Открытый урок по русскому языку "Слова с удвоенными согласными"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. (ОНМ)

Цель урока:

Образовательная:

- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;

Развивающая:

- развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной речи, умений анализировать, формирование действий самооценки.

Воспитательная:

- воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и однокласников.

Познавательные: развитие умения слышать слова с удвоенными согласными, правильно обозначать их на письме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

УМК: «Школа России».

Класс: 2

Учитель: Цымпилова Светлана Кимовна

Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. (ОНМ)

Цель урока:

Образовательная:

- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;

Развивающая:

- развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной речи, умений анализировать, формирование действий самооценки.

Воспитательная:

- воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и однокласников.

Познавательные: развитие умения слышать слова с удвоенными согласными, правильно обозначать их на письме.

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

формирование умения правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными.

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Учебник, рабочая тетрадь.
  2. Мультимедийный проектор, ИД
  3. Презентация
  4. Карточки со слогами в конвертиках.
  5. Кружочки для самооценивания.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

 Формируемые УУД

I Организационный момент

Актуализирует требования к учащемуся со стороны учебной деятельности, создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность:

Зачитывает текст:

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтоб урок пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

Получают эмоциональный настрой на восприятие.

Положительный эмоциональный настрой учащихся

Л: возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи  мотивация.

минутка чистописания

Определение  темы и задач урока

В ходе актуализации ранее полученных знаний подводит к формулировке  новой темы:

Задаёт вопрос.

- Чтобы урок прошёл плодотворно и интересно, какими должны быть ученики?

Значит, мы всем классом должны постараться.

-Я начну,  вы продолжите речевку:

Мы – ребята просто ас,

Потому что дружный ….

- А как вы понимаете значение слова класс? Где мы можем найти значение слов? В каком словаре?

- Найдите в словаре значения слова класс (1 группа). 

- Выберите среди слов синонимы к слову класс, подходящие к речевке (2 группа).

- Вы сказали что класс – это группа, коллектив, команда (вывешивает карточки со словами на доску).

 

- Что общего во всех этих словах?

- Найдите отличие в этих словах и разделите на две группы. По какому принципу разделили?

- Запишем эти слова в чередовании с согласными: класс сс  группа пп  коллектив лл

-оцените письмо друг друга по шкале

- Кто написал отлично? Молодцы!

С помощью подводящего диалога вместе с учащимися формулируют тему урока, выстраивают план достижения цели, выбирают способ:

- как вы думаете,  какова будет тема нашего урока?

– давайте, проверим.

- абсолютно верно (Слайд 4). Тема урока  «Двойные (удвоенные) согласные».

- Тему выяснили. Теперь, опираясь на слова- помощники, давайте определим задачи нашего урока: чему будем учиться и где это нам пригодится? Это и будет план нашего урока.

- Как будем достигать поставленные задачи (работать в парах или индивидуально)?

Отвечают (активные, думающие, послушные)

Учащиеся проявляют готовность к выполнению требований учебной деятельности.

Дополняют словом класс

Отвечают на вопросы ( в словаре,

толковом словаре)

Находят значение слова в толковом словаре, и синонимичный ряд среди слов: команда, комната, коллектив, подразделение, группа, мастерство, категория (работают в группах).

Зачитывают определения из словаря.

Анализируют, делают вывод:  сущ., отвечают на вопрос ЧТО?, синонимы

Выходят  к доске и выполняют это задание с карточками (разделяют слова на группы по принципу: с удвоенной согласной и без удвоенной).

Прописывают в тетради по образцу

Оценивают написание в парах по шкалам (аккуратность, правильность)

Выдвигают  версии:

- слова,  в которых пишется две буквы.

- сверяют с доской.

Формулируют задачи, например:

УЗНАЮ,  когда писать два согласных в слове

НАУЧУСЬ писать слова, в которых есть удвоенная согласная.

СМОГУ самостоятельно писать слова с  удвоенной согласной, находить данные слова в тексте, и составлять с ними предложения.

Выбирают форму работы.

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

подбирать синонимы

безошибочно списывать текст

Р: -Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий

П (ОУД):

- поиск и выделение необходимой информации

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

П (логические): анализ объектов с целью выделения признаков

Л: смыслообразование (установление связи между целью деятельности и мотивом

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Посмотрите на слайд 6. Узнаете ли вы этих героев? Да, молодцы вы верно угадали. Это талисманы зимних олимпийских игр  в Сочи в 2014 году. Назовите этих героев.

 Известно ли вам, что в этой олимпиаде сборная России заняла 1 место   в медальном зачете и выиграла олимпиаду?  По результатам завершившихся соревнований у Российской команды 33 медали: из них  - 13 золотых наград, 11 серебряных и 9 бронзовых . И эта победа стала возможной только благодаря командному духу наших спортсменов.

Так пусть и нашим девизом станут слова: «Что одному не под силу, то легко …» (коллективу) (Слайд 7).

Объясните смысл этой пословицы.

Мы с вами будем работать командами и зарабатывать медали, как на олимпиаде (золотая медаль - за правильность выполнения заданий, за соблюдение времени, внимательность, активность на уроке.  Серебряная медаль – один-два критерия не выполнены). Оставляю за собой право в конце урока наградить самого активного ученика.

-Выберите себе талисман . Этот талисман будет являться вашим помощником. спорт.

Назовите одним словом:

1. Популярная игра на льду. (вывешивает карточки с пропусками «хо…ей») - кк,к.

2.Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку (те…ис) - н,нн.

3. Спортивный бег (кро…) – сс,с.

4. Стиль спортивного плавания (бра…) с,сс.

5. Искусственный водоем, сооруженный для плавания. (ба…ейн) – сс,с.

При написании этих слов я сомневалась. А вы знаете, как писать эти слова? Почему?

Называют: заяц, белый медвежонок и леопард.

Дополняют  пословицу. Записывают пословицу в тетрадь.

Помогают в определении критериев для награждения (За каждое выполненное верное задание, за время выполнения). 

Выбирают символ олимпиады.

Угадывают слова

 - фиксируют затруднения (мы не знаем, когда писать двойную согласную)

безошибочно списывать текст

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

П(ОУД): постановка иформулирование проблемы

П (логические): синтез (самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

IV. Поиск  решения учебной задачи.

Предлагаю самостоятельно сформулировать правило написания слов с двойными согласными. Для этого каждая группа выполнит задание:

-Вспомним правила работы в группе, в парах.

1 группа выполнят транскрипцию  слова масса, грамм; 2 группа – аллея, кроссовки.

- Что вы можете сказать о согласных в этих словах?

- Какой вывод можно сделать, когда будем писать двойную согласную?

- какой вывод можно сделать,  когда будем писать двойную согласную?

Называют правила  (не перебивать, слушать товарищей, говорить в полголоса)

Выполняют транскрипцию на листах формата А 4. И вывешивают на доску.

Формулируют вывод:

В некоторых слышится долгий согласный звук  и пишется две согласные буквы. А в некоторых слышится короткий звук, но пишется тоже две согласные буквы.

Составляют алгоритм на доске

Да                                     нет              

Пишу удвоенную             проверяю по словарю,

согласную                                          запоминаю          

                                                                                                    

выражать собственное мнение, аргументировать его

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

П (ОУД):

 - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- самостоятнельное создание алгоритмов при решении проблемы

V. Первичное закрепление знаний, с проговариванием во внешней речи.

 Физминутка с заданием

- Теперь можем выполнить задание?

-Выполним это задание, используя алгоритм

- Запишите любых два слова в тетрадь  с объяснением написания по алгоритму.

Рассказ учителя о происхождении некоторых слов. Большинство слов с двойными согласными в корне  заимствованы из других языков – греческого, латинского, французского, итальянского и др. Эти слова из словаря и их правописание нужно запомнить.

Слово «хоккей» имеет французские корни. Название игры произошло от слова «hoguet», которое означало «пастуший посох».

Слово «теннис» (от франц.) - средневековая игра «перебрасывание мяча» -(буквально «ладонь», поскольку мяч отражался ладонью). Термин «tennis» стал употребляться с 1874 г.

- Следите за указкой и запоминайте последовательность движения по цветовым пятнам.  Получившееся слово запишите с красной строки и поставьте тире.

- Давайте выделим корень в этом слове.

- Теперь  вам нужно подобрать  однокоренное слово, обозначающее признак (какой?). Какие знания вам потребуются для выполнения этого задания?

- Кто хочет это задание выполнить у доски

Как записывали однокоренное слово? Какой можно сделать вывод?

- проявляют готовность к выполнению заданий по теме.

Выбирают и с помощью магнитов  вставляют буквы в слова. Комментируют написание слов в соответствии с алгоритмом

 

Расшифровывают слово и записывают в тетрадь (класс)

- что такое прил,  сущ, однокоренные слова.

подбирают однокоренное прилагательное, записывают  как исходное слово, с удвоенной согласной.

Формулируют вывод: в однокоренных словах корни пишутся одинаково ( в однокоренных словах тоже пишем две буквы).

Класс – классный

применять правила правописания

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю

Подбирать однокоренные слова, выделять корень

VI.  Самостоятельная  работа с проверкой по эталону

Организует самостоятельную работу учащихся с самопроверкой по эталону

- эти знания вам потребуются при выполнении следующего задания. Возьмите листы с загадками, вам необходимо вставить пропущенные слова по смыслу. Подчеркнуть орфограмму «Двойные согласные».  (Приложение 1)

- а теперь проверим

Если допустили ошибку,  исправьте.

- поставьте себе отметку + или  - (если всё выполнили правильно –«5», 1-2 ошибки –«4», 3 ошибки – «3».

Выполняют задание самостоятельно 

Проверяют  по эталону.

проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Р: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

- коррекция

- оценка

VII. Обобщение и систематизация знаний

Использует новое содержание вместе с ранее изученным в условиях фронтального опроса:

Какие знания нам потребовались при выполнении этого задания?

- когда ещё мы пишем удвоенную букву?

Обобщают и делают вывод

- когда звук долгий пишем две буквы, в однокоренных словах

VIII.

Рефлексия, самооценивание

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников:

- какое задание вам было выполнять легче?

- какое труднее?

- Посчитайте, сколько медалей вы получили.

Оцените себя по шкале

- Правильность

- Активность

- Внимательность.

Вы сегодня были действительно активные, думающие, сплочённые, поэтому и урок у нас получился таким интересным и плодотворным. Спасибо вам за урок!

Проводят рефлексию своей деятельности на уроке, оценивают результаты.

П (ОУД): рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р: Оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и и что еще нужно усвоить)

IX.

Домашнее задание

- домашнее задание на выбор:

1. Творческое задание. Представьте себя корреспондентами и напишите заметку в школьную газету на тему «Олимпиада в Сочи 2014 года». Можно нарисовать рисунок или подобрать иллюстрацию к написанному, но вы должны употребить слова с удвоенными согласными.

2. Те, кто допускает ошибки, вам нужно потренироваться в написании слов на удвоенные согласные - упр.188 с.117.

                                                         Приложение 1

Он на вокзалах есть всегда,
к нему подходят поезда,
двойное р содержит он
и называется…..

На большие расстояния
мчится он без опоздания;
пишется в конце два с,
называется…

Ответ

(экспреСС)

Загадка эта нелегка:
пишусь всегда через два к;
и мяч, и шайбу клюшкой бей,
а называюсь я …

Ответ

(хоККей)

В конце двойное л пиши,
а как зовут меня, реши:
без мастера гранёным стал
блестящий, правильный …

Ответ

(кристаЛЛ)

Во мне два к, не забывайте,
таким, как я, всегда бывайте:
я точный, чистый и опрятный,
иным же словом — ….

Ответ

(аККуратный)

Турнир идёт. Турнир в разгаре. Играем мы с Андреем в паре.
На корт выходим мы вдвоём. Ракетками мы мячик бьём.
А против нас — Андрэ и Дэнис. Во что играем с ними? В …

Ответ

(Теннис)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Доброго урока! Презентацию выполнила учитель начальных классов МОУ «Гурульбинская СОШ» Цымпилова Светлана Кимовна

Слайд 2

Минутка чистописания класс сс группа пп коллектив лл

Слайд 3

Словарная работа кла сс

Слайд 4

Тема урока: Удвоенные согласные

Слайд 5

Цели урока: -будем учиться грамотно писать слова с удвоенной согласной, - вспомним правила переноса слов с удвоенной согласной.

Слайд 7

«Что одному не под силу, то легко … »

Слайд 8

1 группа выполнят транскрипцию слова масса , грамм; 2 группа аллея, кроссовки.

Слайд 9

«Словарный сундучок»

Слайд 10

Слово «хоккей» имеет французские корни. Название игры произошло от слова « hoguet »,

Слайд 11

Слово «теннис» (от франц.) - средневековая игра «перебрасывание мяча» -(буквально «ладонь», поскольку мяч отражался ладонью). Термин «tennis» стал употребляться с 1874 г.

Слайд 12

пе рр он

Слайд 14

Сегодня на уроке я узнал… Теперь я могу… Мне было сложно… Было интересно…

Слайд 15

Урок окончен. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме: «Слова с удвоенной согласной» (1 класс)

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка....

Технологическая карта открытого урока русского языка "Правописание удвоенных согласных", 2 класс, УМК "Планета Знаний"

Образовательная цель данного урока: Формирование языковой культуры. Развитие теретического мышления второклассников на основе осмысления правил правописания удвоенных согласных в корне слова.Урок разр...

Открытый урок по русскому языку по теме: «Слова с удвоенными согласными» 1 класс

Открытый урок по русскому языку по теме: «Слова с удвоенными согласными» 1 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку, 1 класс. "Согласные звуки и буквы"

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 коррекционном классе. Тема: "Согласные звуки и буквы. Буква Н"...

Открытый урок по русскому языку "«Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными»

Открытый урок по русскму языку "Правописание парных согласных на  конце слова и перед согласными", урок закрепления по данной теме с яркой презентацией....