Методическое обоснование деятельности учителя при подготовке к уроку развития речи
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Бельтикова Анна Сергеевна

Методическое обоснование деятельности учителя при подготовке к уроку развития речи "сочинение на заданную тему"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontr._rab.5_kurs.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Дать характеристику.

- В чем назначение изучаемого вида в системе работы по развитию речи?

Сочинение – один из видов творческих работ по развитию речи. В сочинении ученик выражает свои мысли, интересы, дает выход своему воображению, а так же это вид упражнения, на котором происходит совершенствование речевой деятельности и формирование речевых умений.

Сочинение – это упражнение, с помощью которого мы пытаемся сделать более совершенной естественную монологическую речь учащихся, стремимся обогатить их опыт речевой деятельности.

   В данной контрольной работе мы рассмотрим сочинение - повествование на заданную тему.

   Как сказано выше, любой вид сочинения относится к виду творческих заданий. Сочинение – повествование, является наиболее «живым» типом текста, так как наиболее часто создается детьми в речевой практике.

Сочинение – повествование на заданную тему – это вид творческой работы направленный на систематизацию и логическое построение высказываний по определенной, заданной теме.

- Какие речевые умения формируются у детей?

При работе над созданием текста - повествования на заданную тему, формируются следующие речевые умения:

1группа. Умение ориентироваться в ситуации и содержании общения:

- определение лица рассказчика;

- определение конкретной темы повествования4

- определение кому будет адресована речь.

2 группа. Умение планирования высказывания по заданной теме:

- понимать тему и ее границы;

- ставить задачу высказывания;

- отбирать материал в соответствии с темой  и задачей;

3 группа. Реализация:

- формирование умения создавать текст – повествование в зависимости от темы, строить сюжет в развитии темы.

4 группа. Контроль:

- формирование умения анализировать собственную деятельность;

- умение видеть речевые ошибки и исправлять их.

- Что составляет лингвистическую и методологическую основу в организации работы по данному виду?

Лингвистическую основу сочинения – повествования на заданную тему составляют следующие понятия:

Слово- основная значимая двухсторонняя единица языка, которая состоит из единиц низших лексико – семантических уровней – фонем и морфем.

Словосочетание- это лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли, создающее расчлененное обозначение единого понятия.

Предложение- это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Речь- деятельность  человека, использующих средства языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.) для общения, для передачи определенной информации, для побуждения к действию и т. п.

Связная речь- совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую.

Текст- объединенная смысловой связью последовательность речевых единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д. (энциклопедия по русскому языку).

Монолог- связная речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации.

Высказывание- это единица речи, самостоятельная и относительно законченная.

К методологической основе текста сочинение – повествование на заданную тему относятся следующие понятия:

1. Сочинение

«Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии» В. Сухомлинский.

Сочинение – это творческая работа. Ребёнок должен жить в мире творчества. «Без этого, - писал В. А. Сухомлинский, - он засушенный цветок». К сожалению, речь ребёнка часто бывает, бедна, однообразна, непоследовательна, засорена различного рода ошибками и недочётами. «Творчество не приходит к детям, по какому – то наитию». Для обучения их следует самому родителю уметь писать сочинение, сказку. Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни. В процессе наблюдения взаимодействия предметов, вещей, явлений у детей появляется желание передать свои чувства и переживания. «В такие минуты, - пишет Сухомлинский, - мысль просится в слова». Он считал самыми счастливыми минутами те, в которых слово и мысль сливались в детской душе в «стремительный поток, рождая поэтический образ». В таких условиях каждый ребёнок, найдя «своё слово», может выразить мысль согласно своей логике осмысливания взаимодействия предметов и явлений и сознательно применять правило при письме.

Повествование -  сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события.

Сочинения этого жанра могут иметь сюжет. Повествование - самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений. Например: «Новогодний праздник», «Как я провел лето», «Прогулка в лесу».

Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений, цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете. Пример: «Моя любимая игрушка», «В лесу осенью».

В тексте - повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и В КОНЦЕ?

Заголовок – название какого-либо произведения (литературного, музыкального), или отдела его частей, как заглавие литературного произведения, той или иной степени раскрывающее его содержание.

Тема текста – совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для постановки философских, социальных, этических задач. Тема текста понимается как фундамент художественного произведения

Основная мысль – это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой.

2-3. Определить место включения вида работы в учебники и учебно-методические пособия (в каком классе впервые встречается, как и в чем происходит усложнение в организации изучаемого вида развития речи с указанием пособия и учебника).

      Рассмотрим место включения данного вида работы по развитию речи в учебниках        

М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой.

      В программе М.С. Соловейчик в учебнике «К тайнам нашего языка» данный вид работы встречается уже в 1 классе и носит пропедевтический характер. На этом этапе дети не только получают знания о речи, ее назначении, видах, основных правил общения, но и учатся строить высказывание по определенному направлению, учатся рассказывать по ряду сюжетных картин, на первых уроках, изучая тему «Речь… Первые «открытия», первые школьные правила, детям предлагается организовать общение на какую то интересную тему: кто что любит, чем нравится заниматься. Данный вид работы непосредственно подготавливает детей к созданию высказывания на данную тему.

Во втором классе При работе по теме «Поговорим об ушедшем лете…» детям предлагается проанализировать повествовательные тексты и исправить ошибки, а так же составить собственный устный рассказ по заданной теме. (упражнение 2 « Летом я жил в деревне у бабушки…Вот так я провел летние каникулы.» Упражнение 3 «Я хочу рассказать об одном интересном случае…» Сравни эти тексты, придумай свой рассказ, или добавляя свои предложения к написанным текстам, или составь свой).

В 3 классе повествование на заданную тему сводится к построению устного и письменного текста о своей жизни. В 4 классе рассматривается тема: «Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем», дети учатся определять тип текста, создавать тексты (упражнение 625 Что объединяет тексты? Чем они различаются? Какой из текстов можно считать повествованием? Что интересного в построении текста – повествования?

Проанализировав программу М.С. Соловейчик, можно сделать вывод, что отдельного урока посвященного изучению написания сочинения повествования не отводится, работа по данному виду проходит при знакомстве с разделом «Размышляем, рассказываем, сочиняем», «Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем», «Составим собрание сочинений», « Учимся передавать рассказы других и говорить о себе», «Все ли ты знаешь о речи» и при повторении, работа по формированию умения проходит  в каждом классе и носит в основном устный характер упражнений.

В программе Т.Г. Рамзаевой при работе над разделом «Слово. Предложение. Текст.» в 1 классе даются задания: упражнение 7 (Составь текст о котике по рисунку или расскажи о своем котике. Устно), упражнение 14 (Напиши ответы на вопросы: Какая птица на земле самая большая? Какая птица самая маленькая).

«Речь. Текст. Предложение.» во 2 классе, даются задания: упражнение 111 (Подготовься письменно ответить на вопросы: 1. Чему вы учитесь в школе? 2.Какие уроки ты особенно любишь). Упражнение 118 ( Рассмотри рисунок. Составь по нему рассказ. Придумай заголовок своему рассказу),упражнение 159 (Подумай, как обьяснить смысл слов «Миру – мир!»). При работе над разделом «Предложение» - упражнение 452 ( рассмотри картинки. Скажи кратко, что нарисовано на каждой из них. Как можно озаглавить? Составь рассказ из 3 частей и напиши).

В 3 классе в разделе «Предложение. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.» упражнение 75 ( найди в тексте предложения, которые что- то повествуют (сообщают)), упражнение 115 (Прочитай и сравни два заголовка «Наш класс», «Наш дружный класс» они одинаковые или отличаются? Составь текст, используя один из заголовков. Напиши текст.), упражнение 138 (по сюжетным картинкам составь текст – повествование).

 В 4 классе задания на составление сочинения – повествования даются во 2 части учебника и основываются на материале повторения.

Рассмотрение вида работы сочинение – повествования в программах Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик показало, что на изучение данного вида работы отдельных уроков не отводится, но данный вид работы уже встречается в 1 классе (Составь рассказ по сюжетным картинкам, Какое действие происходило сначала?)У Рамзаевой Т.Г. встречаются задания типа продолжи текст, составь свой рассказ на данную тему.

В 3-4 классах даются задания вида: общий заголовок  «Как я провел лето!» и несколько иллюстраций: 1. поход в лес;2. на речке;3. в путешествии; и предполагается ответить на вопрос, «а с тобой происходили подобные ситуации?»

С 1 класса работала над формированием умения строить в устной форме связные высказывания. Это работа над словом, словосочетанием, предложением, составление связных высказываний. За год обучения в 1-ом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением.

Сочинения во 2-ом классе - это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания.
Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года.

 3 класс - составление текстов - повествования с элементами описания по заданному или коллективно составленному плану.   В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования.

Составление текстов - повествования с элементами описания и рассуждения. Написание разных видов сочинений - повествований: заметка, инструкция, письмо, наблюдение по картине, сочинения – отзывы – одна из самых перспективных работ.

Примерные упражнения на формирование и закрепление умений

а) Определять тему, основную мысль, подбирать заголовок к тексту:

Прочитай текст.

Ласточка строила гнездо. Вдруг влетел в гнездо стриж. Ласточка позвала других ласточек. Выгнали они стрижа из гнезда.

Определи тему текста, основную мысль, подбери заголовок.

б) Уметь восстанавливать деформированный текст:

Прочитай предложения.

Саша принёс колья. Поднялся сильный ветер. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. Около дома росла маленькая яблонька. Он стал крутить и ломать деревце.

Расставь предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

в) Уметь составлять план текста.

Прочитай текст.

Раз пошли ребята в лес. За ними побежал щенок. Щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки. Щенок испугался и убежал.

Выдели части текста: начало, основная часть, заключение.

4. Сформулировать тему сочинения, дать обоснование своему выбору (вид готовности учащихся).

Тема сочинения «Это было летом…». Тема очень широкая и выбрана не случайно, так как она очень близка детям, это собственные впечатления и переживания каждого ребенка, это случаи о которых дети хотели бы поделиться.

 Стоит отметить, что здесь подготовительную работу необходимо вести в плане определения конкретного случая, а не описания всех летних каникул. Эта тема может проводиться как во втором классе, так и в четвертом, вид работы будет отличаться объемом и распространенностью текста.

Дети готовы составить сочинение – повествование на заданную тему уже в 1 классе, тем более, что каждому ребенку хочется рассказать о своем отдыхе летом.

5. Описать специфику организации орфографической подготовки (до урока, на уроке).

Как таковой орфографической работы до урока не проводится, потому что нет определенного текста, каждый ребенок рассказывает о своем интересном случае, о случайном знакомстве, о поездке…. И невозможно определить какие орфограммы могут встретиться в текстах у детей.

  Орфографическая работа при написании сочинения – повествования на заданную тему « Это было летом…» может проходить во время работы над самим сочинением (Города, имена, названия рек пишутся с большой буквы, рассматривается индивидуально у каждого ребенка орфографическое написание трудных или еще не известных слов, объясняется значение непонятных слов).

Так же избежать орфографические ошибки поможет ведение дневников, где дети записывают свои наблюдения, название местности, где отдыхали.

6. Описать способ выполнения детьми вида связной речи.

Осмысление способа выполнения данного вида связной речи детьми начинается с постановки учебной задачи: «Учусь писать сочинение на заданную тему» решая учебную задачу, школьники вспоминают открытый ранее способ подготовки к сочинению. Постановка учебной задачи урока и ее осмысление подводит к определению способа выполнения речевой деятельности, на основе записей и воспоминаний.

1. Осмысление темы и ее границы:

Летние каникулы.

1. Интересный случай.

                                                2. поход в лес.

                                                3. Новые знакомые.

                                                4. о поездке.

2. Коллективное воспроизведение алгоритма работы по написанию сочинений:

  1. Осмысливаю тему,
  2. Ставлю цель,
  3. Набираю словарь,
  4. Продумываю сюжет,
  5. Обсуждаю сюжет,
  6. Пишу черновой вариант,
  7. редактирую текст,
  8. Пишу,
  9. Проверяю.

Схема построения повествовательного текста.

1. Начало действия:

а) место;

б) время.

2. Развитие действия:

а) сообщение о действующем лице;

б) особенности и порядок действий.

3. Кульминация.

4. Вывод.

3. Накопление материала

Наибольшее количество трудностей у детей возникает в определении и систематизации материала по определенной теме, по одному конкретному случаю. Так же детям трудно определить границы темы.

7. Составить конспект урока с методическим обоснованием.

Урок развития речи в 3 классе.

Тема: Сочинение – повествование на заданную тему.

Цель урока: Обучение младших школьников умению выражать мысли и чувства на заданную тему.

Задачи: 1. Формирование у младших школьников умения обобщать, систематизировать материал по определенной теме, логически строить высказывание.

Речевые умения: - Осмысление темы и ее границы;

                                - строить высказывание;

                                - отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой;

                                - анализировать, собственную деятельность.

У.З. Учусь писать сочинение – повествование на заданную тему.

Ход урока:

Действия учителя и ученика

I. Создание речевой ситуации. (Цель: подвести учащихся к постановке общей У.З., создать мотивацию для предстоящей работы)

- Закончились летние каникулы, начался учебный год, а воспоминания об ушедшем лете настолько яркие, что хочется о них всем рассказать. Скажите, стоит ли рассказывать все что с вами происходило? ( Нет, это может быть долго и не интересно).

- А были у вас такие случаи во время летних каникул, которые запомнились вам на долго и о которых вы могли бы рассказать? (Да, это самые интересные воспоминания).

- Сегодня на уроке мы попробуем поделиться впечатлениями о летних каникулах.

- А как нам это сделать? (Рассказать)

- Рассказать, значит составить текст, о каком – то самом интересном случае, Что такое текст? (Это несколько предложений связанных по смыслу)

- Если мы составляем текст – рассказ, то каких предложений будет больше? (Повествовательных)

- Молодцы! А как можно передать ваши впечатления другим людям? (написать рассказ, в письме, написать сочинение). Правильно!

- Давайте поставим У.З.

( Сегодня мы будем учиться писать сочинение – повествование на тему, «Какие случаи были летом»)

II. Осмысление темы и ее границы. (Цель: определить границы темы, выделить основной смысл в этой теме).

- Тема нашего сочинения « Это было летом…»

- О чем можно рассказать, глядя на заголовок?  (Какие интересные случаи происходили с нами летом?)

- Давайте вспомним, какие это случаи?

«Это было летом…»

 Поездка       Интересный случай         знакомства   

-в лагерь             -   со мной          - с животными                            

-в деревню   - с моим любимцем  - новые друзья

- в другой город - о наблюдениях.

- Если мы рассказываем о поездке, то мы говорим? (О том куда вы ездили, с кем, что вам запомнилось из поездке или что произошло в поездке)

- Если мы говорим о интересном случае, то (можно рассказать о том с кем происходил этот интересный случай, какое участие я принял, интересные наблюдения, о сюрпризе, который вам кто- то сделал).

 - Если мы говорим о новых знакомствах, то можно рассказать о животном, с которым вы познакомились, о новых друзьях, которых приобрели за лето?

 

-Вам необходимо выбрать только одну тему, это может быть или поездка, или знакомство, или какой – то интересный случай, что – то одно!

III. Коллективное воспроизведение алгоритма работы по написанию сочинения. (Цель: Помочь детям вспомнить алгоритм написания сочинения).

- Вспомним алгоритм написания сочинения.

1. Нужно определиться с темой сочинения.

2. После того, как определились с темой, необходимо поставить цель своего сочинения.

3. Какие слова мы должны отобрать, чтобы передать смысл сочинения? ( Название села, лагеря, название города, имена друзей, название животных).

4. Важно ли соблюдать последовательность происходящих событий? ( Да, чтобы получился рассказ)

5. Для чего мы проговариваем вслух свое сочинение?(Чтобы дополнить, исправить ошибки).

6. После того как устно составим сочинение, мы записываем его в черновик, проверяем написанное.

7. Редактируем текст.

8. После, отредактированный текст, записываем в тетрадь.

9. Проверяем.

Что такое текст-повествование вы уже мне говорили, а теперь вспомним какие вопросы относятся к тексту – повествование.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

КТО?

ЧТО?

ГДЕ?

КОГДА?

КАК?


IV. Накопление материала.

- Отвечая на вопрос КТО? О ком можно рассказать? ( Я, другой человек, домашний любимец, какое – животное)

- Отвечая на вопрос ЧТО? (Мы говорим о том, что произошло, что делали)

- Отвечая на вопрос ГДЕ? ( Мы говорим о том, где происходил случай, куда мы ездили)

- На вопросы КОГДА, КАК? (Мы говорим, когда это происходило, при каких обстоятельствах).

- Эти вопросы помогут нам написать сочинение – повествование, но необходимо отобрать слова, без которых будет непонятно куда вы ездили, с кем познакомились.

- Какое было лето? ( Лето было жаркое, прекрасное, неповторимое, солнышко ласкало своими лучиками)

- Куда вы отправились? (В другой город, в деревню к бабушке, на речку, в зоопарк, в лес).

Все названия городов, рек, сел, имена – пишутся с большой буквы.

- Кого увидели, с кем познакомились? ( интересного зверька, удивительное растение, красивую девочку или мальчика).

- Что произошло далее? ( Я познакомился, спас маленького птенчика, купался на реке, наблюдал со стороны за каким – то явлением)

- Составим план сочинения.

1. Это было летом…

2. Я отправился в увлекательное путешествие…

3. Там я повстречал…

4. Это был удивительный случай (зверек)…

5. Мы стали играть…( я помог растению, зверьку)

6. Нам было весело…

7. Это было незабываемое путешествие…

V. Самостоятельное составление текста.

- Составьте по плану устно рассказ.

- Теперь запишите свое сочинение в черновик.

VI. Самопроверка и редактирование.

- Проверьте, правильно ли вы его составили? Связаны ли предложения по смыслу?

- Исправьте ошибки.

- Проверьте, раскрыли ли вы основную мысль сочинения?

- Готовый текст запишите в тетрадь.

- Прочитайте свое сочинение нам!

- Молодцы!

- Спасибо за урок!

Методическое обоснование





























Постановка задачи на урок.


















Совершенствование способа подготовки к сочинению.

Организация практического решения учебной задачи.

Повторение признаков текста для предупреждения ошибок в написании сочинения.

Выясняется умение детей определять тему текста.





































Выстраивание средств связи между предложениями.
































Формирование у учащихся умения анализировать продукт речевой деятельности и совершенствовать созданное.














Формирование умения объяснять правописание слов, редактирование предложений.












Формировать у учащихся умения контролировать собственную работу.

Возвращение к задачам урока.

8. Библиография.

 Аркадьева А. В. Методические рекомендации для учителя:

- Уроки чтения во 2 классе по книге «Маленькая дверь в большой мир», М: Баланс,  С-ИНФО, 1996 (Серия «Свободный ум»);

- Уроки чтения в 3 классе по книге «В одном счастливом детстве», М: Баланс,  С-ИНФО, 1996 (Серия «Свободный ум»);

- Из опыта работы по книге для чтения «В океане света», М: Баланс, С-ИНФО, 1997 (Серия «Свободный ум»).

 Афонина Г. Н. Уроки развития речи: Пособие для учителей.1 – 4 классы. – М: Рольф,

Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах, М: Издательский центр «Академия», 2008.

Ладыженская  Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя, М., 1991.

Методические рекомендации Соловейчик М.С к учебнику « К тайнам нашего языка» 1-4 классы

Статьи:

  1. Каратеева Т. В. Развитие творческих способностей при обучении сочинению// Начальная школа плюс до и после. – 2008. - № 3

Автор статьи описывает работу при обучении сочинению по классам. Приводит примеры приемов и упражнений творческого характера. Рассказывает о своем опыте работы по написанию сочинения.

  1. Никитина Л. А. Обучение младших школьников написанию отзыва о прочитанном художественном произведении// Начальная школа. – 2007. - № 6

В статье даны методические рекомендации, обеспечивающие знакомство младших школьников с отзывом о прочитанном художественном произведении. Приведен урок обучения написанию отзыва о прочитанном произведении С. П. Зарубиной, учителя школы-гимназии №42 Г. Барнаула.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи во 2 классе с изучением концепта, обозначенного в русском языке словом «Мама» по теме: Подготовка к составлению текста по теме: «При солнышке тепло, а при матери добро»

Цель  урока: Показать особое значение Матери в духовной жизни человека; знакомство со словом мама в языковой картине мира народов России, в литературе  как подготовка к восприятию конце...

методические разработки в помощь учителям для подготовки к урокам

Здесь предсталены материалы в помощь учителям в подготовке уроков русского языка и математике....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

Урок развития речи. 2 класс. Моя снежинка. (Подготовка к сочинению )

Урок развития речи. 2 класс. Моя снежинка.  (Подготовка к сочинению )   ...

План-конспект урока развития речи во 2-м классе «Подготовка к изложению по тексту А. Мусатова «Мурзик».

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом и рисунками, создать условия для развития речиЗадачи: предметные – содействовать формирован...