правописание парных согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

урок русского языка во 2 классе по УМК "Начальнвя школа ХХI век". Это первый урок по данной теме. Урок с использованием дидактической системой деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parnye_soglasnye_v_korne_slova.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Учимся писать буквы согласных в корне слова – 2класс «УМК «Начальная школа ХХI век»

Задача урока:    формирование компетенции орфографической грамотности

Цели урока:    1 формировать умение писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне  

                            слова                

  1. научить учащихся изменять форму слова, подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня
  2. повторить применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением
  3. развивать орфографическую зоркость

Ход урока

  1. Организационный момент

- Чему мы научились на предыдущих уроках русского языка?

- Проверять безударные гласные в корне слова

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с орфограммами. Узнаем много нового, интересного и необычного.

       2. Актуализация знаний

- Повторим орфограмму, которую изучили на прошлом уроке. Выполните задания: услышь в слове орфограмму, прокомментируй и графически обозначь ее. (Учитель диктует слова, дети комментируют способ проверки, записывают в тетрадь и графически выделяют орфограмму).

- Земля.

- В корне безударный гласный, проверочное слово – земли, значит, буду писать земля.

- Пятно.

- В корне безударный гласный, проверочное слово – пятна, значит, буду писать пятно.

(Аналогично со словами трава, вода, листики).

- Какие гласные участвуют в данной орфограмме?

- Гласные о, а, е(ё), и, я.

- Как проверить безударный гласный в корне слова?

- Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

-  Арбуз.

- Прокомментируйте.

- В этом слове два слога, так как две гласные; ударение падает на второй слог, в слове пять букв, пять звуков, два звонких и один глухой согласный звук

- Напишите это слово. (Дети на планшетах пишут слово арбуз и показывают).

- Как вы написали? Покажите.

- Арбус.

- У кого так же написано? (Дети поднимают руки)

- А кто написал по-другому? Как?

- Арбуз.

- Что же у нас получилось?

- Слово одно, а записано по-разному.

- А может быть такое?

- Нет.

- Что же делать?

- Надо познакомиться с новой орфограммой, так как мы её не знаем.

- И не умеем проверять эту орфограмму.

- Какая цель урока?

- Познакомиться с новой орфограммой, научиться её проверять.

3.Описание результата исследовательской деятельности учащихся.

Задача: Организовать работу учащихся для выведения правила проверки слов с парными звонкими и глухими согласными

- Произнесите слово арбуз.

- Напишите транскрипцию данного слова

- [арбус]

- Какой согласный звук слышите?

- Что вы можете про него сказать?

- Он согласный, парный глухой, может быть твердым и мягким.

- А какие еще пары согласных  звуков вы знаете?

- [Б] – [п],   [в] – [ф],   [г] – [к],   [д] – [т],   [ж] – [ш],   [з] – [с].

- А в какой части слова находится орфограмма? Что для этого надо сделать?

- Надо подобрать однокоренные слова.

- Подберите.

- Морозы, морозный, морозилка, морозец…

- Какой корень в этом слове?

- Мороз

- Значит, в какой части слова находится эта орфограмма?

- В корне слова.

- Какой последний звук в корне слова, называющего один предмет?

- Звук [ с ].

- Назовите слово, если оно обозначает много предметов.

- Арбузы.

- Что интересного вы заметили?

- Что в нем четко слышится звук [ з ]

- Почему так получилось?

- Потому что после согласного оказался гласный звук.

- Значит и в слове арбуз мы будем писать букву з

- Аналогично проводится работа со словами: гриб, шкаф, шалаш, снег, труд.

- Какой же вывод мы с вами сделаем?

- Если корень заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук – это орфограмма и ее обязательно надо проверить перед записью.

- Как же проверить парную звонкую или глухую согласную в корне слова?

- Надо подобрать или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласный звук  [н].

- А еще как можно изменить слово?

- Слово можно изменить так:

   один                               много

    ро [к]                            рога                      рог

    есть                              нет

есть  лу[к]                        нет  лука             лук

есть  лу[к]                        нет  лугов           луг

 (На доске появляется памятка, алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова)

- Так какая тема урока сегодня?

- Как проверить  данную орфограмму? Повторите правило проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова.

4. Первичное закрепление материала.

Работа по учебнику С.В.Иванова. Русский язык, 2 класс, стр. 98-99, упражнение 1.

- Прочитайте задание.

- Какое слово запишем?

- Су[п].

- Почему?

- В этом слове есть орфограмма – парная звонкая и глухая согласная.

- Прежде чем написать  слово, что мы должны сделать?

- Подобрать проверочное слово.

- Как мы будем проверять эту орфограмму?

- Подберем родственное слово или  изменим слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук – супа.

- Значит, в слове суп будем  в корне писать согласный п.

- Какое следующее слово?

- Пар.

- Мы его не будем записывать.

- Почему?

- Потому что согласный звук [р] не является парным звонким, он непарный звонкий.

Аналогично проводится работа со словами хле[п],  до[м],  шар[ф],  ле[с],  ду[п].

- С остальными словами поработайте самостоятельно, применяйте алгоритм проверки.

Дети работают самостоятельно, графически обозначая орфограмму.

- Давайте проверим, как вы выполнили работу.

Проверка через проектор: зуб – зубы,  шкаф – шкафы, нож – ножи.

                                                           

- Кто допустил ошибку в написании слов с новой орфограммой?

- Кто допустил ошибку в выборе проверочного слова?

- Над чем надо работать?

- Запомнить правило, алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова, уметь его применять.

- Кто справился с работой без ошибок?

5. Повторение.  Графический  диктант.

- Выпишите  из  слова  только  ту  букву,  которая  обозначает  парный  согласный  звук  в  корне  слова. Используйте  любой  из  указанных  способов  проверки.

Слова  для  графического  диктанта:  хлеб,  букет, рукав,  лебедь,  сюрприз,  берег,  степь,  парус,  гараж,  знак,  камыш,  шарф.

(Взаимопроверка)

- Кто ошибся?

- Почему?

- Исправьте ошибку.

- Назовите пары звонких и глухих согласных.

- Каким способом проверки вы пользовались?

6. Рефлексия учебной деятельности.

- Ребята, урок подходит к концу.

- Вам было интересно?

- Все ли было понятно?

- Назовите тему урока.

- Какие задачи ставили перед собой?

- Чему мы научились на уроке?

- Научились проверять слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

Конспект урока ."Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века""

Урок-повторение в форме деловой игры с использованием здоровьесберегающих технологий....

разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".

Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...

Урок по теме:«Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»

Разработка урока русского языка по теме "Парные согласные в корне слова.2 класс". Урок-введение нового матариала. Форма проведения-урок путешествие....

Урок по теме:«Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»

Разработка урока русского языка по теме "Парные согласные в корне слова.2 класс". Урок-введение нового матариала. Форма проведения-урок путешествие....

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Тема: "Правописание парных согласных в корне слова, на конце слова"

Правописание парных согласных в корне слова, на конце слова. Русский язык. 3 класс...