Презентация "Словарно-орфографическая работа в начальных классах"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) по теме

Рудакова Алла Николаевна

Программой  по русскому  языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из  главных  задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму и формирование  орфографической  зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления.
В начальном курсе грамматики, правописание и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают словарные слова. Первоначальное знакомство со словарными словами начинается уже в 1 классе. В каждом последующем классе количество словарных слов увеличивается.

Все трудные слова, изучаемые в начальной школе можно разделить по тематическим группам:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarno-orfograficheskaya_rabota_10.01.13.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила : Рудакова Алла Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г-к АНАПА, КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Слайд 2

Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму и формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления. В начальном курсе грамматики, правописание и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают словарные слова. Первоначальное знакомство со словарными словами начинается уже в 1 классе. В каждом последующем классе количество словарных слов увеличивается. Все трудные слова, изучаемые в начальной школе можно разделить по тематическим группам:

Слайд 4

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА ДЛЯ 2 КЛАССА ЖИВОТНЫЕ: ЗАЯЦ КОРОВА ЛИСИЦА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ ОБЕЗЪЯНА СОБАКА ШКОЛА: АЛФАВИТ ДЕЖУРНЫЙ КАРАНДАШ КЛАСС ПЕНАЛ ТЕТРАДЬ УЧЕНИК УЧЕНИЦА УЧИТЕЛЬ

Слайд 5

РАСТЕНИЯ: БЕРЕЗА ЗЕМЛЯНИКА КАПУСТА МАЛИНА МОРКОВЬ ОСИНА ЩАВЕЛЬ ЯБЛОКО ЯБЛОНЯ ПТИЦЫ: ВОРОБЕЙ ВОРОНА СНЕГИРЬ СОРОКА

Слайд 6

1 этап. Знакомство с новым словарным словом. 2 этап. Работа над слуховым образом словарного слова. 3 этап. Запись слова с «окошком». Основные этапы в работе со словарными словами: Способы предъявления нового слова: - чтение загадки, отгадывание ее учащимися; - рассматривание предметной картинки; - описание признаков предмета . Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.

Слайд 7

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка. - Содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова – Например: ЛОПАТА - ОРУДИЕ ТРУДА С ДЛИННОЙ РУЧКОЙ И ПЛОСКИМ ШИРОКИМ КОНЦОМ. Применяется для рыхления земли. Название получено на основании сходства предметов по внешнему виду. Раньше было слово « лопа » – «похожая на ладонь». Так же образовалось слово «лопасти» – «плоская широкая часть винта у парохода или самолета» 4 этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

Слайд 8

Требования к ассоциативному образу: 1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-нибудь признаком: -по цвету -количеству -действию -звучанию -назначению -местоположению -форме -материалу - вкусу -массе и т.д. 2. А ссоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ , который помогает правильно написать орфограмму.

Слайд 9

Примеры словарных слов и ассоциативных образов. 1.Подбор ассоциативных рядов слов. г А зета - бум А га д И рект О р – кр И к , р О т з А вод – труб А ин Е й – б Е лый , сн Е г к А пуста – з А яц к А рандаш – гр А нь , бум А га к А рман – дыр А к О нцерт – н О та , х О р , д О к О рабль – в О лны , б О цман , к О к л А донь – л А па м А шина – шин А с О бака - хв О ст

Слайд 10

2. Работа по созданию схематичных рисунков. На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы. Я Б Л К О П М И Д О Р П Р Т Р Е Т К Р З И Н А

Слайд 11

Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь. На начальном этапе учитель сам показывает и создает образы. В дальнейшем учащиеся выполняют данные задания самостоятельно. В работе над трудными словами для формирования орфографического навыка, навыка правописания словарных слов учитель может использовать стихи, фрагменты из художественных произведений для детей, стихотворения с опорами и рифмованные подсказки, кроссворды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...