Открытый урок по русскому языку "Учимся словами рисовать, сравнивать облака".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Карпова Галина Викторовна

Данный урок разработан для урока по русскому языку. Умк - "Планета знаний", 2 класс. Интегрирован с  музыкой и изобразительным искусством.  Большая работа по развитию связной речи, воображения. На уроке информатики дети придумывали различные облака и составляли загадки об облаках и тучках . Работу выполняли в программе Перволого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе.

УМК - "Планета знаний".

Тема: “Учимся словами рисовать, сравнивать…облака”

Цель: Составление загадок и стихов об облаках. Развитие речи учащихся, активного творческого мышления.

Воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах, повышение речевой культуры.

Задачи

  1. Учить наблюдать над языковыми средствами изображения предметов в научном, художественном текстах;
  2. Развивать умение всматриваться, наблюдать, воображать и фантазировать.
  3. Учить их понимать красоту родного языка
  4. В процессе активной мыслительной деятельности расширить знания детей об окружающем мире

Оборудование:

  1. учебник “Русский язык – 2 класс” - автор: Л.Я. Желтовская, издательство “Астрель”
  2. “Словарь русского языка” С.И. Ожегов, проигрыватель,
  3. музыкальные произведения: А.Вивальди “Лето. Гроза”, песня “Облака” В. Шаинский, С. Козлов.
  4. проектор, доска.

Подготовительный этап: Класс делится на 2 - 3 группы (количество групп определяет учитель), каждая группа получает карточки со стихотворными строчками.

I. Вхождение в тему

Слайд 1

У. Что вы представляетекогда слышите слово “мастерская”?

Ученик. Я представляю мастерскую художника. В ней находятся картины, мольберт, краски. В мастерской художник пишет картины.

У. А наш класс сегодня превращается в “мастерскую слова”. Как вы думаете, что мы будем делать?

Дети. Мы будем учиться создавать тексты.

У. Чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, вы должны отгадать загадку.

Слайд 2

Подскажи словечко

Белые лебеди
В небе живут.
По небу лебеди
Плавно плывут.
Белые пёрышки
Вьются слегка.
Здравствуйте,
Лебеди - …. (облака)

Уч. Какие слова помогли тебе догадаться, что речь идёт не о лебедях – птицах, а об облаках?

Уч. Почему же облака названы лебедями?

Дети. Автор сравнивает облака с белыми лебедями. Лебеди плывут по воде, а облака плывут в небе.

Уч. Как называется в литературе приём, когда один предмет по сходству и подобию сравнивается с другим?

Дети. Этот приём называется сравнением.

II. Сообщение темы урока.

У. Догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети. Об облаках.

У. Какая же тема нашего урока?

Дети. – мы будем учиться словами рисовать облака.

У. Приходилось ли вам наблюдать за облаками?

Дети.ответы..

Учитель.

Есть люди, которые смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. Сегодня мы будем учиться смотреть и слушать, будем учиться открывать красоту. Мы будем наблюдать за облаками. Познакомимся с произведениями художников и поэтов, которые тоже наблюдали и описывали облака в своих произведениях. На уроке прозвучат музыкальные произведения, которые помогут нам понять и прочувствовать состояние природы.

А кто из вас, ребята, не отгадывал загадок? Или не загадывал их сам?

На протяжении веков создавал их народ. И не только взрослые создавали, но и дети внесли свою дань.

Сегодня и вы, ребята, попробуете составить свои загадки об облаках или написать стихи

III. Работа с загадками.

Слайд 3.

Уч. -Послушайте ещё одну загадку:

Сильнее солнца,
Слабее ветра.
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет

Дети Это туча.

Уч. Почему о туче сказано, что она “плачет”? Как вы думаете, из чего состоят облака и тучи? (ответы детей)

Слайд 4.

Из научной статьи энциклопедии

“Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристаликов льда. Когда капли и кристалики сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идёт дождь или град”

Слайд 5.

Уч. - С чем можно сравнить тучи, плывущие по небу? (ответы детей)

По небесам, оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешка течёт вода

Уч. Автор этой загадки, как и мы тоже включил сой “мысленный экран”. Какие предметы появились в его воображении?

Ответы детей..

Уч. - Большие черные грозовые облака часто заряжены.

В них возникают молнии.

Уч. – Описывая грозовое небо, художники тоже включают своё воображение. А для этого они используют краски.

Слайд 6.

IV. Работа с картиной К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”

- посмотрите на небо.

- опишите: какое оно.

- в какие цвета окрашено грозовое небо?

- с чем можно сравнить грозовые тучи?.

У. А сейчас послушайте музыкальное произведение А.Вивальди “Лето. Гроза”

(учитель включает музыкальное произведение А.Вивальди “Лето. Гроза”)

- Что вы представляете, слушая эту музыку?

- Какими звуками изображает композитор грозу?

- Какие чувства возникают у вас, глядя на эту картину?

Слайд 7.

5. Работа с картинами Ал. Адамова “Перед грозой” и “После грозы”

Уч. Посмотрите, как облака пишут современные художники

- Сравните небо перед грозой, и после грозы.

Уч. А что произошло после дождя? Что вы представили, глядя на небо?

Ответы детей..

6. Физкультминутка.

7. Наблюдение за облаками в разное время года и суток.

Слайд 8, 9, 10.

На слайдах представлены фотографии облаков, за которыми наблюдали дети в разное время суток.

Учитель читает стихотворение В. Шефнера “Миг”

Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам.
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.

Слайд10.

Когда с последними лучами уходит день и приближается ночь, природа преображается. Этот неповторимый миг отобразили в своём творчестве многие художники – пейзажисты.

Перед вами картина И. Левитана “Вечерний звон”

Какие краски взял художник, чтобы написать небо, облака? Какие чувства возникают у вас, глядя на картину?

Слайд 12

Опишите осеннее небо.

Слайд 13. - Давайте подберём слова, с помощью которых мы сможем описать облака и тучи (дети подбирают слова)

Облака

тучи

Белые

чёрные

Пушистые

тяжёлые

Воздушные

грозные

Розовые

 

Багровые

 

Лёгкие

 

Уч. – Смотрите, какие разные мы подобрали слова, чтобы описать облака и тучу. Эти слова помогут нам составить свои загадки или стихи об облаках

8. Работа с толковым словарём.

Уч. – по толковому словарю узнайте другое значение слова “облако”

Слайд 14.

Словарная статья из словаря С.И. Ожегова

облако

Сплошная масса мелких летучих частиц чего-нибудь (дыма, пыли) – переносное значение.

Слайд15.

Работа с фразеологизмами

Когда так говорят?

- С облаков упасть или свалиться.

О неожиданном появлении кого-нибудь. Используется в разговорной речи.

Слайд 16.

У. Посмотрите в словаре, какое ещё значение может иметь слово “туча”

Множество. Густая, движущаяся масса – переносное значение

Тучи мух.

Слайд17.

Когда так говорят?

Тучи собрались, нависли над кем-нибудь

(перен., о грозящей беде, неприятности)

Слайд 18.

Орфографический и графический анализ слов и прописывание об,обл, облака.

Разделите слово “облака” на слоги.

Поставьте ударение.

Назовите ударный гласный звук – [а].

Назовите безударные гласные звуки - [а] [а].

Какими буквами можно обозначать безударный гласный [а]

- Вспомните, как нужно выбрать букву при записи слова? - (подобрать проверочное слово или посмотреть в словаре)

- Какое слово можно считать проверочным?

Дети. Слово, в котором безударная гласная становится ударной. Облако.

Запишите слова облако - облака.

Слайд 19.

9. Чтение учителем стихотворения В. Маяковского.

Плыли по небу тучки. 
Тучек - четыре штучки: 
от первой до третьей - люди, 
четвертая была верблюдик. 
К ним, любопытством объятая, 
по дороге пристала пятая, 
от нее в небосинем лоне 
разбежались за слоником слоник. 
И, не знаю, спугнула шестая ли, 
тучки взяли все - и растаяли, 
И следом за ними, гонясь и сжирав, 
солнце погналось - желтый жираф.

Уч. Что вы представили?  Что вам легче было вообразить?

Д. Мы представили разные тучки. Каждая что-то изображает.  Три тучки были похожи на человечков, а четвёртая на верблюдика.

Уч. Чем пользуются художники, чтобы написать картину?

Дети.  Красками

Уч. - А чем пользуются писатели, чтобы создать художественный образ, например, описать облака, плывущие по небу? (ответы детей)

Уч. Чтобы создать художественный образ, писатели и поэты пользуются изобразительными средствами. Описывая облака, вы тоже использовали одно из этих средств. Как вы думаете, какое?

Дети. Когда мы описывали облака, мы сравнивали их с разными предметами: пушистые как вата – сравнили с ватой. Мы видели, как по небу плывут белые лебеди, или скачу белогривые лошадки.

Уч.В литературе этот приём так и называется – сравнение. Для чего автор пользуется этим приёмом? (ответы детей)

Слайд 20.

Уч. Сравнение помогает автору сопоставить два предмета или явления, для более точного, образного описания одного из них

Слайд 21.

  1. Можете ли вы сами сочинить загадки или стихи про облака? Вот как это сделали ваши сверстники.
  2. Упр .5 стр 79

Уч. Попробуйте дома придумать загадку или стишок об облаках, тучках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок закрепления изученного материала по русскому языку в 3 классе на тему "Корень слова. Однокоренные слова".  На уроке дети учатся находить в словах общую часть (корень слова), подбирать одноко...

открытый урок по русскому языку "Слова обозначающие действия предметов" 2 класс.

Урок по русскому языку во  2 классе на тему "Слова ,обозначающие действия предметов ".Программа "Школа России"....

Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?"

ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?" 2 КЛАСС УМК "ШКОЛА 2100"...

Открытый урок по русскому языку "Слова с удвоенными согласными"

Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. (ОНМ)Цель урока:Образовательная:- дать представление о словах с удвоенными согласными...