokov_sozdanie_problemnyh_situaciy.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрим пример побуждающего диалога на уроке математики в 3 классе.

 Фрагмент урока.

Тема урока «Умножение на двузначное число».

        

Постановка проблемы.

(Практическое задание на новый материал)

   У.: Найдите площадь прямоугольника со сторонами 47и 23см.

   Д.: (Испытывают затруднение. Возникновение проблемной ситуации)

Побуждение к осознанию.

   У.: Вы смогли выполнить задание?

   Д.: Нет, не смогли.

   У.: В чем затруднение?

   Д.: Это новое умножение

   У.: Чем это задание не похоже на предыдущее?

   Д.: Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали (осознание противоречия).

Побуждение к проблеме.

   У.: Какова сегодня тема урока?

   Д.: Умножение на двузначное число

( учебная проблема как тема урока)

   У.: Верно (открывает тему на доске).

Поиск решения.

( Материал для выдвижения гипотез)

   У.: Сейчас вы разобьетесь по группам и будете решать пример 47х23=?

 Способ решения запишите на листе.

   Д.:(Разбиваются по группам и начинают работу)

Побуждение к гипотезам.

   У.:(Подходит к каждой группе):

- Какие есть гипотезы? С чего нужно начать?

(Подсказка к решающей гипотезе)

   У.: Воспользуйтесь распределительным свойством.

      Закончив  работу, группы вывешивают на доску и озвучивают две гипотезы:

40х20+7х3=821 (ошибочная гипотеза)

47х20+47х3=1081(решающая гипотеза)

   У.: Вы предложили два разных способа умножения. Как можно проверить,     какой из них верный?

Дети затрудняются ответить.

Проверка.

   У.: Может воспользуемся каким-то прибором?

   Д.: .Можно проверить на калькуляторе (Работают с калькулятором)

   У.: Что у вас получилось?

   Д.: При умножении получается 1081.

Вывод.

   У.: Значит, как надо умножать на двузначное число?

Дети формулируют правило (открытие нового знания)

   У.: Сравните свой вывод с правилом в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.

Рассмотрим фрагмент урока окружающего мира в 1-ом классе.

II. Актуализация знаний.

   У.: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

   Д.: «Твои помощники- органы чувств».

   У.: В чем помогают нам органы чувств?

   Д.: Органы чувств помогают нам узнавать окружающий мир.

   У.: Проверим, как хорошо работают ваши органы чувств.

1. Учитель предлагает детям закрыть глаза и запомнить все звуки за 30 секунд.

- Какой орган чувств работал?

   У.: Перед вами геометрические фигуры. Закройте глаза и определите на ощупь какие это фигуры и из какого материала они сделаны.

- Какой орган чувств работал?

Далее проверяется работа всех органов чувств

III. Совместное открытие нового.

1. Создание проблемной ситуации.

   У.: Как же человек познает окружающий мир?

   Д.: С помощью органов чувств.

   У.: Назовите органы чувств, которые являются нашими помощниками.

   Д.: Органы зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха.

   У.: А могут ли органы чувств ошибаться?

   Мнения детей разделились. Одни считают, что органы чувств могут ошибаться, а другие – что нет.

а) Демонстрация опыта. Учитель предлагает рассмотреть карандаш в стакане с водой.

   У.: Каким нам кажется карандаш в стакане с водой?

   Д.: Он кажется сломанным.

   У.: А что мы знаем на самом деле?

   Д.: На самом деле мы знаем, что карандаш прямой.

   У.: Значит, органы чувств могут ошибаться?

   Д.: Да.

б) Демонстрация предметов с близкого и дальнего расстояния.

   У.: Сравните предметы на картинке.

   Д.: Мы видим, что цветок больше коровы.

   У.: А что мы знаем на самом деле?

   Д.: Это нам только кажется, так как цветок находится ближе, а корова дальше.

   У.: Какой вывод можно сделать?

   Д.: Органы чувств могут ошибаться.

2. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

   У.: Вы сначала как думали? А как на самом деле?

   Д.: Наши органы чувств могут ошибаться.

   У.: Какой же возникает вопрос?

   Д.: Ч то же еще кроме органов чувств помогает нам познавать окружающий мир?

3. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

   У.: Какие у вас есть предположения.

   Д.: Может, нам помогает ум?

   У.: Как проверить это предположение.

(Детям сложно ответить на этот вопрос, предлагаем помощь):

   -  Продолжите предложения:

Зрение показывает, что…

Память подсказывает, что…

Благодаря уму можно подумать и решить, что…

   У.: какова же тема урока?

   Д.: «Ум и память».

На доске: «Ум и память – наши помощники».

Рассмотрим урок в 3 классе по теме « Наблюдение за словами с непроизносимым  согласным звуком в корне».

Цель урока:

-познакомить учащихся с непроизносимым согласным в корне слова;

- формировать умение писать слова с непроизносимым согласным в корне;

- развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;

- воспитывать культуру общения

I. Словарная работа.  

1. Устный диктант. Работа с сигнальными карточками.

Ученики показывают ту букву, правописание которой надо запомнить.

   У.:  (Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон).

2.- Запишите 5 слов с непроверяемой безударной гласной а.

Вариант записи:

Квартира, балкон, ананас, закон, аппетит.

II. Введение в новый раздел.

    У.: Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем  сестрам: орфограммам-согласным буквам. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква.

- Как вы думаете, о чем заботилась вторая сестра – орфограмма?

   Д.: Чтобы не забывали писать удвоенную согласную в корне слова.  

   У.: Чем же занималась третья сестра? Кто были ее подданные?

Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке.

III. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком в корне

1.Работа на доске.

 Создание проблемной ситуации.

   У.: Запишите в транскрипции слово известный  [ изв’ эсный ] .

- Сколько в этом слове звуков?(8)

- Интересно, а сколько букв? (Проблемный вопрос).

- Запишите это слово. ( Задание на ошибку). Один ученик пишет на доске: извесный. (Дети пишут на листочках).

   У.: Все согласны с тем, что так надо писать?

   Д.: Я так же написал, а я не знаю как писать.(Возникло затруднение)

   У.: Давайте проверим по словарю.

   Д.: В словаре написано известный Учитель записывает на доске правильный вариант.

Ученики испытывают затруднение. Возникает проблемная ситуация.

(побуждение к осознанию)

   У.: Вы сначала как написали?

   Д.: Без Т , как слышали так и написали

   У.: А как надо писать?

   Д.: С «т» (осознание противоречия).

   У.: Но словарь не всегда под руками, как можно другим способом узнать о правописании подобных слов?

Поиск решения проблемы

   У.: Подберите однокоренные слова (учитель записывает на доске)

(вести, известить, весточка)

 -Какой корень в этих словах? (-весть-)

- Как запишем слово известный?  Проговорите это слово по слогам.

- Произносится ли в этом слове звук [т]

   Д.: Нет.

   У.: А буква пишется? (Да.)

   У.: Какое название можно дать звуку, который не произносится?

   Д.: Неслышимый, молчаливый.

2. Работа по учебнику. Упр. 75.

   У.: Прочитайте слова. В каком еще слове не произносится звук [т]?

-Как вы думаете почему? Где находится этот звук в слове? Ученики выполняют письменно последний «шаг» в задании.

- Итак, сколько букв в слове известный? (9). Почему букв больше, чем звуков?

- Есть ли еще слова с такими «молчаливыми» звуками?

3. Упр. 76. (Выполняется по заданию).

   У.: Какой можно сделать вывод?

   Д.: В некоторых словах звук [т] или [д] в корне не произносится, а буква пишется (корни в однокоренных словах написаны одинаково).

IV. Работа над текстом в рамке (с.59).

   У.: Прочитайте про себя, как называются эти «молчаливые» звуки. После чтения.

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные ?

- Непроизносимые согласные – это звуки или буквы

   Д.: Звуки.

   У.: Это правило письма или закон языка

   Д.: Закон языка.

Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.

V. Наблюдение  над  правописанием слов с непроизносимым согласным звуком.

1. Постановка проблемного вопроса.

- Запишите слова: капустный, звездный, ужасный.

- О чем вы задумались, записывая слова?

   Д.: Есть ли в слове непроизносимый согласный звук, какой буквой он обозначен.

   У.: Что вы предлагаете?

   Д.: Подобрать однокоренные слова, выделить корень.

   У.: Что вы предлагаете?

   Д.: Подобрать однокоренные слова, выделить корень.

2. Понаблюдаем за этими словами в. Упр.77.

Вывод: Слово капуста – проверочное для слов капустный и капустница,

так как [т] перед гласным произносится. Слова звезда, звездочка – проверочные для слова звездный.  

   У.: Подберите слова к слову ужасный.

   Д.: Ужас, ужасен.

   У.: Выделите корень. Что наблюдаете?

   Д.: В этом слове нет непроизносимого согласного звука,  поэтому нет соответствующей буквы.

Вывод. Чтобы не ошибиться в правописании буквы, обозначающей непроизносимый согласный звук, надо подобрать проверочное слово.

- какие слова среди однокоренных слов будут проверочными?

3. Упр.78. Выполняется по заданию.

Запись: Место, местечко, много мест – местный, местность.

4. Ученики  самостоятельно формулируют правило. (Ответ на вопрос на с. 60 внизу).

VI. Итог урока.

   У.: Можем мы теперь ответить на вопрос: Чем  занималась третья сестра в орфографическом царстве?

   Д.: Да. Она заботилась о том, чтобы правильно писали слова с непроизносимым согласным. А ее подданные – проверочные слова.

- Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

VII. Домашнее задание.

Упр.1 стр.72.

Фрагмент урока.

II.        Словарная работа.

Орфограммы веселились, И ошибки появились. Вы их быстро все найдите, Правильно слова спишите.

На доске запись:

Шароко, вороне (перо), ворабьи, мухалофка.

-        Напишите правильно. Обозначьте орфограмму. Выделите корень. (Ученик работает у доски.)

III.        Постановка проблемного вопроса.

теме: Знакомство с понятием «сложные слова».

-        Я прочла и увидела в тетрадях следующее:

м¬ухоловка

мухоловка

-        Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)

IV. Решение проблемного вопроса.

1.        Беседа по вопросам.

-        Почему птицу так назвали? (Она ловит мух.)

Запись на доске:

мухоловка - ловит мух

-        Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.

-        Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.

-        Есть ли корни -мух- и -лов- в слове мухоловка?

-        Так сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня.)

-        А знаете ли вы еще слова с двумя корнями?

2.        Работа по учебнику.

а)        Упр. 122. Коллективное выполнение.

Запись:      горихвостка

                   гореть хвост

горящий  хвостатый

б)        Упр. 123. Выполняется по заданию под руководством учителя.

Уче¬ники сравнивают два текста и делают вывод: ученый-лингвист Ирина Голуб   точно описала птицу словами; поэт Евгений Ильин нарисовал сло¬вами картину, использовав сравнение с горящей спичкой.

-        Спишите те строчки, в которых автор использует сравнение. (Пос¬ле  списывания  дети обводят на рисунке (с. 88) контуры птицы по цифрам и раскрашивают хвост.)

-        Итак, назовите слова, в которых два корня.

-        Как бы вы их назвали? (Предположения детей.)

V.        Сообщение темы и цели урока  

-        Прочитайте название этих слов на с. 87

-        Почему их так назвали: сложные? (Сложили два корня.)

-        Запишите тему урока.

Сообщение темы с мотивирующим приемом

на уроке русского языка в 3 классе по теме: «Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами».

Помогите Вовке обрести хорошие привычки.

На доске  отрывок стихотворения Ю. Вронского.

Завести велели мне

Новые привычки

Никогда девчонок

Дергать за косички!

Никогда с братишкой

Драться за обедом!

На уроках больше

Говорить с соседом!

Прочитав стихотворение, ребята убеждаются в том, что Вовкины привычки станут хорошими, если мы употребим с глаголами не:   не дергать, не драться, не говорить с соседом.

Возникает вопрос: Что такое не и как писать не с глаголами?

   У.: Предлагает детям объединиться в группы и в совместном обсуждении попытаться найти ответ на поставленный вопрос.

 После обсуждения  заслушиваются версии, которые возникли в группах, которые озвучивают представители каждой группы.

    Варианты решения детьми поставленной проблемы могут быть различны. Например:

    - Мы считаем, что не с глаголом пишется отдельно потому, что между не и глаголом  можно поставить другое слово: не (громко) разговаривай:

     -  глагол употребляется и без не (разговаривай), значит не – это не часть слова, а отдельное слово.

   Мнения, выработанные в группах, совпали в том, что не с глаголами пишется отдельно.

     Для следующей дискуссии можно вынести следующий вопрос: « А что же такое не? Роль в речи?

-   Подумайте, в какой группе следует искать ответ на вопрос, к какой части речи относится не: среди самостоятельных  частей речи или среди служебных?

  -Среди служебных, так как к не нельзя поставить вопрос, это слово ничего не обозначает.

   - Наверное это предлог, так как пишется отдельно со словом?»

   В данном случае спор, начатый учителем, развернется между группами детей - согласными с учителем и не согласными с ним.

  Примерные аргументы обеих сторон:

     - не – это не предлог, потому что мы знаем, что предлоги не употребляются с глаголами и  не  не служит для связи слов в предложении;

    не – это предлог, потому что предлог со словами пишется отдельно и между не и глаголом можно вставить другое слово;  

  -  Может быть не – это союз?  

  - Нет, это не союз.

   - Значит, это другая часть речи, прочитайте в учебнике  как она называется.             Частица.

    Рассказ учителя.

 - Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечеркивает» то, что говорят глаголы.  Она все отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули ее от себя.

Фрагмент урока русского языка в 3 классе « Части речи в русском языке».

Грамматическая сказка.

Я вам сейчас прочитаю сказку, а вы постарайтесь догадаться, о чем пойдет речь на уроке.

                             Как  морфология порядок навела.

  Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка.

  Попытались как-то слова построиться. Становились и так и этак – все плохо получается.

     « Без командира никак не обойтись, - решили слова – призовем-ка мы на  помощь Морфологию».

- Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и  дополнением.

- Становитесь под знаменем « Имя существительное» - приказала морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым, - отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя «Глагол», - ответила Морфология. Потом она  собрала и объединила все оставшиеся слова.      Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций объединились под своими знаменами.

        Морфология – командир всех частей речи, вместе с Синтаксисом живут они в королевстве Грамматика. Именно от Морфологии зависит, в каком порядке, в   каких доспехах должны выступать Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.

        - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (О частях речи.)

        - Молодцы, вы верно догадались.

     Фрагмент урока в 3 классе на тему: «Разделительный ъ  знак».

1. Грамматическая сказка.

- Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке?

Сказка о разделительных Ь и Ъ

Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе.

Однажды Незнайкин писал диктант. «Сел» кашу; «пю» воду; веду «сем-ку»; забить «коля», — старательно выводил, он.

- Ой, ой, ой! — испугались неправильно написанные слова. — В таком

виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!

- А что с вами случилось? — удивился Незнайкин.

- Ничего-то ты не знаешь! — горевали буквы е, ё, ю, я — В этих словах

мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с по¬-

мощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и

мягкого знака, который ставится перед гласными, ё, ю, я, и. е

Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обоз-начаем только один звук [э], [о], [у], [а], и читают «сел», «пю», «семку», «коля» вместо съел, пью, съемку, колья.

Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и пос¬тавил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.

- Вы догадались над какой темой мы будем работать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ фрагмента урока. Тема урока: И. С. Никитин "Русь".

Самоанализ фрагмента урока, проведённого в 4"э" классеГОУ СОШ №603.Учитель: Сидорова Мариана Ильинична.Тема урока: И. С. Никитин "Русь".Презентация №1 " Татаро - монгольское иго".Презентация №2 " Борь...

разработки уроков ( фрагментов урока)

Разработки представленных уроков - это мои попытки освоить системно - деятлеьностный подход и поупражняться в создании презентаций....

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Создание проблемной ситуации и выход из неё на уроке математики (фрагмент урока)

Данный фрагмент урока может быть использован на уроке математики при введении нового знания на уроке математики. При подготовке данного урока был исползован учебник Л.Г.Петерсон...

Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"

Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе. Цели:Коррекционно-образовательнаярасширить словарный запас детей.автоматизировать словарь по теме. «Зима»...

Фрагмент урока математики в 3 классе УМК Гармония с применением квест-технологии. Тема урока: Нахождение площади прямоугольника

Квест- технологии основаны на проблемном обучении. Квест - это выполнение проблемного задания с элементами игры, где от игроков требуеется решение умственных задач для продвижения по сюжету. Для дости...

Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)

Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения....