Фразеологизмы
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Презентация. Урок- игра знакомит учащихся с понятием фразеологизм. Развивает умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Подготовила: Пешкова Таисия Алексеевна заведующая библиотекой ГБОУ СОШ №968 г. Москва.

Слайд 2

Цели: Познакомить учащихся с понятием фразеологизма. Задачи: - Развить умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значение; - Воспитывать любовь к слову и родному языку. - Повышать речевую культуру учащихся, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.

Слайд 3

Как работает слово Бывает частенько, что слово - одно, Но очень по- разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло »! О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

Слайд 4

А гуси и утки - сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода». Случалось с тобою: ты правил не знал. Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! Лентяй отдыхает, а время идёт - «Под камень лежачий вода не течёт». Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь». Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!». Работать впустую... Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом». Стихи я пишу, не жалея труда Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода ...».

Слайд 5

Фразеология - от греч. фразис (phrasis) – выражение + логос ( logos) - учение.

Слайд 6

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо предложению.

Слайд 7

Исконно русские Старославянские Из разных профессий Из мифологии Созданные писателями Сматывать удочки, расправлять крылья ахиллесова пята, нить Ариадны Сгущать краски, ход конем г олый король, счастливые часов не наблюдают Как зеницу ока, не от мира сего Откуда берутся фразеологизмы

Слайд 8

“ Зарубить на носу” Означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсе­гда. Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл .

Слайд 9

Бревно в глазу О недостатке, который человек не хочет замечать у себя, критикуя при этом других.

Слайд 10

Наврать с три короба Очень много наговорить, наврать, пообещать но не выполнить.

Слайд 11

Предлагаю вам поучаствовать в игре.

Слайд 13

Определить, с какой профессией связано возникновение фразеологического оборота Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех. Трещать по швам; семь раз отмерь; шито белыми нитками; на один покрой. Калачом не заманишь ; заварить кашу ; толочь воду в ступе.

Слайд 14

Узнай фразеологизмы и вспомни их значения Чувствовать себя; не так как всегда; быть не в обычном для себя состоянии. Запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда. Маловероятное, сомнительное, вряд ли возможное событие.

Слайд 15

Указать фразеологизмы со значением «бездельничать» , затем со значением «обманывать» и со значением «быстро» Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног .

Слайд 16

Отличие свободных словосочетаний от фразеологизмов словосочетания фразеологизмы В их составе нельзя заменять одно слово другим . Любое из слов можно заменить другими словами. Слова теряют свою смысловую самостоятельность. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.

Слайд 19

Отгадайте фразеологические загадки Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказываться. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди. Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат. Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

Слайд 20

х удожник –иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Запишите фразеологизмы, которые здесь им изображены .

Слайд 21

Дорогие ребята, скажите-ка, положа руку на сердце, чем вы обычно занимаетесь на уроках. Ходят на головах; грызут гранит науки; Тянут кота за хвост; жуют мочалку; Режут без ножа учителя; играют в бирюльки; Гоняют лодыря; и ухом не ведут;

Слайд 22

А учитель в это время: Выжимает слезу; рвёт и мечет; Кусает локти; на седьмом небе; Смотрит сквозь пальцы; и в ус не дует; Заводит волынку; заливается соловьём; Грозит угостить берёзовой кашей; обещает намылить голову.

Слайд 23

Закончите стихотворение, подобрав нужный по смыслу фразеологизм. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу, Окажешь __. Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто по дрова, Ребята слушать их не станут, От этой песни ___. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят _____________________. Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк, И так устали мы в дороге, Что еле __.

Слайд 24

Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.

Слайд 26

Фразеологизмы, позволяют нам в нескольких коротких, но точных словах выразить всю гамму чувств, эмоций, передать личное отношения к кому-то или к чему-то с дополнительными оттенками иронии, шутки, любви. Ребята подводя итог урока-игры мы можем сделать с вами вывод:

Слайд 27

Спасибо за внимание.

Слайд 28

Список литературы: Розе Т.В. Большой фразеологический словарь. М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. М.: URSS , 2009. Волков С.В. Детский фразеологический словарь в картинках. М.: АСТ Астрель , 2010. http:// www.wikipedia.org http://www.genon.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...